/О детях/Воспитание и психология

Природа или воспитание: роль среды и наследственности в развитии ребенка

Это краткая формулировка вопроса о  том, какие факторы – связанные  с наследственностью или связанные  с внешней средой – играют определяющую роль в развитии ребенка. Вопрос этот уже в течение долгого времени  занимает умы историков и писателей, психологов и ученых, занимающихся проблемами воспитания и развития ребенка, не говоря уже о родственниках гениев.

Разброс мнений

Отдавая приоритет природе, мы признаем наследственность основным условием развития. Предпочитая  воспитание считать основным условием развития,  ученые активно изучают факторы внешней среды (поведение матери, количество детей в семье, теснота жилья и пр.), их влияние на процесс становления личности ребенка. Однако следует отметить, что ученые, имеющие различные взгляды на основное условие развития, наблюдая одну и ту же форму поведения, могут совершенно различно описывать процессы, которые привели к ее развитию.
 
Например, ученый, сторонник приоритета наследственности и биологических факторов, может  объяснить то, что дошкольник придумывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной незрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве соответствующего поведения такие социально-педагогические вещи, как изоляцию, недостаток чуткости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.
 
Таким образом, нет единства по этому вопросу  среди ученых. Родители также различным  образом отвечают на этот вопрос, демонстрируя диаметральную противоположность мнений.  Говорят мамы детей от двух до пятнадцати лет:
  • Когда я задумываюсь над этим вопросом, у меня сразу встает перед глазами граф Монте-Кристо... Ведь воспитал же из простого моряка аббат Фариа аристократа…Поэтому я считаю, что больше 70-80% личности можно заложить воспитанием.

 

  • Мне кажется, воспитание очень важно!!! Более того, воспитанием занимаются все: начиная с семьи, продолжая детсадом-школой-вузом, заканчивая корпоративной культурой, т.е. рабочим коллективом и начальством. Таким образом, лично я верю в возможности САМОвоспитания Личности. По моему мнению, именно самовоспитывающаяся Личность имеет все шансы преодолеть "накопления прошлых жизней", чтобы стать тем, кем захочет (точнее, такая Личность прочувствует свое предназначение — и все станет возможным!) Одним словом, хочу сказать, что задача родителей сводится, на самом деле, к воспитанию Личности ребенка.

 

  • Что ставить целью воспитания, в смысле, как на него смотреть. Поскольку я верю в Бога, то я верю, что в отношении каждой созданной Господом души у Него есть прекрасный божественный замысел. В задачу родителей не входит разгадать загадку этого замысла, но— создать обстановку любви, "наибольшего благоприятствования" для расцветания каждого уникального цветка, человеческой души. В этом смысле наилучших результатов добьётся, с моей точки зрения, тот родитель, который не пытается ломать и строить ребёнка, лишать его радости и вести его за руку к неким общественным стандартам. Первое правило воспитания — с РАДОСТЬЮ и трепетом принять свою вторичность, то есть признать потрясающую красоту и правомерность того, что уже до нас создано Богом. Второе правило —постараться воспитывать ребёнка в русле этого божественного замысла: слушать свою совесть, например. И вот на этом пути воспитание может принести прекрасные плоды... вплоть до 100%. 

 

  • Поскольку я сторонник реинкарнации (в смысле череды человеческих воплощений), то воспитание — это не более чем огранка доверенного нам драгоценного камня. Но это всё равно очень важная и ответственная задача: мы не можем создать в ребёнке жизненную энергию, но мы можем помочь выбрать вектор её применения. Иначе говоря, если накопления прошлых жизней не позволяют ребёнку быть яркой личностью, то мы не сможем сделать из него гения. А вот если в ребёнке заложено много, то во многом от нас зависит — будет ли это гений или злодей. 

 

  • А я вот смотрю на детей. Они совершенны от природы. Воспитанием как бы не испортить… 
 
Как можно отметить, разброс мнений велик и разнообразен: от 70-80%, и даже 100%, при некоторых оговорках, значимости воспитания до того, что воспитанием можно испортить заложенное природой.

Близнецовый метод

Интересной  возможностью получить ответ на вопрос о приоритете может стать изучение детей с одинаковой наследственностью – близнецов.
 
История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было особым. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали, однако, с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например:
  • Племена индейцев Британской Колумбии верили, что близнецы приносят удачу. Считалось, что после рождения близнецов природа щедро одаривает людей рыбой и дичью.  
  • Североамериканские индейцы моявы думали, что близнецам подвластны природные стихии. Простые люди приобщались к этим способностям, обрызгивая могилы близнецов водой. 
  • В Индии представители народности Хунду верили, что близнецы оберегают их от непогоды. Чтобы обеспечить лучшую защиту, ягодицы близнецов окрашивали в черный и белый цвета.  
  • Балинезийцы совершали с близнецами сложные очистительные ритуалы в честь равновесия, существующего в природе.
Близнецы  обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.

Среди зверей

Еще одним фактом в пользу приоритета воспитания могут стать дети, выращенные животными. Вспомним пример Маугли, который был ребенком нормальных родителей, но попал в аномальную для себя среду и каким-то образом сумел к ней приспособиться, но человеком сам по себе стать не смог. Значит, воспитание важнее наследственности? Наверное, да. Ситуации, когда детей оставляли в лесу и они там выживали, действительно наблюдались в истории, хотя и редко, причем важно отметить при анализе таких случаев, что абсолютно нормального ребенка нормальные родители обычно не оставляют в лесу. Противопоставлен «Маугли» может быть «Тарзан»: благодаря наследственности английского лорда, не слыша человеческой речи, он научился читать и говорить, когда увидел текст. 
И «Маугли», и «Тарзан» — сказка. В какой из них намек?  К сожалению, истории жизни реальных детей-маугли указывают на то, что ребенок, до определенного возраста лишенный человеческого окружения, не может в дальнейшем полноценно адаптироваться к жизни в социуме.
Соотношение воспитания и природных задатков вплотную примыкает к теме детской одаренности. Можно ли воспитать одаренного ребенка в определенной области?

Признаки таланта

По данным различных исследователей феномена одаренности были выделены черты, характерные  для большинства одаренных детей:
 
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере. 
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память. 
3. Были увлечены своим делом, энергичны. 
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 
5. Умели контролировать себя. 
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
 
Эти черты потенциальных творцов  сложно интерпретировать однозначно как  вложенные природой либо взращенные воспитанием. Высокий интеллект и хорошая память – качества врожденные, а что касается умения контролировать себя – можно ли здесь сказать однозначно?

Соотношение наследственных и воспитательных факторов

У меня старшему сыну 10 лет, с его папой не живем 8,5 лет. Никогда с тех пор он с папой не общался. НО основные черты человеческой личности все папины (из-за чего с его папой и рассталась), хотя воспитывался на совершенно других моральных устоях. У меня сейчас родился ребенок от второго брака. С мужем живем уже 5 лет. Т.е. он застал ребенка еще в том возрасте, когда на его формирование можно было повлиять. Моя семья (родители, сестра, ее семья, ее дети) тоже постоянно рядом, все мы как-то на одной волне и пытаемся привить сыну иные человеческие ценности. А в сыне все равно четко прослеживаются черты личности его отца.

 
Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.
 
Из  всего сказанного можно сделать  следующий вывод: интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный. Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.
 
01.02.2010
Анна Бердникова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Tonje (26/02/2020)
ПРИРОДА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ: РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА


Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них окажется более важным.

Если все решают гены, почему обучению и образованию в обществе всегда уделялось так много внимания?
Cvetik-7miCvetik (20/09/2017)
НАТАЛИ-НАТАЛЬЯ писал(а):
Cvetik-7miCvetik писал(а):
АЛЕНА Я писал(а):
Cvetik-7miCvetik, а вы с кем работаете? Просто у меня сестра тоже работает по этой методике, правда, проблема другая. Но результаты есть.



Алена, я работаю с местным специалистом. Мне предлагали скайп-сеанс, но мне показалось, что очно - это надежнее что ли))) Контакт более живой. Да и сначала пообщалась, чтобы почувствовать человека. Поняла, что доверяю, вот и пошла))). Ну, и честно говоря, по стоимости очень демократично.

Я проблему взаимоотношений с мамой решаю. Копать еще придется, но легче стало - факт + по ходу сеанса вылезла еще одна больная тема.


Легче - это, конечно, хорошо. Но можно ли с помощью этих погружений проблему в принципе решить?
Здесь на форуме есть тема, где оставляли отзывы. Все пишут, что стало легче, а снять-то можно или бесконечно надо ходить на эти сеансы?


Все можно. И очень многое зависит от вас. Разгребать свои психологические завалы - это же как уборка. Засрал квартиру - потребуется несколько генеральных уборок. Если за чистотой следите, то может вам только от пыли нужно будет избавиться))) это я так - образно)))
АЛЕНА Я (18/09/2017)
НАТАЛИ-НАТАЛЬЯ писал(а):
Cvetik-7miCvetik писал(а):
АЛЕНА Я писал(а):
Cvetik-7miCvetik, а вы с кем работаете? Просто у меня сестра тоже работает по этой методике, правда, проблема другая. Но результаты есть.



Алена, я работаю с местным специалистом. Мне предлагали скайп-сеанс, но мне показалось, что очно - это надежнее что ли))) Контакт более живой. Да и сначала пообщалась, чтобы почувствовать человека. Поняла, что доверяю, вот и пошла))). Ну, и честно говоря, по стоимости очень демократично.

Я проблему взаимоотношений с мамой решаю. Копать еще придется, но легче стало - факт + по ходу сеанса вылезла еще одна больная тема.


Легче - это, конечно, хорошо. Но можно ли с помощью этих погружений проблему в принципе решить?
Здесь на форуме есть тема, где оставляли отзывы. Все пишут, что стало легче, а снять-то можно или бесконечно надо ходить на эти сеансы?


Здесь все от глубины вашей проблемы зависит и от желания от нее избавиться)))) Сколько людей, даже здесь на форуме, обращаются за советом, но ни к одному не прибегают. Просто жалуются-жалуются-жалуются. Избавляться от психологических травм или родовых программ - это же работа. И не только психолога или другого специалиста, а в первую очередь ваша.
НАТАЛИ-НАТАЛЬЯ (17/09/2017)
Cvetik-7miCvetik писал(а):
АЛЕНА Я писал(а):
Cvetik-7miCvetik, а вы с кем работаете? Просто у меня сестра тоже работает по этой методике, правда, проблема другая. Но результаты есть.



Алена, я работаю с местным специалистом. Мне предлагали скайп-сеанс, но мне показалось, что очно - это надежнее что ли))) Контакт более живой. Да и сначала пообщалась, чтобы почувствовать человека. Поняла, что доверяю, вот и пошла))). Ну, и честно говоря, по стоимости очень демократично.

Я проблему взаимоотношений с мамой решаю. Копать еще придется, но легче стало - факт + по ходу сеанса вылезла еще одна больная тема.


Легче - это, конечно, хорошо. Но можно ли с помощью этих погружений проблему в принципе решить?
Здесь на форуме есть тема, где оставляли отзывы. Все пишут, что стало легче, а снять-то можно или бесконечно надо ходить на эти сеансы?
Cvetik-7miCvetik (14/09/2017)
АЛЕНА Я писал(а):
Cvetik-7miCvetik, а вы с кем работаете? Просто у меня сестра тоже работает по этой методике, правда, проблема другая. Но результаты есть.



Алена, я работаю с местным специалистом. Мне предлагали скайп-сеанс, но мне показалось, что очно - это надежнее что ли))) Контакт более живой. Да и сначала пообщалась, чтобы почувствовать человека. Поняла, что доверяю, вот и пошла))). Ну, и честно говоря, по стоимости очень демократично.

Я проблему взаимоотношений с мамой решаю. Копать еще придется, но легче стало - факт + по ходу сеанса вылезла еще одна больная тема.
АЛЕНА Я (13/09/2017)
Cvetik-7miCvetik, а вы с кем работаете? Просто у меня сестра тоже работает по этой методике, правда, проблема другая. Но результаты есть.
Cvetik-7miCvetik (10/09/2017)
НАТАЛИ-НАТАЛЬЯ писал(а):
Cvetik-7miCvetik писал(а):
Lyudmila1988 писал(а):
И то и другое играет роль. И наследственность, и характер и методы воспитания. А из последнего сообщения о родовых программах - ох и ох. Тоже нужно что-то с этим делать.


Постепенно глубже пошла, вот теперь решила попробовать попрактиковать регрессионную терапию. Мои знакомые, которые проходили ее, хорошо отзываются. Посмотрим, что мне даст.


Извините за наглую просьбу, когда пройдете, сможете поделиться впечатлениями? Слышала об этой технике, много читала об этом. Тоже есть желание попробовать, но что-то сдерживает. Побаиваюсь. не гипноз ли это.


Не гипноз - точно. Проверено мной лично))) В пятницу проходила первый сеанс. Если вы когда-нибудь практиковали медитацию, то очень похоже на это трансовое состояние, когда все слышишь, понимаешь, можешь управлять своими мыслями. А человек, который вас погружает, помогает вам в этом.

Подробности пока как-то не готова выкладывать. Очень личное. У меня сложные взаимоотношения с мамой. Не все получилось с первого раза в этом направлении, но зато очень четко увидела увидела свою другую боль. Даже разревелась во время сеанса. Еще пойду обязательно.
НАТАЛИ-НАТАЛЬЯ (09/09/2017)
Cvetik-7miCvetik писал(а):
Lyudmila1988 писал(а):
И то и другое играет роль. И наследственность, и характер и методы воспитания. А из последнего сообщения о родовых программах - ох и ох. Тоже нужно что-то с этим делать.


Постепенно глубже пошла, вот теперь решила попробовать попрактиковать регрессионную терапию. Мои знакомые, которые проходили ее, хорошо отзываются. Посмотрим, что мне даст.


Извините за наглую просьбу, когда пройдете, сможете поделиться впечатлениями? Слышала об этой технике, много читала об этом. Тоже есть желание попробовать, но что-то сдерживает. Побаиваюсь. не гипноз ли это.
Lyudmila1988 (07/09/2017)
Cvetik-7miCvetik
Хорошо, посмотрю, спасибо! :4U:
Cvetik-7miCvetik (07/09/2017)
Lyudmila1988 писал(а):
Cvetik-7miCvetik писал(а):
Lyudmila1988 писал(а):
И то и другое играет роль. И наследственность, и характер и методы воспитания. А из последнего сообщения о родовых программах - ох и ох. Тоже нужно что-то с этим делать.


Я когда начала в этом вопросе копаться на многие предложения натыкалась. Но мало что вызывало доверие. Потом мне подкинули материалы одного тренера (она родом из Барнаула). Послушала, попробовала - работает. Постепенно глубже пошла, вот теперь решила попробовать попрактиковать регрессионную терапию. Мои знакомые, которые проходили ее, хорошо отзываются. Посмотрим, что мне даст.


А что за тренер? Не поделитесь информацией?


Наталья Шафранова. Она родом из Барнаула, но уже давно живет в Москве. О ней узнала года 3-4 назад. Тогда ее материалы еще в свободном доступе в инете были. Я себе накачала. Все собиралась пойти к ней (она регулярно в Тюмень приезжала), но по деньгам не срослось((( Сейчас, как я поняла, все убрали и даже группы ее закрытыми сделали, т.к. на ее записях люди деньги делать стали((( Я уже давно не отслеживаю ее, знаю, что сайт свой она должна была открыть. Поищите в инете.
Lyudmila1988 (06/09/2017)
Cvetik-7miCvetik писал(а):
Lyudmila1988 писал(а):
И то и другое играет роль. И наследственность, и характер и методы воспитания. А из последнего сообщения о родовых программах - ох и ох. Тоже нужно что-то с этим делать.


Я когда начала в этом вопросе копаться на многие предложения натыкалась. Но мало что вызывало доверие. Потом мне подкинули материалы одного тренера (она родом из Барнаула). Послушала, попробовала - работает. Постепенно глубже пошла, вот теперь решила попробовать попрактиковать регрессионную терапию. Мои знакомые, которые проходили ее, хорошо отзываются. Посмотрим, что мне даст.


А что за тренер? Не поделитесь информацией?
Cvetik-7miCvetik (06/09/2017)
Lyudmila1988 писал(а):
И то и другое играет роль. И наследственность, и характер и методы воспитания. А из последнего сообщения о родовых программах - ох и ох. Тоже нужно что-то с этим делать.


Я когда начала в этом вопросе копаться на многие предложения натыкалась. Но мало что вызывало доверие. Потом мне подкинули материалы одного тренера (она родом из Барнаула). Послушала, попробовала - работает. Постепенно глубже пошла, вот теперь решила попробовать попрактиковать регрессионную терапию. Мои знакомые, которые проходили ее, хорошо отзываются. Посмотрим, что мне даст.
Lyudmila1988 (06/09/2017)
И то и другое играет роль. И наследственность, и характер и методы воспитания. А из последнего сообщения о родовых программах - ох и ох. Тоже нужно что-то с этим делать.
Cvetik-7miCvetik (30/08/2017)
Solnishko_07 писал(а):
И я вставлю свои 5 копеек. :-)
Исхожу из того- что ребенок рождается гением изначально. Он уже совершенен! Кто читал притчу о "Маленькой Душе", что пришла к Богу... там есть такие слова- "я не создал ничего кроме света"..от себя добавлю- и только внутренняя темнота закрывает от нас его.
Ваш ребёнок- идеален. Он пришел в этот мир благодаря вам- да! Но он не ваша собственность! Поэтому- требует веры в него, уважения и свободы выбора!
Что мы имеем на деле? Воспитание! После которого от гения остаются ножки и рожки.
Поэтому- ребенок без условно несет в себе программы рода обоих родителей с самого зачатия (программы эти зависят от духовного развития родителей на момент зачатия!)! Но! и не мало важно- смогут ли родители поддержать ребенка- и не замкнуть широту его души на себя- по сути, загубив ему жизнь.
К сожалению- наши привычки и приемы воспитания передаются из поколения к поколению. Мне потребовалось больше года, чтобы остановиться и начать УВАЖАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА. и то не все сразу...


Я тоже столкнулась с таким понятием, как родовые программы. Разобралась не сразу и не сразу все приняла. И сейчас еще много, до чего приходиться докапываться. Но то, что эти родовые программы играют в нашей судьбе огромную роль - это точно. И в нашей, и в жизни наших детей, и в построении отношений.
Лёля (16/08/2017)
Что такое талант?
Дается ли талант природой или зарабатывается собственным трудом?
Роль семьи в воспитании талантливого ребенка и пр вопросы, которые обсуждают психолингвист Татьяна Черниговская и психофизиолог Елена Николаева.
видео
1 | 2 | 3 | 4   
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь