Девочки, ну хоть намекните, КТО к нам едет в феврале??? Мало того, что я умираю от любопытства, но и очень сильно не хочется пропустить, если событие стоящее. А риск пропустить огромный, т.к. времени осталось совсем мало.
Цитата:
Доктор Нил Мартин, PhD, BCBA-D
(Лондон, Великобритания);
эксперт ВАСВ по вопросам международного развития и распространения поведенческого анализа;
представитель Европейской Ассоциации Поведенческого Анализа.
Вот еще интереснейшая статья, в которой говорится, о том, что по этическим нормам поведенческих аналитиков, если у родителей что-то не получается, то это прямая обязанность аналитика научить в том числе и родителей эффективно применять предложенные меры. Не просто объяснить и ответить на все вопросы, но и научить, как делать то, что советует аналитик.
http://autism-aba.blogspot.ru/2013/08/ethics-challenge.html#ixzz3wdDcT66N
Имея на вооружении вышеуказанные пункты и цитаты, можно смело "приставать" к своему аналитику и добиваться его более эффективной работы.
Смотрите, какая статья с ФБ
"Завершился первый день четырехдевного практического тренинга в рамках программы Фонда "Повышение родительских компетенций". Тринадцать родителей, воспитывающих детей с РАС будут обучаться выстраивать коммуникацию, сотрудничать, учить, развивать речь, побуждать к общению, понимать своего ребенка, работать над коррекцией нежелательного поведения.
1. Все это очень важно в условиях дефицита квалифицированных специалистов в вопросах коррекции аутизма 2. Подготовленный и обученный родитель в значительной степени помогает своему ребенку достигать успеха, быстрее овладевать новыми навыками. 3. Командная работа специалистов и родителей - это всегда правильный и комплексный подход не только для помощи ребенку с РАС, но и помощи родителю, семье. Родитель становится частью команды, видит положительные изменения в развитии ребенка, радуется.
Для решения этих важнейших задач и помощи белгородским родителям детей с РАС мы пригласили наших друзей из Центра прикладного анализа поведения при Новосибирском государственном университете.
С нами с сегодняшнего дня работает сотрудник центра, @Евгения Чульжанова. Евгения, спасибо и добро пожаловать в Белгород!)
Фонд также выражает свою признательность и благодарность нашему партнеру, ГК "Аврора" за помощь в организации и проведении тренинга и лично Осьминин Евгений.
Об итогах работы читайте на сайте Фонда "Выход в Белгороде")
p.s. прекрасно, когда мамы улыбаются)"
Извините, пожалуйста, здесь много дискусионного, но один момент я просто не могу пропустить: напоминать ребенку о поощрении в момент неприемлемого поведения - скользкая дорожка..
Реактивные методики:
-Включенное слушанье
-Коммуникация
-Отвлечение
-Расслабление
-"Взрыв" (Не помню, как назвала Ольга, но имеется в виду супер неожиданное и яркое событие. Применяется только один раз для решения опасных ситуаций).
Как я поняла, эти методики отнесены к реактивным в связи с тем, что их следует применять не "до", а в момент возникновения поведения.
-вместо "взрыва" у меня записано "смена стимула"
еще есть пункты
-юмор
-напоминание про поощрение.
Добавлено спустя 26 минут 53 секунды:
Позитивный подход. Методики реагирования (остановки НЖП)
1. Включенное слушание
-вы повторяете, что сказал ребенок, но только своими словами
-не осуждаете
-не стараетесь решить проблему
2. Коммуникация
-вы спрашиваете, в чем проблема и чем вы можете помочь
-если ребенок не умеет разговаривать и ему трудно выразить свои желания, то вы даете ему варианты на выбор (ты испугался? тебе больно?)
-смотрите внимательно, как ребенок реагирует на ваши вопросы
3. Отвлечение (важно точно знать функцию поведения!!! Чтоб не закрепить еще больше поведение)
-вы говорите ребенку что-то сделать, от чего он обычно не отказывается
-или вы просите его посмотреть на что-то, что его может заинтересовать
-или вы меняете тему разговора на ту, которая интересует ребенка
-или вы начинаете что-то делать и привлекаете к этому ребенка
4.Смена стимула
-вы делаете что-то совершенно непредсказуемое и необычное
методика перестает работать при частом использовании
5. Юмор
-вы делаете и говорите что-то смешное, соответствующее моменту
использовать, если ребенок понимает юмор, не обидится
6.Напоминание про поощрение
-вы напоминаете о поощрении, если он сам сможет остановить свое поведение
данная методика имеет смысл, если введена система поощрений
-если видите, что ребенок приложил усилия, то вы должны ему помочь
главное - ребенок должен самостоятельно остановить НЖП, хоть и с вашей помощью.
7.Расслабление
-вы предлагаете перейти ребенку к упражнениям на расслабление
работает, если ребенок умеет эти упражнения делать.
*"Смотрит в глаза" Ольга обозначила как 3-4 секунды смотрит, отводит взгляд и возвращает потом снова.
*Если ребенок "говорит", но ограничено, то иногда в обучении можно вернуться к ПЭКС и использовать карточки как инструмент для развития навыков вербального поведения.
*хорошая игра для развития просьбы и навыка счета:
в каждом квадрате должно быть по 4 кружочка. Если меньше 4, то ре должен просить недостающие: дай один, два... А если кружочков больше 4, то просить убрать один, например.
Sunday
По-нашему (как нас учили), всё что ДО поведения -- проактивня. Поэтому всё, что предпринимается ДО автобуса -- проактивные меры. Даже если считать приближение автобуса "предвестником" Ну да ладно. Тут же на самом деле не важно как и что к какой категории относить. Важно то, что меры-то всё равно будут применяться одни и те же, а уж как их называть -- про- или ре-активными -- дело десятое.....
Хотя, был пример про расслабление.
Человек ругался матом, войдя в школьный автобус. То есть, автобус запускал поведение. В работе с ним применили методику расслабления. Напрягать и расслаблять мускулатуру конечностей начинали стоя на остановке, в ожидании прибытия автобуса и продолжали пока входили в автобус и пока ехали. Я задавала уточняющий вопрос, не проактивная ли это методика (начало "до" поведения), Ольга ответила, что нет - реактивная, так как применяется в момент, когда поведение вот-вот запустится.
В общем, сложно все это и очень индивидуально. Думаю, что есть куча мелочей, которые в рамках такого тренинга были нам не доступны.
, Но ее практика - это генерация идей, гипотез. А вот как именно действовал терапист в том или ином случае (тот опыт, что мы могли бы перенять) нам не рассказывали.
Скрытый текст:
Вот это и есть ответ на вопрос "у кого Ольга куратором"......
Natashik78
Дело в том, что Ольга приводила нам множество примеров из собственной практики, как та или иная методика помогла решить проблему с НЖП. Но ее практика - это генерация идей, гипотез. А вот как именно действовал терапист в том или ином случае (тот опыт, что мы могли бы перенять) нам не рассказывали.
Sunday
Вот не поверите, а я не пойму, как эти вещи
-Коммуникация
-Отвлечение
-Расслабление
можно применять ладно после, пусть ВО ВРЕМЯ нжп.
Вспомню (ттт) ситуацию: мы идем с моря. Привычная дорога идет сразу в магазин. Та, на которую веду его я -- выбросить мусор, потом в магазин. И когда деть понимает, что его привычный путь меняется...начинается АЦЦЦКИЙ сандал. что мы можем? А ничего! Да, ДО ЭТОГО у нас миллион вариантов (расписание, соц.истории, график поощрений, мало ли что еще.. ) Но вот, перед вами -- истерика. С само- и просто- агрессией..... И тут важно *наказание*, то, что остановит вашего ре бить себя по лицу, вас по шее, или что-то типа того.... Я -- за наказания. Сейчас мы остановим это, а потом -- мы подумаем, как модифицировать наши способы "неприведения к подобным последствиям". Пройдет две недели, и деть будет реагировать другим, более лучшим образом......
И да, реактивные методики - это то, что применяется после того, как поведение начало происходить.
Новизна подхода (я понимаю, что для вас-то он не нов )заключается в том, что Ольга разделила методики работы с последующими факторами на 1) реактивные (я их перечислила выше), они помогают устранить НЖП и 2) наказания (блокирование, сверх-коррекция, тайм-аут, штраф и было что-то еще сейчас не вспомню), они могут только остановить поведение на время, потом НЖП либо вернется в неизменном виде, либо продолжит свое существование в измененном виде.
Во всяком случае, я поняла именно так.
Для меня немного странно (некий внутренний протест против новой информации), по поводу того, что
-Включенное слушанье
-Коммуникация
-Отвлечение
-Расслабление
можно применять после возникновения поведения. И что это не усилит поведение. Видимо, нужно точно выбрать момент воздействия и отследить, чтобы данный вид воздействия не являлся целью НЖП.
Я бы запросила у Ольги ссылку на исследование, чтобы точнее понять, о чем речь.
В моем представлении, использование запросов - это навык, и он формируется определенным образом. Если взглянуть на VB-MAPP тот же, то мы видим, что в самом начале у ребенка может быть всего один запрос, а на втором уровне в пункте 9 мы уже видим критерий - 15 разных спонтанных просьб в течение получаса. То есть мы видим, что мастерство ребенка в этой области измеряется количеством запросов, которые он делает за определенный период времени. И предполагается, что количество наращивается по мере формирования навыка.
Другое дело - как это делать... Это порой бывает сложной задачей.
И да, реактивные методики - это то, что применяется после того, как поведение начало происходить. А проактивные - это работа с предшествующими факторами, она направлена на то, чтобы предотвратить поведение с помощью манипуляций с событиями "до".
Sunday
Света, большое спасибо за подробности. Очень интересно и практично. Я вот, например, про пункт 6 совсем забыла....
А что-то про "манд-реакции" не очень согласна. Если бы человек мог совершить только определенное кол-во запросов, то, вероятно, и обучение запросам не может иметь смысла.
Попрошу консультации.
Евгения Чульжанова Вы же обучались у Ольги, расскажите, пожалуйста, про норму манд-реакций....
Напишу коротко, что мне было интересно услышать на прошедшем тренинге.
О НЖП:
1. Не работаем с поведением, когда оно уже возникло.
2. Работаем с факторами "до" и факторами "после".
3. Работая с непосредственно с поведением и факторами "после", мы можем только остановить поведение. Чтобы избавиться от поведения раз и навсегда, нужно работать с факторами "до".
4. Останавливая поведение, мы "наказываем" ребенка. (Т.е. это воспринимается в большинстве случаев, как наказание).
5.Отсутствие привычного поощрения также воспринимается, как наказание.
6. Предоставление поощрения, не связанного с функцией поведения, непосредственно в момент НЖП, или сразу после, не усиливает поведение.
7. Работая с многоцелевым поведением только в одном направлении (с одной из функций), мы рискуем не заметить, что происходит ослабление, и преждевременно изменить стратегию, так как остается много НЖП с такой же топографией, но связанного с другими функциями.
8. Работая с НЖП необходимо одновременно применять предупреждающие, поддерживающие, обучающие и реактивные методики.
9. У детей, которым в прошлом часто останавливали поведение, появляется новый предшествующий фактор, находящийся не в окружающей, а во внутренней среде. (Импульс в ГМ). В таком случае работа с НЖП будет очень сложной, т.к. влиять на стимулы внутренней среды крайне тяжело, но возможно и это. (Как именно нам не рассказали).
Реактивные методики:
-Включенное слушанье
-Коммуникация
-Отвлечение
-Расслабление
-"Взрыв" (Не помню, как назвала Ольга, но имеется в виду супер неожиданное и яркое событие. Применяется только один раз для решения опасных ситуаций).
Как я поняла, эти методики отнесены к реактивным в связи с тем, что их следует применять не "до", а в момент возникновения поведения.
Вот вспомнила еще один момент, который мне показался интересным в связи с нашей конкретной ситуацией (по вербальному поведению): Ольга упомянула, что проводилось исследование, показавшее, что человек может сделать определенное количество манд-реакций в день. Если по тем или иным причинам ему приходится увеличить это количество, то на следующий день манд будет меньше ровно на столько, на сколько днем раньше была превышена привычная норма. (Эта информация мне объясняет почему я не могу обучить ребенка просьбам путем многократных повторений).