2 3 |
/О беременности/Беременность/Наблюдение беременности. Здоровье /Архив новостей
Назад, в будущееКак новый министр образования пытается вернуть образование старое
Даже те сибмамы, кто ходил в школу в 90-е, убеждены, что советское образование было лучше современного. Более того, вообще было лучшим в мире! Удивительным образом правительство откликнулось на народные чаяния – министром образования и науки стала консерватор Ольга Васильева, которая не скрывала своих намерений вернуть в наши школы лучшие приемы советской педагогики. Что это за лучшие приемы и как они будут выглядеть в современных реалиях?
Большое лирическое вступление о советском образованииот автора, заставшего его в самом расцвете...Если отбросить тоску по безвозвратно утраченному золотому веку, которая, видимо, генетически вшита в наше сознание, то можно вспомнить и о недостатках советской школы.
Возможно, вы сейчас скажете, что в вашей школе ничего подобного не было. Что лучшая в мире учительница научила вас любить поэзию Серебряного века, вечерами собирала для наблюдений за звездным небом и научила работать с паяльником. И это правда. К концу 70-х годов (то есть, тлетворное влияние коварного Запада можно исключить) школьная система стала настолько косной, что ее по мере сил попытались реформировать сами педагоги. Возник термин «учителя-новаторы», и фамилии Амонашвили, Шаталова, Ильина, Щетинина, Волкова, Лысенкова стали известны каждому. Они призывали отказаться от школьных стандартов, повернуться лицом к детям, прислушаться к их нуждам, ставить во главу угла творчество, а не зубрежку. «Ответственным» за это можно считать Владимира Матвеева, одного из идеологов «педагогики сотрудничества», главного редактора «Учительской газеты».
Теперь вернемся к предложениям Ольги Васильевой.
Вернем в школу астрономиюУход астрономии из школьной программы многие родители восприняли чуть ли не как откат в Средневековье. Между тем, по сути, она никуда из программы и не уходила, просто «растворилась» в разных школьных предметах, от «окружайки» до физики, а кроме того по выбору учеников и родителей могла преподаваться факультативно. Призыв немедленно вернуть астрономию сами учителя встретили с некоторым недоумением. Где найти для нее место в переуплотненной школьной программе? Может, не ставить ее в 11-м классе, как прежде, а сместить классу к седьмому? Кто будет учить – молодые кадры уже не изучали методику преподавания астрономии в институтах? Наконец, надо же разработать программу, учебники напечатать…
Сами астрономы с такой постановкой вопроса не согласны. Вот как комментирует это предложение Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ:
Школьники и трудовые обязанности«Мы должны вернуть ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет», — сказала Васильева, предложив вернуть уборку школьных помещений силами школьников. С одной стороны, ну кто из родителей возразит против того, что привычка трудиться – необходимая составляющая воспитания? Как приятно переложить эту нудную составляющую на школу, пусть там и приучают к труду!
Наконец, я уверена, энтузиазм родителей сильно уменьшится, после того как их чадо вернется домой в школьной форме, в которой только что отмывал руками класс. А завтра ему снова в школу, и снова в форме!
Маленькое детское воспоминание: автор этой статьи училась в очень консервативной советской школе, настолько консервативной, что даже госпожа Васильева была бы довольна. Но даже там понимали, насколько неэффективны дети в качестве уборщиков. Да, периодически мы возюкали грязными тряпками по грязному полу… А дежурство по школе заключалось в том, что на каждой перемене ученики дежурного класса в парадной форме выстраивались посередине лестницы в качестве живого барьера: на каждой ступеньке – один ученик. По правую руку от нас дети поднимались, по левую – спускались. Красота!
Мнение министра о возрождении сельских школьных бригад даже как-то не хочется комментировать – кажется, госпожа министр забыла, что колхозы давно перестали существовать, превратившись, в лучшем случае, в акционерные общества, прибыль от деятельности которых остается в карманах у вполне конкретных людей. Школьникам предлагается поработать на них бесплатно?
Убрать детей из ИнтернетаДа, да, мы привыкли смотреть на Интернет как на некое вселенское зло, приятное – но зло. Мы что, нас спасать уже поздно, но детей, детей-то еще можно спасти, правда? Правда, соглашается министр образования Ольга Васильева, предлагая заменить в школах доступ к компьютерам активной деятельностью – музыкой и спортом, а дома просто ограничить доступ детей к компьютеру. Ничего не имея против спорта и музыки, невозможно не задуматься – а какое отношение к современной жизни будет иметь такая школа? Легко ли вам обойтись на работе без компьютера? Легко? Позвольте узнать, кем вы работаете? Даже самая незатейливая домохозяйка сегодня ищет в Интернете новые рецепты и выкройки, общается в социальных сетях и отдыхает, просматривая развлекательные сайты.
Образование перестанет быть услугой
Впрочем, в беседе с патриархом Васильева оговорилась, что работа учителя – это служение. Услуга, служение… это лишь слова, но что за ними? А за ними перспектива введения регламента взаимодействия школы с родителями. Сейчас отношения между учителем и родителями перевернуты, по словам министра, с ног на голову. Если раньше авторитет учителя был непререкаем и на встречах с родителями именно педагог говорил, на что надо обратить внимание, то сегодня это совершенно другая картина: «стоит учитель, а ученик и родитель пытаются что-то объяснить».
Здесь корни даже поглубже зарыты, не во временах нашего детства: Великая Октябрьская социалистическая революция, ликвидация неграмотности, молодые революционные учителя, приехавшие в деревню развеивать тьму предрассудков… Но, извините, мы же не безграмотные крестьяне с тьмой предрассудков, а наши дети – не чистые листы, которые срочно требуется заполнить ровными строчками прописи… Неужели последние 40 лет нужно забыть и вернуться к временам до Амонашвили, Шаталова и Ильина?
«Золотой канон» литературыОчень интересная и мало освещаемая в СМИ тема – отношение нового министра образования к литературе, изучаемой в школе. А между тем, тема эта очень важная: можно не знать иностранных языков, не уметь решать тригонометрические уравнения, не знать, как получают серную кислоту – все это лишь упражнения для ума. Но книги, чтение – это упражнения для души, то, что формирует культуру, и отдельно взятого человека, и нации. Неудивительно, что Ольга Васильева заговорила о «золотом каноне» - едином обязательном списке литературы, который школьники должны изучить в рамках школьной программы. Удивительно, что заговорила об этом первой не она, а патриарх Кирилл, впрочем, он же и председатель Общества русской словесности. Так что список должен формировать у детей «целостное восприятие русской литературы, а значит — и русской культуры». Немного обидно за литературу иностранную (там тоже есть, что почитать, а в советской школе ей отводилось до смешного мало времени), но вернемся к самому списку. Насколько он был безупречен в школьные времена?
Нисколько не умаляя неоспоримых достоинств всех этих произведений, нужно признать – они не подходят для чтения 14-15 летними подростками; не подходили 50 лет назад и не подходят сейчас. У школьников нет эмоционального опыта, чтобы проникнуться чувствами героев, нет жизненного опыта, чтобы оценить глубину нравственных проблем. Достоевского прилежная отличница читает так же, как осваивает тригонометрию – умом, а не сердцем, запоминая, что она должна чувствовать, но не чувствуя ничего. Такой литературный опыт может породить только отвращение – и хорошо, если к автору, а не к чтению вообще. С облегчением захлопнув после экзамена книгу, мы уже к ней не возвращаемся, ни в 20, ни в 30, ни в 40 – когда мы уже готовы к ней и когда душа требует именно этой работы. Впрочем, не все так грустно с «золотым каноном». Вот, к примеру, Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая считает необходимым убрать из школьной программы ряд произведений Федора Достоевского и «Войну и мир» Льва Толстого.
Что же она предлагает школьникам вместо этого? Ну как что, библию!
Возможно, с точки зрения патриарха, ничего прекраснее духовной литературы в русской словесности нет. Новый министр образования, религиовед по специальности, пока деликатно молчит. Молчат и учителя литературы, видимо переваривая перспективы разбора тем «Образы, используемые в Послании апостола Павла к римлянам» и «Сравнение динамики финалов евангелий от Марка и от Луки».
ЕГЭ без натаскиванияКаково бы ни было отношение общества к ЕГЭ, «взять и отменить» его госпожа Васильева не может – всяким радикальным переменам есть предел, это вам не 35 часов на астрономию у английского «откусить».
Второй пункт взаимоотношений Васильева-ЕГЭ – запрет на «натаскивание» к госэкзаменам, которое идет в ущерб обучению в старших классах (астрономию, понимаешь, учить некогда!). Здесь любой бывший советский школьник может саркастично усмехнуться в лицо госпоже Васильевой. Ибо каждый десятиклассник в начале учебного года получал список вопросов ко всем школьным экзаменам, а дальше под диктовку заполнял на уроках конспекты правильных ответов, которые надлежало заучить. На зазубривание уходил последний школьный год.
- Не было этого! – порой слышу я от сибмам. Что ж, проведем небольшой тест. Продолжите фразу: «London is the capital of Great Britain»… Что, в голове сразу всплыло «its political, economic, and commercial centre. It is one of the largest cities in the world and the largest city in Europe. Its population is about 8 million»? Неудивительно, вы же зазубрили этот текст с надежностью телефонного автоответчика!
А знаете зачем? Так вы демонстрируете, что свободно владеете английским языком! Да ЕГЭ по иностранному языку по сравнению с этой декламацией – верх творческого подхода к проверке знаний. А ведь этот топик был не один. И не только топик. И не только по английскому… А ведь речь шла всего-навсего о школьных экзаменах, на которых ни один учитель не стал бы «валить» собственных учеников, отойдя (даже в рамках учебной программы) от зазубренных намертво «конспектов». Настоящие экзамены были в вузе, и к поступлению в серьезный институт и готовились серьезно: занимаясь у репетиторов (лучше, если это были члены приемной комиссии нужного вуза) и обзаводясь полезными знакомствами среди преподавателей… Бойтесь своих желаний, они могут исполниться. Мы ностальгировали по советской школе? Попытка войти в ту же воду дважды может продемонстрировать, что водичка-то – так себе… 14.10.2016
Автор: Ирина Ильина
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Свои первые 100 дней пребывания на посту министра Ольга Васильева отметила невиданной прежде административной инициативой. Она направила в правительство предложения о сокращении затрат на реализацию федеральной программы развития образования до 2020 года. Общая сумма урезается на 20 процентов — со 113 до 89,6 млрд рублей. Субсидии регионам на развитие образования сократятся с 13,3 до 9,9 млрд рублей.
Будут урезаны капитальные вложения в строительство и ремонт учебных корпусов школ, колледжей, университетов и вузовских общежитий. Сократятся расходы на создание условий для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья в средней, профессиональной и высшей школе, на поддержку детей в частных детских садах, на финансирование дополнительного образования, на разработку новых вузовских программ и многое другое. Как говорят источники, учительские зарплаты тоже предполагается урезать: будет гарантированная выплата только 70 процентов оклада, а 30 процентов — в виде различных надбавок и премий, которые могут быть, а могут и не быть. При назначении Ольги Васильевой в августе этого года "Огонек" писал, что прежнего министра уволили за то, что тот не соглашался сокращать расходы на образование. После чего Ольга Юрьевна провела яркую пиар-кампанию — высказалась о Сталине, православии в школах, а также о необходимости трудового воспитания и увеличении зарплат педагогов. А пока общественность бурно обсуждала вброшенные темы, в недрах министерства, оказывается, вызревала совсем другая идея — о самоурезании финансирования. Может, это тренд такой, и теперь надо ждать встречной инициативы из Минздрава? "Ъ-Огонек" Ирине Мануйловой предложили пост замминистра образования РФ
Ну потому что власти важнее работники функциональных аппаратов, чем учителя У них дети в этой стране не учатся. Добавлено спустя 21 минуту 40 секунд: Стасенька
Христианская Библия включает. А Начальная - еврейская, нет! А если читать Коран (перевод, конечно), то начинается так же как Библия. Я не про религию, а про культурную составляющую. Евангельских сюжетов, не меньше, чем библейских или из греко-римской мифологии. Но про Геракла нормально, а как про Иисуса, так сразу - жуть! Главное, возмущались бы представители других конфессий, а получается, что те, кого это касается меньше всего. Готская "культура" имеет место, "покомены - фореве, а мировые религии - вон! Отсюда и растут ноги всяких сект. "Свято место - пусто не бывает" Добавлено спустя 1 минуту 22 секунды: Дарлана До сих пор нет желания варить борщ, но приходится... Юша Наша тоже классная была. Кто хотели научиться у нее шить и готовить, те научились. И предпринимательство она сама предложила, и сама разрабатывала под нас программу. А в конце года была защита проекта у каждой бригады - бизнес-план тематического заведения общепита, и открытый урок с презентацией, включающей дегустацию нескольких блюд, которые мы сами готовили. Для меня это был полезный и интересный опыт. А сейчас в школе моих детей мальчики на технологии делают программируемых роботов, а девочки варят борщ в "Кабинете обслуживающего труда" (на двери именно такая табличка ). А потом будут говорить, что женщины сами не хотят быть инженерами, потому что в них ПРИРОДОЙ заложено желание варить борщ.
А мне нравились труды. Единственный школьный учитель, которому я благодарна до сих пор. Именно с ней я шила своё выпускное платье (и не я одна), с ней мы девочки-школьницы конца 80-х думали, как бы сшить что-то приличное из того, что есть в наличии, именно она была для меня образцом элегантности, воспитанности и женственности. Вот так вот повезло... atakli пока была греческая и римская мифология вообще все отлично было. Как по мне, так надо было расширить курс мифологии, включить и скандинавские, и африканские и еще какие-нибудь. А вот "Красное и черное" Стендаля в 8 классе - это больно. tchainik а мне нравилась МХК но тут видимо - повезло или нет с преподавателем Дарлана ооо, у нас подобное в виде риторики, ритмики, шахмат и еще чего-то там тоже было в обязательном расписании. И даже второй иностранный у нас был обязательным. Восторга мы не испытывали. Беда была в том, что преподавать новомодную тогда риторику никто не умел и организация сильно хромала. К 9-10 классу в наше расписание вмещалась только мировая худ. литература, потому что больше 7 уроков в расписание ставить было нельзя, а после обеда были профильные спецкурсы и тоже уже ничего не влезало мировая литература вроде как и не плоха была, тоже не совсем по возрасту, но вроде переварили как-то. Ирансид чейта? онф поднялся родит организации в профите всяческих роо пруд пруди причем все работают и результат зримый имеют Добавлено спустя 55 секунд: на мой взгляд как раз гражданское общество цветет и пахнет Добавлено спустя 1 минуту 15 секунд: Dio ага трудно ожидать оценки отл за похвальбу красных коммунистовв америке Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд: кургинянов и подобных - валом кого урезали-то? Dio
ну... Россия побеждает в геополитике и ради этой победы можно развалить окончательно все внутренние институты гражданского общества. Более того, в рамках нОнешней идеологии институты гражданского общества - это пятая колонна, это враги народа, это нехорошие засланцы западные ... И именно этой же идеологией добивают все гуманитарные направления. Чтобы даже не возродились случайно...
Есть такие люди, которые чем менее правы, тем больше и убедительнее говорят. Это не от образования зависит.
У нас в стране пока всё не так плохо. Плохо будет лет через 20, при таком векторе и темпах.
у вас мб не так плохо... а там, где мне приходится дорабатывать уже именно так
как вспомню технаря одного говорливого такая каша в его голове была по экономике и он свято верил в то, что он всё прекрасно понимает...
Не согласна. Это раз. Два - покажите мне страну, в которой этого нет. И какая сейчас идеология у нас?
а вот и пример риторики Особенно в конкретной фразе Идеологически подменяя исторические трактовки и факты, идеология в чистом виде заменяет историю. Т.е. если бы мы были обучены риторике, то не возникало бы вот этого недопонимания
Ну, у нас пока всё не так плохо, но к этому идём. |
Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)В доме пахнет пирогами... (Кулинарный форум)Играем в Тайного Деда Мороза! (🎄 Новый год!!! Все о подготовке к Новому году 2025!)Где купить ёлку/сосну? (🎄 Новый год!!! Все о подготовке к Новому году 2025!)1, 2, 3, 4, пять - начинаю рисовать. (Хвастушки рукодельниц)Игра Фото-Диксит! Приглашаются все желающие. Часть 7 (Фотофорум. Все о фото)Розы - часть 23 (Наш цветник )Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)Ассоциации №36 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)
Объявления
Продам книги Ссср и современные, игрушки, диафильмы (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Продам босоножки, р.39 (Обувь для взрослых (ДО))Одежда женская, мужская (Одежда для взрослых (ДО))Продам журналы по вязанию (Товары для рукоделия (ДО) Объявления)Отдам даром прочные коробки (Отдам даром)Авторский жакет в стиле пэчворк (Одежда для взрослых (ДО))Ищу (Пункт обмена и проката)Ж 39-40 М 43, 45 (Обувь для взрослых (ДО))Очень много игрушек, в том числе новых (Детские товары (ДО) в Новосибирске)новое 24-26 резиновые сапоги 29 (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |