/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать

прибаутки 2 классПотешка, пестушка, прибаутка, небылица — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого?

Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.

Отличие прибаутки от потешки и пестушки

Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:

Потягунюшки, порастунюшки, 
В ножки ходюнюшки, 
В роток говорок, 
А в головку разумок.

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:

И это далеко не все!

Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.

Русские народные прибаутки

прибаутки 2 класс
— Ах, как сладки гусиные лапки! 
— А ты их едал? 
— Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал.
 
***
Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба тóченая,
Позолóченная.
 
***
Анютины глазки
Купили салазки,
Сели, поехали,
К дедушке заехали:
- Дедушка, дедушка,
Что нам прикажешь?
- Садитесь в саду,
Играйте в дуду,
Чтобы бабушка вставала,
Курам зернышек давала.
 
***
- Кто ты будешь?
- Елизар.
- Куда едешь?
- На базар.
- Что везешь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
- Не ешь один,
Не ешь один!
 
***
Лиса по лесу ходила,
Зво́нки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Себе — двое,
Мужу — трое
И детишкам
По лаптишкам.
 
***
— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Кисонька-мурысонька
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
 
***
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
— Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Бурёнка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Сашу кашкой кормить.
 
***
- Куда, Миша, едешь?
Куда погоняешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
- Коров кормить.
- На что тебе коровы?
- Молока доить.
- На что тебе молоко?
- Ребят кормить.
 
***
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
 
***
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Один ворот остался.
Я медведя поймал
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Так не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
 
***
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
 
***
— Пеки блины.
— Рада бы пекла — 
да нет муки.
— Так и так пеки.
 
***
Сам на кобыле,
Жена на корове,
Ребята на телятах,
Слуги на собаках,
Кошки на лукошках.
 
***
Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Вороны в коробы,
Тараканы в барабаны,
Коза в сером сарафане,
Корова в рогоже, всех дороже.
 
***
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не нашла и едоков.
Зайчишка-трусишка По полю бежал
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел, -
Сидит, грызет.
Ай! Кто-то идет!
 
***
Стоит град пуст, а во граде куст, 
В кусте сидит старец, да варит изварец.
И прибежал к нему косой заяц и просит изварец. 
И приказал старец безногому бежать, 
а безрукому хватать, 
а голому в пазуху класть.
- Бабушка Ульяна,
Где была? – Гуляла.
- Како чудо видала?
- Курочку–рябушку
С петушком на дрожках.
 
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
 
***
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка
С цыплятами идет.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовет:
Кудах-кудах-кудах!
 
***
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
 
***
Я умница-разумница,
Про то знает вся улица:
Петух да кошка,
Брат Ермошка
Да я сама немножко.
прибаутки 2 класс
- Ульяна, Ульяна,
Где ты была?
- В новой деревне.
- А что видела?
- Утку в юбке,
Курицу в серёжках,
Свинью в рогожке,
Не её дороже.
 
***
Уж ты, Васенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.
 
***
Вот совушка-сова –
Большая голова
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит
Да и всем говорит:
- Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет.
 
***
Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?
 
***
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Они срезали по пруточку,
Они сладили по гудочку.
Вы, гуды, гуды, гудите,
Малых деток веселите.
 
***
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.
Поросята полосаты
Села баба на клюку,
Поехала к старику.
Старик Корнил
Поросят кормил.
Поросята полосаты,
Они на небо глядят.
Они на небо глядят –
С неба звездочки летят.
С неба звездочки летят,
Рассыпаются,
Поросята полосаты
Разбегаются!
 
***
Поперек Москвы
Пролегли мосты:
Ехал барин-господин,
Таракана задавил.
Увидал, зарыдал:
«Я его не видал!..»
 
***
Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
А водица далеко,
А ведёрко велико.
Наша Катя подрастёт,
Катя силы наберет,
Станет по воду ходить,
Вёдра красные носить.
 
***
Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.
 
***
Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
 
***
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
На дубу живет сова
На поляне – мурава,
На дубу живет сова,
Живет-поживает,
Скатерть вышивает:
Иголочкой тык-тык –
Не дотыкаивает;
Остренькою тык-тык –
Перетыкивает.
 
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
 
***
- Девица, девица,
Сходи за водицей!
- Рака боюсь!
Рак на болоте
В доску колотит:
Трах-тах-тах!
Страх, страх, страх!
 
***
По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.
 
 
 

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Если вы с ребенком сочиняли свои потешки и прибаутки, делитесь ими в комментариях!

Tonje

25.09.2020

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Я своих деток и в начале 90-х, очень любил. И в начале 2000-х.
Мама - вот главное, связующее, в жизни ребёнка! И в моей было, пока её не стало. Я не сосунок, но мамы уже нет, и очень тяжело. Берегите мам! Берегите деток!!
Tonje (25/09/2020)
ПОТЕШКИ И ПРИБАУТКИ: В ЧЕМ РАЗНИЦА И КАК ИХ ПРИДУМЫВАТЬ

https://sibmama.ru/pribautki.htm
🐷 - Ульяна, Ульяна,
Где ты была?
- В новой деревне.
- А что видела?
- Утку в юбке,
Курицу в серёжках,
Свинью в рогожке,
Не её дороже.

🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
sirenaav (10/08/2019)
Nika'el
Мы с удовольствием играем в ладушки, а от сороки сжимает кулочки и все тут
Skydream (23/10/2016)
А мы ещё такие потягушечки поем:
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Nika'el (07/10/2016)
А мой ни в какую в ладушки не играет. Не хочет. Ему нравится меня по ладошке хлопать, а я должна руку быстрее убрать.
Скарлатина (17/09/2016)
Очень полезная тема для меня, спасибо :give_heart:
Мы любим шагать по ступенькам со словами.
Со ступеньки на ступеньку
Я шагаю помаленьку,
Выше, выше я иду
Не боюсь что упаду.
Рыбка моя (13/06/2015)
Спасибо!! Здорово!!! Так приятно знать, что русский фольклор живет в ваших домах! Как раз хорошую книжку на эту тему купила с потешками русскими! Вижу, что сын с удовольствием погружается в них!
D.Oksana (09/06/2015)
мы тоже часто в ладушки играем,а когда гуляем, на качельках качаемся, я сыну потешки разные проговариваю!
tata0409 (23/04/2015)
моему малышу нравится когда играем в ладушки с ним, и гульки когда на головку прилетели, а вот сороку-белобоку не понимает пока, пальчики не хочет загибать
спасибо огромное за статью,очень полезно и занимательно)))
burya (03/12/2014)
Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:

Приемы детского самомассажа


Fonechka (26/11/2014)
Нам такая тоже очень нравилась ЖрдщзЖ ,а еще любим эту:

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Nastya& (23/11/2014)
нам нравилось про животных
Скрытый текст:
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)

Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка , себе кисоньку, (2 раза)
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

На курочку – руки складываем щепотью и показываем, как клюет курица,
на уточку – ладонь руки проводим волнообразно, словно плывет уточка,
на индюшонка – руки в боки, поворачиваемся налево и направо.
на кисоньку – как кошка умывает усики,
На собачку – руки к голове как уши и машем ими
на поросенка – руки в кулаки, приставляем к носу и слегка вращаем, обозначая пятачок,
на коровку – делаем вид, что бодаемся, показывая рога,
На лошаденку - руками изображаем езду на лошади.
Olessia8310 (20/11/2014)
сын потешки просит повторять по несколько раз. очень нравятся.
burya (16/11/2014)
Один из эффективных способов развития речи дошкольника - использование устного народного творчества. Потешки, приговорки, попевки нравятся детям самого младшего возраста: прислушиваясь к словам потешек, их ритму, мотиву, они начинают играть в ладушки, прихлопывают, притопывают, приплясывают. Это не только забавляет и радует малышей, но и развивает!

Потешки и попевки для дошколят

1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться