/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Как хорошо уметь читать…

Дислексия у ребенка – как распознать и что делать

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?

 

Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением. Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

 

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

Важно: дислексия не связана с отставанием в интеллектуальном развитии. Дислексики часто бывают весьма успешны в самых разных областях деятельности.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, –  так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Дислексики Голливуда: Том Круз, Киану Ривз, Орландо Блум. Квентин Тарантино умеет читать, зато страдает дискалькулией (по его признанию, он до шестого класса даже не мог узнавать время по часам), а Кира Найтли стала лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией.

 

Дислексия - все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

” Сейчас медики уверенно заявляют: зрение и дислексия – вещи не связанные.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

” Но что вызывает нейрологические проблемы? Вероятно, эта особенность имеет генетические причины. Известно, что среди однояйцевых близнецов вероятность двойной дислексии достигает 70%, в то время как у братьев и сестер – не более 40%.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Не все знают, но Стив Джобс, настоящий мессия современного мира гаджетов, был дислексиком – он так и не научился толком читать. Что еще удивительнее, дислексиком, скорее всего, был и поэт Владимир Маяковский, испытывавший большие затруднения с чтением! Что ж, возможно именно эта особенность позволила ему подарить миру особый поэтический язык, которым восхищаются и которому подражают до сих пор.

 

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

 

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Помните фрагмент из книги Николая Носова «Приключений Незнайки и его друзей», где поэт Цветик учит его сочинять стихи?
– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка, – ответил Незнайка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково…
Вот приблизительно так рассуждает и будущий дислексик!

 

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

 

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

 

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

 

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?Не болезнь, а особенность

Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития. Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное.

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.

Обратитесь к неврологу. Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик.

 

Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?

Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.

 

Упражнения для ребенка с дисфонезией

«Первый звук»

Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.

 

«Ловец слов»

Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.

 

«Начинается на…»

Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.

 

«Сколько звуков»

Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова...

 

Упражнения для ребенка с дисграфией

«Цепочка слов»

Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.

 

«Словесное лото»

Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.

 

«На первый-второй рассчитайся!»

Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.

 

Упражнения для ребенка с дисэйдезией

«Узнай предмет»

На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.

 

«Найди десять отличий»

Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.

 

«Верное слово»

Среди нескольких вариантов написания слов (в которых вы намеренно допустили ошибки) найти правильный.

 

Если у вашего ребенка проблемы с чтением – не ругайте его, не позволяйте ни ему, ни окружающим усомниться в его уме и способностях. Он не глуп, не ленив, не хочет вас разозлить. Он просто особенный!

1.05.2018
Подготовила Анна Первушина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Родина-мать (05/05/2019)
llazy, понятно, наши плавают и даже при указке свыше ничего не сдвигается, так и идет по течению
интересно, нашему пмпк дала АООП НОО в 4 классе
llazy (05/05/2019)
Родина-мать
разница между 5.1 и 5.2 в нахождении в начальной школе, у вас пройденный этап.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года (1-4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс.

Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.

АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях.

Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.
5.2 это ОНР 2 или ОНР 3 и какие-то возможно связаныне с этим медицинские состояния.
Требующие медика в штат , например.
Родина-мать (05/05/2019)
Девочки, а в заключении пмпк так должно быть прописано, что обучение по программе 5.1 или 5.2???
У моего сына нет такой записи
llazy (05/05/2019)
Кристинэйла
идите к начальнику учительницы - это зав.по учебной работе. Несите рекомендации ПМПК - вам составят учебный план на следующий год.
Нагуглите фгос ноо овз вариант 5.1 и 5.2 - почитайте их, это вполне реально существующие рабочие документы, одобренные мин.образования. Там четко сформулировано что на входе и что ожидается на выходе и как это корректируется в процессе. После этого идете к завучу и просите организовать учебный процесс сообразно рекомендациям ПМПК, и той программы которая там прописана, ознакомившись с программой вы сможете составить предметную беседу.
Родина-мать (05/05/2019)
Кристинэйла, в заключении пмпк как написаны рекомендации по образовательной программе?
Здравствуйте! Девочки,объясните пожалуйста,что значит всё-таки эти мифические программы 5.1 и 5.2,по которым с нашими детками должны заниматься? У нас ОВЗ, заключение пмпк : дизартрия и похоже дизграфия Сейчас ребенок в 1 классе, учительница молодая и похоже вообще не понимает всех проблем, думает,что мы совсем с ребенком не занимаемся,всщ время мне говорит,что понятия не имеет,что она будет с нами во 2 классе делать.Все мои объяснения,что у нас не просто так диагнозы стоят,она не воспринимает 😔
Любаша (17/04/2019)
Родина-мать, спасибо
Родина-мать (16/04/2019)
Друзья, ловите рекомендации, которые министерство просвещения в регионы отправили, можете смело в школу распечатать, занести!

Родина-мать (21/03/2019)
Родители дислексиков в Новосибирске и области, а вы знаете, что существует Ассоциация дислексиков?! И известные люди все чаще и чаще стали рассказывать открыто о своих проблемах в детстве. Только мы есть у наших детей и можем помочь! Пишите мне в лс, готовлю обращение

Код:
https://deti.mail.ru/news/ya-byla-pochti-uverena-chto-menya-udocherili/
Adelvase (28/01/2019)
Короче говоря, вызвонила сегодня всех этих "а это не к нам вопрос, позвоните по номеру..." . В ОО нашего района подтвердили, что если в заключении пмпк есть логопед, то школа обязана им обеспечить, даже если в данный момент его нет в штате. Более того, мне сразу же сказали, что у нашей школы открыта эта вакансия уже не первый месяц. Должны принять.
А не так, как нам завуч ответила "нет, логопед - это ваша зона ответственности,а не наша".
Интересно, может нам еще что-то положено, о чем я не знаю?..
И по питанию, конечно, не отказались бы. Столько расходов, почему бы 1500р не направить на дополнительные занятия вместо питания.

Оставляла заявку на к-т сайте в отделе по защите прав детей, уже и забыла, а они мне перезвонили сами. Тоже подтвердили, что логопеда должны выделить. Если в нашей школе нет, то должны в другую школу направить, если сами не возьмут
Adelvase (28/01/2019)
А нам ничего пока что не рассказали... Вообще
Родина-мать (28/01/2019)
Adelvase, про бесплатное, да, и оно на бОльшую сумму, у нас справку соцпедагог сразу в работу отдала, с этим проблем не было, кормят хорошо
Adelvase (27/01/2019)
Родина-мать писал(а):
А много нас таких, кто готов идти?

Чессказать, я пока что вообще слабо ориентируюсь в своих правах и возможностях .
Вчера нашла сайт с электронными обращениями, написала туда. Жду ответа на счет логопеда. Пока искала, наткнулась на информацию, что детям с ОВЗ положено бесплатное питание в школе. Не скажу, что это нам сильно актуально, но почему бы и не экономить 1500р в месяц, раз положено? Однако, об этом мне пока что ни одна инсианция не заикнулась.

А вообще, для нас сейчас первый шаг сейчас - выполнить назначения невролога. Надеюсь на положительную динамику потом
Родина-мать (26/01/2019)
А много нас таких, кто готов идти?
Демоверсия (26/01/2019)
Цитата:
Я вот тоже думаю, может фонд уже создать по отстаиванию прав в школе своих детей при наличии справок
Хорошее дело. Я хочу, чтобы государство услышало нас. Почему в развитых странах проблему признают и работают с ней, а в нашей делают вид, что таких детей нет.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться