/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Как хорошо уметь читать…

Дислексия у ребенка – как распознать и что делать

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?

 

Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением. Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

 

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

Важно: дислексия не связана с отставанием в интеллектуальном развитии. Дислексики часто бывают весьма успешны в самых разных областях деятельности.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, –  так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Дислексики Голливуда: Том Круз, Киану Ривз, Орландо Блум. Квентин Тарантино умеет читать, зато страдает дискалькулией (по его признанию, он до шестого класса даже не мог узнавать время по часам), а Кира Найтли стала лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией.

 

Дислексия - все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

” Сейчас медики уверенно заявляют: зрение и дислексия – вещи не связанные.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

” Но что вызывает нейрологические проблемы? Вероятно, эта особенность имеет генетические причины. Известно, что среди однояйцевых близнецов вероятность двойной дислексии достигает 70%, в то время как у братьев и сестер – не более 40%.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Не все знают, но Стив Джобс, настоящий мессия современного мира гаджетов, был дислексиком – он так и не научился толком читать. Что еще удивительнее, дислексиком, скорее всего, был и поэт Владимир Маяковский, испытывавший большие затруднения с чтением! Что ж, возможно именно эта особенность позволила ему подарить миру особый поэтический язык, которым восхищаются и которому подражают до сих пор.

 

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

 

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Помните фрагмент из книги Николая Носова «Приключений Незнайки и его друзей», где поэт Цветик учит его сочинять стихи?
– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка, – ответил Незнайка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково…
Вот приблизительно так рассуждает и будущий дислексик!

 

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

 

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

 

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

 

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?Не болезнь, а особенность

Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития. Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное.

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.

Обратитесь к неврологу. Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик.

 

Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?

Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.

 

Упражнения для ребенка с дисфонезией

«Первый звук»

Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.

 

«Ловец слов»

Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.

 

«Начинается на…»

Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.

 

«Сколько звуков»

Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова...

 

Упражнения для ребенка с дисграфией

«Цепочка слов»

Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.

 

«Словесное лото»

Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.

 

«На первый-второй рассчитайся!»

Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.

 

Упражнения для ребенка с дисэйдезией

«Узнай предмет»

На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.

 

«Найди десять отличий»

Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.

 

«Верное слово»

Среди нескольких вариантов написания слов (в которых вы намеренно допустили ошибки) найти правильный.

 

Если у вашего ребенка проблемы с чтением – не ругайте его, не позволяйте ни ему, ни окружающим усомниться в его уме и способностях. Он не глуп, не ленив, не хочет вас разозлить. Он просто особенный!

1.05.2018
Подготовила Анна Первушина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Сална (11/05/2018)
NatAl
Удачи вам!
Дочь тоже хочет сменить школу, потому что давно уже успешно учится, а отношение одноклассников осталось как в начальной школе. И я очень жалею, что в свое время не перевела сына. aga-aga
Это как выдернуть человека из трясины и дать возможность свободно двигаться дальше.
Учителей не виню, ведь даже представить, что такое возможно - набор букв вместо стиха, непросто.
NatAl (10/05/2018)
Сална
Меня в детстве художка спасала сильно от всех напастей, наверное арт-терапия была Smile Да и когда все дети читали букварь, я картинки в нем разглядывала так, что до сих пор перед газами стоят. Тексты-то были простым набором букв.
Современная гимназия - это конкуренция, никто возиться не будет. Учителя-то и слов таких "дислексия" не знают, думают, что ребенок издевается над ними, когда условие задачи в слух еле-еле читает. Не попал сразу в маткласс, потому что очень много усилий и времени отнимало просто чтение условия задач, все - уже очень трудно наверстать, в обычном классе учитель очень слабая. Надеюсь, что сейчас, когда он знает, что хочет и сменит место учебы, дела пойдут лучше.
Сална (09/05/2018)
NatAl писал(а):
Сейчас в 9 классе он скорректировался, но время и возможности упущены.
Не ждите, ищите специалистов.

Вполне возможно, что не упущены. У меня два дислексика - сыну сейчас 21 год, учится на последнем курсе АГУ, и 14-летняя дочь. Могу с уверенностью сказать, что таким детям нужно дать время, обычно к среднему звену школы ситуация значительно улучшается. Как у вас и получилось. Вот только пережить начальную школу непросто, конечно. aga-aga
Такого, чтобы так и не научился читать или писать, у моих не было, но особенности есть. Оба не могли заучивать стихи, просто не понимали что учат. Но еще с сыном мы искали способ решения проблемы и наткнулись на совет прорисовывать стихи. Стали прорисовывать и случилось чудо - ребенок стал слету заучивать стих. Поначалу выходил к доске со "шпаргалкой", а потом и вовсе не нужны стали прорисовки - стал легко заучивать, как все. Видимо, "прорисовывал" в уме. Когда поняли, что у дочери та же особенность, стали снова прорисовывать. Ситуация повторилась, после нескольких "прорисованных" стихов она сама стала легко заучивать стихи. Сейчас в 7 классе, темы стихов даже не касаемся, сдает на 5, а учит, бывает, буквально на перемене перед уроком.
Дочь учится в художественной школе. Говорит: "Я в своей среде".
katarina85 (08/05/2018)
Я тоже дислексик. Проблемы в школе с орфографией, чтением. За школу куча комплексов, т.к. глупой я себя не считала, а возможностей не было. Тогда не говорили о таких диагнозах. Сыну тоже поставили дизартрию. С такими детьми надо заниматься, не ждать улучшения. Совет родителям, не говорите, что их дети глупые, просто по другому думают. И надеюсь в наших школах учителя научаться подходить к таким ученикам с особым подходом.
Какие центры в Новосибирске занимаются с дислексиками? Где найти такого логопеда, который знает эту проблему?
NatAl (07/05/2018)
Решила все же написать о своей ситуации, может кому-нибудь поможет.
Я не выговариваю несколько звуков, с трудом научилась читать (многочасовым насилием надо мной), когда нервничаю могу перепутать слова (типа "режиком заножу"), уже в 9-м классе в сочинении написала "модежЫ" и т.д.
Теперь о сыне. В 4 года стало стали ходить к логопеду в поликлинику, в 5 лет нас отправили в логопедическую группу с диагнозом "дизартрия". Из сада выпускался с правильной речью, как-то читал по слогам, считал хорошо. Я по наивности своей и подумать не могла, что он у меня необычный: диагноз наш не проходит бесследно, это вершина айсберга. Поступил в гимназию. После 1-ого класса я забегала - с ним явно что-то было не так. Невропатолог, обследование мозга, психолог. Дисграфия-дислексия. И тут я допустила ошибку.
Я решила, что мучить сына, как меня родители, я не буду. А слегка поискав в инете, не нашла нужных дефектологов. И решила, что интеллект-то у него нормальный, мозг дозреет, как-то компенсируется со временем. Я не учла два фактора. Нынешним детям не бывает так скучно, как было мне, когда за неимением гаджетов, я взялась после 5 класса за Анну Каренину. Нынешние дети могут вместо чтения заданного по литературе врубить аудиокнигу. И современная гимназия - это вам не сельская школа советских времен.
Нужно было бежать и выискивать специалистов, пусть даже ездить к ним в город из Академа на последние деньги. Попытки заниматься с ним самой были провалены (я ведь тоже дислексик Smile). Сейчас в 9 классе он скорректировался, но время и возможности упущены.
Не ждите, ищите специалистов.
burya (01/05/2018)
Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением.

Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

Как хорошо уметь читать… Дислексия у ребенка – как распознать и что делать

Родина-мать (19/04/2017)
Севил, проведите тест-драйв на Сибмаме, сибмамы протестируют ваш сервис, когда будете готовы его представить :-)
Севил (16/04/2017)
Добрый день всем мамочкам и папам! Меня зовут Алиева Севил и у меня нет детей, но я наблюдаю проблему дисграфии и дислексии у детей в школах, детских садах и так далее. У меня давно зреет проект по созданию сервиса корректировки дисграфии у деток, вчера выиграла конкурс стартапов, идею поддерживают и считают, что у нее большое будущее. Вышла на связь с кафедрой логопедии нашего педагогического университета имени Астафьева. Сервис заключается в создании предложения для детей и родителей, где ребенок в интересной, игровой форме смог корректировать данную проблему, ведь зачастую логопед не может помочь по ряду причин. Приложение же интересно ребенку: там буду и аудиодиктанты, конструкторы слов, личный кабинет с достижениям, личный помощник граф-Дисграф, много интересных упражнений, прохождений и так далее, все это будет разрабатываться непосредственно с логопедами и учеными, но бесплатно продвинуть идею не получится, сейчас я проверяю гипотезы: как вы оцениваете идею создания и, например, могли бы вы платить за подписку на курсы упражнений в месяц 1500-2000 рублей? Я мониторила рынок логопедов в Красноярске и ужаснулась от цен: от 300-500 рублей за академический час! А ведь мне много мам пишут, что логопед не помогает, не может найти подход к ребенку или заставляет часами выводить букву в прописях, что все равно не приводит даже к малейшим шажкам прогресса! Сервис будет дешевле и интереснее Вам и вашему ребенку!Буду рада вашим откликам!
Родина-мать (27/03/2017)
Ольга Жальских, экзамены в 4 классе просто проверочные работы, которые никаким образом ни на что не влияют, это мне подтвердили в т ч и в ОО.

Мы задумались, тк к концу 4 класса сын не справляется с программой, среднее звено будет еще сложнее, итак мотивации к учебе никакой, в среднем звене, если ничего не решить, его просто сломают (((

Мы на прием 28.0 записаны к психиатру, но психолог не сделала заключение, схожу наверное сам 28.03, попрошу еще направление к их логопеду и запишусь на 14.04 к психиатру, к этому времени все готово будет. Предполагаю, что на пмпк в лето выйдем такими темпами
Родина-мать писал(а):
Ольга Жальских, у нас почему то в списке на пмпк нет логопеда (может потом, что мы сами инициировали обращение на пмпк?, не знаю), я сама в пк попросила педиатра направление дать, у психиатра на Инской были, она только направление к психологу дала, завтра звонить буду на Инскую, узнаю, можно без направления к логопеду попасть или нет

На Инской только по направлению психиатра можно попасть к логопеду. Либо платно. Мне так сказали. Я у психиатра попросила направление и она мне его дала. Хотя сама логопед, но мне надо было заключение из медицинского центра, а не от себя. Если главная проблема логопедическая, то как без логопеда? Все дислексии, дисграфии и дизорфаграфия-это логопедические проблемы. Даже если нет нарушений произношения. Это нарушение письменной речи.

Добавлено спустя 2 минуты 38 секунд:

Родина-мать писал(а):
Ольга Жальских, дали, от школы все получила (учитель русского и литер написала, психолого-педагогическая и от классного руководителя)

А у нас не дают. Я тоже уже сама хочу пройти, т.к в 4 классе будут экзамены, есть риск, что он не справится. Хотя и надеюсь, что всё можно скорректировать до этого времени.

.
Родина-мать (27/03/2017)
Ольга Жальских, дали, от школы все получила (учитель русского и литер написала, психолого-педагогическая и от классного руководителя)
Родина-мать
Ещё вопрос к Вам. Для того чтобы психиатр дал заключение для ПМПК нужна характеристика от учителя. Вам её дали? Просто у нас говорят, что только на саму ПМПК пишут, а для психиатра нет, а психиатр говорит, что для ПМПК может написать только после того как характеристику принесём. У психиатра сын все тесты прошёл хорошо. Есть дефицит внимания, без гиперактивности.
Родина-мать (27/03/2017)
Ольга Жальских, у нас почему то в списке на пмпк нет логопеда (может потом, что мы сами инициировали обращение на пмпк?, не знаю), я сама в пк попросила педиатра направление дать, у психиатра на Инской были, она только направление к психологу дала, завтра звонить буду на Инскую, узнаю, можно без направления к логопеду попасть или нет
Родина-мать
Дислексию должны ставить. По всем параметрам у Вашего сына дислексия и дизорфография. Это судя по Вашему описанию. Это у нас в стране есть разграничения дислексия, дисграфия. А во всех других странах один диагноз- дислексия. Он объединяет все эти проблемы.

Добавлено спустя 9 минут 44 секунды:

Родина-мать
Я понять не могу, почему логопед Вам сказала, что дислексии нет? Может к другому обратиться? Для ПМПК можно по направлению психиатра бесплатно сходить к логопеду. Мне понравилась логопед в психоневрологическом диспансере. Мы с ней как раз про дислексию и дисграфию разговаривали. Она поняла, что я тоже логопед. Диагноз сыну написала. У меня сын прочитанное понимает, а раньше совсем не понимал. Читал очень плохо. Сейчас техника чтения хорошая. Дислексию сейчас ему не ставят, т.к она прошла. Но с математикой тоже есть проблемы. Причём, дома и на приёме у специалиста всё решает, а в школе еле как. В чём проблема не понятно. aga-aga
Родина-мать (26/03/2017)
Ольга Жальских, не понимает смысла прочитанного, особенно вслух, логопед тестировала его, он сказку читал и не смог рассказать что там и как, отдельные слова какие то назвал, общий смысл потерялся
Отсюда и с математикой проблема, особенно с задачами

Сама техника чтения лучше стала, но не на уровне нормы 11-12 летки

Дисграфия кстати у него совсем на нет сошла практически, редко моменты есть, а вот дисорфография во всей красе, практически все диктанты 1 и 2, контрольные списывания 3-4
И да, правила многие знает наизусть, а ошибки по ним делает

Мы много занимаемся считаю, и тоже можно сказать, что логопед сама своему сыну и тьютор

Мне очень интересно, почему специалисты сейчас не ставят дислексию, невролог со своей отпиской сдвг вообще добила

Добавлено спустя 6 минут 4 секунды:

Лелесик, мы на начальном этапе овладевания навыком чтения занимались по этой книге, нам нейропсихолог ее советовала
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться