/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Потешки и попевки для дошколят

Зачем нужны потешки, попевки, чистоговорки. Потешки для самых маленьких. Русские народные игры для детей.К тому моменту, когда ребенок идет в школу, то есть приблизительно к 7 годам, он уже должен связно говорить, излагать свои мысли полно и развернуто, легко выстраивая сложные предложения, без труда пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Однако этими навыками владеют далеко не все дети; многие говорят обрывочно и непоследовательно, используют мало эпитетов, а самые большие трудности вызывает необходимость пересказа.

Развлечение и обучение

Один из эффективных способов развития речи дошкольника - использование устного народного творчества. Потешки, приговорки, попевки нравятся детям самого младшего возраста: прислушиваясь к словам потешек, их ритму, мотиву, они начинают играть в ладушки, прихлопывают, притопывают, приплясывают. Это не только забавляет и радует малышей, но и развивает. Повторяя вместе с мамой стихи, потешки, чистоговорки, ребенок развивает воображение, обогащает речь.

 Огромный плюс потешек, песенок в том, что их можно использовать в любой момент времени – есть те, что тематически подходят к прогулкам, укладыванию спать, к обеду, так что они постоянно у ребенка на слуху.

Малыш их запоминает и с удовольствием начинает подражать взрослому, пытается проговаривать сначала отдельные фразы, а позднее начнет сопровождать и свои действия потешками и песенками. Например, укладывая куклу спать, будет напевать ей колыбельную. Поэтому, знакомя ребенка с новой потешкой или поговоркой желательно взять в руки игрушку, наглядно показывая все, о чем говорите.

Потешки вместо логопеда

Потешки прекрасно подходят для развития артикуляции, ведь в них часто используют звукосочетания, трудно усваиваемые детьми: шипящие, свистящие.

- Ладушки - ладушки, где были? - У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку.

- Чики - чики, кички, березовые лычки!

- Скок - поскок, сколочу мосток!

Умея различать звуковые сочетания, малыш, подражая взрослым, начинает играть словами, звуками, осваивает специфику звучания русской речи, осознает ее выразительность, образность.

 Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка…», «У нашей у бабушки десять внучат». Это не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит сопровождать текст синхронными действиями.

Звуковая культура речи - это также и способность регулировать темп, громкость, дыхание, и здесь нам помогут заклички, колыбельные, скороговорки.

Как правильно рассказывать сказки

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение также имеют сказки. Хотелось бы дать несколько советов по работе со сказками.

Вначале постарайтесь выразительно прочитать, а лучше - рассказать произведение, затем обсудите его с ребенком, останавливаясь не только на содержании, но и на использовании выразительных средств.

 Рассказ сказки очень хорошо сопровождать спектаклем домашнего театра, настольного или пальчикового. Это вызывает у малыша больше эмоций, а, как известно лучше запоминается то, что интересно.

Вначале ребенок выступает в качестве зрителя, а позже начинает принимать участие в театрализации. Сначала договаривает текст за одного из персонажей, а когда текст уже достаточно хорошо изучен, полностью произносит реплику за своего героя, пытаясь подобрать правильную интонацию.

Для работы над интонацией можно предложить ребенку, произнести текст как добрый волк, как злой волк, попроситься в теремок как лягушка, как медведь.

Пересказ по картинкам – полезный прием

Большие трудности у детей дошкольного возраста возникают с пересказыванием.

 Чтобы научить этому малыша можно использовать опорные картинки. Ребенок пересказывает, сначала опираясь на них, затем самостоятельно.

Кроме этого, вашему малышу, скорее всего, понравится рисование по мотивам сказки. После прочтения сказки предложите поработать художником-иллюстратором и нарисовать наиболее понравившийся отрывок. Затем ребенок озвучивает, что он изобразил, почему именно этот эпизод больше понравился. Так в навязчивой форме мы предлагаем пересказать отрывок сказки, а иногда и рассказать, что происходило до и после этого эпизода.

Пословицы и поговорки всегда к месту

Стоит упомянуть и такой вид устного народного творчества, как пословицы и поговорки. Их использование в повседневной жизни обогащает речь ребенка, развивает умение четко формировать мысли, кроме того - учит житейской мудрости. Пословицы и поговорки расширяют словарь малыша, включая в него слова, которых раньше ребенок не слышал.

 Когда семья собирается на прогулку, медлительному малышу можно сказать «Семеро одного не ждут». Заметив, что ребенок неаккуратно выполнил какое-то задание, мы может сказать: « Где спех, там и смех».

В лаконичной форме пословицы и поговорки помогают похвалить и подбодрить ребенка, выказать негативное отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословицы и поговорки дети очень быстро запоминают, но возникают трудности в их понимании. Объясняя ребенку смысл пословиц и поговорок, нужно объяснить сначала значение отдельных слов, только потом переходить к объяснению прямого и переносного значения всей пословицы в целом.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

16.11.2014
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Skydream (23/10/2016)
А мы ещё такие потягушечки поем:
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Nika'el (07/10/2016)
А мой ни в какую в ладушки не играет. Не хочет. Ему нравится меня по ладошке хлопать, а я должна руку быстрее убрать.
TRIZ NSK (22/09/2016)
Здравствуйте.
Давайте поучимся составлять загадки.
Будем сами их придумывать!!!
сначала надо научится сравнивать:
Сравниваем предметы по их свойствам:
- по форме (овальный как...)
- по цвету (синий как...)
- по размеру ( толстый как....)
- на тактильном уровне (холодный как...)
- по вкусовым ощущениям (сладкий как...)
- по звуковым ощущениям (громкий как....)

далее используем фразу
____как, но______
Что получается?
Мяч он овальный как солнце, или воздушный как шарик
придумаем один вариант загадки:
Как солнце но не светит, как шарик, но не на верёвочке) ответ мяч

Вариантов составления загадок ещё много и все их мы разбираем при обучении ТРИЗ,
Составления заказдок является один из важнейших инструментов РТВ
Скарлатина (17/09/2016)
Очень полезная тема для меня, спасибо :give_heart:
Мы любим шагать по ступенькам со словами.
Со ступеньки на ступеньку
Я шагаю помаленьку,
Выше, выше я иду
Не боюсь что упаду.
Рыбка моя (13/06/2015)
Спасибо!! Здорово!!! Так приятно знать, что русский фольклор живет в ваших домах! Как раз хорошую книжку на эту тему купила с потешками русскими! Вижу, что сын с удовольствием погружается в них!
D.Oksana (09/06/2015)
мы тоже часто в ладушки играем,а когда гуляем, на качельках качаемся, я сыну потешки разные проговариваю!
tata0409 (23/04/2015)
моему малышу нравится когда играем в ладушки с ним, и гульки когда на головку прилетели, а вот сороку-белобоку не понимает пока, пальчики не хочет загибать
Оксана Хрулева (19/04/2015)
Мой сынок не слушает потешки, сказки и прочий фольклор не из чьих уст. По этой самой причине я не могу его ни с кем оставить больше, чем на на час-полтора. Недавно придумала, что можно записать аудио-сказки голосом свои голосом. Хочу попробовать, может такая "отвлекалка" будет подольше срабатывать?
[отмодерировано]
ЕвгенияИгоревна (19/04/2015)
спасибо огромное за статью,очень полезно и занимательно)))
burya (03/12/2014)
Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:

Приемы детского самомассажа


изображение
Fonechka (26/11/2014)
Нам такая тоже очень нравилась апплодисменты ,а еще любим эту:

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Nastya& (23/11/2014)
нам нравилось про животных
Скрытый текст:
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)

Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка , себе кисоньку, (2 раза)
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,

Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

На курочку – руки складываем щепотью и показываем, как клюет курица,
на уточку – ладонь руки проводим волнообразно, словно плывет уточка,
на индюшонка – руки в боки, поворачиваемся налево и направо.
на кисоньку – как кошка умывает усики,
На собачку – руки к голове как уши и машем ими
на поросенка – руки в кулаки, приставляем к носу и слегка вращаем, обозначая пятачок,
на коровку – делаем вид, что бодаемся, показывая рога,
На лошаденку - руками изображаем езду на лошади.
Olessia8310 (20/11/2014)
сын потешки просит повторять по несколько раз. очень нравятся.
burya (16/11/2014)
Один из эффективных способов развития речи дошкольника - использование устного народного творчества. Потешки, приговорки, попевки нравятся детям самого младшего возраста: прислушиваясь к словам потешек, их ритму, мотиву, они начинают играть в ладушки, прихлопывают, притопывают, приплясывают. Это не только забавляет и радует малышей, но и развивает!

Потешки и попевки для дошколят

изображение
@Берегиня@ (11/09/2014)
А мне вот такая статья интересная попадалась про пестование
Скрытый текст:
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…

Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.

Пестование
Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.



А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки — ходунюшки,
Рученьки — хватунюшки.
В роток — говорок,
А в головку — разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.
Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Ладушки
Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, “запрятанный” в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. “Потому-то, — говорят они, — у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.
- Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.
- Пили простоквашку! — еще раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!
Три колодца
Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться