|
Музыкальная школа: а что потом?
Несколько слов о карьере музыканта
Учебный год начался, в том числе и в ДМШ. И среди юных музыкантов, помимо радости от встречи с музыкой и учителями, нередко слышатся стоны: "некогда заниматься", "много уроков, не хочу на сольфеджио"... А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?
Что она ему даст? Чем сможет в будущем заниматься выпускник ДМШ, продолжив учиться музыке профессионально? А какие возможности даст в дальнейшем освоенная программа «музыкалки» тому, кто выберет другую профессию?
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.
Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.
Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным
Например, выступать в самодеятельном оркестре – в таком, скажем, как прославленный оркестр народных инструментов ДК «Академия», много лет выступающий на достаточно серьезных площадках. Или как академические хоры НГТУ и НГУ, в которых поют и профессора, и научные сотрудники, и пенсионеры, и студенты… Подобных коллективов существует много, и участие в них действительно может стать серьезной частью жизни, с друзьями, репетициями, гастролями и праздниками…
" Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.
Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.
Можно сделать музыку профессией или ее частью
Не все, вероятно, знают, что обучение музыке входит в обязательную программу обучения учителя начальных классов в педагогических институтах и колледжах, воспитателя детского сада - даже если студент раньше вообще не подходил ни к одному инструменту. Так что тут знакомство с фортепиано и хором окажется очень кстати.
" И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!
Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.
«Чисто» музыкальное образование – что дальше?
Но, предположим, все серьезно! ДМШ окончена на круглые пятерки, вдобавок имеется стопочка лауреатских дипломов с конкурсов всех уровней, и выпускник «музыкалки» намерен продолжать обучение уже профессионально. Что его может ожидать в дальнейшем?
Парадокс, но, если спросить учащихся музыкального колледжа, кем они видят себя через несколько лет, только меньшинство ответит – «преподавателем ДМШ». В то время, как учат их в первую очередь именно этой профессии, и... работает большинство выпускников именно там! Видимо, в 16-18 лет ещё трудно представить себя учителем фортепиано или скрипки, хотя, на самом деле, это совершенно необыкновенная профессия – тут и творчество, и наставничество, и общение один на один!
Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:
- преподаватель колледжа или вуза, методист и т.п.;
- музыкант в оркестре (филармонии, оперного театра, театра оперетты, радио и телевидения...);
- солист (филармонии, оперы и т.д.) – понятно, что это путь очень немногих;
- руководитель народного коллектива – оркестра, хора при вузах, домах культуры;
- звукорежиссер;
- саундпродюсер, пишущий музыкальные треки к видео, фильмам, передачам...
- «свободный музыкант» - от выступающих на мероприятиях и разных площадках по приглашению до «стритующих» на улицах и в переходах метро.
Понятно, что этот ряд можно продолжать.
" Так, очень востребованной в последнее время стала работа педагога в сфере дополнительного образования – в вокальных студиях, различных «развивалках» для малышей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития.
Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и... министры культуры!
Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.
Поэтому тем, кто хочет, чтобы музыка стала делом его жизни, можно дать такой совет: «Да, идите и учитесь дальше! Но только в одном случае – если без музыки вы не можете жить».
Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 30.09.22
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Музыкальное образование – это не только освоение какого-либо инструмента. Это, прежде всего, развитие логики, умственных способностей, эрудиции, эмоциональной сферы, памяти, усидчивости, внимательности, умения нестандартно мыслить, быстро принимать правильное решение.
Поэтому можно ответить на вопрос лаконично и кратко – да, нужно отдавать детей в музыкальную школу/курсы!
Сергей (Гость)
Ах, Сергей, как Вы здорово, от души, повествовали о своей музыкальной жизни! Спасибо за искренность!
О таких вещах должен знать каждый ученик, занимающийся музыкой!
Мари (Гость) писал(а): | Музыкальная школа занимается натаскиванием учащихся : вызубривается какая нибудь пьеса для исполнения на очередном концерте ...никакого творческого развития ребенок не получает , многие преподаватели преклонного возраста с кучей болячек, да еще и инвалиды ... |
Я с Вами не согласна, дети да выучивают классические произведения и доводят их до идеала , для сдачи экзамена или подготовки к конкурсу. Но если ребёнок музыкальный - он может в свободное время придумывать свою музыку, скачивать понравившиеся ноты композиции и играть их или просто подбирать на слух. Мой сын учится в музыкальной школе в 6 классе так и делает. Конечно он как большинство детей не особо любит заниматься, но не хочет бросать музыкальную школу , понимает что она ему дала и даёт. А если к ней относиться как к натаскиванию, то конечно она не нужна.
Музыкальная школа занимается натаскиванием учащихся : вызубривается какая нибудь пьеса для исполнения на очередном концерте ...никакого творческого развития ребенок не получает , многие преподаватели преклонного возраста с кучей болячек, да еще и инвалиды ...
Музыкалка не обязательна для будущей карьеры... это просто круто влияет на развитие личности - как интеллектуально, так и духовно и культурно. Сама себя вспоминаю - огромное спасибо родителям, что меня туда устроили. И не дали бросить в подростковом возрасте)
за ,против.....все это индивидуально очень. и педагог какой попадётся и собственный настрой.но однозначно то,что музыкальная школа дает возможность какой-то работы индивидуально с Вашим ребёнком.и бесплатно. а преподы музыкалки порой и психологи и жилетки для слез,и жесткая рука,которая вытянет все умения....навряд учитель математики будет вникать в мир конкретного ребенка,если у него 30 человек в классе.ну и выучить стих сможет любой ребенок,а сыграть даже элементарщину на инструменте-ребенок не обучающийся-не сможет. выучить музыкальное произведение-это другие связи в мозгу работают,а значит и развиваются,а это помогает голове работать лучше,разноплановее....ну можно еще языком и шахматам заниматься....да мало ли....
Добрый день!
Кто-нибудь может что-то сказать о музыкальном лицее (СПб) и школе "Тутти" (СПб). Как поступить, как учат, куда потом можно поступить с таким образованием?
Я все же ЗА музыкальную школу. Сын закончил - 6 лет на гитаре, около 10 лет когда было пошел учиться. Учился без фанатизма, просто как вторая школа была у него. При этом еще и в оркестре был. Пока учился в музыкалке и параллельно в др кружках, то был постоянно занят, в обычной школе тоже хорошо учился. А как музыкалку закончил в 9-м классе, так все. Куча времени свободного стало и сразу в комп. игры с друзьями стал рубиться постоянно. Гитару с тех пор как закончил музыкалку в руки не брал, но какие его годы, лучше владеть инструментом и вернуться к нему если будет желание, чем не владеть.
Дочь тоже в музыкалку пошла. На флейту. Ходит второй год, не сказать чтобы в восторге, но пока учится. При чем ей сначала не нравился хор, прям совсем. Потом поменялся преподаватель, теперь хор любимый предмет и сольфеджио ( один и тот же преподаватель там), а вот на флейте трудновато с преподавателем дело идет
Очень важно попасть к хорошему преподавателю - 80% успеха
Мне кажется музыкалка для развития ребенка отлично подходит, а особенно если ребенку нравится.
1й год. Вау, музыка! Класс! Ноты - за неделю, программу года - за пару месяцев. Дома драка из-за инструмента. Вся семья ходит на школьные концерты.
2й год. Вердикт педагога: "Дети должны участвовать в конкурсах!". Вся семья на подхвате, учим ноты и отличия прелюдии от фуги на старости лет. На всех куплен абонемент "симфоническая музыка" на год.
3й год. Девиз педагога: "Что бы вы ни делали - надо лучше!" Дипломанты и лауреаты конкурсов.
4й год. Девиз педагога: "Вы - тупицы, но когда-нибудь до вас дойдет!" Лауреаты международных конкурсов.
5й год. Сын: что, опять конкурсы?! В ноябре бросает школу. Дочь учит задней левой программу, по принципу: "делаю видимость учебы". Видимость - успешна. К концу года понимает, что за год было препарировано всего четыре этюда и четыре произведения, названия которых она забывает сразу же после (а иногда до) экзамена. За лето к инструменту не подходит. Сын обходит школу по радиусу в 1 км. За инструмент не садится.
6й год. Дочь: "И куда я впихну все эти дополнительные часы по сольфеджио, литературе и по хору? Боже, два часа хора вместо одного!" После некоторых колебаний, я пишу заявление, что забираю ее из школы. Через неделю осознаю: как я счастлива, что музыкалка для меня закончилась!
Друг семьи, закончивший музыкалку 20 лет назад и ни разу с тех пор не садившийся за инструмент: "А, все-таки, это было хорошее время!" (шепотом: мне тоже говорили, что я тупица, и только спустя десять лет я понял, что педагог был прав).
Все хорошо, пока у ребенка есть способности к музыке. Когда их нет, а его пытаются учить по общей программе и гнобят за то, что у него почти ничего не получается, то никакой любви к музыке вы не получите, вы получите невротика с ненавистью к любому музыкальному инструменту и нежеланием вообще учиться чему-либо. Тут надо или брать индивидуального педагога, причем не обычного, а именно для проблемного ребенка, либо прекращать эти пытки и отдавать ребенка куда-то еще, где у него будет получаться. Есть и третий способ, так скажем, химический, но сюда его писать нельзя, во избежание.
"За"! Только "за"). Все трое моих ходили в "музыкалку" и закончили). Приводила их к учителю и говорила, что мы для себя, для развития!) Обучение там не только развивает мелкую моторику и мозги, но и искореняет множество комплексов! Ребенок, вышедший на сцену, никогда не побоится потом отвечать у доски. А чувство локтя и коллективизма в оркестрах и хорах!!! А чувство ответственности!! А слово "надо", когда уже не можешь?).... Доходят до выпуска самые сильные духом!). Да что там говорить- у нас в школе обучались дети с ДЦП И астматики! Отдавайте деток на духовые, если есть проблемы с дыханием- помогает! Только "за"!
Средняя дочь очень музыкальная. С 5 лет занимается вокалом, сейчас ей почти 12лет.
С прошлого года попросила ее записать в муз.шк. Сдала экзамен, зачислена по классу фортепиано. Приобрели электронный инструмент, чтобы занимаясь ни кому не мешать ( можно в наушниках).
Ей очень повезло с учителями! Учится с большим удовольствием, очень успешна! В школу ходит с большим желанием и интересом.
Летом очень ждала занятий, разбирала произведения, чем очень порадовала учителя.
Старшая играет на гитаре. Училась не в муз шк, а в студии банрдовской песни, просто для себя.
Младшая дочка тоже музыкальная. Хочет в муз.школу уже сейчас)) пока 4 годика.
И что вас сказать за музыку….))) Мое детство прошло в военном городке. Отец служил Отечеству, Мама работала в сельской библиотеке. Музыкального образования никто не имел. Обычное детство, ребёнка в отдаленном военном гарнизоне. Счастливое).. Когда я учился в 3-м классе СШ, неподалёку (15 км) открылась музыкальная школа. В этом радиусе, был проведен рекрутский набор учеников в оную)). На вступительном экзамене я что то удачно отстучал и на одной ноте спел акапельно «Катюшу»(мама впоследствии говорила, что ей было стыдно как я продудел эту песню))). На класс фортепиано меня не взяли , видимо из за бесперспективности)) Но для массовки записали по классу аккордеона. Эйфория прошла быстро. Да ещё с педагогом не повезло(( Короче, на втором году я втихаря решил закончить своё обучение и перестал ходить на занятия. Длилось это около месяца. Потом я был разоблачён, выпорот и водворен в лоно Святой ДМШ))) Отдать должное, директор школы проникся и взял меня к себе в класс(по счастливой случайности он преподавал тоже по классу аккордеона). Без восторга, но спокойно я закончил ДМШ, сдал выпускной, получил Свидетельство об окончании, которое и вручил торжественно маме, со словами «Мамочка, ты очень хотела, а я обещал! Вот тебе Свидетельство, но больше, аккордеон я в руки не возьму. Никогда. В школе обычной я закончил 8-й класс. Слово своё я не сдержал)) В 9-м классе, с пацанами решили организовать ВИА. За полгода освоил гитару. Стали играть на школьных вечерах. Оказывается у меня прорезался голос)). Потом было ВВМУ. После 1-го курса приехав на каникулы домой, увидел в кладовке запылившийся футляр с аккордеоном. Достал. Не поверите-полилось. Это при том что во время учебы в ДМШ на слух подобрать ничего не мог))) Потом, уже в училище продолжил играть в ВИА на танцах. Оччень нравилось. С тех пор трепетно отношусь к музыке. Она со мной всегда. Давно живу)) Когда служил на флоте (Североморск), обучил игре на гитаре 8-10(?) детей друзей. Практически все продолжили))) Вот такие шутки от музыки))) Да и ещё. Вообще то я чистый технарь, по жизни. Точные науки всегда были на отлично!) Где то прочитал , что во времена Декарта, музыка была разделом математики. Может быть поэтому и с точными науками все было ОК. Заканчивая, хочу сказать - музыкальное образование должно быть. Спасибо моим родителям и педагогам за терпение(особенно отцу, что выпорол!)) Жалею только, что окончил не по классу фортепиано (( Правда… Но синтезатор Yamaha, дома есть освоил))) Как то так…
Это мнение, что музыкалка - это трудно и тяжело - подогревалась и поддерживалась определенными чиновниками и их единомышленниками из, как ни странно, из числа педагогов музыкальных школ. Сейчас эти чиновники перешли на другие должности, и разговоры постепенно сходят на нет. Родители начали понимать, что их дети получают бесценный опыт, и готовы бороться за концепцию, за существование музыкальных школ. А теперь, когда музыкальные школы получили особый статус, очень хочется надеяться, что педагоги перестанут быть просто поставщиками образовательных услуг
|
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter" ошибки в отзывах пользователей не исправляются
|