Робостудия Аксиома

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Потешки и попевки для дошколят

Зачем нужны потешки, попевки, чистоговорки. Потешки для самых маленьких. Русские народные игры для детей.К тому моменту, когда ребенок идет в школу, то есть приблизительно к 7 годам, он уже должен связно говорить, излагать свои мысли полно и развернуто, легко выстраивая сложные предложения, без труда пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Однако этими навыками владеют далеко не все дети; многие говорят обрывочно и непоследовательно, используют мало эпитетов, а самые большие трудности вызывает необходимость пересказа.

Развлечение и обучение

Один из эффективных способов развития речи дошкольника - использование устного народного творчества. Потешки, приговорки, попевки нравятся детям самого младшего возраста: прислушиваясь к словам потешек, их ритму, мотиву, они начинают играть в ладушки, прихлопывают, притопывают, приплясывают. Это не только забавляет и радует малышей, но и развивает. Повторяя вместе с мамой стихи, потешки, чистоговорки, ребенок развивает воображение, обогащает речь.

 Огромный плюс потешек, песенок в том, что их можно использовать в любой момент времени – есть те, что тематически подходят к прогулкам, укладыванию спать, к обеду, так что они постоянно у ребенка на слуху.

Малыш их запоминает и с удовольствием начинает подражать взрослому, пытается проговаривать сначала отдельные фразы, а позднее начнет сопровождать и свои действия потешками и песенками. Например, укладывая куклу спать, будет напевать ей колыбельную. Поэтому, знакомя ребенка с новой потешкой или поговоркой желательно взять в руки игрушку, наглядно показывая все, о чем говорите.

Потешки вместо логопеда

Потешки прекрасно подходят для развития артикуляции, ведь в них часто используют звукосочетания, трудно усваиваемые детьми: шипящие, свистящие.

- Ладушки - ладушки, где были? - У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку.

- Чики - чики, кички, березовые лычки!

- Скок - поскок, сколочу мосток!

Умея различать звуковые сочетания, малыш, подражая взрослым, начинает играть словами, звуками, осваивает специфику звучания русской речи, осознает ее выразительность, образность.

 Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка…», «У нашей у бабушки десять внучат». Это не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит сопровождать текст синхронными действиями.

Звуковая культура речи - это также и способность регулировать темп, громкость, дыхание, и здесь нам помогут заклички, колыбельные, скороговорки.

Как правильно рассказывать сказки

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение также имеют сказки. Хотелось бы дать несколько советов по работе со сказками.

Вначале постарайтесь выразительно прочитать, а лучше - рассказать произведение, затем обсудите его с ребенком, останавливаясь не только на содержании, но и на использовании выразительных средств.

 Рассказ сказки очень хорошо сопровождать спектаклем домашнего театра, настольного или пальчикового. Это вызывает у малыша больше эмоций, а, как известно лучше запоминается то, что интересно.

Вначале ребенок выступает в качестве зрителя, а позже начинает принимать участие в театрализации. Сначала договаривает текст за одного из персонажей, а когда текст уже достаточно хорошо изучен, полностью произносит реплику за своего героя, пытаясь подобрать правильную интонацию.

Для работы над интонацией можно предложить ребенку, произнести текст как добрый волк, как злой волк, попроситься в теремок как лягушка, как медведь.

Пересказ по картинкам – полезный прием

Большие трудности у детей дошкольного возраста возникают с пересказыванием.

 Чтобы научить этому малыша можно использовать опорные картинки. Ребенок пересказывает, сначала опираясь на них, затем самостоятельно.

Кроме этого, вашему малышу, скорее всего, понравится рисование по мотивам сказки. После прочтения сказки предложите поработать художником-иллюстратором и нарисовать наиболее понравившийся отрывок. Затем ребенок озвучивает, что он изобразил, почему именно этот эпизод больше понравился. Так в навязчивой форме мы предлагаем пересказать отрывок сказки, а иногда и рассказать, что происходило до и после этого эпизода.

Пословицы и поговорки всегда к месту

Стоит упомянуть и такой вид устного народного творчества, как пословицы и поговорки. Их использование в повседневной жизни обогащает речь ребенка, развивает умение четко формировать мысли, кроме того - учит житейской мудрости. Пословицы и поговорки расширяют словарь малыша, включая в него слова, которых раньше ребенок не слышал.

 Когда семья собирается на прогулку, медлительному малышу можно сказать «Семеро одного не ждут». Заметив, что ребенок неаккуратно выполнил какое-то задание, мы может сказать: « Где спех, там и смех».

В лаконичной форме пословицы и поговорки помогают похвалить и подбодрить ребенка, выказать негативное отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословицы и поговорки дети очень быстро запоминают, но возникают трудности в их понимании. Объясняя ребенку смысл пословиц и поговорок, нужно объяснить сначала значение отдельных слов, только потом переходить к объяснению прямого и переносного значения всей пословицы в целом.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

16.11.2014
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Я своих деток и в начале 90-х, очень любил. И в начале 2000-х.
Мама - вот главное, связующее, в жизни ребёнка! И в моей было, пока её не стало. Я не сосунок, но мамы уже нет, и очень тяжело. Берегите мам! Берегите деток!!
Tonje (25/09/2020)
ПОТЕШКИ И ПРИБАУТКИ: В ЧЕМ РАЗНИЦА И КАК ИХ ПРИДУМЫВАТЬ

https://sibmama.ru/pribautki.htm
🐷 - Ульяна, Ульяна,
Где ты была?
- В новой деревне.
- А что видела?
- Утку в юбке,
Курицу в серёжках,
Свинью в рогожке,
Не её дороже.

🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
sirenaav (10/08/2019)
Nika'el
Мы с удовольствием играем в ладушки, а от сороки сжимает кулочки и все тут
Skydream (23/10/2016)
А мы ещё такие потягушечки поем:
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Nika'el (07/10/2016)
А мой ни в какую в ладушки не играет. Не хочет. Ему нравится меня по ладошке хлопать, а я должна руку быстрее убрать.
Скарлатина (17/09/2016)
Очень полезная тема для меня, спасибо :give_heart:
Мы любим шагать по ступенькам со словами.
Со ступеньки на ступеньку
Я шагаю помаленьку,
Выше, выше я иду
Не боюсь что упаду.
Рыбка моя (13/06/2015)
Спасибо!! Здорово!!! Так приятно знать, что русский фольклор живет в ваших домах! Как раз хорошую книжку на эту тему купила с потешками русскими! Вижу, что сын с удовольствием погружается в них!
D.Oksana (09/06/2015)
мы тоже часто в ладушки играем,а когда гуляем, на качельках качаемся, я сыну потешки разные проговариваю!
tata0409 (23/04/2015)
моему малышу нравится когда играем в ладушки с ним, и гульки когда на головку прилетели, а вот сороку-белобоку не понимает пока, пальчики не хочет загибать
спасибо огромное за статью,очень полезно и занимательно)))
burya (03/12/2014)
Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:

Приемы детского самомассажа


Fonechka (26/11/2014)
Нам такая тоже очень нравилась ЖрдщзЖ ,а еще любим эту:

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Nastya& (23/11/2014)
нам нравилось про животных
Скрытый текст:
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)

Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка , себе кисоньку, (2 раза)
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

На курочку – руки складываем щепотью и показываем, как клюет курица,
на уточку – ладонь руки проводим волнообразно, словно плывет уточка,
на индюшонка – руки в боки, поворачиваемся налево и направо.
на кисоньку – как кошка умывает усики,
На собачку – руки к голове как уши и машем ими
на поросенка – руки в кулаки, приставляем к носу и слегка вращаем, обозначая пятачок,
на коровку – делаем вид, что бодаемся, показывая рога,
На лошаденку - руками изображаем езду на лошади.
Olessia8310 (20/11/2014)
сын потешки просит повторять по несколько раз. очень нравятся.
burya (16/11/2014)
Один из эффективных способов развития речи дошкольника - использование устного народного творчества. Потешки, приговорки, попевки нравятся детям самого младшего возраста: прислушиваясь к словам потешек, их ритму, мотиву, они начинают играть в ладушки, прихлопывают, притопывают, приплясывают. Это не только забавляет и радует малышей, но и развивает!

Потешки и попевки для дошколят

1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться