/О детях/Школа/Другая школа

5 слов в защиту музыкальной школы

 
5 слов в защиту музыкальной школыВ последнее время среди большинства родителей стало, похоже, хорошим тоном заявлять о том, что музыкальная школа – это многолетние муки, что они ни за что не отдадут свое чадо в такую кабалу. Ну, а если уж ребенок изъявил желание – гораздо эффективнее и приятнее брать частные уроки. 
Есть и другая, меньшая, категория родителей. Они как раз уверены, что ДМШ – необходимое дополнение к школьному образованию. И рассматривают обучение в ней как сверхважную задачу, ставя занятия музыкой на первое место, забывая и о школьных уроках, и об отдыхе. Особенно часто попадают в эту ловушку семьи, детям в которых повезло учиться у знаменитых, успешных и требовательных педагогов. Такой подход оправдан, но только в том случае, когда вы уверены – ваш ребенок свяжет свою жизнь именно с музыкой! Что, во-первых, встречается сравнительно редко (из выпускников ДМШ продолжают обучение в среднем не более 10%), а во-вторых, очень сложно прогнозируемо, если юному дарованию всего 6-7 лет…

Попробую рассказать о плюсах музыкальной школы, исходя из своего опыта. Так ли она страшна, как кажется, и кому действительно необходима?


Зачем вообще нужна «эта музыкалка»? 
 

1. Учиться качественно и недорого
 

Система российских музыкальных школ, хотя и создавалась в прошлом столетии именно для выявления и подготовки профессиональных музыкантов, сегодня – уникальная по своей доступности возможность получить качественное дополнительное образование.
" Подобных школ такого уровня нет в большинстве стран мира, в этом отношении российским детям и родителям завидуют многие! 
Обучение в ДМШ официально бесплатное; и хотя, конечно, школы вынуждены, чтобы нормально функционировать, собирать «добровольные родительские взносы», обычно это суммы, вполне приемлемые для большинства семей. 
 

2. Общаться с единомышленниками
 

В музыкальной школе учится много ребят, с разными способностями и характером. А значит, ваш юный музыкант легко найдет себе компанию единомышленников, понимающих сложности и радости, связанные с музыкой. Кроме того, регулярно слышать, как играют другие – и те, кто младше, и те, кто старше, и более «слабые», и самые талантливые – бесценный опыт для обучения музыке. Ты понимаешь, что все разные, и в то же время – что при желании и упорстве нет ничего невозможного!

5 слов в защиту музыкальной школыИ еще одно огромное преимущество массового обучения музыке – возможность совместного музицирования.
" Начиная от дуэтов и заканчивая оркестром и хором, любой опыт участия в ансамбле бывает очень интересен, и чаще всего именно с ним связаны лучшие воспоминания о годах учебы в ДМШ.
 

3. Оценивать свое развитие
 

В музыкальной школе есть определенная учебная программа. Именно это пугает многих мам и пап – что это такое, с первого класса уже экзамены дважды в год, да еще зачеты, контрольные уроки… И все же, на мой взгляд, это скорее благо для обучения. 
В самом деле, как, казалось бы, замечательно: учишь произведение по своему выбору (например, исключительно вальсы или джаз), тратишь на него столько времени, сколько понадобится, хоть пару лет. И никаких двоек! 

Однако на самом деле программа ДМШ довольно гибкая. Педагог всегда смотрит на уровень подготовки ребенка. В одном и том же классе могут учиться на пятерки и тот, кто побеждает в конкурсах, и тот, кто честно одолевает несложные пьесы. А вот система экзаменов (точнее, академконцертов) и технических зачетов позволяет наглядно видеть, что ты не стоишь на месте, что преодолен еще один этап. 
 

4. Выступать перед публикой
 

Еще один момент, связанный с обучением в ДМШ вообще и особенно с экзаменами - это возможность регулярно выступать на сцене. Это опыт, который пригодится каждому: застенчивому публичные выступления помогут поверить в себя, а артистичному от природы дадут отличную возможность самовыражения.
" В любом случае выступление на концерте - это куча эмоций и чувство удовлетворения.
Кстати, ещё и отличный способ почувствовать, что результат твоего труда ценен и кому-то важен!
 

5. Петь, аккомпанировать и понимать музыку
 

Наконец, мы добрались до тех плюсов обучения в музыкальной школе, которые многие как раз считают жирными минусами – наличия теоретических предметов и хора.

Про пользу и удовольствие участия в хоре или заменяющем его оркестре мы уже поговорили выше. Кроме радости от совместного творчества, это еще и возможность интересных выступлений, поездок, участия в фестивалях. Далеко не каждый из учеников ДМШ станет лауреатом конкурса как солист – а в коллективе это не редкость. Упомяну еще, что, по данным психологов, люди, регулярно поющие в хоре, гораздо меньше поддаются чужому манипулированию и гипнотическому воздействию – удивительно, но факт. 

Сольфеджио пугает мам и детей уже своим непонятным названием. Содержание и термины тоже кажутся абстрактным и отвлеченным от реальности. На самом же деле, его цель проста и понятна.
" Человек, освоивший курс сольфеджио, легко (и чисто) споет незнакомую мелодию по нотам, сможет подобрать к мелодии аккомпанемент, ему будет намного легче разобрать, например, на фортепиано новое произведение.
Сольфеджио учит тому, как устроена музыка, и развивает музыкальный слух. А вся теоретическая часть, если не впадать в панику от звучания слов «квинтсекстаккорд» и «альтерация», поверьте, совсем не так уж сложна.

Ну, а уж курс музыкальной литературы полезен был бы вообще любому из нас – просто для того, чтобы научиться слушать, любить и понимать классическую музыку, познакомиться поближе с великими композиторами.

Если ваша специальность не фортепиано, то, как правило, в программу входит еще обучение и на этом инструменте (хотя возможны варианты, от его отсутствия до выбора любого другого инструмента). Курс общего фортепиано, где не требуется виртуозной игры, а лишь предлагается освоить ее основные навыки, очень пригодится музыканту любой специальности. Правда, не все готовы приобрести громоздкий инструмент… Ну, в крайнем случае на помощь придет электронное пианино, которых сейчас продается множество. 
 

Как учиться с удовольствием?
 

5 слов в защиту музыкальной школыРискну дать несколько советов. В основном они для тех родителей, кто опасается перегрузить детей или слишком давить на них, и для тех, чьи чада не горят желанием провести 7 лет в стенах ДМШ.
" Ведь если ваш ребенок бежит туда вприпрыжку и учится на пятерки – значит, в советах нет нужды! 
 

1. Правильно выбирайте специальность

Очень важен выбор специальности, то есть инструмента, на котором будет играть ребенок (а может быть, его специальностью станет вокал или хоровое пение). Если сам юный музыкант твердо решил учиться играть на гитаре/скрипке/балалайке, к этому точно стоит прислушаться. Но если вы знаете, что ваш малыш достаточно нагружен и вне стен ДМШ, или весьма неусидчив, то вряд ли стоит выбирать скрипку или виолончель: это инструменты, требующие долгой кропотливой работы, серьезные успехи будут заметны не сразу. А физически слабым, небольшого роста детям лучше подождать с занятиями на медных духовых. 

Кстати, если вы решили заниматься на любом духовом инструменте, не будет лишним узнать мнение невролога – у его пациентов бывают к этому противопоказания.
 

2. Общайтесь с педагогом

Конечно, как и в обычной школе, в музыкальной очень многое зависит от конкретных педагогов, от их профессионализма. И даже сильнее зависит: ведь в ДМШ ребенок проводит много времени наедине с учителем по специальности, а значит, взаимопонимание очень важно.

" Рецепт у меня, как у родителя, только один: не принимать как должное конфликты ребенка с учителем, его слезы и обиды.

Вполне можно и нужно вмешиваться, в крайнем случае – попросить о смене педагога. К счастью, похоже, что сегодня из музыкальных школ постепенно уходит распространенный в советские годы стиль жесткого натаскивания, и ситуации «ненахождения контакта» с педагогом встречаются довольно редко. Вообще, то, как сложатся отношения учителя и ученика – непредсказуемо, и от работы одного и того же педагога у его учеников порой бывают противоположные впечатления.
 

3. Меньше, но чаще

В занятиях дома важна скорее регулярность, а не длительность. Проще говоря, если первоклассник не может или не хочет целый час провести за инструментом – пусть позанимается 20 минут, но ежедневно и качественно, не отвлекаясь. А потом незаметно это время будет увеличиваться – программа-то становится объемнее!
 

4. Не пугайте ребенка ожиданиями

" Не нужно настраиваться (и неизбежно передавать свой настрой ребенку) на то, что «музыкалка» - это ужас как сложно.
Во-первых, это не так. Во-вторых, если подходить ко всему пройденному с установкой «о, как интересно!», сложности станут еще менее заметны. Но, разумеется, обучение музыке – процесс небыстрый и непростой, и настраиваться на длительную систематичную работу все же надо. Если что-то осталось непонятным, разбираться надо сразу же!
Правда, в то же время не стОит и ждать того, что уже через пару месяцев ваше юное дарование будет давать концерты. Нет, конечно, в кругу семьи, «Петушок» и «Андрей-воробей»… Но в целом – наберитесь терпения.


5. Не сдавайтесь сразу

Тут мы подошли к самой распространенной проблеме, с которой, поверьте, сталкивается в той или иной степени большинство детей и родителей. Она называется «кризис средних классов». Вызван этот кризис тем, что через несколько лет юный ученик подустал от этюдов, упражнений и детских пьесок, но еще не вышел на более высокий уровень, когда ноты начнут легко складываться в мелодии и аккорды, и станут «по зубам» серьезные, сложные и красивые произведения.
" Удивительно, но этот кризис настигает обычно именно накануне серьезного рывка в технике исполнительства и в понимании музыки.
У более продвинутых учеников это случается раньше, у более слабых позже, но в среднем – на третьем-четвертом году обучения (у пианистов, в силу специфики инструмента, раньше, чем у скрипачей и виолончелистов). 
Что же делать? Просто пережить, как любой кризис, не торопиться все бросать. Очень помогает договориться, что, если сын или дочка твердо решили закончить свою учебу в ДМШ, вы согласны, но ровно через год. В большинстве случаев, если нет каких-то иных причин (например, конфликтов), через год мнение ребенка круто меняется.
 
Как мама пятерых детей и в то же время музыкант, выскажу личную точку зрения. Да, музыкальная школа – это не непременное условие гармоничного развития ребенка. Она не всем нужна и действительно бывает не всем по силам (хотя гораздо реже, чем кажется родителям). 
Но в то же время – обучение в ней может быть полезным практически каждому ребенку, и тому, кто станет солистом филармонии, и тому, кто просто научится петь без фальшивых нот, играть «Элизе» и узнает, чем отличается соната от симфонии.  
 
Юлия Воронцова,
11.10.19,
фото из открытых источников
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ЕленаП.. (26/10/2019)
Баяна
:haha:
Баяна (26/10/2019)
Наша "музыкалка" (опыт неоднозначный).

1й год. Вау, музыка! Класс! Ноты - за неделю, программу года - за пару месяцев. Дома драка из-за инструмента. Вся семья ходит на школьные концерты.
2й год. Вердикт педагога: "Дети должны участвовать в конкурсах!". Вся семья на подхвате, учим ноты и отличия прелюдии от фуги на старости лет. На всех куплен абонемент "симфоническая музыка" на год.
3й год. Девиз педагога: "Что бы вы ни делали - надо лучше!" Дипломанты и лауреаты конкурсов.
4й год. Девиз педагога: "Вы - тупицы, но когда-нибудь до вас дойдет!" Лауреаты международных конкурсов.
5й год. Сын: что, опять конкурсы?! В ноябре бросает школу. Дочь учит задней левой программу, по принципу: "делаю видимость учебы". Видимость - успешна. К концу года понимает, что за год было препарировано всего четыре этюда и четыре произведения, названия которых она забывает сразу же после (а иногда до) экзамена. За лето к инструменту не подходит. Сын обходит школу по радиусу в 1 км. За инструмент не садится.
6й год. Дочь: "И куда я впихну все эти дополнительные часы по сольфеджио, литературе и по хору? Боже, два часа хора вместо одного!" После некоторых колебаний, я пишу заявление, что забираю ее из школы. Через неделю осознаю: как я счастлива, что музыкалка для меня закончилась!

Друг семьи, закончивший музыкалку 20 лет назад и ни разу с тех пор не садившийся за инструмент: "А, все-таки, это было хорошее время!" (шепотом: мне тоже говорили, что я тупица, и только спустя десять лет я понял, что педагог был прав).
Консуэло (25/10/2019)
Unbekannterin писал(а):
Консуэло
Ну нееее, а если нет ни слуха, ни голоса? Куда мне петь-то ... Я как рот открою, так у меня у сына сразу стимул петь и играть. Нынче разучивал Крейсер Аврору, ух как я громко ее умею петь! Только не в ноты вообще :haha:

У меня тоже, ни слуха ни голоса... ну и что? Мы ж на сцену не собираемся? :-)
Слух развивается, не так как у тех, у кого есть определенные данные для этого - но точно становится лучше. А умение петь - обучаемо, как я понимаю. Ну, тоже до некоторого предела, разумеется. Да и неважно это вообще, по большому счету.. в любом случае, лучше уметь петь - чем не уметь. С точки зрения колыбельных :)
Unbekannterin (25/10/2019)
Консуэло
Ну нееее, а если нет ни слуха, ни голоса? Куда мне петь-то ... Я как рот открою, так у меня у сына сразу стимул петь и играть. Нынче разучивал Крейсер Аврору, ух как я громко ее умею петь! Только не в ноты вообще :haha:
Консуэло (25/10/2019)
ЕленаП.. писал(а):
lyuna
Цитата:
Считаю, что лишним не будет музыкальная школа

Как, интересно, происходит деление на лишнее и нелишнее? Где проходит водораздел? :-)

Вот как раз Черниговская очень хорошо про это и рассказывает.
Занятия музыкой тренируют мозг. Тренируют умение видеть детали, прислушиваться к мелочам, тренируют способность к многозадачности. Хорошо рассказывается про исследования мозговой деятельности музыкантов - и сравнение ее, например, с математиком.
А девочек я вообще всех бы обязательно учила петь. А то послушала как-то раз свой голос, где я колыбельную дочке "пою"... так это на песню-то и не похоже совсем :oops:
lyuna (24/10/2019)
ЕленаП..
Не знаю. У каждого наверное свое представление об этом. Ребенок занят, отторжения пока нет, там посмотрим. Сольфеджио у нее легко идет, хор тоже, иструмент не сказала бы что очень хорошо, но ее хвалят, особенно когда дома хорошо позанимается.
ЕленаП.. (24/10/2019)
lyuna
Цитата:
Считаю, что лишним не будет музыкальная школа

Как, интересно, происходит деление на лишнее и нелишнее? Где проходит водораздел? :-)
lyuna (24/10/2019)
У меня дочь ходит третий год на домру, поступали на вокал не прошли. Но предложили фортепиано или домру, выбрала последнее.
Первое время занималась сама, сейчас надо заставлять. Но хочет второй предмет фортепиано, пока говорят что нет часов. Может со следующего года.
Считаю, что лишним не будет музыкальная школа, хотя конечно музыкантом дочь не станет.
Unbekannterin (24/10/2019)
Консуэло
мне интересно, пришлите, пожалуйста!
ЕленаП.. (24/10/2019)
ТЕАМА
Цитата:
чтоб не было стыдно перед педагогом, что ничего не сделал

Это, кстати, довольно высокая планка.
Консуэло (23/10/2019)
Вообще, все разговоры вокруг музыкальной школы - это повезло или не повезло с учителем. Я этот вопрос теперь жестко отслеживаю, и в ДШИ, и в обычной школе. И каждый родитель может, если захочет.
Ну и кроме того - ДМШ - это базовое образование, а не кружок. Надо просто решить, что хочешь получить на выходе... хотя активному мальчишке-футболисту вряд ли подойдет, да ))

А вот ПОЧЕМУ надо заниматься музыкой - очень хорошо рассказывает Черниговская в своих лекциях... можно, например, послушать передачу "Музыка и мозг" на канале Культура. Меня, например, сильно впечатлила информация о мозговых процессах скрипача в процессе игры... ну и вообще, неблагодарное дело Черниговскую пересказывать((
кому интересно - могу прислать ссылку, здесь уже опасаюсь

Дочка занимается в ДШИ вокалом. С ее слухом - ей нравится и сольфеджио, и хор, и музлитература, ибо никаких проблем в освоении не возникает. Договорились, что она занимается хоть понемногу, по чуть-чуть - но каждый день, небольшими частями. Так так вокал, фортепиано, флейта - но без фанатизма, я стараюсь не давить. Наоборот, стараемся искать плюсы, искать узнаваемое в музыке вокруг - все "на интерес".
По нагрузке - ну я не знаю, четыре раза в неделю 25 минут ходу до ДШИ и столько же обратно - по-моему, вполне себе движение... и бонусом гимнастика "любительская" 2 раза в неделю - тоже столько же пешим ходом. Надеюсь, гиподинамия ей не грозит )
Школа и уроки - гораздо бОльшая сидячая и зрительная нагрузка...
ТЕАМА (23/10/2019)
Nadia123 писал(а):
у меня уходило достаточно много времени. Это чтобы быть не в числе отстающих , участвовать в конкурсах и закончить ее на отлично.


Аа, у меня и у моих детей критерий пониже - чтоб не было стыдно перед педагогом, что ничего не сделал :-) На отлично и конкурсы им вроде и незачем, если не хочешь делать это профессией..
Unbekannterin (23/10/2019)
Цитата:
Отучиться 7 лет в музыкалке - это и есть желание стать музыкантом. Даже для себя.
ну это вряд ли понимается, когда ребенок лет 6-7 мамаше рассказывает, что дети сами на пианино играют ...
Понимание потом приходит. Что это труд. Ежедневный. Мой правда не так много занимался. Сольфеджио - проблем нет и не было. Хор - вообще ничего не учит специально. Специальность - в этом году по 2 часа занимается дома, в дни когда специальность по 1,5 часа. А еще в том году занимался не больше часа.

Но сейчас, как я поняла, можно заниматься в своем темпе так сказать. Если не подаешь прям надежды-надежды, ни на какие конкурсы тебя тягать не будут. А это значит в разы меньше нагрузка на инструменте.
Nadia123 (23/10/2019)
Отучиться 7 лет в музыкалке - это и есть желание стать музыкантом. Даже для себя.

Цитата:

Во-вторых, почему часами-то? :eek: Как-то мои дети все обходятся куда меньшим временем...

Я не знаю как ваши дети обходятся меньшим временем, и как сейчас учат, но в свое время , начиная с класса 4 ДМШ на занятия по фортепиано у меня уходило достаточно много времени. Это чтобы быть не в числе отстающих , участвовать в конкурсах и закончить ее на отлично.
Нам задавали помимо занятий на инструменте задания по сольфеджио, которое тоже требовало затрат по времени. так же разучивать партии по хору.
Так что да, для меня на занятия в ДМШ уходило достаточно много времени.
Плюс задания на лето по специальности обязательно было. Начиная с первого класса.
Unbekannterin (23/10/2019)
Feya0380
У моего очень хорошая преподаватель. Процентов 80 только ее заслуга, что он ходит и не бросил. Еще процентов 10 - дети, с которыми там общается. Ну и 10 процентов лично моих - что я слушаю все это, подбадриваю и прочее, прочее.

Но учительница очень с ним, прям контакт у них, если бы можно без музицирования ходить и что-то там с ней делать - он бы ходил :haha:

А вот вокал не зашел, хотя учительница та же, поет, но на сцене не хочет. А вокал все же предполагает соло выступать. При этом в хоре поет - норм, солирует с хором - норм. На фоно играет и один, и дуэтом. А вот пение соло не хочет.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться