Обмен садиками детскими садами в Новосибирске

/О детях/Школа

Нужно ли помогать школьнику с домашним заданием?

Популярный психолог Катерина Мурашова о самой актуальной родительской проблеме

Лекция психолога Катерины Мурашовой «Школа, уроки, быт». Нужно ли помогать ребенку делать уроки. Может ли школьник сам делать домашнее задание. Почему сегодня родители плотно вовлечены в образование детей.

 

 

«Есть два полярных мнения. Первое: с детьми надо делать уроки! Сейчас все так сложно, программа такая сложная, надо делать с ними уроки! С нами не сидели, а теперь со всеми все сидят еще и репетиторов нанимают! Вторая позиция: я выучилась сама и со мною все нормально. Что, мои дети глупее меня?»

 

Вчера в гимназии «Горностай» был аншлаг. Опоздавшие мамы и папы толпились в дверях, высматривая свободное местечко в переполненном актовом зале. Не удивительно: ведь в Новосибирск приехала популярная писательница, колумнистка, психолог Катерина МУРАШОВА. Тема выступления была самая острая: «Школа, уроки, быт». Как организовать жизнь семьи так, чтобы и уроки были сделаны, и психическое здоровье мамы не пострадало? Журналист Сибмамы побывала на встрече и узнала, что думает по этому поводу Катерина Вадимовна.

 

«Мы на сломе той схемы, что была еще в Древнем Шумере…»

 

Мы живем в совершенно новом мире, отличающемся от мира нашего детства, подчеркнула в начале выступления Катерина Мурашова. По ее мнению, есть три принципиальных отличия, о которых важно помнить родителям.

Мы живем теперь в мире избыточности. У современных детей, по сравнению с детством их родителей, стало больше всего: игрушек, знакомств, развлечений, поездок, но главное – информации.

Екатерина Мурашова вспомнила историю из собственного детства.

Очарованная необычным названием на географической карте – «Земля королевы Мод», она решила выяснить, что за королева подарила свое имя антарктическому побережью. Однако девочке не смог помочь ни школьный учитель географии, ни сотрудники районной детской библиотеки. Ей… предложили дождаться шестнадцатилетия, чтобы с паспортом записаться во взрослую библиотеку, где наверняка найдется нужная ей книга! Настойчивая девочка отправилась в библиотеку Академии наук и в вестибюле (дальше ребенка и не пустили) обращалась ко всем проходившим мимо с просьбой помочь. Екатерина Вадимовна на всю жизнь запомнила молодого ученого, который отложил собственные дела, заказал в читальном зале нужную книгу, от руки переписал информацию и поспешил назад, к девочке, которая уже больше часа ждала его внизу. Вот как обстояло дело еще совсем недавно!

Сегодняшний мир – это мир детей и взрослых. Еще 30-40 лет назад дети были вне зоны внимания даже собственных родителей. Ребенком занимались, если что-то случалось, плохое (малыш разбил коленку) или хорошее (выиграл олимпиаду). Теперь же взгляд взрослых, скользивший прежде поверх голов малышей, опустился вниз и «прилип, как жвачка к ботинку». Детоцентричная семья стала нормой.

” Дети не просто оказались в центре внимания родителей – они стали равноправными партнерами. Часто они оказываются более эрудированны и эффективны, чем мамы и папы.

В качестве примера Екатерина Вадимовна вспомнила историю женщины, пришедшей к ней на консультацию.

Та позволяла своему 11-летнему сыну в свободное время играть в сетевые игры. Однажды он сообщил, что сумел заработать небольшую сумму на «прокачке» персонажа для другого игрока. Поколебавшись, мама стала «финансовым посредником», ведь у мальчика не было банковского счета, чтобы получить вознаграждение. Однако скромная сумма вскоре удвоилась, потом выросла еще и еще… Когда мальчик заработал более 50 тысяч, он обратился к маме с деловым предложением: она позволяет ему проводить немного больше времени за компьютером, а он удваивает свои доходы. «Ты сможешь себе что-нибудь купить, и мы сможем куда-нибудь съездить. Это же хорошо?» - убеждал ее сын. Растерянная женщина отправилась к психологу за советом: она никак не была готовы увидеть пятиклассника в роли кормильца семьи. С другой стороны, в игровой индустрии ребенок оказался более компетентен, чем старшие (и платежеспособные) игроки.

 

- И что же посоветовали? – поинтересовались слушатели.
- У меня тоже нет ответа, - разводит руками Катерина Мурашова.

” - Мы находимся на сломе той схемы, которая существует со времен Древнего Шумера. Мы знаем, как там была устроена школа 4,5 тысячи лет назад. Вокруг учителя стояли скамьи, на них сидели ученики. У них были таблички; учитель диктовал, они записывали, заучивали, отвечали. С тех пор школа существовала в этом режиме. Был учитель, у которого было знание, и оно передавалось по нисходящей: от него к нам.

Сегодня ребенок стал полноправным партнером образовательного процесса. Он может задать вопрос, ответ на который не знает учитель. И наоборот, «нагуглить» ответ еще до того, как учитель завершил фразу. Информация уже не монополия взрослых, и в этих принципиально новых условиях должны жить и родители, и дети, и учителя.

 

«Всем хочется адекватности…»

 

Лекция психолога Катерины Мурашовой «Школа, уроки, быт». Нужно ли помогать ребенку делать уроки. Может ли школьник сам делать домашнее задание. Почему сегодня родители плотно вовлечены в образование детей.Итак, осознавая, что мы живем в новом мире с новыми правилами игры, родители должны признать, что общей для всех стратегии (делать уроки с ребенком/ не делать уроки с ребенком) не существует.

- Представьте себе двух первоклассников, Ирочку и Сережу, - предложила Екатерина Мурашова.

Прилежная и старательная Ирочка обожает свою первую учительницу и изо всех сил стремится ее порадовать. Еще в садике ей нравились упражнения, требующие точности и аккуратности, вроде раскраски-«лабиринта» («она привела тысячи зайчиков к тысячам морковок»).

Другое дело Сережа, который появился на свет с серьезной родовой травмой, и чье детство прошло в битвах за здоровье, в том числе интеллектуальное. И вот, к его 8 годам «дефектолог говорит: вы победили, он может идти в обычную школу; он может попробовать учиться с обычными детьми».

- Как вы думаете, с ними все нужно делать одинаково? – задает риторический вопрос Екатерина Мурашова. – Вот с этим мальчиком, который, вообще говоря, на грани, и Ирочкой, которая уже в четыре года виртуозно рисовала в прописи крючочки, - с ними надо одинаково делать или не делать уроки?

” - Мы должны выстроить индивидуальную программу того, что мы будем делать. Адекватную программу. Ведь всем хочется адекватности?

Чтобы построить такую индивидуальную программу взаимодействия школа-ребенок-родители, Екатерина Мурашова советует выполнить три действия.

 

1. Проводим учет ресурсов

 

«Возьмите все лист бумаги и выпишете все ресурсы, которые есть в вашем распоряжении. Абсолютно все, лишним ничего не будет», - советует Катерина Мурашова.

В этот список нужно внести все, что имеет количественное выражение, то есть время и деньги. Дедушка согласен дважды в неделю пешком сопровождать ребенка на дополнительные занятия в кружок? Прекрасно! Незамужняя тетушка готова трижды в неделю заниматься с малышом английским? Записываем! Не стоит пренебрегать никем, кто может включиться в образовательный процесс. Внесите в список и себя: сколько времени мама и папа могут уделять учебе ребенка, не жертвуя здравым смыслом.

Еще одна часть списка – финансы. Подумайте над тем, как распределить их между детьми, если в семье несколько учеников и на что потратить. На дополнительные занятия, на репетитора, на сопровождающего из школы/ в школу?

Катерина Мурашова привела в пример… собственного сына!

Мальчик в младшей школе оставался в продленке, где, теоретически, должен был делать домашнее задание. Однако то, что он приносил вечером в тетрадях домой, домашним заданием назвать было нельзя при всем желании.

- И вот я узнаю от других родителей, что за небольшую сумму учительница на продленке может заниматься с ребенком индивидуально. Я сразу же обращаюсь к ней, мы договариваемся, и пару месяцев все шло прекрасно. Однако спустя некоторое время учительница вызвала меня и сказала, что ей стыдно брать эти деньги: «У меня есть еще одна ученица, и с ней я действительно занимаюсь дополнительно, мы разбираем материал, который прошли утром на уроке. Что касается вашего сын, то я просто… держу его за голову!»

Оказалось, что учительница в прямом смысле удерживала крайне непоседливого ребенка на месте, что позволяло ему сосредоточиться на уроках. Стоило ей отвлечься и «ослабить хватку», как ребенок тут же сваливался под парту и уползал от тетрадок. «Но ведь голову держать вы ему и бесплатно можете», - заключила учительница. После этого Екатерина Вадимовна поинтересовалась у сына, как он смотрит на эту ситуацию.

- А у нас есть деньги? – подумав, поинтересовался мальчик, - потому что если ты будешь держать меня за голову, то мне как-то страшновато…

Эта история прекрасно иллюстрирует, что помимо ресурсов (денег, которых хватит для оплаты услуг «держателя за голову»), важны еще и характеристики участников образовательного процесса.

 

2. Составляем характеристики

 

Характеристика учитывает качественные, а не количественные показатели. Что толку, что папа готов ежедневно по два часа заниматься с ребенком, если спустя 15 минут они начинают обзывать друг друга, а потом до вечера дуются в разных углах квартиры? Бесполезно призывать их «взять себя в руки» и «успокоиться», несовпадение темпераментов в данном случае может сыграть роковую роль.

” - Сколько ко мне приходило мам, которые говорили: «Если бы не школа, у меня с моим ребенком были бы прекрасные отношения; мы ходим в парк, смотрим на зайчиков, белочек, мы счастливы…» Но эта же мать через полтора часа объяснения ребенку квадратных уравнений убить его готова, причем в прямом смысле слова. Не надо обманывать себя и говорить: «Это он меня довел!» Просто эта мать не готова делать с этим ребенком уроки, никак.

Возможно, вам будет сложно объективно оценить свою готовность заниматься с ребенком. В этом вам поможет следующий список: анализ коммуникаций.

 

Анализ коммуникаций

 

Катерина Мурашова рассказала о результатах собственного небольшого эксперимента, который провела с семьями подростков, которые консультировались у нее как у психолога. Она подчеркнула, что это были обычные благополучные семьи, то есть все сибмамы могут смело экстраполировать их результаты на себя.

” Итак, выяснилось, что в благополучной среднестатистической семье с ребенком общаются в день… 11,5 минут!

- И это еще не беда, – подчеркивает Катерина Вадимовна, - за 11 минут можно сказать и выслушать очень много.

Беда в том, что из этих 11 минут…

” Три четверти времени родители говорят с подростком на темы, которые ему категорически неприятны.

В качестве примера Катерина Мурашова привела два примера из жизни.

Лекция психолога Катерины Мурашовой «Школа, уроки, быт». Нужно ли помогать ребенку делать уроки. Может ли школьник сам делать домашнее задание. Почему сегодня родители плотно вовлечены в образование детей.

История про тапки

- Однажды ко мне на консультацию пришла женщина, которая родила дочку довольно поздно, как говорят, для себя. Ребенку было всего два с половиной года, но мама была обеспокоена, что она «что-то делает не так».

Как выяснилось, сформулировать проблему женщина не могла. И тогда Катерина Вадимовна предложила ей записывать все разговоры с ребенком на протяжении дня. Клиентка согласилась, однако на повторную консультацию уже не пришла. Катерина Вадимовна столкнулась с ней случайно, спустя некоторое время. Женщина горячо поблагодарила психолога за помощь.

- За что, я же ничего не сделала! – удивилась психолог.
- Вы знаете, когда я записала все, что говорила дочке за день, то в списке 128 раз оказалась фраза «надень тапки», - объяснила женщина.

 

История про костюм

Вторая история уже из личного, а не профессионального опыта Катерины Вадимовны. В детстве она дружила с соседским мальчиком – талантливым музыкантом, но, как это бывает с талантливыми людьми, крайне рассеянным в быту человеком. В воспоминаниях девочки осталась его громогласная мама, которая постоянно напоминала ему аккуратно повесть концертный костюм, который она так долго наглаживала.

- Спустя какое-то время мы подросли, - вспоминает Катерина Вадимовна, - и «репертуар» его мамы несколько изменился. Теперь она кричала: «Лева, к тебе пришла девушка, а у тебя опять костюм валяется!».

Прошли годы, юноша стал музыкантом и уехал из страны. Теперь у него много концертных фраков, и уже не страшно, если один из них изомнется или испачкается. Вот только маму теперь навещать получается нечасто, в основном во время гастролей. Навестила бывшую соседку и Катерина Вадимовна и, желая развеселить пожилую женщину, напомнила, как та постоянно напоминала сыну о бережном отношении к концертному костюму. Внезапно мама музыканта расплакалась.

- Боже мой, Катя, ведь он был таким интересным мальчиком, с ним о стольких вещах можно было поговорить! А я все время говорила ему про этот костюм… И ведь ничего уже не вернуть!

” Чтобы не предаваться таким же сожалениям в старости, Катерина Вадимовна советует оценивать все проблемные ситуации именно с этой точки зрения: вам действительно важно настоять на своем и «кровь из носа» добиться от ребенка определенных действий? Если да, то бейтесь «до потери пульса у себя и ребенка» за принципиальный вопрос. Если же нет, то найдите более интересную тему для разговора!

Это подводит нас к последнему пункту, который следует обдумать при определении индивидуальной программы.

 

3. Анализ целей

 

Выпишите на отдельный лист, все, чего вы хотели бы добиться для ребенка при помощи образования. Только не фиксируйте абстрактные цели, вроде «хочу, чтобы ребенок был счастлив». Ставьте конкретные задачи. Быть может, вам важно развить у ребенка исследовательский интерес? Или умение работать самостоятельно? Может быть, принципиально научить ребенка добиваться поставленных целей, чего бы это ни стоило? Или вы просто хотите, чтобы ребенок был послушным и не доставлял вам хлопот? Не надо себя ограничивать и осуждать, пишите все!

” Многие родители сами удивляются, насколько сложным и противоречивым оказывается этот список, как трудно сформулировать задачи и расставить приоритеты. Однако если у вас нет цели, то как же выстраивать стратегию образования?

Кстати, подобный список полезно (хотя бы с точки зрения детско-родительских коммуникаций) составить и ребенку. Он хочет играть в компьютерные игры 20 часов в день? Прекрасно, записываем! Не хочет, чтобы вы заставляли его делать уроки? Тоже записываем!

” - Знаете, после этого и у детей случаются инсайты, особенно если какой-то тайминг подвести, - рассказывает Катерина Мурашова.

Но что делать, если вы сопоставили списки целей и выяснили, что они никак не сочетаются, а, напротив, стали источником бесконечных конфликтов? Тогда вам поможет интересная техника, которую Екатерина Мурашова, вспоминая правила детской дворовой игры, назвала «Два шага назад».

 

Техника «Два шага назад»

 

Если ваши отношения с ребенком наткнулись на непреодолимое препятствие, и ваши представления о том, как нужно относиться, например, к учебе, различаются кардинально, то не делайте… ничего!

” - Три недели - это оптимальный срок, на который стоит ограничить коммуникации с ребенком. Если ситуация зашла в тупик, то можно и вовсе оставить только самые простые фразы, вроде «доброе утро, солнышко» и «спокойной ночи, солнышко».

Лекция психолога Катерины Мурашовой «Школа, уроки, быт». Нужно ли помогать ребенку делать уроки. Может ли школьник сам делать домашнее задание. Почему сегодня родители плотно вовлечены в образование детей.Ребенку нужно объяснить, что в течение трех недель вы проводите такой «научный эксперимент». Важно, чтобы он понимал, что вы вместе выстраиваете новую коммуникационную стратегию.

Разумеется, если у вас есть бесконфликтные сферы общения, нужно продолжать их поддерживать. Например, как поясняет Катерина Мурашова, если вы вместе следите за космической программой и ежедневно обсуждаете полет очередного вояджера к Юпитеру, вы, разумеется, не должны отказываться от этого удовольствия. Но все, что вызывает ваши конфликты и разногласия, нужно временно поставить на паузу. Часто среди таких вопросов оказывается выполнение домашних заданий и бытовые обязанности ребенка. Просто не делайте никаких замечаний, если в выходной день ребенок усаживается за компьютер прямо в пижаме, не заправив постель и не почистив зубы. Да, будет трудно! Но…

- По моим наблюдениям, учеба не падала. Обычно от отсутствия «наездов» ребенок получал такой позитивный заряд, что отметки оставались на том же уровне, а порой даже становились лучше! – отмечает Катерина Мурашова.

Через три недели нужно сесть вместе с ребенком и спокойно подвести итоги. Нужно оценить все сферы; не только учебу, но и отношения в семье, здоровье (ваше и ребенка).

- Я своими глазами видела, как за три недели исчезала экзема, проходили головные боли! – удивляется психолог.

” После этого совместно с ребенком (он здесь – полноправный участник процесса) решайте, что делать дальше с вашим экспериментом: прекратить, продолжить или, быть может, как-то модифицировать.

По опыту Катерины Мурашовой, это помогает найти баланс в отношениях с детьми; вам – не скатиться до роли поучающего автомата, а ребенку – принять на себя часть ответственности за свои действия.

Надеемся, если вам не удалось побывать на выступлении Катерины Вадимовны, то эта статья помогла вам прийти к решению, как помочь ребенку получить образование, не жертвуя всем остальным!

21.09.2018
Подготовила Ирина Ильина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Диминамама (01/10/2018)
sensorik
Скрытый текст:
вы сами понимаете все плюсы и минусы ) я вам их рассказывать не буду, я же пишу, у всех разные приоритеты, у кого- то мир увидеть, у кого- то дом построить. Для меня кочевая жизнь и дети точно вещь не совместимая, мне надо, что б был дом, постоянная работа, определенность в жизни. А тех, кто скачет в поисках себя всю жизнь вообще не понимаю. Ну это к теме по дауншифтеров и дворников.
sensorik (01/10/2018)
Диминамама
Скрытый текст:
Да, почему обязательно удовольствие только свое??? Там все по мере возможности получают удовольствие :idontno: Да, дети порой пропускают школу, но для начальных классов не так критично, да не пишут проектов по Плешакову, зато изучают мир во всем его разнообразии. Меньше учат русский, зато больше иностранные языки. Все относительно, где-то теряют, где-то приобретают
Диминамама (01/10/2018)
sensorik
Скрытый текст:
богач и бомж это разные понятия :haha: Быть легким на подъем и не иметь постоянного дома и работы это тоже разные вещи. Жить в свое удовольствие, без рамок и преград и иметь какие-то обязательства перед близкими это тоже разные вещи :aga-aga:
sensorik (30/09/2018)
Диминамама
Скрытый текст:
Даже несколько семей есть среди знакомых, из легких на подъем. Живут то тут, то там, есть с детьми, правда дети до 10 лет включительно... Детей учат сами, что делать будут дальше не знаю, программу средней школы на ходу осваивать сложнее. Не надо их как своеобразных бомжей воспринимать, с нашими зарплатами во многих странах можно жить как местные богачи :haha:
Диминамама (30/09/2018)
Кумир миллионов
Скрытый текст:
такие умные люди живут по своему... наверно это круто, не быть привязаным к работе, к дому, но не всякая женщина с таким мужчиной бы хотела Семью завести...Еще пока молодой, мир посмотреть.. ну конечно, у людей разные приоритеты в жизни..
Alissalut

Занимательный оффтоп.

Скрытый текст:
Я сейчас общаюсь в компании с парнем, бывшим экономистом, в "Газпромбанке" работал, еще где-то. Сейчас устраивается сезонно дворником, плюс на фрилансе в конторе по починке бытовой техники. Апрель-октябрь здесь живет. Зимует в Таиланде. Этой зимой вот южный Лаос собрался плотно изучить.
Летом другой знакомый уехал в плотный трип по Л. Америке, свой бизнес (киоски в разных районах города и области) на него оставил. Пришлось ему временно дворницкое дело бросить. :-)
И это один из самых эрудированных людей кого я знаю. Вернее человека его уровня интеллекта в принципе видела только один раз. Золото, а не мальчик. Я от него тащусь просто, а недавно бывшая его жена и нынешняя подруга даже чуть не подрались при встрече. :D
Afdi (29/09/2018)
Отличники, как и троечники, бывают разные.
Диминамама (28/09/2018)
Я хоть сына гоняю за тройки, но как по мне, так троечники самые адекватные люди вырастают, способные адекватно в любой среде существовать. У отличников во взрослой жизни очень часто куча комплексов, депрессии..
Afdi (28/09/2018)
Цитата:
Знаю одного очень успешного ныне шеф-повара одного ресторанчика- еле окончил 9 класс...по меркам школы- ваще никчемным парнишкой рос... потом- училище. и карьера. сейчас ему уже 27. доволен жизнью, самореализован, имеет достаток...

Моему мужу классная руководительница пророчила не то что дворником быть, а вообще в тюрьме сидеть в лучшем случае. :aga-aga:
Darya (28/09/2018)
mamakati писал(а):
Знаю одного очень успешного ныне шеф-повара одного ресторанчика- еле окончил 9 класс...по меркам школы- ваще никчемным парнишкой рос... потом- училище. и карьера. сейчас ему уже 27. доволен жизнью, самореализован, имеет достаток...


Я согласна, какой-то процент троечников вполне себе успешны в жизни. Вот только подавляющая часть тех троечников так и остаются "дворниками". На всю жизнь, а не в качестве подработки в студенчестве. Поэтому мне всегда так "нравятся" примеры про успешных троечников..)))
Dio (28/09/2018)
mamakati, да многие вполне состоявшиеся люди работали дворниками и т.п. - за жильё, в момент учёбы, по другим причинам. Но работа эта физически тяжёлая и часто недостаточно оплачиваемая. 50 тыщ я не встречала, 25 - бывает, особенно в ТСЖ, но за них пахать и пахать нужно. А про зиму я вообще молчу.
А жильё служебное больше не дают? Вот это была самая убедительная причина.
mamakati (28/09/2018)
В. Цой, Б. Гребенщиков работали дворниками...
sono io (28/09/2018)
Диминамама писал(а):


:haha: а вообще да, мы говорим, будешь плохо учиться-будешь дворником :mad:

мне до сих пор смешно: сыночка как раз дворником год поработал, между школой и вузом. Причем сам выбрал работу. Прям-таки классический вариант получился: не поступил, пошел в дворники. :haha:
mamakati (28/09/2018)
Olga_S
Цитата:
Все эти капустники, КВН, "а ну-ка девушки" - "а ну-ка парни"

обычно в этих мероприятиях самые зажигалки как раз те, кто спокойно может и прогулять, и опоздать:)...
Но верю- бывают и исключения- Вы, например! Это здорово.
Я тоже не ЗА бесконечные пропуски, безделье, отсутствие целей... Но я не ЗА также того, что школа и школьные вопросы- уроки, посещение и т.д.- ставятся многими родителями практически целью... а оценки в школе становятся оценками личности ребенка...
Знаю одного очень успешного ныне шеф-повара одного ресторанчика- еле окончил 9 класс...по меркам школы- ваще никчемным парнишкой рос... потом- училище. и карьера. сейчас ему уже 27. доволен жизнью, самореализован, имеет достаток...
Olga_S (28/09/2018)
mamakati
Как зло не рассматривается, просто удивила фраза "Это то, что вспоминается с нежностью и радостью из школы.... А те, кому так нельзя- что потом вспоминать будут???" Тем кто не прогуливает и не срывает уроки тоже обычно есть много что вспомнить с нежностью и радостью. :give_heart:
У меня много воспоминаний радостных и позитивных связано именно с классом и дружбой в классе. Все эти капустники, КВН, "а ну-ка девушки" - "а ну-ка парни", даже не сами мероприятия, а процесс подготовки всего этого - весело что-то обсуждали, дурачились, каждый что-то предлагал. Пропустить день в школе? Да ни за что! Столько всяких новостей из жизни класса пропустишь. :haha:
И даже решение задач можно тоже вспоминать с радостью и гордостью... Например, как в контрольной ЗШ была задачка, которую все наши школьные учителя математики решали, разбирали и не смогли решить :haha: , а я решииила :girl: , а потом учителям же своим объясняла как и почему .
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться