/О детях/Школа/Другая школа

5 слов в защиту музыкальной школы

5 слов в защиту музыкальной школы
В последнее время среди большинства родителей стало, похоже, хорошим тоном заявлять о том, что музыкальная школа – это многолетние муки, что они ни за что не отдадут свое чадо в такую кабалу. Ну, а если уж ребенок изъявил желание – гораздо эффективнее и приятнее брать частные уроки. 
 
Есть и другая, меньшая, категория родителей. Они как раз уверены, что ДМШ – необходимое дополнение к школьному образованию. И рассматривают обучение в ней как сверхважную задачу, ставя занятия музыкой на первое место, забывая и о школьных уроках, и об отдыхе. Особенно часто попадают в эту ловушку семьи, детям в которых повезло учиться у знаменитых, успешных и требовательных педагогов. Такой подход оправдан, но только в том случае, когда вы уверены – ваш ребенок свяжет свою жизнь именно с музыкой! Что, во-первых, встречается сравнительно редко (из выпускников ДМШ продолжают обучение в среднем не более 10%), а во-вторых, очень сложно прогнозируемо, если юному дарованию всего 6-7 лет…

Попробую рассказать о плюсах музыкальной школы, исходя из своего опыта. Так ли она страшна, как кажется, и кому действительно необходима?


Зачем вообще нужна «эта музыкалка»? 
 

1. Учиться качественно и недорого
 

Система российских музыкальных школ, хотя и создавалась в прошлом столетии именно для выявления и подготовки профессиональных музыкантов, сегодня – уникальная по своей доступности возможность получить качественное дополнительное образование.
" Подобных школ такого уровня нет в большинстве стран мира, в этом отношении российским детям и родителям завидуют многие! 
Обучение в ДМШ официально бесплатное; и хотя, конечно, школы вынуждены, чтобы нормально функционировать, собирать «добровольные родительские взносы», обычно это суммы, вполне приемлемые для большинства семей. 
 

2. Общаться с единомышленниками
 

В музыкальной школе учится много ребят, с разными способностями и характером. А значит, ваш юный музыкант легко найдет себе компанию единомышленников, понимающих сложности и радости, связанные с музыкой. Кроме того, регулярно слышать, как играют другие – и те, кто младше, и те, кто старше, и более «слабые», и самые талантливые – бесценный опыт для обучения музыке. Ты понимаешь, что все разные, и в то же время – что при желании и упорстве нет ничего невозможного!

5 слов в защиту музыкальной школыИ еще одно огромное преимущество массового обучения музыке – возможность совместного музицирования.
" Начиная от дуэтов и заканчивая оркестром и хором, любой опыт участия в ансамбле бывает очень интересен, и чаще всего именно с ним связаны лучшие воспоминания о годах учебы в ДМШ.
 

3. Оценивать свое развитие
 

В музыкальной школе есть определенная учебная программа. Именно это пугает многих мам и пап – что это такое, с первого класса уже экзамены дважды в год, да еще зачеты, контрольные уроки… И все же, на мой взгляд, это скорее благо для обучения. 
В самом деле, как, казалось бы, замечательно: учишь произведение по своему выбору (например, исключительно вальсы или джаз), тратишь на него столько времени, сколько понадобится, хоть пару лет. И никаких двоек! 

Однако на самом деле программа ДМШ довольно гибкая. Педагог всегда смотрит на уровень подготовки ребенка. В одном и том же классе могут учиться на пятерки и тот, кто побеждает в конкурсах, и тот, кто честно одолевает несложные пьесы. А вот система экзаменов (точнее, академконцертов) и технических зачетов позволяет наглядно видеть, что ты не стоишь на месте, что преодолен еще один этап. 
 

4. Выступать перед публикой
 

Еще один момент, связанный с обучением в ДМШ вообще и особенно с экзаменами - это возможность регулярно выступать на сцене. Это опыт, который пригодится каждому: застенчивому публичные выступления помогут поверить в себя, а артистичному от природы дадут отличную возможность самовыражения.
" В любом случае выступление на концерте - это куча эмоций и чувство удовлетворения.
Кстати, ещё и отличный способ почувствовать, что результат твоего труда ценен и кому-то важен!
 

5. Петь, аккомпанировать и понимать музыку
 

Наконец, мы добрались до тех плюсов обучения в музыкальной школе, которые многие как раз считают жирными минусами – наличия теоретических предметов и хора.

Про пользу и удовольствие участия в хоре или заменяющем его оркестре мы уже поговорили выше. Кроме радости от совместного творчества, это еще и возможность интересных выступлений, поездок, участия в фестивалях. Далеко не каждый из учеников ДМШ станет лауреатом конкурса как солист – а в коллективе это не редкость. Упомяну еще, что, по данным психологов, люди, регулярно поющие в хоре, гораздо меньше поддаются чужому манипулированию и гипнотическому воздействию – удивительно, но факт. 

Сольфеджио пугает мам и детей уже своим непонятным названием. Содержание и термины тоже кажутся абстрактным и отвлеченным от реальности. На самом же деле, его цель проста и понятна.
" Человек, освоивший курс сольфеджио, легко (и чисто) споет незнакомую мелодию по нотам, сможет подобрать к мелодии аккомпанемент, ему будет намного легче разобрать, например, на фортепиано новое произведение.
Сольфеджио учит тому, как устроена музыка, и развивает музыкальный слух. А вся теоретическая часть, если не впадать в панику от звучания слов «квинтсекстаккорд» и «альтерация», поверьте, совсем не так уж сложна.

Ну, а уж курс музыкальной литературы полезен был бы вообще любому из нас – просто для того, чтобы научиться слушать, любить и понимать классическую музыку, познакомиться поближе с великими композиторами.

Если ваша специальность не фортепиано, то, как правило, в программу входит еще обучение и на этом инструменте (хотя возможны варианты, от его отсутствия до выбора любого другого инструмента). Курс общего фортепиано, где не требуется виртуозной игры, а лишь предлагается освоить ее основные навыки, очень пригодится музыканту любой специальности. Правда, не все готовы приобрести громоздкий инструмент… Ну, в крайнем случае на помощь придет электронное пианино, которых сейчас продается множество. 
 

Как учиться с удовольствием?
 

5 слов в защиту музыкальной школыРискну дать несколько советов. В основном они для тех родителей, кто опасается перегрузить детей или слишком давить на них, и для тех, чьи чада не горят желанием провести 7 лет в стенах ДМШ.
" Ведь если ваш ребенок бежит туда вприпрыжку и учится на пятерки – значит, в советах нет нужды! 
 

1. Правильно выбирайте специальность

Очень важен выбор специальности, то есть инструмента, на котором будет играть ребенок (а может быть, его специальностью станет вокал или хоровое пение). Если сам юный музыкант твердо решил учиться играть на гитаре/скрипке/балалайке, к этому точно стоит прислушаться. Но если вы знаете, что ваш малыш достаточно нагружен и вне стен ДМШ, или весьма неусидчив, то вряд ли стоит выбирать скрипку или виолончель: это инструменты, требующие долгой кропотливой работы, серьезные успехи будут заметны не сразу. А физически слабым, небольшого роста детям лучше подождать с занятиями на медных духовых. 

Кстати, если вы решили заниматься на любом духовом инструменте, не будет лишним узнать мнение невролога – у его пациентов бывают к этому противопоказания.
 

2. Общайтесь с педагогом

Конечно, как и в обычной школе, в музыкальной очень многое зависит от конкретных педагогов, от их профессионализма. И даже сильнее зависит: ведь в ДМШ ребенок проводит много времени наедине с учителем по специальности, а значит, взаимопонимание очень важно.

" Рецепт у меня, как у родителя, только один: не принимать как должное конфликты ребенка с учителем, его слезы и обиды.

Вполне можно и нужно вмешиваться, в крайнем случае – попросить о смене педагога. К счастью, похоже, что сегодня из музыкальных школ постепенно уходит распространенный в советские годы стиль жесткого натаскивания, и ситуации «ненахождения контакта» с педагогом встречаются довольно редко. Вообще, то, как сложатся отношения учителя и ученика – непредсказуемо, и от работы одного и того же педагога у его учеников порой бывают противоположные впечатления.
 

3. Меньше, но чаще

В занятиях дома важна скорее регулярность, а не длительность. Проще говоря, если первоклассник не может или не хочет целый час провести за инструментом – пусть позанимается 20 минут, но ежедневно и качественно, не отвлекаясь. А потом незаметно это время будет увеличиваться – программа-то становится объемнее!
 

4. Не пугайте ребенка ожиданиями

" Не нужно настраиваться (и неизбежно передавать свой настрой ребенку) на то, что «музыкалка» - это ужас как сложно.
Во-первых, это не так. Во-вторых, если подходить ко всему пройденному с установкой «о, как интересно!», сложности станут еще менее заметны. Но, разумеется, обучение музыке – процесс небыстрый и непростой, и настраиваться на длительную систематичную работу все же надо. Если что-то осталось непонятным, разбираться надо сразу же!
Правда, в то же время не стОит и ждать того, что уже через пару месяцев ваше юное дарование будет давать концерты. Нет, конечно, в кругу семьи, «Петушок» и «Андрей-воробей»… Но в целом – наберитесь терпения.


5. Не сдавайтесь сразу

Тут мы подошли к самой распространенной проблеме, с которой, поверьте, сталкивается в той или иной степени большинство детей и родителей. Она называется «кризис средних классов». Вызван этот кризис тем, что через несколько лет юный ученик подустал от этюдов, упражнений и детских пьесок, но еще не вышел на более высокий уровень, когда ноты начнут легко складываться в мелодии и аккорды, и станут «по зубам» серьезные, сложные и красивые произведения.
" Удивительно, но этот кризис настигает обычно именно накануне серьезного рывка в технике исполнительства и в понимании музыки.
У более продвинутых учеников это случается раньше, у более слабых позже, но в среднем – на третьем-четвертом году обучения (у пианистов, в силу специфики инструмента, раньше, чем у скрипачей и виолончелистов). 
Что же делать? Просто пережить, как любой кризис, не торопиться все бросать. Очень помогает договориться, что, если сын или дочка твердо решили закончить свою учебу в ДМШ, вы согласны, но... ровно через год. В большинстве случаев, если нет каких-то иных причин (например, конфликтов), через год мнение ребенка круто меняется.
 
Как мама пятерых детей и в то же время музыкант, выскажу личную точку зрения. Да, музыкальная школа – это не непременное условие гармоничного развития ребенка. Она не всем нужна и действительно бывает не всем по силам (хотя гораздо реже, чем кажется родителям). 
Но в то же время – обучение в ней может быть полезным практически каждому ребенку, и тому, кто станет солистом филармонии, и тому, кто просто научится петь без фальшивых нот, играть «Элизе» и узнает, чем отличается соната от симфонии.  
 
Юлия Воронцова,
11.10.19,
обновлено 24.08.21
фото из открытых источников
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Yellow Pink (28/03/2023)
Музыкальное образование – это не только освоение какого-либо инструмента. Это, прежде всего, развитие логики, умственных способностей, эрудиции, эмоциональной сферы, памяти, усидчивости, внимательности, умения нестандартно мыслить, быстро принимать правильное решение.

Поэтому можно ответить на вопрос лаконично и кратко – да, нужно отдавать детей в музыкальную школу/курсы!
Сергей (Гость)
Ах, Сергей, как Вы здорово, от души, повествовали о своей музыкальной жизни! Спасибо за искренность!
О таких вещах должен знать каждый ученик, занимающийся музыкой!
сказка* (11/01/2023)
Мари (Гость) писал(а):
Музыкальная школа занимается натаскиванием учащихся : вызубривается какая нибудь пьеса для исполнения на очередном концерте ...никакого творческого развития ребенок не получает , многие преподаватели преклонного возраста с кучей болячек, да еще и инвалиды ...

Я с Вами не согласна, дети да выучивают классические произведения и доводят их до идеала , для сдачи экзамена или подготовки к конкурсу. Но если ребёнок музыкальный - он может в свободное время придумывать свою музыку, скачивать понравившиеся ноты композиции и играть их или просто подбирать на слух. Мой сын учится в музыкальной школе в 6 классе так и делает. Конечно он как большинство детей не особо любит заниматься, но не хочет бросать музыкальную школу , понимает что она ему дала и даёт. А если к ней относиться как к натаскиванию, то конечно она не нужна.
Музыкальная школа занимается натаскиванием учащихся : вызубривается какая нибудь пьеса для исполнения на очередном концерте ...никакого творческого развития ребенок не получает , многие преподаватели преклонного возраста с кучей болячек, да еще и инвалиды ...
Irina_sb (11/01/2023)
Музыкалка не обязательна для будущей карьеры... это просто круто влияет на развитие личности - как интеллектуально, так и духовно и культурно. Сама себя вспоминаю - огромное спасибо родителям, что меня туда устроили. И не дали бросить в подростковом возрасте)
Jane72 (01/07/2022)
за ,против.....все это индивидуально очень. и педагог какой попадётся и собственный настрой.но однозначно то,что музыкальная школа дает возможность какой-то работы индивидуально с Вашим ребёнком.и бесплатно. а преподы музыкалки порой и психологи и жилетки для слез,и жесткая рука,которая вытянет все умения....навряд учитель математики будет вникать в мир конкретного ребенка,если у него 30 человек в классе.ну и выучить стих сможет любой ребенок,а сыграть даже элементарщину на инструменте-ребенок не обучающийся-не сможет. выучить музыкальное произведение-это другие связи в мозгу работают,а значит и развиваются,а это помогает голове работать лучше,разноплановее....ну можно еще языком и шахматам заниматься....да мало ли....
Добрый день!
Кто-нибудь может что-то сказать о музыкальном лицее (СПб) и школе "Тутти" (СПб). Как поступить, как учат, куда потом можно поступить с таким образованием?
Ялт@ (08/11/2021)
Я все же ЗА музыкальную школу. Сын закончил - 6 лет на гитаре, около 10 лет когда было пошел учиться. Учился без фанатизма, просто как вторая школа была у него. При этом еще и в оркестре был. Пока учился в музыкалке и параллельно в др кружках, то был постоянно занят, в обычной школе тоже хорошо учился. А как музыкалку закончил в 9-м классе, так все. Куча времени свободного стало и сразу в комп. игры с друзьями стал рубиться постоянно. Гитару с тех пор как закончил музыкалку в руки не брал, но какие его годы, лучше владеть инструментом и вернуться к нему если будет желание, чем не владеть.

Дочь тоже в музыкалку пошла. На флейту. Ходит второй год, не сказать чтобы в восторге, но пока учится. При чем ей сначала не нравился хор, прям совсем. Потом поменялся преподаватель, теперь хор любимый предмет и сольфеджио ( один и тот же преподаватель там), а вот на флейте трудновато с преподавателем дело идет :aga-aga:
Очень важно попасть к хорошему преподавателю - 80% успеха :aga-aga:

Мне кажется музыкалка для развития ребенка отлично подходит, а особенно если ребенку нравится.
Гость (01/11/2021)
1й год. Вау, музыка! Класс! Ноты - за неделю, программу года - за пару месяцев. Дома драка из-за инструмента. Вся семья ходит на школьные концерты.
2й год. Вердикт педагога: "Дети должны участвовать в конкурсах!". Вся семья на подхвате, учим ноты и отличия прелюдии от фуги на старости лет. На всех куплен абонемент "симфоническая музыка" на год.
3й год. Девиз педагога: "Что бы вы ни делали - надо лучше!" Дипломанты и лауреаты конкурсов.
4й год. Девиз педагога: "Вы - тупицы, но когда-нибудь до вас дойдет!" Лауреаты международных конкурсов.
5й год. Сын: что, опять конкурсы?! В ноябре бросает школу. Дочь учит задней левой программу, по принципу: "делаю видимость учебы". Видимость - успешна. К концу года понимает, что за год было препарировано всего четыре этюда и четыре произведения, названия которых она забывает сразу же после (а иногда до) экзамена. За лето к инструменту не подходит. Сын обходит школу по радиусу в 1 км. За инструмент не садится.
6й год. Дочь: "И куда я впихну все эти дополнительные часы по сольфеджио, литературе и по хору? Боже, два часа хора вместо одного!" После некоторых колебаний, я пишу заявление, что забираю ее из школы. Через неделю осознаю: как я счастлива, что музыкалка для меня закончилась!

Друг семьи, закончивший музыкалку 20 лет назад и ни разу с тех пор не садившийся за инструмент: "А, все-таки, это было хорошее время!" (шепотом: мне тоже говорили, что я тупица, и только спустя десять лет я понял, что педагог был прав).
Все хорошо, пока у ребенка есть способности к музыке. Когда их нет, а его пытаются учить по общей программе и гнобят за то, что у него почти ничего не получается, то никакой любви к музыке вы не получите, вы получите невротика с ненавистью к любому музыкальному инструменту и нежеланием вообще учиться чему-либо. Тут надо или брать индивидуального педагога, причем не обычного, а именно для проблемного ребенка, либо прекращать эти пытки и отдавать ребенка куда-то еще, где у него будет получаться. Есть и третий способ, так скажем, химический, но сюда его писать нельзя, во избежание.
ТЕАМА (01/10/2021)
Гость (27/09/2021)
"За"! Только "за"). Все трое моих ходили в "музыкалку" и закончили). Приводила их к учителю и говорила, что мы для себя, для развития!) Обучение там не только развивает мелкую моторику и мозги, но и искореняет множество комплексов! Ребенок, вышедший на сцену, никогда не побоится потом отвечать у доски. А чувство локтя и коллективизма в оркестрах и хорах!!! А чувство ответственности!! А слово "надо", когда уже не можешь?).... Доходят до выпуска самые сильные духом!). Да что там говорить- у нас в школе обучались дети с ДЦП И астматики! Отдавайте деток на духовые, если есть проблемы с дыханием- помогает! Только "за"!
Липиsинка (11/09/2021)
Средняя дочь очень музыкальная. С 5 лет занимается вокалом, сейчас ей почти 12лет.
С прошлого года попросила ее записать в муз.шк. Сдала экзамен, зачислена по классу фортепиано. Приобрели электронный инструмент, чтобы занимаясь ни кому не мешать ( можно в наушниках).
Ей очень повезло с учителями! Учится с большим удовольствием, очень успешна! В школу ходит с большим желанием и интересом.
Летом очень ждала занятий, разбирала произведения, чем очень порадовала учителя.
Старшая играет на гитаре. Училась не в муз шк, а в студии банрдовской песни, просто для себя.
Младшая дочка тоже музыкальная. Хочет в муз.школу уже сейчас)) пока 4 годика.
И что вас сказать за музыку….))) Мое детство прошло в военном городке. Отец служил Отечеству, Мама работала в сельской библиотеке. Музыкального образования никто не имел. Обычное детство, ребёнка в отдаленном военном гарнизоне. Счастливое).. Когда я учился в 3-м классе СШ, неподалёку (15 км) открылась музыкальная школа. В этом радиусе, был проведен рекрутский набор учеников в оную)). На вступительном экзамене я что то удачно отстучал и на одной ноте спел акапельно «Катюшу»(мама впоследствии говорила, что ей было стыдно как я продудел эту песню))). На класс фортепиано меня не взяли , видимо из за бесперспективности)) Но для массовки записали по классу аккордеона. Эйфория прошла быстро. Да ещё с педагогом не повезло(( Короче, на втором году я втихаря решил закончить своё обучение и перестал ходить на занятия. Длилось это около месяца. Потом я был разоблачён, выпорот и водворен в лоно Святой ДМШ))) Отдать должное, директор школы проникся и взял меня к себе в класс(по счастливой случайности он преподавал тоже по классу аккордеона). Без восторга, но спокойно я закончил ДМШ, сдал выпускной, получил Свидетельство об окончании, которое и вручил торжественно маме, со словами «Мамочка, ты очень хотела, а я обещал! Вот тебе Свидетельство, но больше, аккордеон я в руки не возьму. Никогда. В школе обычной я закончил 8-й класс. Слово своё я не сдержал)) В 9-м классе, с пацанами решили организовать ВИА. За полгода освоил гитару. Стали играть на школьных вечерах. Оказывается у меня прорезался голос)). Потом было ВВМУ. После 1-го курса приехав на каникулы домой, увидел в кладовке запылившийся футляр с аккордеоном. Достал. Не поверите-полилось. Это при том что во время учебы в ДМШ на слух подобрать ничего не мог))) Потом, уже в училище продолжил играть в ВИА на танцах. Оччень нравилось. С тех пор трепетно отношусь к музыке. Она со мной всегда. Давно живу)) Когда служил на флоте (Североморск), обучил игре на гитаре 8-10(?) детей друзей. Практически все продолжили))) Вот такие шутки от музыки))) Да и ещё. Вообще то я чистый технарь, по жизни. Точные науки всегда были на отлично!) Где то прочитал , что во времена Декарта, музыка была разделом математики. Может быть поэтому и с точными науками все было ОК. Заканчивая, хочу сказать - музыкальное образование должно быть. Спасибо моим родителям и педагогам за терпение(особенно отцу, что выпорол!)) Жалею только, что окончил не по классу фортепиано (( Правда… Но синтезатор Yamaha, дома есть освоил))) Как то так…
Это мнение, что музыкалка - это трудно и тяжело - подогревалась и поддерживалась определенными чиновниками и их единомышленниками из, как ни странно, из числа педагогов музыкальных школ. Сейчас эти чиновники перешли на другие должности, и разговоры постепенно сходят на нет. Родители начали понимать, что их дети получают бесценный опыт, и готовы бороться за концепцию, за существование музыкальных школ. А теперь, когда музыкальные школы получили особый статус, очень хочется надеяться, что педагоги перестанут быть просто поставщиками образовательных услуг
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться