/О детях/Школа

Родительский буллинг в школе

Кто должен решать школьный конфликт: дети, родители или полиция?

 

 

Должна ли полиция вмешиваться в школьные конфликты? Почему прокуратура проверила школу второклассницы Миланы из Новосибирска. Как родители разжигают конфликты между детьми в школе.

Этой осенью сразу в две новосибирские школы, №183 и 186, пришли сотрудники полиции и прокуратуры. Может быть, школ было и больше, но эти два случая так активно мусолили местные и федеральные СМИ, что не заметить их было трудно. Удивление вызывает не то, что в школах появились правоохранители, а причины, которые их туда привели: разбирательства обид и конфликтов учеников начальной классов. Да, да, следователи в погонах дотошно выясняли, кто кого стукнул портфелем, и кто у кого стащил печенье…

 

На вмешательстве полиции и СМИ теперь все чаще настаивают родители. Эффективно ли это, и есть ли другой путь?

 

 

Вкратце напомним суть скандальной истории.

В одной из новосибирских школ на классном чаепитии, посвященном сбору урожая, обидели второклассницу. Заметим сразу, никаких конфликтов со сверстниками у нее не было, а вот ее мама была в ссоре с мамами из родительского комитета: те «не так» вели отчетность собранных в фонд класса денег. Слово за слово, строптивую маму исключили из классного чата в мессенджере, та отказалась сдавать деньги на «праздник картошки»… В раздражении одна из дам пересадила на празднике второклашку от общих лакомств и сока к принесенным ею кексам – мол, не сдавали деньги, ешьте свое, а не колхозное. Или не пересадила – следствию (да, да, следствию без всяких кавычек) выяснить это не удалось, показания очевидцев на допросах разнились.

Прокуратура в школу пришла после первой же публикации в «Комсомолке», куда отправилась рассерженная мама; ей показалось, что о таком безобразии нужно рассказать всему миру, а журналисты посчитали, что эта история должна привлечь внимание всей России.

История, кстати, имела продолжение, но о нем позже, пока вспомним вторую историю.

Итак, в четвертый класс другой новосибирской школы перевели мальчика со столь знакомым многим мамам четырехбуквенным диагнозом: СДВГ. Перевели – потому что это уже не первая его школа, а третья или даже четвертая; гиперактивного ребенка, который в классе может вскочить, толкнуть, крикнуть, нигде терпеть не хотели. Нужно сказать, что это вовсе не заброшенное дитя асоциальной матери, которая игнорирует проблемы с упорством, достойным лучшего применения. Напротив, его мама, психолог по профессии, много сил и времени отдавала реабилитации сына, и совместно с педагогами школы ей удалось разработать план, который позволил бы социализировать ребенка. Трудно сказать, удалось бы ей добиться успеха, поскольку на пути «особого» мальчика встали родители его одноклассников. Раньше класс был лучшим в школе (очевидно, к непростой задаче инклюзивного образования привлекли лучшего педагога началки), а теперь в эту благостную среду внедрился какой-то чужеродный элемент…

Изолировать этот ужас куда угодно, лишь бы не здесь, не у нас! Путь, по которому пошло родительское сообщество, уже нельзя, увы, назвать оригинальным. Не встретив понимания у руководства школы, они принялись писать заявления в полицию: моего сына пнул… мою дочь толкнул… испугал и обматерил…. Примите меры!

Полиция, которую в экстренных случаях, кстати, не дозовешься, увязла в конфликтах четвероклассников: кто кого пнул? Куда, в какое место? Были ли свидетели? Есть ли справка из медицинского учреждения! В какой день пнул, в четверг или пятницу? И точно после урока пения, может до него или даже во время?

Зачем я пишу об этих скандальных историях? А вот зачем: на мой взгляд, в наших школах появилось новое и весьма неприятное явление: неугодного ребенка травят не другие дети и даже не учителя (хотя и словосочетание «учительский буллинг» все еще остается новым), а родители одноклассников.

Причем делают это азартно, изобретательно и (ну взрослые же и серьезные люди!) с привлечение правоохранительных органов. Чуть что – заявление в прокуратуру, полицию, спасибо, хоть не в ФСБ (я бы уже не удивилась): спасите от хулигана Васи, пришлите взвод ОМОНа с автоматами! Ситуация, казалось бы, могла прийти в голову только сценаристам «Ералаша». Но нет…

Кстати, самим мамам и папам родительский буллинг не кажется чем-то, мягко говоря, ненормальным. Они же защищают своих пострадавших детей, причем легальными методами – легальнее не придумаешь. Полиция и суды для того и содержатся государством, чтобы разрешать конфликты граждан, а кто сказал, что второклашки ‒ не граждане? Но если снять верхний слой, там все та же травля одного многими, ничего нового.

Кстати, а насколько эффективно такое вмешательство? Судите сами: после того, как история второклашки, которой не налили сока, разошлась по соцсетям, в школу, как вы помните, пришла прокуратура. Пришла четко сознавая границы своих полномочий: выяснить, а не на поборы ли с родителей устроили детям праздник (как вы помните, любые денежные сборы школам строжайше запрещены). Выяснили, что все в рамках закона: деньги собирали родители, они же ими и распоряжались, а обиды второклашки – вне сферы компетенции правоохранителей. С тем и ушли, а школа, от греха подальше, запретила все чаепития вообще. Добавлю от себя – и правильно! Прием, хорошо знакомый каждой маме нескольких детей: не умеете мирно поделить игрушку, прячу ее на шкаф.

Да, а что с второклассницей? Ей досталось печенье? Досталось, причем в избытке. Возмущенные произошедшим сердобольные пользователи соцсетей собрали деньги (!) на персональный праздник для девочки в одном из развлекательных центров. На оставшиеся средства (все «прочаевничать» не удалось) ей купили синтезатор, а популярный (вроде бы) в среде второклашек певец Егор Крид записал к девочке персональное видеообращение, посоветовав игнорировать всех завистников и недоброжелателей.

” Одноклассники девочки (напомним, восьмилетние дети), так и не смогли взять в толк, почему у их одноклассницы «перед домом перевернулся грузовик с пряниками»: и синтезатор ей подарили, и персональный праздник устроили, еще и Егор Крид в довесок…

Девочка, столь резко и непонятно для второклашек выделившаяся из общей среды, закономерно стала объектом повышенного и не всегда приятного внимания одноклассников, с которыми у нее, заметим, до этого были прекрасные отношения. Раздраженные родители, которые уже и с прокуратурой пообщались, и показания в полиции дали, и от журналистов отбились, вполне могли подлить масла в огонь: «да не подходи ты к ней, себе дороже!» В итоге (чтобы не останавливаться на утомительных подробностях «кто кого пнул»), девочку пришлось перевести в другую школу, вместе со шлейфом скандальной славы. Впрочем, надеемся, что шлейф по дороге оторвется – девочка-то еще маленькая. А вот неприятный опыт останется с ней – намного более тяжелый и трудно переживаемый, чем обида, нанесенная на школьном чаепитии.

” Вторая история еще ничем не закончилась, но мы вполне можем представить, чем может закончиться: замученная разбирательствами с полицейскими мама, ребенка которой, кстати, уже поставили на учет в отделе по делам несовершеннолетних (эффективная помощь ребенку с особенностями развития, спору нет!) заберет его на домашнее обучение или переведет в пятую по счету школу, надеясь, что та окажется более лояльной.

А четвероклассники получат важный, но, на мой взгляд, совершенно ненужный им опыт: в нашем элитном классе нет места не таким, как мы. И второй урок: от любого противника можно избавиться чужими руками, достаточно первым отнести в полицию заявление, что он меня пнул, дернул за косичку, стукнул портфелем. Можно манипулировать взрослыми в своих интересах – и не важно, что у очередной жертвы не будет никакого диагноза!

 

‒ Так что же теперь, моему ребенку терпеть, что его дергают за косичку и бьют портфелем? – возможно, спросит кто-то из форумчанок. А я в ответ скажу, что мы совсем перестали рассматривать младших подростков как саморегулируемую систему, а зря!

” Вовсе не обязательно к каждому классу младшей школы приставлять росгвардейца с дубинкой. Даже вредно это делать – мы же не в полицейском государстве живем, в конце концов! При аккуратном внешнем контроле педагога и психолога в любом классе формируется вполне здоровое детское сообщество, которое сохраняет нормальное, здоровое статус-кво.

И с девочкой, которой не дали сока, кто-то немедленно поделится и соком, и печеньем, и драниками из картошки. Весь эпизод дружескими усилиями (если уж там действительно была принципиальная мама из родительского комитета, твердо соблюдавшая, чтобы сок достался «только членам профсоюза») остался бы неприятным недоразумением.

А на пути драчуна (неважно, с диагнозом или нет) могла встать дружная компания сильных и крепких одноклассников ‒ не с целью побить в ответ (через буллинг в одной из школ четвероклассник уже прошел), а просто, чтобы прервать серию нежелательных действий. Оказавшись один против компании, любой агрессор притормозит, а тут и педагог подоспеет.

” Но мы не доверяем своим детям, не допускаем мысли, что они сами разберутся с внутренним конфликтом, плотно опекаем их там, где наше прямое вмешательство – это ремонт микросхемы молотком. И как довершение всего: вместо мудрого совета, как поладить с учителем или одноклассником, ‒ заявление в прокуратуру с нулевой эффективностью.

 

Может быть, прекратить вызывать полицию ссоры на второклашек? Или новые времена требуют новых решений? Как вы думаете?

23.12.2019
Автор: Ирина Ильина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
lady.elena
Как же вы правы. Вот так точно у моего ребёнка. Кучка, которая дружит это рк и только они все решают, обсмеивают других родителей. Второй год все повторяется. И видно как учитель к ним очень тепло относится.
Господи как же противно это ужас у нас тоже история втрой класс сына пинает и бьет особенный ребенок и поголовно вся школа и родители на его стороне так это что получается мой 8 летниц сын и я из за него должны отдать себя в жертву ему и жить с этой тяжбой у особенного ребенка есть права пинать и бить детей уничтожать физ и псих другого ребенка из школы из за него уходить а если в другой школе тоже будет куда нам с сыном бежать так и будем по миру бегать от дураков прости господи гороно не переводит его в другую школу
Mumi_mama (05/01/2020)
Ой :o
Сколько всего написали :eek:
Перечитала ещё раз статью и комментарии. Мне кажется, что слово за слово и в одну кучу свалили несколько проблем. И попутно переругались :o
Пока у меня дочка училась (закончила в этом году), то сталкивались со всеми мыслимыми и немыслимыми ситуациями.
Если темы статьи придерживаться - "Родительский буллинг", (опуская некоторые примеры не по теме из самой же статьи), то проблема есть. Т.е. я не психолог конечно :oops: но на мой субъективный взгляд за последние несколько лет значительно усилилась конкуренция родителей из-за детей. Раньше такого не было.

В обществе пропагандировались более "правильные" на мой взгляд ценности, чем сейчас.
Такие понятия как: дружба, взаимовыручка, уважение, достоинство, честь выдвигались на первое место. А жажда денег, предательство, эгоизм, злость, агрессия, хвастовство осуждались.
Сейчас "воспитанный человек" - это скорее редкость и счастье такого встретить. И ещё большее счастье, если родители эти понятия и черты прививают своим детям.
Но т.к. обществу насаждаются с помощью телика "эгоистичные ценности", то в родительском буллинге нет ничего удивительного. Важно в этой жизни сохранять себя. Придерживаться истинных ценностей. Люди конечно ВСЕГДА были разные, но сейчас эгоистичных людей стало значительно больше. Ситуация с родительским комитетом - это просто иллюстрация происходящего в обществе: "Я! МОЙ ребёнок!"

А подзаголовок статьи: "Кто должен решать родительский конфликт?" В любом конфликте, если стороны САМИ договориться не могут, то их должна рассудить незаинтересованная сторона, т.е. полиция.
Tati78 (02/01/2020)
ayv
В новосибирске так нельзя, маршрут автобуса всегда с ГБДД согласовывается, даже если ехать полчаса, так что всегда у нас есть доп расходы, но никуда не ездить с классом тоже не очень, дети обычно очень рады. Мы только в этом году, 4 класс, стали на метро вывозить, и то туда-обратно уже 50 руб на человека, да и страшно всегда такую толпу с пересадкой везти, тем более желающих сопровождать обычно мало.
ayv (02/01/2020)
Tati78
Да, по Бердску передвигаться действительно проще. У нас можно заказать маршрутку не официально, заберет от школы и доставит куда нужно без оформления документов (но у нас и ехать максимум 15 минут (обычно меньше) в любую точку города :)
Tati78 (02/01/2020)
ayv
Маршрутка это вроде бы 16 посадочных мест, причем детей вперед не посадишь и маршрутка должна быть аболютно пустой, вывезти класс 30 человек таким способом не реально, приходится заказывать автобус, а это обычно 250-300 руб с человека, так как автобус стоит и ждет. Ну не выходит бесплатно, разве что за редким исключением, если объект в пешей от школы доступности и бесплатен, у нас это только Городская Библиотека, там бывают мероприятия, все остальное за деньги. Слава Богу у нас все родители адекватные, не оплатил - не пошел, и никто трагедии не делает из этого.
Tati78 (02/01/2020)
$@$
А спросить у ребенка хочет он на мероприятие или нет не судьба? Хочет сдай 100 рублей, не хочет не сдавай, но и не иди. В чем проблема? Я вот у своей спрашиваю пойдешь в театр с классом на то-то и туда-то , иногда хочет - идет, не хочет не идет. И ни какого транжирства, наоборот, человек сам решает и сам несет ответственность за решение. Не захотел сразу , не сдали, значит не идешь даже если потом захотел сильно сильно.
Tati78 (02/01/2020)
А может перестать визжать по поводу "вы не имеете прав моему ребенку замечания делать". Ок, не имею права, пусть делают замечания те кто имеет право. На у чет поставили? Лет 30 назад пришел бы папа обиженого и поговорил и сразу бы СДВГ прошло, а сейчас себе дороже разговаривать, вот теперь любой хулиган диагнозом прикрылся и делай что хочешь.
У дочки в классе такой тоже есть, без диагноза правда, так как я часто класс сопровождаю куда-нибудь имею удовольствие наблюдать, как он то пнет кого-нибудь, то плюнет, то в лицо кулаком машет и бесполезно что-то говорить, хватает на 5 минут. Если мою тронет, да буду и директору и в прочие инстанции писать, не мои проблемы если у кого-то воспитания не хватает.
Vita89 (28/12/2019)
ayv
Кто хочет - едет, кто не хочет - никого не заставляют. Если соглашается менее, чем 2/3 класса, то мероприятие не проводится.

Обычно , чем меньше детей едет , тем дороже выходит поездка и активные, зудящие мамашки начинают "обрабатывать" не согласных уговаривая/ давя на совесть / мораль/ etc. в классном чате.
На внеурочке ещё класс.рук отыграется на ребенке.
lady.elena (26/12/2019)
$@$
Скрытый текст:
вот же интересно, а здесь отказаться - это странно) хотя, понятно, что если это шиза руководителя, то рискуешь премией-местом :aga-aga: Получается, взрослые люди еще более уязвимы, чем дети в школе
ayv (26/12/2019)
Unbekannterin писал(а):
Vita_marin писал(а):
А мне интересно, как несдающие принципиально родители объясняют это своим детям? Про малоимущих не говорю.

Так и объясняют. Тебе все равно подарят, покушать покушаешь. Не обидят.
И как правило ребенка и не обижают. Случаи, когда отсаживают или не дают редки - и тут же подвергаются порицанию.
(почему так уверена, потому что наблюдала ситуацию со сдачей денег, в 1 классе почти все сдали, во втором половина, в третьем треть - речь про попытки собирать раз в год на нужды класса определенную сумму).
Дети и между собой общаются, и родители с детьми - все прекрасно знают - в нашем классе подарки дарят всем вне зависимости от того, сдал ты или нет.

Добавлено спустя 1 минуту 21 секунду:

В началке кстати учительницу обязывают раз в четверть провести мероприятие. Или пойти куда-то или хотя бы чаепитие. И галочку ставят.
В среднем звене вроде не так. Слава Богу.


Ну если такая тенденция (все сдали, затем половина, затем треть) - значит, что-то происходит не так. Одно дело, когда речь о 2-3 несдающих людях, другое дело - описанная тенденция.

А насчет обязательных мероприятий - мы нашли немалое количество бесплатных экскурсий. Оплачивать нужно только проезд в размере стоимости обычной маршрутки. Мы живём в Бердске и мероприятия находим тоже в Бердске, с транспортом здесь проще. У нас музей регулярно устраивает тематические мероприятия (в этом году ходили к ним на день татарской культуры с мастер-классом по чак-чаку, мероприятие как раз вписалось в тему окружающего мира по народам России, в прошлом году - на новогоднюю программу музе-елки). Ещё ходили на концерт в музыкальную школу (договорились с муз.школой, они силами своих учеников подготовили концерт для знакомства обычных школьников с различными музыкальными инструментами). Есть и ещё один замечательный центр, который тоже регулярно проводит тематические бесплатные игровые экскурсии для школьников, хоть каждый месяц можно ходить, тематики постоянно меняются.
Не знаю, как в Новосибирске, но наверняка тоже есть такие места. Может, это и не супер шоу, но для детей - всё равно событие: вместо пары последних уроков сходить на мероприятие, а потом ещё и в школе обсудить.
Обычно заказываем одну маршрутку, плюс одна-две машины родителей. По 50р как раз хватает на проезд. Если кто-то не принёс денег - всё равно едут, обычно таких бывает очень мало.

Ну и плюс к этому иногда предлагаем и более затратные экскурсии. Кто хочет - едет, кто не хочет - никого не заставляют. Если соглашается менее, чем 2/3 класса, то мероприятие не проводится.
$@$ (26/12/2019)
lady.elena писал(а):


Скрытый текст:
а про работу, вообще, интересно. Что за праздники? Тут же задачи нет социализировать, воспитать, личность сформировать и тд и тп. Захотели - собрались узким кругом, или в клуб-ресторан пошли, да хоть каждую пятницу, не захотели - пошли домой, к семье. Что за принудиловка?))

Скрытый текст:
Есть задача-повысить прибыль не повышая при этом оплату труда, поэтому в качестве мотивации выступает корпоративная культура, но какие-то организации сами это всё оплачивают, а какие-то со всех собирают, с зарплаты, и отказаться невозможно, потому что это будет выглядеть крайне странно и против правил компании. Хотя формально никто не заставляет скидываться. И как же приятно когда этого нет.
:off:
lady.elena (26/12/2019)
Все дело в адекватности родительского коллектива, ведь РК из него и формируется, не назначается же. Если родительский коллектив не сформирован, то какой смысл в существовании РК? Ведь именно ему делегируются некоторые полномочия, оказывается доверие, сдаются деньги. Кто делегирует/доверяет - мама Маша, Оля, Поля, с которыми дружны с садика или все-таки родители всех 32 учеников? Если большая часть родителей в классе - умные взрослые люди, то проблем не будет, если часть активные и амбициозные, часть принципиальные, а остальным, вообще, фиолетово, то тогда, конечно, никаких праздников, чаепитий и родительских комитетов. Судя по воинственным высказываниям некоторых сибмамочек, последний вариант знаком многим :aga-aga:

Добавлено спустя 5 минут 23 секунды:

Скрытый текст:
а про работу, вообще, интересно. Что за праздники? Тут же задачи нет социализировать, воспитать, личность сформировать и тд и тп. Захотели - собрались узким кругом, или в клуб-ресторан пошли, да хоть каждую пятницу, не захотели - пошли домой, к семье. Что за принудиловка?))
Гость (26/12/2019)
Вот интересно, сколько может съесть один ребенок? У нас после чаепитий остается куча еды, которую еще и никто не хочет разбирать. Девочка принесла кексы. Не с пустыми руками. Внесла вклад. Ну съела бы она печеньку из другой тарелки. Родители учили маму, а нанесли травму ребенку, который не может сам оплатить или как-то поменять эту ситуацию.
В случае с СДВГ все не так однозначно. Знаю таких детей. Идеально - индивидуальное обучение с какими-то отдельными уроками, для привыкания. С возрастом смотреть на конкретного ребенка, увеличивать часы в школе. Другие дети реально страдают, а уроки реально срываются.
Snegnaya (26/12/2019)
Гаськов Андрей
Должен, но не делает.
В любом случае, платить за кого-то я не хочу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться