|
Реклама
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Конечно же в формировании комплекса отличника, как и для всех других комплексов, важную роль играют индивидуальные особенности ребёнка. Сейчас не об этом речь. А речь о том, что когда комплекс отличника уже сформирован, то преодолеть (или хотя бы ослабить) его возможно только в том случае, когда переосмысление и изменение отношения к жизни и поведения произведут значимые для ребёнка люди. Поэтому запрос в стиле "вы самый лучший специалист, так что быстренько вылечите мне ребёнка от комплекса отличника" обречён не провал.
К сожалению, взрослые часто не осознают всю вредность перфекционизма, поэтому реально не желают его изживать ни в себе, ни в детях. В целом для них он является скорее предметом гордости, чем недостатком, и единственное, что им мешает до поры до времени - отдельные неудобные побочные эффекты типа повышенной тревожности.
Большая Медведица писал(а): |
На однополых близнецах отчётливо видно, что при одинаковых требованиях и отношении родителей они всё же очень разнятся по характерам. |
С близнецами, как мне кажется, вообще сложная ситуация. В паре есть ведущий и ведомый, что оказывает значительное влияние.
Но, думаю, спор уходит в сторону. Автору, в любом случае, полезно будет проанализировать свои требования к сыну.
Шумилка писал(а): | Большая Медведица писал(а): | Н.В. писал(а): | maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
Не всегда. Очень много наблюдений из жизни, когда дети в одной семье у одних родителей, но один - безбашенный растяпа, другой - перфекционист. |
Требования родителей к собственным детям могут значительно разниться. Зависит от старшинства и пола детей, а также других факторов (например, опыта, накопленного родителями, изменения их ценностей по мере взросления/старения). |
На однополых близнецах отчётливо видно, что при одинаковых требованиях и отношении родителей они всё же очень разнятся по характерам.
Большая Медведица писал(а): | Н.В. писал(а): | maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
Не всегда. Очень много наблюдений из жизни, когда дети в одной семье у одних родителей, но один - безбашенный растяпа, другой - перфекционист. |
Требования родителей к собственным детям могут значительно разниться. Зависит от старшинства и пола детей, а также других факторов (например, опыта, накопленного родителями, изменения их ценностей по мере взросления/старения).
Н.В. писал(а): | maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
Не всегда. Очень много наблюдений из жизни, когда дети в одной семье у одних родителей, но один - безбашенный растяпа, другой - перфекционист.
maschustik, меня воспитывали в том духе, что все должно быть на отлично, и любая школьная четверка была поводом для "работы над ошибками". Последствия этого воспитания - перфекционизм, повышенная тревожность, жажда тотального контроля над своей жизнью и жизнью семьи. Собственно, точно так же воспитывали и моих родителей, отсюда ноги растут, но у них-то не было умных психологических книжек про все эти заморочки, а у меня, к счастью, есть.
Своим детям я говорю, что главное - знания и интерес к ним. То есть важно найти те школьные предметы, которые нравятся, и уже в рамках этих предметов (пусть их будет 1-2-3, не более) читать доп.материалы, участвовать в олимпиадах, ходить на факультативы. Остальную школьную программу достаточно осваивать без троек в году (тройка в четверти - сигнал немного подтянуть предмет и выйти на годовую четверку).
Сын перешел в 8й класс, и с ним мы начинаем говорить о будущей специализации. Тут уже нужно начинать расставлять приоритеты, и возможно, где-то придется "забить" на тройки по непрофильным предметам, если станет сильно сложно.
maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе.
Добрый день, Forte)))
Наши дети как близнецы)))) У нас точно такая же история. Точно так же по нескольку раз проверяем портфель.
Еще гиперответственность. Для него просто чем то ужасным кажется опоздать. Уйти на больничный и не пойти в школу. Комплекс отличника распространяется не только на оценки. А и на всю жизнь. На все жизненные ситуации. Поэтому ему всегда очень тяжело психологически начать что то новое. Это было например с шахматами, когда он только начал ими заниматься.
Добавлено спустя 7 минут 1 секунду:
Зачем вообще ребенку быть отличником?
Уж лучше пусть тройки будут, зато ребенок будет чувствовать себя разным. (С)
Bella98, простите, но я не поняла смысла Вашей реплики.
Зачем вообще ребенку быть отличником?
Уж лучше пусть тройки будут, зато ребенок будет чувствовать себя разным.
Н.В. писал(а): | maschustik, как-то удивляет, что волнение у Вашего сына актуально сейчас, в середине лета, когда большинство школьников о школе и не вспоминают. |
А вы знаете, у нашего то же самое. Правда, он у нас 3 класс закончил, тоже отличник.
Не то, чтобы переживает, что получит плохую оценку, говорит, что именно волнуется. И не только по поводу учебы. Вот для примера, портфель соберет с вечера, утром еще раз в комнате проверит, выйдет в коридор - опять начинает проверять, может еще и около подъезда сделать попытку залезть в портфель и перепроверить
Перед поездкой в лагерь за неделю начинает разговоры о том, что волнуется из-за предстоящей поездки, что он не знает, какие там корпуса и какое расписание. В ночь перед отъездом может вообще долго ворочаться перед тем, как заснет. При этом он очень коммуникабельный и общается всегда без проблем и со сверстниками, и со взрослыми. Звоню в день отъезда вечером - все отлично, уже со всеми перезнакомился.
maschustik, как-то удивляет, что волнение у Вашего сына актуально сейчас, в середине лета, когда большинство школьников о школе и не вспоминают. Похоже, что-то ему обостряет ощущение тревоги.
Вы разговаривали с ним, что означает для него быть отличником, и что - не быть отличником? Что даёт ему звание отличника? Какие возможные последствия ошибок и неудач его пугают и заставляют волноваться? Как складывались его отношения с учениками и учителями в начальной школе? Как Вы и другие родственники относились к его учёбе, успехам и неудачам?
Немного о том, что Вы говорите ему "не страшно сделать неправильно". Вне зависимости от причин волнений, нужно по-другому формулировать "установку". А именно, делать это в положительном, утверждающем ключе - "ты справишься", "мы поможем и поддержим", "ты способный". Нужно проговаривать то, что будет, и не произносить "не страшно", "не трудно", "не опасно", потому что частица "не" теряется, а "страшно, трудно, опасно" в сознании задерживается и провоцирует тревогу.
А вообще было бы неплохо пока просто отвлечь ребёнка от мыслей о будущем, пусть отдыхает и от всей души увлекается всякой внешкольной ерундой. Уже потом, когда будут первые успехи или неудачи на новом месте, будет важна Ваша реакция на эти события. Причём главным образом - невербальная. Именно Вам (или папе и другим, близким родственникам, имеющим большое влияние на ребёнка) желательно суметь искренне расслабиться на предмет успеваемости, тогда и ребёнок воспримет Ваше отношение как образец для себя.
|
[Новый год]
"Дорогой Дед Мороз!": психология волшебного письма
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter" ошибки в отзывах пользователей не исправляются
|