2 3 |
/О детях/Школа
«Мама не хочет в школу!»Гипервовлеченность родителей в образовательный процесс – хорошо или плохо?
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Где это видано, где это слыхано,
Папа решает, а Вася сдает!
В. Драгунский, «Денискины рассказы»
Перед 1 сентября по Сибмаме проносится шквал материнских стонов, из которых можно вычленить единое пожелание: «Мама не хочет в школу!» То, что дети хотят продолжения
Автор этой статьи получила школьное образование в безмятежные 80-е. Тогда мамы вовсе не стонали в преддверии осени, наоборот: дети шли в школу, не болтались без дела с ключами на веревочке на шее, родителям было легко и спокойно. Даже самые ответственные мамы переставали проверять домашние задания к середине второго класса. И – удивительно! – не блиставшие особыми талантами чада совершенно без родительского участия осваивали школьную программу как минимум на 3 и 4. Нет, случались и исключения. Были прогулы, и хулиганство, и «явиться завтра с родителями», но на долю среднестатистической мамы приходился один, ну, может, два дисциплинарных вызова в год. А что до двоек, то эту проблему решали еще проще: отстающих учеников прикрепляли к отличникам, и они еще раз разбирали пройденные темы вместе (странно об этом вспоминать, правда?) И уж в самых критических ситуациях учительница оставалась с двоечником после уроков сама.
Перелом произошел в лихие 90-е, и начался он совсем не с уроков, а с денег. В ситуации экономической катастрофы школы переложили, кто больше, кто меньше, вопросы своего обеспечения на родителей. Мамы и папы скидывались на побелку, покраску, двери и окна, шторы и лампы, новые доски и туалетную бумагу. Начиналось все со слезных просьб, а закончилось едва ли не прямыми обвинениями в адрес отказывающихся спонсировать учебный процесс. Как «не будете сдавать» на новые стулья? Тогда ваш, лично ваш ребенок будет сидеть на старом стуле! В какой-то момент требования перекинулись со стульев на знания. Мне кажется, что я довольно четко помню, как году в 2003-2004 на родительском собрании с некоторым удивлением узнала, что учитель только транслирует информацию, а уж будет ребенок ее усваивать, не будет – забота родителей. Помнится, еще с сожалением подумала: вот же не повезло с учителем!
Еще вчера все, от первоклашки до министра образования, были уверены, что «жи-ши пишется через и», а уже сегодня не всякая мама сумеет справиться с фонетическим разбором, где вместо «и» – «ы», а вместо «ю» и вовсе «йу», и так всю младшую школу. И это мы еще не дошли до математики, где вместо арифметики всплывает теория множеств, и окружающего мира, где изучали что угодно, но только не составляли календарь погоды.
«Большинство родителей следят за школьной жизнью ребёнка, но они не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы», — говорится в сообщении пресс-службы Института образования НИУ ВШЭ о результатах исследования вовлеченности родителей в школьную жизнь детей. Согласно исследованию, три четверти опрошенных отслеживают события в классе, две трети интересуются новостями школы. Каждый третий помогает в организации классных и внеклассных мероприятий, каждый четвертый участвует в родительском комитете. Однако лишь один из 14 родителей вносит предложения об организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из 18 – о развитии всей школы: какие нужны кружки, какие профили открыть в старшей школе, с какими вузами, музеями полезно заключить соглашения.
Изобилие новых программ обладало одним существенным недостатком: они полнились педагогическими тупиками. Учителя то и дело не знали, как объяснить, дети – как понимать, а крайними оказались родители. Именно они, рыдая, решали по ночам задачки Людмилы Георгиевны Петерсон, которые, положа руку на сердце, хороши далеко не для каждого ребенка и даже не для каждого педагога. Однако окончательно нас сгубил… интернет. 15 лет назад компьютер-то был далеко не в каждом доме, а доступ к интернету – и вовсе через модем и dial-up, то есть, попросту, через телефонную линию. Вот так – телефон отключался, интернет подключался… Не детское развлечение! Разумеется, никто не предлагал ребенку посмотреть информацию в интернете. Но уже в конце нулевых «не сетевых» детей практически не осталось, а новые ФГОСы внедрили в массы вместо привычных примеров и упражнений – проекты и презентации, то есть творческий подход вместо рутинного. С моей позиции мамы трудно судить, был это «ответ на вызовы современности» или просто калька с американского учебного процесса. Но довольно быстро выяснилось, что этой творческой свободой не могут воспользоваться ни дети (которым не хватало базовых знаний), ни педагоги, которые и сейчас ждут, чтобы все было выполнено красиво и аккуратно, а вовсе не самостоятельно. Крайними, как всегда, остались родители. Оказалось, что найти в интернете достоверную информацию о тропических рыбах, подобрать картинки и связно оформить текст может папа второклассника, а никак не второклассник. И, что довольно обидно, учитель оценивает эту презентацию выше, чем оформленную от руки работу ребенка, выполненную без помощи родителей. Казалось бы – ну что за беда, ну написала мама
В итоге заканчивается первый класс… второй… пятый… а ребенок по-прежнему ждет обстоятельного участия мамы в его школьных делах. Мама же к концу средней школы вплотную подходит к отметке «знал, но забыл». Ведь редко кто из нас после 30 досконально помнит весь школьный курс; что-то невостребованное в повседневной жизни непременно вываливается из памяти. Одни начисто забывают тригонометрию, другие – строение амеб, третьи – неправильные английские глаголы, хотя все еще «да, я спик инглиш». И тут и раздается исполненный муки стон «мама не хочет в школу!»
Дорогие мамы, может, нам просто перестать уже учиться в школе? В конце концов, все мы уже со школьными аттестатами… Может, оставить ребенка наедине с уроками, и объяснить, что если он не понял тему, можно обратиться за помощью к учителю или однокласснику (хорошая же была традиция!) Перестать готовить детям доклады и презентации. Не справятся сами – ну так, может, и рано еще? Мы-то с вами отучились без презентаций и без научных проектов, во всяком случае, в начальной и средней школе. И ничего, не растеряли творческий потенциал, а из некоторых получились потом кандидаты и даже доктора наук. Наверное, совсем бросить ребенка на произвол судьбы не получится, но ведь вполне можно отдать ему ведущую роль, оставив себе столько школьных обязанностей, сколько хочется, можется и комфортно. Дети приспосабливаются к такому положению вещей очень быстро, даже мамы адаптируются дольше. А там… А там и свобода! Вы не в школе. В школе – ваш ребенок, и это замечательно! 2.09.2018
Автор: Екатерина Ершова
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
В среднем и старшем звене тетради по каждому предмету должны проверяться по графику, у каждого предметника он есть свой, ибо им за проверку тетрадей доплачивают, математикам и словесникам больше, остальным предметникам- меньше. Afdi, это завуч и озвучивала. На общей части собрания. С этими вопросами можно смело к завучу подходить Afdi, у нас проверяли пару-тройку раз за четверть, но весьма возможно, что это именно у конкретного ученика. А в целом каждую неделю часть тетрадей бралась на проверку - я ж только за своих знаю. Просто фишка в том, что если задания выполнены неправильно, то подчёркивали красным и ставили "См", а ошибок так и не исправляли. И вот как? В старших классах, кажется раз в неделю должны проверять тетради
Всё-таки контроль за тем, чтобы домашнее задание в принципе делалось, должен быть на родителях. Меня больше напрягало то, что нет своевременного контроля за правильностью выполнения. А я не все задания могу проверить, химия, к примеру, мне так и не поддалась.
не надо конечно. Но это опять на плечи родителей падает. Это же возраст 13-14 лет, когда море по колено. Не верю, что их можно в этом возрасте напугать двойкой, да еще и когда то там потом может быть. У нас в ВУЗе была такая система: выдавалась новая тема на самостоятельное обучение, потом с утра контрольная по ней и только потом разбор и практика. И то сколько неготовых приходило! А ведь у нас в целом были очень мотивированные студенты (медицинский вуз).
В какой-то из стран такая же система в детском саду, даже для самых маленьких. И это объясняется не тренировкой, а тем, чтобы сохранялась ведущая роль семьи/мамы, не возникало излишней привязанности к посторонним людям. В общем, я не очень счастлива от такого подхода (к проверке ДЗ), но не считаю, что это "ужас-ужас-ужас". Если и правда снимают часы за проверку домашек - оно надо преподавателю ночами корячиться? Dio
вот таких "тренировок" никогда не понимала. Нужно же дозреть до определенного уровня. У младшего сына в саду в прошлом году заведующая придумала.. что каждый год у детей будут меняться воспитатели. Из группы в группу специально переходить заставят. Это, типа, подготовка к школе, где у детей много учителей. А что сразу к работе их не начать готовить? Диминамама, я так поняла, что речь шла об обычном ДЗ - какие-то упражнения по сборнику. Ну и зависит от преподавателя, конечно. Вроде как с какого-то класса убирают им часы за проверку ДЗ (или сильно сокращают). Но кто-то всё равно проверяет. У нас учительница по физике в класс запускала только с раскрытой тетрадью, в которой было ДЗ. Так что чтобы попасть на урок, нужно было как минимум переписать условия задач и основные формулы, по которым должно быть решение. Да, дальше можно было блеять "Я не смог". Тогда прорешивали у доски. Но это была её личная инициатива. Dio у нас не каждый день, но раз-два в неделю точно, вчера просили скинуть конспекты в группу (мальчики наши ездили в анапу на сборы, две недели не было), я им фото скидывала, заодно сама оценки глянула а учительница по литературе и русскому последнее время задает наизусть, и что бы всех охватить сразу, ну уроке они ей письменно пишут отрывки + эссе рассуждение (к ЕГЭ готовятся) Медянка, угу, я про это писала. Но это тренировка в обучению в ВУЗе- техникуме, когда контроль не сиюминутный, а отложенный. тут у меня претензия только к тому, что ошибки не разбираются. Dio вот так невротиков и выращивают. Все равно бы начались поблажки типа "сегодня после тренировки устал, завтра за два дня сделаю". |
Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)Легендарная Kashaya De Kenzo (Парфюмерные распивы)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)Плачет после школы (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)Cannabis , De Young Red Orlov ,Noble Royale Cuir Magnifique (Парфюмерные распивы)Velvet Amber Skin Dolce&Gabbana и CANDY Thomas Kosmala (Парфюмерные распивы)Принимаем вещи для помощи одиноким и многодетным мамочкам! ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Cбор того что Вам уже не нужно! ( Благотворительное родительское движение Сибмама)
Объявления
Великолепное тайское серебро! S*O*K*O*L*OV*RU -45-60%! (Коммерческие предложения)Оригинальный парфюм! РАСПИВ! Элитный, нишевый, люкс Цена опт (Коммерческие предложения)ДВЕРИ, САНТЕХНИКА, КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА, НАПОЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ (Товары и услуги для дома, строительства и ремонта. Бытовая техника.)Егорьевские растюхи. Сезон 2025 + Сумки Envirosax® (Коммерческие предложения)ТОМ4-🍒GLAMOURная Турция👗👖---->💥 АКЦИЯ минус 50% стр 1 💥 (Зарубежные покупки)С@лко! OLMAR! ZAPS! лучшая польская одежда:) (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)! ! ! СырнаЯ Лавка!!! 🐮 МногО Сыра!!!! (Продуктовая корзинка для вас и ваших детей)КИФА_ОБУВЬ, СУМКИ ******* САДОВОД ****** АЛМАЗКА, КАРТИНЫ *** (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)*НаТаЛи *СимаЛенд *СаДоВоД СТОП 15.12 -стр 684 (Коммерческие предложения)🍄*САДОВЫЙ ДВОР*ZEMA*семена БИОТЕХНИКА*ПАРТНЕР*ГОРТЕНЗИИ (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |