/О детях/Воспитание и психология

Как попрощаться с «машей-растеряшей»

Советы по борьбе с детской рассеянностью и потерей вещейКак быть, если ребенок все время теряет и забывает вещи. Советы родителям по борьбе с детской рассеянностью.

Ваш сын опять остался без любимой машинки, забыв ее в песочнице. Дочка не может найти резинки для волос, хотя вы абсолютно точно пару недель назад купили целую упаковку. Школьник вечером сообщает, что ему нечем писать на уроках, потому что очередная ручка ушла в неизвестном направлении. Эти ситуации, увы, знакомы многим родителям.

И если в дошкольном возрасте поведение «маши-растеряши» вызывает легкое раздражение, то для первоклашки это уже  чревато сложностями в учебе. Как научить ребенка быть внимательным?

Почему он все теряет?

У всего есть причины и истоки. Если найти их, будет гораздо проще научить малыша следить за своим детским имуществом. Психологи уже сделали кое-что за нас и нашли семь объяснений детским потерям.

 

Слишком много нового вокруг

Дошкольник легко переключает внимание на что-то новое, увлекательное и яркое, появившееся в его поле зрения, стремится все потрогать, понюхать, лизнуть. Личные вещи при этом отходят на задний план, а то и вообще забываются. Даже если ребенок вспомнит, что какое-то время назад у него в руках была песочная лопатка, он совершенно точно не сможет сказать, куда ее пристроил до того, как побежал за бабочкой.

 

Слишком много фантазий в голове

Ребенку так интересно «внутри себя», что совершенно не важно, куда запропастился его спортивный костюм или учебник по математике.

” В его голове летают воздушные змеи, разыгрываются баталии сказочных воинов, скачут принцы на белых конях.  Сами посудите, где тут найти время на скучный и будничный контроль за какими-то неинтересными вещами?

Вот он (или она) и не находит, и теряет все совершенно неосознанно.

 

«А что менять – не в этом суть…»

Взрослым людям это кажется странным, но для детей обмен вещами - совершенно нормальная практика. Дать другу игрушку и забыть об этом – обычное дело. Запрещать подобное поведение – значит, требовать от ребенка играть не по детским правилам.

 

Аттракцион неслыханной щедрости

Иногда такой обмен происходит непреднамеренно. Стремление воспитать щедрого человека тоже может стать основой его рассеянности. Вы же не раз объясняли ребенку, что нехорошо быть жадиной, и его машинкой вполне может поиграть мальчик Вася? Тогда примите как данность, что малыш не будет воспринимать предметы, как личное имущество, и не будет следить за своими вещами.

 

В темпе вальса

Родители не оставляют малышу запас времени утром, в надежде подольше поспать, а потом постоянно торопят и подгоняют. Боязнь опоздать гораздо сильнее, чем страх не уследить за своими вещами. Особенно часто в цейтноте дети оказываются в начальной школе, где нужно быстро переместиться в кабинет рисования или спортзал, собрав необходимые принадлежности и переодевшись. Кеды первыми  героически падут в борьбе с минутной стрелкой…

 

«Драмкружок, кружок по фото…»

Конечно, не все дети теряют пеналы и спортивную форму с упорством, достойным лучшего применения, – для этого тоже требуются способности.

” Однако до этого состояния можно довести и самого обычного среднестатистического ребенка – главное, немилосердно его нагрузить. Если ребенок живет в слишком высоком ритме, потери неизбежны.

Маленький человек не в силах уследить, что и куда проложил, когда ему приходится постоянно бежать то на одно занятие, то на другое, то собираться на третье. И вот уже ребенок устал, и потерял концентрацию.  

 

У семи нянек – дитя без портфеля

Чем больше мы ограждаем маленького человека от ответственности за то, что с ним происходит, чем выше шанс, что в доме поселится растеряша. Если портфель собирает мама, а вещи на тренировку – бабушка, ребенок даже не в курсе, что у него там. Ситуация, когда он просто не узнал свои штаны и оставил их на скамейке спортивного зала, в этом случае – вполне заурядна.

 

Жизнь без потерь возможна!

Сначала нужно разобраться, вас уже постигла участь родителя растеряши, или то, что произошло вчера, – разовая акция. Меры нужно принимать тогда, когда потеря вещей происходит с пугающей регулярностью. Объясните ребенку, что в каждую его вещь вложены деньги и время родных ему людей, ведь ничего в этом мире не появляется из ниоткуда. Папа и мама работали, чтобы купить эту машинку, эту ручку, эти кроссовки. Вас расстраивает их потеря – эту мысль нужно донести до малыша. Возможно, научить ребенка быть более внимательным к своим вещам помогут несколько не таких уж сложных правил.

  • На всех детских вещах должны быть метки, и, что немаловажно, ребенок должен их узнавать. Метки могут быть выполнены в любом виде, на который хватит вашей фантазии: личный логотип, вензель из инициалов, изображение любимого мультяшного персонажа. Он поможет ребенку легко опознать свои вещи среди множества других.

  • Ругать за потерянную вещь – тупиковый путь. Гораздо лучше будет просто спокойно обсудить произошедшее и вместе с ребенком обговорить, что нужно делать, чтобы такое больше не повторилось.

  • Не спешите приобретать новую вещь взамен потерянной. Дискомфорт от потери должен быть прочувствован ребенком. Ощутив негативные последствия своей безответственности, маленький человек в следующий раз будет стараться быть более внимательным.

  • «Потерял дорогое – получил взамен дешевое» - это правило должно стать неизменным.

  • Постарайтесь, чтобы ребенок был аккуратным. Если у каждой вещи есть свое место, ее проще найти. И ухаживать за вещами он должен самостоятельно, тогда он будет лучше чувствовать ценность вещей. Простые правила ухода за вещами – повесить школьную форму в шкаф, мокрые перчатки на сушилку, шапку засунуть в рукав – все это постепенно научит ребенка знать, что у каждой вещи есть свое место.

  • Собираетесь на прогулку – посчитайте игрушки, которые берете с собой. Делайте это вслух и вместе с ребенком. По возвращению домой повторите подсчет, чтобы понять, все ли вещи вернулись домой.

  • Хорошим подспорьем станет планирование. Оно избавит от суеты и спешки, которые влекут за собой рассеянность. В основе режима дня должны лежать не только увлечения и занятия мальчика или девочки, а также их темперамент.

  • И помните, малыш потерял вещь, которую вы ему купили. Быть может, все дело в вас? Заваливать ребенка лишними вещами – прямой путь к тому, что он перестанет их ценить. А значит, и следить за тем, где и в каком состоянии они находятся.

Воспитать ребенка внимательным и собранным – процесс долгий и трудоемкий. Но результат того стоит!

1.02.2017
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
КомОл (26/08/2017)
Есть ещё другой аспект у потеряшек, воспитание уважения к чужой собственности и воспитание честности.
Год назад сын потерял дорогой мп3 плеер - наушники (купили ему на ДР) на дет.площадке (выпал из кармана), тут же через 15 минут стали искать - не нашли. Повесили объявление, результат нулевой. Обидно!

Когда я нахожу чужие телефоны, деньги (было раз под НГ, крупная сумма выпала у людей перед дверью в подъезд. Написала объявление, через 10 минут вернула пропажу). Все это делаю при детях, демонстративно и поясняю, потому что задают вопросы: " А зачем возвращать, нам же тоже может пригодиться?" Объясняю, что это не твоё и будь добр приложи старания, чтобы вернуть пропажу. Людям будет так же обидно, как и тебе, когда тебе не вернули плеер.
Буквально вчера "оставил" на лавке у подъезда смарт-часы -телефон. На тренировке снял, положил в рюкзак к ключам, а у дома доставал ключи и выложил часы на лавочку. Так и ушёл! Хватились в полпервого ночи... На месте не нашли, на звонок никто не отвечал (не знали как). Утром написала объявление.
Но вычислили телефон сами по функции прослушивания (обратный звонок), gps показал, что часы в подъезде. Включили прослушку и услышали, что нашедшие телефон-часы собираются в магазин. Выскочила на улицу и ждала. Оказалось маленький ребенок нашел и принес домой, а родители не знали что с ними делать (как ответить на звонок). Все разрешилось благополучно, нашедших отблагодарили (делаю так всегда, даже если у людей не было намерений вернуть, а так получилось))).
Шмоточница (19/08/2017)
Мы даже дома все теряем и не замечаем что под носом Surprised
lysien (21/06/2017)
Аналогичная история.....
Mashatr (20/06/2017)
у меня младшая, такая даже палочку заберет если принесла ее. зато старшая вечно все забывает Surprised
Tame@@ (06/06/2017)
Интересная статья. У нас тоже, конечно же. происходит такая вот ерунда. Меня это раздражает. Иногда психую и говорю что не буду покупать резинки, тогда они сразу же находятся! Mad
Eva29 (05/06/2017)
Марина&Аленочка писал(а):
Rolanda
Вы думаете если с ребенком играли в развивашки в раннем детстве, то он стопроцентно не будет уже "машей-растеряшей"? aga-aga

Если бы мне кто-то вовремя сказал об этом, может быть сейчас было бы меньше проблем. Тоже считала, что все эти развивашки - пустое, а теперь наверстываем упущенное в 10 лет.
Проблема с забывчивостью - второстепенная, но она просто красной нитью проходит по всей учебной деятельности. Забыл записать домашку, забыл принести на труды материалы, забыл ко скольки в школу... и все это снежным комом отражается на учебе, успехах в коллективе.
Но грамотный человек подсказал, что нужно пройти с сыном диагностику у нейропсихолога (или патопсихолога). Именно после двух специалистов я осознала, что происходит в голове моего сына. Диагностировали недоразвитие лобных долей соответственно его возраста. Они отвечают за программирование и контроль в деятельности человека. Т.е. коли сын не может поставить сам себе задачу - он ее и не выполняет. Как только этот пробел восполнится - все встанет на свои места.
Хорошо бы диагностировали это перед школой, чтобы успеть к учебному процессу корректировать этот пробел. Для того и нужны "развивашки", казалось бы не серьезно, а как тренируется детское мышление, какие сложные процессы задействованы даже в простой классификации, поиске лишнего, синтезе и анализе. Это нам взрослым просто - а ребенок огромные усилия прилагает, развивая тем самым свое мышление.
Елена Пересвет (14/02/2017)
Универсальное и очень действенное средство от забывчивости и склонности к разбрасыванию вещей – это самостоятельный поиск потерянного. Можно в сыщика поиграть. важно, чтобы потерянные предметы находил сам ребенок. Именно так, постепенно, к малышу приходит осознание того, что вещи теряются из-за невнимательного к ним отношения, приходит и понимание ответственности за свои действия.
~Катеринка~ (09/02/2017)
Yellow888 Ничего страшного, что я вам отвечу? Tetanium имела ввиду, что вопрос мытья посуды решила ПММ - посудомоечная машина. Very Happy
Yellow888 (09/02/2017)
Tetanium
подскажите про ПММ в лс если можно Embarassed
~Катеринка~ (08/02/2017)
За прошлый год сын первоклассник посеял четыре телефона, также три шапки потерял в школе, один раз в мороз пришел без шапки, с перевязанной головой шарфом Surprised
Ключи тоже бывало не раз терял.
Жду когда перерастет. aga-aga
Lisenok2112 (07/02/2017)
Цитата:
” В его голове летают воздушные змеи, разыгрываются баталии сказочных воинов, скачут принцы на белых конях. Сами посудите, где тут найти время на скучный и будничный контроль за какими-то неинтересными вещами?

Точно! :haha:
У дочи в темпе вальса скакали принцессы на белых конях)
Елена Пересвет (03/02/2017)
а наша малышка, когда что-то теряет, играет в следователя. Выстраивает логические цепочки и шаг за шагом находит потерянные вещи. очень забавно за ней наблюдать.
Зимняя радуга (02/02/2017)
Rolanda
Вы думаете если с ребенком играли в развивашки в раннем детстве, то он стопроцентно не будет уже "машей-растеряшей"? aga-aga
Rolanda (02/02/2017)
Развивающие игры и упражнения-вот что нужно с самого раннего детства, чтоб позже не было проблем.
pro84 (02/02/2017)
очень полезная статья
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
Код:  
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться