/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Как хорошо уметь читать…

Дислексия у ребенка – как распознать и что делать

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?

 

Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением. Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

 

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

Важно: дислексия не связана с отставанием в интеллектуальном развитии. Дислексики часто бывают весьма успешны в самых разных областях деятельности.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, –  так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Дислексики Голливуда: Том Круз, Киану Ривз, Орландо Блум. Квентин Тарантино умеет читать, зато страдает дискалькулией (по его признанию, он до шестого класса даже не мог узнавать время по часам), а Кира Найтли стала лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией.

 

Дислексия - все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

” Сейчас медики уверенно заявляют: зрение и дислексия – вещи не связанные.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

” Но что вызывает нейрологические проблемы? Вероятно, эта особенность имеет генетические причины. Известно, что среди однояйцевых близнецов вероятность двойной дислексии достигает 70%, в то время как у братьев и сестер – не более 40%.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Не все знают, но Стив Джобс, настоящий мессия современного мира гаджетов, был дислексиком – он так и не научился толком читать. Что еще удивительнее, дислексиком, скорее всего, был и поэт Владимир Маяковский, испытывавший большие затруднения с чтением! Что ж, возможно именно эта особенность позволила ему подарить миру особый поэтический язык, которым восхищаются и которому подражают до сих пор.

 

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

 

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Помните фрагмент из книги Николая Носова «Приключений Незнайки и его друзей», где поэт Цветик учит его сочинять стихи?
– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка, – ответил Незнайка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково…
Вот приблизительно так рассуждает и будущий дислексик!

 

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

 

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

 

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

 

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?Не болезнь, а особенность

Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития. Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное.

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.

Обратитесь к неврологу. Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик.

 

Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?

Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.

 

Упражнения для ребенка с дисфонезией

«Первый звук»

Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.

 

«Ловец слов»

Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.

 

«Начинается на…»

Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.

 

«Сколько звуков»

Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова...

 

Упражнения для ребенка с дисграфией

«Цепочка слов»

Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.

 

«Словесное лото»

Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.

 

«На первый-второй рассчитайся!»

Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.

 

Упражнения для ребенка с дисэйдезией

«Узнай предмет»

На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.

 

«Найди десять отличий»

Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.

 

«Верное слово»

Среди нескольких вариантов написания слов (в которых вы намеренно допустили ошибки) найти правильный.

 

Если у вашего ребенка проблемы с чтением – не ругайте его, не позволяйте ни ему, ни окружающим усомниться в его уме и способностях. Он не глуп, не ленив, не хочет вас разозлить. Он просто особенный!

1.05.2018
Подготовила Анна Первушина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Демоверсия (09/12/2018)
Adelvase писал(а):
Сална писал(а):
NatAl писал(а):
Сейчас в 9 классе он скорректировался, но время и возможности упущены.
Не ждите, ищите специалистов.

Вполне возможно, что не упущены. У меня два дислексика - сыну сейчас 21 год, учится на последнем курсе АГУ, и 14-летняя дочь. Могу с уверенностью сказать, что таким детям нужно дать время, обычно к среднему звену школы ситуация значительно улучшается. Как у вас и получилось. Вот только пережить начальную школу непросто, конечно. aga-aga
Такого, чтобы так и не научился читать или писать, у моих не было, но особенности есть. Оба не могли заучивать стихи, просто не понимали что учат. Но еще с сыном мы искали способ решения проблемы и наткнулись на совет прорисовывать стихи. Стали прорисовывать и случилось чудо - ребенок стал слету заучивать стих. Поначалу выходил к доске со "шпаргалкой", а потом и вовсе не нужны стали прорисовки - стал легко заучивать, как все. Видимо, "прорисовывал" в уме. Когда поняли, что у дочери та же особенность, стали снова прорисовывать. Ситуация повторилась, после нескольких "прорисованных" стихов она сама стала легко заучивать стихи. Сейчас в 7 классе, темы стихов даже не касаемся, сдает на 5, а учит, бывает, буквально на перемене перед уроком.
Дочь учится в художественной школе. Говорит: "Я в своей среде".

Судя по вашим описаниям, у ваших детей была возрастная дислексия, которая есть у каждого третьего ребенка в 1-2 классе . Но есть же и паталогические случаи, они никуда не компенсируются и не исчезнут
нет никакой возрастной дислексии. Есть незрелость, вырос ребенок и компенсировал. А с истинной дислексией не верю что что-то можно сделать, только временные улучшения.
Adelvase (09/12/2018)
Сална писал(а):
NatAl писал(а):
Сейчас в 9 классе он скорректировался, но время и возможности упущены.
Не ждите, ищите специалистов.

Вполне возможно, что не упущены. У меня два дислексика - сыну сейчас 21 год, учится на последнем курсе АГУ, и 14-летняя дочь. Могу с уверенностью сказать, что таким детям нужно дать время, обычно к среднему звену школы ситуация значительно улучшается. Как у вас и получилось. Вот только пережить начальную школу непросто, конечно. aga-aga
Такого, чтобы так и не научился читать или писать, у моих не было, но особенности есть. Оба не могли заучивать стихи, просто не понимали что учат. Но еще с сыном мы искали способ решения проблемы и наткнулись на совет прорисовывать стихи. Стали прорисовывать и случилось чудо - ребенок стал слету заучивать стих. Поначалу выходил к доске со "шпаргалкой", а потом и вовсе не нужны стали прорисовки - стал легко заучивать, как все. Видимо, "прорисовывал" в уме. Когда поняли, что у дочери та же особенность, стали снова прорисовывать. Ситуация повторилась, после нескольких "прорисованных" стихов она сама стала легко заучивать стихи. Сейчас в 7 классе, темы стихов даже не касаемся, сдает на 5, а учит, бывает, буквально на перемене перед уроком.
Дочь учится в художественной школе. Говорит: "Я в своей среде".

Судя по вашим описаниям, у ваших детей была возрастная дислексия, которая есть у каждого третьего ребенка в 1-2 классе . Но есть же и паталогические случаи, они никуда не компенсируются и не исчезнут
Adelvase (08/12/2018)
llazy писал(а):
Родина-мать
А зачем вам английский у дислексика ?
ПМПК и убрать язык, это лишняя нагрузка, пусть русский выучит хотя бы , тяжелый язык для изучения.
Если найдете дефектолога который знает английский , он вам поможет.
У меня дочь учит английский потому что ей нравится и она видит что два языка это норма, так получилось дома билингвальная среда. Она читала несколько лет моими глазами английские тексты, и очень много слушает простых текстов на английском, просто запоминает слова, фантастическая память , по-видимому вызубрила как читаются некоторые дифтонги. Итого около 20 прилагательных ( цвета) , около 60-50 существительных, штук 20 глаголов. Фразы не строит. Русский до сих пор так себе, ОНР 2.


https://www.englishclub.com/learning-difficulties/dyslexia.htm тут вкратце проблемы которые при дислексии вылазят.
Пособие как преподавать английский как иностранный, для дислексиков, к сожалению на английском.
http://dystefl.eu/uploads/media/DysTEFL_Booklet_Trainee.pdf
Методы все те же , что при овладении русским, только в английском свои фонемы, свои особенности чтения, написания, заниматься должен дефектолог. Или педагог от бога.
Произношение ставить в идеале должен логопед. Все тоже самое что с русским.

Ресурсы у ребенка не безграничны. Гугл к счастью сейчас переводит, а через 15 лет у нас может чипы будут в голове. Может лучше математикой заняться. Или спортом в освободившемся временном ресурсе.

Неужели, действительно, могут убрать из программы предмет?
У нас английский не идет от слова совсем. Видимо, и дислексия и дисграфия делают свое дело. Пошли по пути репетитора. Не думаю, что он его вытянет хотя бы на 3, но все-таки о абсолютного нуля в знаниях языка подошли к тому, что хоть что-то запомнил и кое-что даже прочитать способен

Добавлено спустя 7 минут 40 секунд:

Родина-мать писал(а):
Девочки, мы сейчас проходим спецов для пмпк, невролог сдвг поставила, тупо отписка, логопед вообще ничего конкретного, сказала, что дислексии нет, дисорфография да, но ее можно решить применением правил, внимание да страдает, психолог диспансера вообще вчера протестировала 1 этап, сказала, что ничего вообще не видит криминального, с вниманием все ок, Шульце и тд прошел идеально. 2 этап 10.04, потом психиатр.
Дислексию никто не подтверждает, но при этом да, кивают головой и говорят о индивид программе школьной и возможно смене школы. Посмотрим что на пмпк скажут.
Плюс нейропсихолога еще грамотного посоветовали, тоже сходим, 3 года не были на тестировании, как раз динамику посмотрим.

Подскажите, где именно вы проходили всех врачей? Почему именно там? Платно или нет? Большая ли была очередь
Бригид (22/09/2018)
Оль_гуня
Спасибо огромное, что отвечаете :give_heart: Где находятся Кругозор и белый аист?
Нашла)
Оль_гуня (22/09/2018)
Бригид
Занимались в самом начале, ходили в Белый Аист, потом я почему-то переключилась полностью на логопедию.
Мы делали кучу аппаратных методик в Кругозоре, занимались с логопедом 3 раза в неделю там и в садике я просила логопеда заниматься в частном порядке, хоть ему и рано было ещё 2-3 раза в неделю, постоянные медикаментозные курсы у невролога.
Бригид (22/09/2018)
Оль_гуня
С дефектологом занимались? Можете порекомендовать кого-то?
Я так понимаю, чем раньше начнёшь, тем легче потом ребёнку будет.
Оль_гуня (22/09/2018)
Бригид
У сына было ЗРР, ОНР1, потом вышли из задержки и стало понятно, что дизартрия, сейчас помимо прочего дислексия и ещё ряд проблем, как мне говорили, что почти все из ЗРР выходят с грамматически-лексическими нарушениями, я что-то раньше не среагировала на эти слова, занимались дизартрией, а сейчас понимаю, что нужен был дефектолог.
Но не у всех, наверное, так.
Но и то, когда читают наши ранние заключения, то все говорят, что первый раз видят так хорошо компенсированного ребёнка, что он должен быть сейчас сильно хуже.
Вот как на данный момент, выделенное, это как раз надо было начинать прорабатывать раньше

Я сейчас забегала, потому что по прописке у нас очень слабая школа, а я хочу в хороший лицей, как мне сказали, что туда берут только сильных детей в любом случае и на вакантные несколько мест будет конкурс, поэтому мне к моменту тестирования - февраль, надо, чтобы сын знал программу 1 класса, половину он уже знает, остаётся как-то минимизировать проявления дислексии и ударно позаниматься с дефектологом, ну и самостоятельно дома.
Бригид (22/09/2018)
Демоверсия
ЗРР может со временем перейти в эти заболевания ?
Не понимаю всех последствий, пока только на пути работы со специалистами. Хотелось бы узнать мнение опытных мам...
Демоверсия (20/09/2018)
Родина-мать, смотрела. Хороший фильм. Не думаю, что у всех так, но у сына знатно слова переставлялись по началу, а замена слов до сих пор.
Родина-мать (20/09/2018)
Вроде не скидывала, я после фильма Звездочки на земле, которая открыла глаза мне на то, как понимает и видит сын была поражена второй раз - текст, смотрите с поддержкой JavaScript
текст глазами дислексика, я была поражена, честно Surprised
Скрытый текст:
Демоверсия (20/09/2018)
Родина-мать, какие пятерочки, такие же как наши троечки. :-) Кстати, у вашего сына почерк очень характерный для дислектика.

Добавлено спустя 9 минут 17 секунд:

Я так поняла, у дислексии очень много признаков. Общих черт может быть мало. По тесту для сына характерно - неумение завязывать шнурки. В 11 более менее может уже сам, не всегда. Самое тяжелое для меня признак - он не понимает время, не ориентируется в нем. В том смысле, что для него нет разницы час или полдня, временных границ нет. Не понимает что такое поторопиться, рассчитать время, норма времени.

Добавлено спустя 3 минуты 9 секунд:

Цитата:
Про комиссию прошлого года, логопед на ней не увидела проблем совсем
это не область логопеда, вот и не видят они, нас трое послали. Как-то нужно перезапустить мозг, толку от бесконечных повторов. У дочери было м-л. Путала. Поставили диагноз, исправили за пару лет со школьным логопедом. Вот это их. А тут целый клубок проблем. Русский цепляется за математику, математика за время.
Родина-мать (20/09/2018)
Вот кстати по др предметам типичные ошибки дислексиков, меняют местами, у нашего по математике, %, оценка снижена в итоге за это Mad
Родина-мать (20/09/2018)
Демоверсия писал(а):


Так что, если это незрелость мозга, все компенсируется, а если истинная дислексия, то останется вот так.


Факт!

У меня муж дислексик, так и осталось, при этом высшее образование, руководящая должность и т д, а проверяет пк все, правописание, ибо иначе швахен
Оль_гуня (20/09/2018)
Демоверсия
Огромное спасибо!
Мазанова- это дисграфия? Мой читает неправильно, или тоже подходит?
Я правильно понимаю, что ребёнок сам определяет, что для него будет являться символом буквы?
Родина-мать (20/09/2018)
Про комиссию прошлого года, логопед на ней не увидела проблем совсем, спорили там, в итоге председатель комиссии молчала, она спросила единственный вопрос у сына: Скажи есть ли предмет в школе, который тебе легко дается и тебе нравится? Сын ответил не задумываясь, что физкультура)))

В итоге, когда дальше спорить стали, нужен ли индивид образовательный маршрут, она резко прервала всех, сказав, что вы же слышали, ребенку легко только с физкультурой, давайте рекомендации и бумагу, очень боагодарна ей Smile
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться