Новогодняя кулинария. Рецепты

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Центр прикладного анализа поведения при НГУ:  «Мы работаем с поведением, не с диагнозом»

Ранний детский аутизм. Лечение аутизма методом прикладного анализа поведения (ABA, Аpplied behavior analysis). Центра прикладного анализа поведения НГУ, интервью с сотрудником центра Надеждой КондратьевойНачиная с 2008 года, во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации о проблеме аутизма.  Поэтому сегодня  мы расспросили ассистента кафедры психологии личности НГУ,  сотрудницу  Центра прикладного анализа поведения Надежду КОНДРАТЬЕВУ  о работе Центра, а также о том,  как работа с симптомами помогает преодолеть сложный диагноз.

Год назад, в феврале 2015 года наш сайт рассказывал об открытии  Центра прикладного анализа поведения на базе факультета психологии НГУ как о прорыве в деле помощи семьям с детьми, страдающими аутизмомНапомним, прикладной анализ поведения  (ABA -  Аpplied behavior analysis) -   это практическая отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения. То есть, эта область психологии позволяет, основываясь на наблюдениях за человеком, закреплять при помощи поощрения желательное поведение, обучать определенным навыкам и убирать нежелательное поведение. Этим методом пользуются не только при обучении детей и взрослых с ограниченными возможностями, но и в больших корпорациях при подготовке персонала. Ценность метода - в универсальности; для каждого можно найти свой положительный стимул.

 

- Надежда, расскажите, что нового появилось в работе центра за последний год?

-  Мы существенно расширили сферу своей деятельности: не только оказываем психологическую помощь детям и родителям, но также проводим обучение мам и пап. В прошлом году в Новосибирске были две бесплатных обучающих программы для родителей. Кроме того Центр прикладного анализа проводит и платные обучающие курсы, состоящие как из теоретических, так и практических занятий. 

- Поведенческих аналитиков в России не хватает, поэтому мы считаем разумным обучать в первую очередь родителей, чтобы они занимались непосредственно со своими детьми.

 

- Сколько по времени занимает обучающая программа?

-  Для родителей мы подготовили курс продолжительностью 72 академических часа, он охватывает четыре темы:

  • основы прикладного анализа поведения,
  • работа с нежелательным поведением,
  • обучение навыкам самообслуживания,
  • развитие речи.

По каждой теме -  четырехчасовой теоретический вебинар, затем два уикенда – очные встречи с родителями, на которых отрабатываются практические навыки, такие как работа за столом и развитие вербальной речи.

По окончании обучения мы какое-то время продолжаем сопровождать родителей, но в любой момент, когда потребуется помощь, можно задать вопрос сотрудникам центра в нашей группе на Facebook. Сегодня там  уже около 60 участников со всей страны, мы просим родителей выкладывать туда свои видео, помогаем анализировать поведение детей. Но, должна предупредить – эта группа закрытая, попасть туда можно по приглашению. Поэтому, если вы хотите связаться с нами впервые, – добро пожаловать на сайт нашего Центра >>>>. Здесь также можно задать любой вопрос и получить консультацию, нужно только заполнить форму.

 

Ранний детский аутизм. Лечение аутизма методом прикладного анализа поведения (ABA, Аpplied behavior analysis). Центра прикладного анализа поведения НГУ, интервью с сотрудником центра Надеждой Кондратьевой- Сколько человек  прошло через Центр прикладного анализа за год?

Хотя мы ведем подробную статистику, одной фразой не ответишь:  работа ведется сразу по нескольким направлениям. Мы можем взять ребенка «в работу» и заниматься с ним три раза в неделю по три часа в течение года; или к нам обращаются с конкретным запросом, под который мы пишем программу для самостоятельной работы; или работаем с нежелательным поведением, что занимает, например, два месяца.

 

- Вы работаете только с аутичными детьми?

- В основном, но есть и дети с умственной отсталостью, с другими нарушениями поведения. Мы работаем с поведением, не с диагнозом.

 

- Как строится работа с ребенком при обращении в центр?

-  Мы отталкиваемся от запроса родителей: тестируем ребенка, уровень его развития и пишем для него программу. Если есть физиологическая возможность для выполнения какого-то действия, мы может его этому обучить. Но, разумеется, если ребенок по физиологическим причинам не в состоянии поднимать руки, мы не научим его выполнять команду «Подними руки» ни через месяц, ни через год.

Чем конкретнее запрос родителей, тем проще. Но родители должны понимать, что занятия в центре – это только вершина айсберга, основная часть работы должна проводиться дома.

- По данным ряда исследований, чтобы навыки формировались и не исчезали, ребенок должен заниматься 40 часов в неделю.

Именно поэтому мы обучаем родителей, чтобы они помогали ребенку освоить программу.

 

- 40 часов в неделю – это тяжелая нагрузка для ребенка…

- Да, но мы работаем только с поощрением, без наказания. Поощрение подбирается индивидуально, это может быть любой предмет или действие которое повышает уровень желательного поведения.

- Самые необычные поощрения в прошлом году были такими: пылесос (ребенку давали пропылесосить), возможность «упаковаться»  в куртку с капюшоном, играть с сосульками. Мы ищем подход к каждому  - нет человека, к которому нельзя подобрать ключик.

2.04.2016
Беседовала Татьяна Литвинова (llazy)
 
 
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Natashik78 (22/04/2020)
Гость
Добрый день.
Посоветую разместить объявление о поиске специалиста вот здесь: https://www.facebook.com/groups/abaobyavleniya/?ref=share
Кратко описать ребенка и основные задачи, над которыми хотелось бы поработать. А среди откликнувшися внимательно выбрать лучшего, не стесняясь задавать неудобные вопросы.
Гость (24/03/2020)
Natashik78
Здравствуйте! Мне нужен хороший специализированный терапист в области ПАП, точнее моему ребёнку, можно попробовать в скайпе! Составлееие программы и т.д. Что посоветуете?
llazy (19/02/2020)
Код:
https://autism-frc.ru/work/events/889

Всероссийский научно-практический вебинар
Цель вебинара: информирование специалистов и родителей о применении коммуникативной системы PECS в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями в развитии.

Задачи вебинара:

Осветить цель и задачи системы альтернативной коммуникации PECS
Познакомить слушателей с методикой работы по PECS
Информировать о преимуществах работы по системе PECS
Тематика обсуждаемых вопросов:

Научная концепция метода PECS
Основные этапы PECS, структура работы по PECS
Доказательная практика PECS
Преимущества и ограничения метода PECS
Дата и время проведения вебинара:

3 марта 2020 года с 15:00 до 17:00 (по Московскому времени).

внешние ссылки запрещены
Модератор
СофияМ (28/01/2020)
Здравствуйте. Вопрос к мамочками кто прошёл через курс с ребёнком по ава терапии, у кого детки уже подросли, выросли. Мамочки, как вы справились со всем, куда ездили, что делали? Может есть у кого пособие по обучению, чтобы дома самой все делать, уж больно все это дело недешевое. Если кто может, хочела бы пообщаться по ватсап, либо могу позвонить, откликнитесь
Natashik78 (17/01/2020)
Татьяна Третьяк
А почему Вы хотите пройти дистанционное обучение именно в Израиле? Вы имеете в виду курсы Юлии Эрц? Наберите в Гугле, там сразу будет сайт с подробной информацией. Плюс уже есть много российских обучалок. А если уж по-серьезному, то это во Флоридский университет обращаться нужно. Там тоже учат прикладному анализу поведения дистанционно, но на совсем другом уровне.
[b]Наташа Мальтинская[Здравствуйте Наташа. Я имею психологическое образование. Хочу пройти дистанционное обучение по АВА терапии в Израиле. Прошу Вас помочь с контактами. Сильно нужно. С уважением Татьяна Третьяк
NataI

Моему 12, атипичный аутизм. Самостоятельный - я на это основной упор делала - сам готовит, убирает, уроки делает (через раз), одевается, в магазин ходит, листочек "что купить" пишет. Но как он был инвалидом, так и остался. Даже речь - как была кривая и только мне понятная, так и осталась, хотя он на двух языках и говорит и пишет и читает. У него папа нерусский, деваться некуда.

Я так понимаю - я только про себя пишу, я сама ребенком занималась и в мск мы много по больницам лежали, АБА у меня только 1 курс был - понять суть (полезно, но НЕ ЛЕЧИТ). Могу с вами материалами поделиться, бесплатно, конечно.

Вообщем, если бы вы спросили меня - что вам делать - я бы посоветовала искать мужа в хорошей стране. На мое мнение, нет никакого смысла вкладывать деньги в человека, самого дорогого на свете, который всегда будет особенным. А в нашей стране еще и никому не нужным и пугающим.

Мой сыночек любит повторять какие-то фразы из мультов и видосиков, например "Видела слона, нос синий" - и это забавно и безвредно в его 12ть. Через 4-6 лет в темной подворотне вы его встретите и он вам скажет тоже самое - он ходит как-то по спирали. И вы даже не подумаете, что у него Эхолалия, вы там перепугаетесь до смерти. Ну и забьют его где-то - он же сам с собой говорит, руками машет, нейротипичным страшно.

Вам самой очень пригодятся вши деньги - подумаете, может вам кардинально все изменить? Я написала статью маленькую, что я думаю -
Разумно - с высоты моего опыта - вложить деньги в себя (выучить язык, привести себя в хороший вид) и увезти ребенка туда, где он сможет жить и взрослым. Когда его, мягко говоря, будут побаиваться. Наши жизни короче тех позитивных перемен в России, которые я вижу.

Отредактировано модератором ZlaTa
Ссылки на сторонние ресурсы запрещены.
Natashik78 (23/08/2019)
NataI
Добрый день.
По поводу АВА-консультаций. Как я понимаю, Вы хотите ^диагностику^ и программы коррекции. То есть, чтобы ребенка внимательнотпосмотрели, определили несколько главных дефицитов в области именно социально-бытовых, а не академических, навыков и расписали Вам пути коррекции этих проблем. Это серьезная работа на много часов. Лидер тут, конечно, Мозаика, но дорого, да. В НГУ за этим я бы не обращалась, в подобных задачах у них совсем вряд ли имеется опыт, а Вам дорого и время и деньги. Возможно, в вашем случае подойдет удаленная работа со специалистом по Скайпу.
Как я это себе представляю. На Фейсбуке есть специализированная группа объявлений в области ПАП. Там находите специалиста, если нужны будут подробности -- напишу. Встречаетесь с ним в Скайпе на консультацию, где Вы очень подробно рассказываете о ребенке и совместно решаете, над какими навыками вы будете работать в первую очередь. Необходимо отметить, что работа над соц.-бытовыми навыками все равно в основном идет от мамы, так она (работа) происходит во множестве домашних и уличных ситуаций, поэтому Центр, как таковой, Вам может и не сильно нужен, главное - программа обучения, исполнять которую будете Вы. Так вот, определили задачи, специалист берет несколько дней на раздумья и составление этих программ, паралелльно запрашивая у Вас по е-мейлу необходимую доп.информацию и видео. Когда программы составлены -- снова встречаетесь и подробно их обсуждаете, что именно и как именно Вы будете делать. Потом работа начинается, и вы периодически связываетесь со специалистом (сначала почаще, потом пореже), чтобы рассказать о текущем процессе и получить корректировку. Вот как-то так.

Добавлено спустя 12 минут 56 секунд:

NataI
Про школы. Здесь точно все сложно. В Горностай можно попасть только по прописке и, кажется, по результатам теста. В обычных классах сложная гимназическая программа, а раз Вы говорите, что у ре есть отставание по некоторым предметам, то как ему будет в обычном классе -- не знаю. В РК берут только с диагнозом аутизм, и если у Вас ребенку почти 11, то ему не нужен новый класс, а хотелось бы встроиться в существующий, то есть в наш. А мест у нас нет. Ни физических мест, ни доп.тьюторов. Наверняка, такая же ситуация и в школе Нового поселка. Индивидуальное обучение может быть хорошим вариантом, но тут все зависит от личности и заинтересованности учителя, если он будет хотеть встроить ребенка в жизнь класса, то это может быть прекрасно, если нет -- прозябание и постепенное сокращение времени занятий обеспечено. В общем, про школы ничего утешительного сказать не могу. Юнион попробуйте, мне кажется они не сильно дорогие, во всяком случае знаю семью с весьма скромным доходом, ребенок которых там учится.
Ulinamama (22/08/2019)
NataI
Мы давно работаем с центром НГУ . Цены там конечно пониже чем в Мозаике, но тоже ощутимо бьет по карману. Сходите туда на консультацию, посмотрят вашего мальчика, что нибудь присоветуют.
llazy (22/08/2019)
NataI
чтобы доказать аутизм надо принести заключение ADOS из НГУ ( 4000 рублей по осени было) или из ПНД. Это стандарт диагностики, который берет МСЭ и ПМПК.
НГУ так же как и все работает платно.

http://aba.nsu.ru/naprab/rabota-s-detmi/intensivnyiy-kurs-zanyatiy/ тут можно запросить расценки.
NataI (22/08/2019)
llazy
Спасибо. Все темы я уже проштудировала, не один ра3 и не один год. Пограничники очень все разные, как, впрочем, и остальные. Сейчас интересует именно ABA для моего неаутенка, поэтому здесь написала вопросы
Про мо3аику уже 3наю, посмотрела конечно. То, что мне надо - интенсивная диагностика с рекомендациями и дорожными картами - стоит 45 тысяч за три дня. Вариант xороший, но недешевый. Во3можно, кто-то 3десь подскажет другие варианты, он не может быть единственным. Чтобы был выбор.

Про корректировку Вы правы, но не все могут самостоятельно упорно и спокойно работать бе3 методической поддержки спецов. У меня нет такиx cпособностей. Xотя ребенок конечно меняется. Нам вообще Глуxов когда-то веселую полурастительную жи3нь обещал, а мальчик мой в 10 лет в мага3ин один xодит, большинство в3рослыx вообще особенность не считывают при не постоянном общении. Дети вот быстро просекают.

И, кстати, сейчас проxодим диагностику с Корнем,тоже денег немеряно конечно. Но есть некоторый шанс, что получится поставить РАС нетипичный, тогда восьмерку можем сделать при повторной пмпк.
Частные школы нелицен3ированные тоже не очень рады особенным детям, ответственность не xотят за них нести, в прошлом году xодили на пробную неделю в Сову. Детям понравилось, но нам вежливо дали от ворот поворот. Xочу в Юнион попробовать с*е3дить в этом году, поговорить. Но, конечно, частные я пока, по xорошему не тяну, так что это на крайний случай, если прям почувстсвую, что это идеальный вариант.

Добавлено спустя 29 минут 2 секунды:

А вот именно с центром НГУ кто-нибудь работал? Я так понимаю, там и научная работа, финансирование не только коммерческое. Может нетипичнику туда лучше попытаться? Кто опыт такой имеет?
llazy (21/08/2019)
NataI
вас никто не возьмет в Горностай с 7.1, там два экспериментальных класса для аутистов, которые не относится к Горностаю и у вас не 8.1 и не 8.2.

Цитата:
Сейчас мы в городе в лицее учимся, по прописке, куда они нас денут, если спец.школу на пмпк не предложили. Так же и в городке, я думаю.


Вы очень наивны. Если класс укомплектован 25 человеками, то школа брать сверх не обязана даже по прописке.
Третью гимназию должны закрыть на реконструкцию, все-таки, детей уплотнить по оставшимся школам, тут будет патовая ситуация через год-два. Вы и второго никуда не приткнете.

Спец.школы это в основном классы 8 вида. 7.1 это обычная школа с определенными допущениями.

Цитата:
Ну и вот по социали3ации - очень бы xотелось сначала мнение профи терапистов и тьюторов услышать, типа диагностики. Насколько корректируемы его проблемы.

кого угодно можно скорректировать - дисциплина и прилежание, это не интеллект, это привычки, они вырабатываются.
Вы можете записаться на консультацию в Мозаику, на Золотодолинской.
Но я сразу говорю что со школами для детей с ОВЗ плохо. Все дети из группы ОВЗ относившейся к Горностаю, садик входит в холдинг Горностай, в прошлом году пошли ( или не пошли вообще никуда) в школы по прописке, на индивидуальное.
В Академе есть частные школы , их довольно много обучение порядка 20 тр в месяц.
Кроме Горностая и 165 школы ( это ГЭС) в Советском районе нет отдельных классов для детей с отклонениями и нормой интеллекта. Их всех стараются перевести или на индивидуальное, или на домашнее. Дети с синдромом Аспергра учатся в 130 лицее и 3-й гимназии, это единичные случаи.
тема про обсуждение программ седьмого вида и как люди в разных районах выкручиваются, откуда взять тьютора, тут https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1559257
NataI (21/08/2019)
llazy
Спасибо 3а наводку про Верx тулу. Буду иметь ввиду на всякий случай, может и рванем в конце концов.
Но сначала xотелось бы в городке и окрестностяx попробовать найти варианты. У ребенка кстати с речевой активностью все xорошо, легко читает и переска3ывает, память xорошая. А варианты обучения по 7.1 ра3ные есть, в том же Горностае тоже есть спецы. Сейчас мы в городе в лицее учимся, по прописке, куда они нас денут, если спец.школу на пмпк не предложили. Так же и в городке, я думаю.
В Новом поселке у меня есть вариант с пропиской, но там второй класс только ресурсный, в городке один вариант тоже есть, но это не Горностай. Для Горностая или В3 - надо покупать или недвижимость или прописку.

Ну и вот по социали3ации - очень бы xотелось сначала мнение профи терапистов и тьюторов услышать, типа диагностики. Насколько корректируемы его проблемы.
llazy (21/08/2019)
NataI писал(а):
Девочки, срочно нужна помощь советом. Собираюсь на ближайшие месяцы (а скорее всего на несколько лет) перебраться в академгородок или новый поселок (речкуновку). Старший ребенок особенный, правда не аутенок. Сейчас учится с классом и индивидуально 7.1., перешел в 4 класс, но отставание очень большое, прежде всего по математике. Ну и главное - Большие проблемы с социализацией - непонимание личныx границ, непосредственность, навязчивость, не считывание реакций, неопрятность. Очень живой любознательный непосредственный ребенок, добрый, страдает от отношения другиx lдетей. Мы с ним договорились, что найдем людей, которые помогут ему устранить самые яркие проявления непоxожести, чтобы он мог вписываться в коллектив и перестать быть аутсайдером.
Как мне кажется, ему может подойдет ABA терапия. И прежде чем xодить по школам и решать вопрос об инклюзиивном обучении, или СО, или еще как то, прежде чем решать какая прописка нам нужна - очень xочется чтобы профи с ним поработали, во3можно и по обучению смогут подсказать xорошие варианты (ну и вообще буду благодарна за советы от всеx, и мам, и спецов с опытом тьюторства)

С деньгами очень проблемно, но xочу попробовать, если эффект возможен, то гори оно все синим пламенем, выкручусь как нибудь, дальше ждать уже нельзя, ребенку скоро 11 лет, очень за него беспокоюсь. Перее3жаем в основном и3-3а детей, старшему нужна пере3агру3ка и более толерантное окружение, а младшему чистый во3дуx (астматик) и xорошие учителя, которые привьют интерес к учебе. 3а последний год у меня и обе мамы умерли и муж, так что нас сейчас ничто не держит, можем xоть в другой город уеxать, еще бы работу найти.

Цитата:
С деньгами очень проблемно

Во -первых в Академе вы уже не снимите хорошую квартиру. Потому что приехали студенты. Во-вторых там нет школ которые бы подходили вашему проблемному ребенку. Там школы перегружены, высокая конкурентная среда, в пятый класс зачисляют по результатам тестов.
Либо школы в которые никто не идет потому что слабое начальное и среднее звено.
Классов 7 вида нет и в ближайшие несколько лет не будет. Нет помещений отвечающих ФГОС и СанПин.
Я рассказываю как человек который снимал 6 лет в ВЗ, а потом не нашел школы и съехал на Шлюз чтобы ребенок пошел в коррекционную школу.

В новом поселке есть с этого года ресурсный класс , но он первый.

Если вам надо на природу, у вас нет привязки к географии рассмотрите Верх-Тулу.
Там школа которая выигрывала звание лучшей школы с инклюзией в каком-то из последних годов.
У них есть седьмой вид. И есть опыт и условия. Вашему ребенку нужен скорее всего тьютор и дефектолог.
http://sl.vtsch14.com.ru/
http://sl.vtsch14.com.ru/index.php/proekt-obuchenie-detej-s-ovz уних есть 4 класс седьмого вида.
NataI (21/08/2019)
Девочки, срочно нужна помощь советом. Собираюсь на ближайшие месяцы (а скорее всего на несколько лет) перебраться в академгородок или новый поселок (речкуновку). Старший ребенок особенный, правда не аутенок. Сейчас учится с классом и индивидуально 7.1., перешел в 4 класс, но отставание очень большое, прежде всего по математике. Ну и главное - Большие проблемы с социализацией - непонимание личныx границ, непосредственность, навязчивость, не считывание реакций, неопрятность. Очень живой любознательный непосредственный ребенок, добрый, страдает от отношения другиx lдетей. Мы с ним договорились, что найдем людей, которые помогут ему устранить самые яркие проявления непоxожести, чтобы он мог вписываться в коллектив и перестать быть аутсайдером.
Как мне кажется, ему может подойдет ABA терапия. И прежде чем xодить по школам и решать вопрос об инклюзиивном обучении, или СО, или еще как то, прежде чем решать какая прописка нам нужна - очень xочется чтобы профи с ним поработали, во3можно и по обучению смогут подсказать xорошие варианты (ну и вообще буду благодарна за советы от всеx, и мам, и спецов с опытом тьюторства)

С деньгами очень проблемно, но xочу попробовать, если эффект возможен, то гори оно все синим пламенем, выкручусь как нибудь, дальше ждать уже нельзя, ребенку скоро 11 лет, очень за него беспокоюсь. Перее3жаем в основном и3-3а детей, старшему нужна пере3агру3ка и более толерантное окружение, а младшему чистый во3дуx (астматик) и xорошие учителя, которые привьют интерес к учебе. 3а последний год у меня и обе мамы умерли и муж, так что нас сейчас ничто не держит, можем xоть в другой город уеxать, еще бы работу найти.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться