2 3 |
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
сообщество по АВА
http://moscowaba.livejournal.com/profile открытое очень хорошие отзывы и рекомендации вот по этому курсу по АВА http://autism-aba.blogspot.com/2011/06/blog-post.html У меня предложения делиться примерами изменения поведения, выработки навыков с помощью методов АВА. Советы со стороны помогут скрректировать свои способы, примеры других помогут начать применять что то новое в обучении и коррекции. Начну с себя Итак, мы корректируем нежелательное поведение - ребенок не ест с мамой, папой и другими (с ложки невозможно накормить), и может накормить только няня. Ниже анализ поведения, план действий, выбранные стимулы, и описание, как происходило. Функциональная оценка поведения: Предшествующий фактор (А): Мама приносит тарелку с кашей, зачерпывает ложкой, и подносит ко рту ребенка и говорит: «Аам, открой ротик». Поведение (В): Ребенок отворачивается, мычит, убегает, уползает под стол, пинается. Последствие (С): мама уговаривает ребенка, рассказывает, какая вкусная кашка, просит съесть одну ложечку, обнимает, придерживая руки ребенка, чтобы запихнуть хоть одну ложечку, включает мультики, отвлекает игрушкой, поет песенки, рассказывает стишки. Следующее (по времени) поведение: Предшествующий фактор (А): Мама приносит тарелку с кашей, зачерпывает ложкой, и подносит ко рту ребенка и говорит: «Аам, открой ротик». Поведение (В): Ребенок отворачивается, мычит, убегает, уползает под стол, пинается. Последствие (С): мама убирает ложку, тарелку. Ребенок не просит есть. Функция такого поведения: Прекращение неприятных стимулов (в начале возникновения проблемы – ребенок не хотел есть многие продукты, была очень сильная избирательность в еде – нравилось только грудное молоко, кефир, а мама (не зная, что бывают дети с сильными предпочтениями, и слушая врачей) предлагала попробовать разные продукты). Усилилось поведение отрицательным усилением – ребенка оставляли в покое, и не кормили какое то время, давая только грудь и кефир (после отучения от груди остался только кефир). Привлечение внимания (сейчас). Рацион еды ребенка расширился. Мама теперь предлагает есть только то, что он ест, поэтому теперь функцией такого поведения стало не прекращение неприятных стимулов (той еды, которая не приятна), а привлечение внимания. Усилилось опосредованным положительным усилителем – внимание со стороны мамы (папы, бабушки) в виде уговоров, попыток взять на руки, обнять, реакцией взрослых – плач, отчаянье, долгие уговоры. Поведения, которые будем усиливать и уменьшать: Уменьшаем: крики, пинание, мычание, отворачивание, уход. Усиливаем (поэтапно): спокойное сидение, открывание рта при приближении ложки, процедура еды за столом, сидя на стуле, самостоятельная еда ложкой. Выбранные способы коррекции нежелательного поведения: Проактивные: Обогащение окружающей среды. Выбраны для использования во время коррекции только те продукты и блюда, которые ребенку очень нравятся (с наблюдений няни). Также проводим коррекцию утром и днем, когда ребенок не устал, в хорошем настроении. Необусловленный усилитель: внимание стала предлагать в течение всего дня вне зависимости от кормления/не кормления – стала часто обнимать и при этом сильнее сжимать (предположила, что сжимание во время кормления тоже нравится ребенку, и усиливает его поведение). Дифференциальное усиление альтернативного поведения: усиление правильного поведения, и игнорирование проблемного поведения. Реактивные: Положительное ослабление поведения (порицание – «нельзя так себя вести»). Мотивационные стимулы, которые будем использовать (иерархия): 1. Яйцо «Маша и медведь», игрушка с конфетами «Смешарики» 2. Игрушка «стиральная машина» 3. Маленькие сосательные конфеты, мармеладные конфеты 4. Похвала Мотивационные факторы: чувство голода – т.е. провожу процедуры, когда ребенок голоден (например, просит коржик, яблоко, или когда погуляли). Как происходило: Сначала решила сформировать сразу поведение – самостоятельная еда ложкой, но ребенок был не готов к этому. Изменила программу. Начала с открытия рта при поднесении ложки. На этом этапе допускаю попытки вырваться, попытки сбежать, еда перед компьютером. Итак, приношу еду (любимую кашу или творог – от супа пока отказалась, т.к. ребенок давится картошкой – будем приучать к супу, как будет уже стабильное правильное поведение). Включаем мультики. Прошу открыть ротик. Ребенок отворачивается, убегает со стула. Ловлю. Обнимаю в области предплечья (чтобы руками не опрокидывал ложку). Ребенок после этого ротик открывает, ложку съедает. Пробую тут же вторую ложку – не получается, вырывается сильно. Отпускаю, не стимулирую. В след. Раз принимаю решение дать стимул после первой же ложки. Так и делаю. Ребенок вырывается, отворачивается, но в конце концов открывает ротик и ест. Тут же даю самый любимый стимул, хвалю, всячески выражаю радость. В следующий раз ребенок позволяет дать две ложки. Потом три. Начинаю давать стимулы разные – за больше ложек – лучший стимул. Если почти не вырывается, а я его только слегка придерживаю – тоже самый лучший стимул. Если съел только одну ложку – маленькая конфетка. Моя задача сейчас не накормить ребенка, а выработать правильное поведение. Так что на этом заканчиваю кормление. На следующий день ребенок сел на стул, включил мультик. Я попросила открыть ротик, поднесла ложку, и он открыл ротик и съел несколько ложек! Дала самый лучший стимул, очень хвалила. В следующий раз поведение повторилось. Съедал сейчас не очень много – по нескольку ложек. Зато без убегания и отворачивания. Как только просил жестом и словом «ко» (конец!) закончить кормление – сразу прекращала, и уносила чашку – т.о. формировала альтернативное приемлемое поведение – просить словами и жестами, что есть не хочет. Через пару дней вернулось прежнее поведение – на предложение поесть сбежал под стол, стал пинаться. Я решила, что сейчас ситуацию надо переломить, и воспользовалась реактивным методом: строго сказала «Нельзя себя так вести!», и ушла в ванну. Ребенок плакал, я не подходила. Через минут 5 он пришел ко мне, и жестом и словами попросил его пожалеть (мы это поведение тоже формируем сейчас – и я его пожалела). Пошли снова есть, я его обняла, он вырывался, но рот открывал, и так съели несколько ложек. Дала за это маленькую конфету. В следующую еду открывал рот, и ел! Теперь настал этап обобщить наш навык, перенести его сначала на папу, потом на других взрослых. Папа получил инструкции как действовать. И сегодня Тима с папой съели целую тарелку каши! За это получил большую любимую конфету. Далее включим бабушек-дедушек. И буду просить кого то знакомого-постороннего (чтобы в случае чего, например, в садике, его смогли докормить воспитатели или нянечка). Ну и уже далее – будем формировать навык еды ложкой. Нашла вот такой видеоматериал. Может, для кого то уже не ново, но вдруг еще не все нашли Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. http://www.youtube.com/watch?v=mQkdfYPGQwE Там много частей, ютуб выдает последовательно все. Марина Ю., это конечно:) Куда мы теперь с подводной лодки Добавлено спустя 23 часа 1 минуту 39 секунд:
Марина Ю, так и случилось:) Через два дня, вчера, выдал мне слово "дай", достаточно чисто Правда, я пыталась отвлечь его от неконструктивного действия - подогревания в микроволновке чая - конфетой. А он и сказал - "дай" И теперь просить старается с помощью этого слова Еще порепетируем в разных ситуаициях, и запишем в навык Славна мы тоже занимались самостоятельно дома. Количество часов в день трудно назвать, так как любые действия в течении дня разбивались на мелкие шаги... (Мы до сих пор этим принципом пользуемся, даже буквы учились так писать). А именно на занятия (естественно в игровой форме) садились раза 2 в день часа по 1,5-2... Добавлено спустя 2 минуты 45 секунд:
Вы не ждите слишком быстрых результатов... Они, конечно, могут быть, а может и нет... Не бросайте занятия, результаты могут быть позже (и через год и через два)... Начали занятия. Нифига с развития произвольной речи не получилось. Оставила иллюзии, пошли по стандартным занятиям. Итак, взгляд держим, основные движения большинство делаем. Стал больше задерживать взгляд на нас, т.к. стали его за это хвалить. Девочки, кто занимался, сколько часов в неделю делали? У нас больше 2 часов в день в рабочие дни не получается Так никто и не нашел такого терапевта? Мы тоже решили попробовать. Начнем с развития произвольной речи. Результаты буду писать. А у меня АВА не получается Видимо, все-таки в городе нет специалиста. Хотя бы какое-то время дома с ним позаниматься нужен, а я уже потом сама научусь и продолжу. Срочно нужен дефектолог или АВА-терапист (если вдруг такие есть) на дом. Сама ниче уже дома не успеваю из-за занятий с ребенком и биомеда. Хоть пару часиков в неделю. Занятия в Олесе прерываются на каникулы. А останавливаться нельзя, раз прогресс пошел. подскажите люди добрые, где поискать помощников. Добавлено спустя 5 минут 22 секунды: АВА Я по похожему принципу к горшку приучила и есть аккуратно вилочкой и другие премудрости осваивает, но я интуитивно, даже не знала раньше что это и есть АВА. Просто сильно-сильно хвалила и вкусность давала за большие успехи, этим закрепляя результат.
Да, без поощрения даже и обычные дети, по-моему, не будут заниматься... Что я из АВА теории (из книг) лично для себя взяла: 1. Дети с аутичными чертами не всегда и не сразу реагируют на вербальное поощрение, поэтому в ход пошли вкусности, маленькие игрушечки, позже книжки, мгрушки побольше, а сейчас еще мероприятия, которые нам нравятся, тоже используем в качестве поощрения. И начинали с одного малюсенького задания, затем время увеличивалось, сейчас уже несколько дней ждем, а за отдельные задания уже достаточно просто похвалить. 2. Любые задания надо разбивать на множество маленьких шагов. Я недавно в ЛС писала пример, сейчас попробую найти. Добавлено спустя 3 минуты 51 секунду:
Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд: Сначала я брала готовые схемы, расписанные в книге, но очень быстро стали составлять их сами, адаптируя к нашему ребенку.
Ртуть в организме Вам только во Франции определят , вот в этой лаборатории- www.labbio.net ., кандиду может анализ на дисбак показать. Хотя ИМХО это непринципиально - если ребенок аутичный, значит и ртуть не отводит, и кандида цветет. ссылки по биомеду- http://www.autismwebsite.ru/all_about_autism.htm и http://autism.forum2x2.ru/forum.htm Насчет магазинов, я проблему решала так - первые семь месяцев диеты я с ребенком в магазин вообще не заходила. Часто ездила за продуктами ночами (у нас папа поздно с работы приходит, а бабушек нет ). Но для меня это было все-таки легче, чем истерики в магазине выслушивать. Потом глютен вывелся и сейчас хоть часами ходи - Мишка ни на булки ни на конфеты не смотрит - просто не знает, что это такое Девочки, а расскажите пожалуйста что такое биомед? с чем его едят, где его берут, кто его выписывает и т.д. Я почитала урывками, но не поняла как я могу определить есть ли ртуть в организме, или плесневый гриб в кишечнике ...( я наверное утрирую, но как то не дошло) много ссылок на англоязычные сайты, а я на слух что то понимаю, а прочитать ничегошеньки . Сейчас сели на БГБК диету, о результатах говорить рано, да и сын уже 2 раза конфеты в магазине "украл". Марина Ю., ИМХО принципы АВА лежат и в основе традиционной дефектологии - стимул к действию и немедленное поощрение после выполнения. Так работают не только педагоги-дефектологи, но и внимательные родители, просто по наитию. Вы, например Просто АВА - достаточно стройная система, программы постепенно усложняются и логично дополняют друг друга. Не надо велосипед изобретать - топай себе по программам. Нам АВА послужила толчком, просто для того, чтобы Мишка просто "научился учиться", потому что я не представляю себе, как его в том состоянии (2 года назад), я бы другими методами на него воздействовала. Он тогда вообще ни на что не реагировал . Потом на биомеде он стал быстро прогрессировать и хватать "из воздуха", как обычные дети. Сейчас АВА нам не нужна - он учится просто так, потому что нравится
+1 Хотя в Олесе, по-моему, все же АВА частично используют. Dolli-don, я в свое время обшерстила весь Н-ск, искала АВА-тераписта. Не нашла Перекрестилась и взялась сама. Ничего особо сложного там нет - только время и терпение. Нужные Вам книги - "Книга Я" Ловааса и Кэтрин Моррис "100 программ". И еще мне очень нравились статьи Морозовой - http://www.sprinter.ru/books/1953071.html , АВА она называет калькой - "Прикладной поведенческий анализ", но пишет легко и доступно, и программы хорошие. |
[Стихи] Пословицы народов мира о Родине Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Играем в Тайного Деда Мороза! (🎄 Новый год!!! Все о подготовке к Новому году 2025!)Закон «о запрете чайлдфри» (Обо всем)Флешмоб Время путешествий: Жилье в пути (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Удаление родинок, шрамов, папиллом (Уход за телом и лицом. Косметология. Маникюр)Santal Boise VERSACE (Парфюмерные распивы)Cedrus Chloé / Dom Rosa / Lightsource Andrea Maack (Парфюмерные распивы)Имплантация зубов (Здоровье взрослых в Барнауле)Поиск юристов, адвокатов, нотариусов (Правовой ликбез)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)
Объявления
Всесезонная женская одежда 44-48 р (Одежда для взрослых (ДО))Женская обувь 39-40-41 размера (Обувь для взрослых (ДО))Полотенца,шторы,посуда,книги (Товары для дома и семьи. (ДО))Конверт на выписку,подушка Орматек (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Всесезонная брендовая обувь мальчику (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Ткани,лоскут,тесьма,пряжа,мех (Товары для рукоделия (ДО) Объявления)Всесезонная одежда на мальчика 0-1,5 года (Одежда для малышей до года (до 85 см))Всесезонная одежда на мальчика. ПОПОЛНЕНИЕ! (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Стульчик для кормления (Детская мебель (ДО))Электр.пилка для стоп Scholl, выпрямитель для волос Philips (Бытовая техника, компьютеры и телефоны (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |