/О детях/Школа/Высшее и среднее профессиональное образование

Высшее образование вышло из моды?

Нужен опыт, диплом не предлагать…

 

Высшее образование и трудоустройство: есть ли связь? Можно ли получить хорошую работу без диплома о высшем образовании. правда ли, что проще всего устроиться на работу

 

 

После опубликования результатов отбора в вузы сибмамы дружно вздохнули: одни с облегчением (ребенок поступил!), другие с разочарованием, а все остальные, для кого поступление в вуз еще не главный вопрос года, – с тревогой.

 

Между тем высшее образование сегодня только мамы и ценят, показывает исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Нам его результаты будут особенно интересны, ведь социологи работали в трех областях России – Свердловской, Ивановской и нашей, Новосибирской.

 

 

Как высшее образование стало в России всеобщим

 

Кардинальное изменение отношения к высшему образованию случилось в России в середине 90-х. Именно тогда образование стало предметом коммерции – новые вузы открывались едва ли не каждый день.

Если в 1995 году в стране было 762 вуза, то спустя 13 лет – уже больше тысячи, 1134. Число студентов за эти годы выросло вдвое – с 1,7 до 3,5 миллионов.

” В 2002 году сложилась парадоксальная ситуация – число мест для первокурсников в вузах на 200 тысяч превышало число выпускников школ.

Давно работающие вузы старались открыть новые направления, соответствующие запросам рынка. Мало в каком вузе не появилось собственного факультета для «юристов и экономистов», менеджеров, специалистов по международным отношениям, маркетингу, логистике, рекламе и связям с общественностью… Многие специальности «повысили» до уровня вуза, хотя бухгалтеру или специалисту гостиничного дела было вполне достаточно и среднеспециального образования.

Будем честны, многие учебные программы были слеплены на скорую руку в стремлении угодить невнятным требованиям быстро меняющегося рынка. Но и рынок заставил драматическим образом переоценить образование: получив диплом, выпускники меда, педа, классического университета или даже архитектурного института зачастую шли в оптово-розничную торговлю.

Высшее образование стало доступным, как никогда прежде, и, в то же время, профессиональная компетентность выпускников стала оцениваться как никогда низко: ведь нужным навыкам попросту нигде не учили. В итоге диплом о высшем образовании, который стали требовать даже от уборщицы, то есть менеджера по клинингу, стал свидетельством скорее личных качеств специалиста, чем его профессионализма. Если при столь благоприятных условиях человек не удосужился получить хоть какой-нибудь диплом, хватит ли у него целеустремленности, энтузиазма и попросту ума, чтобы быть сносным работником? А вот профессионализм оценивали только по опыту работы.

Мамы нынешних выпускников, окончившее вузы в конце прошлого или начале нынешнего века, уверены: диплом о высшем образовании – это must have для успешного трудоустройства, ни о каком карьерном росте без диплома и думать невозможно.

 

Диплом – лишний

 

Постепенно на рынке труда ценность диплома о высшем образовании стала падать. Действительно, что толку в дипломе, если он есть практически у всех, но не гарантирует, что молодого специалиста не придется учить с нуля или, того хуже, переучивать. Профессионализм приобретался исключительно в ходе трудовой деятельности, вот почему работодатели постепенно переключились на опыт работы.

Мониторинг НИУ ВШЭ четко отследил эту тенденцию среди работодателей: за последние 10 лет число тех, кто уделял внимание диплому выпускника, сократилось в отдельных отраслях в полтора раза. Так, в торговле теперь дипломом вуза интересуется только 38% работодателей.

 

Важность диплома о высшем образовании для работодателей в разных сферах экономики

Высшее образование и трудоустройство: есть ли связь? Можно ли получить хорошую работу без диплома о высшем образовании. правда ли, что проще всего устроиться на работу

Удивительно, но все реже принимают во внимание диплом в IT сфере. Более 56% молодых программистов считают, что высшее образование никак не повлияло на шансы получить выгодное предложение или продвинуться в карьере. Более того, ряд современных востребованных специалистов не готовит ни один российский вуз, например, экспертов в технологии блокчейн. И работодатель поневоле обращается к тому, что есть – сертификатам краткосрочных обучающих курсов или, снова, – к опыту работы.

Разумеется, высшее образование не утратило свою ценность окончательно; молодые люди, настроенные на карьеру в сфере науки или, к примеру, медицины, не имеют шанса продвинуться в профессиональной сфере без диплома. Важность образования отмечают финансисты (70%), чиновники (66,5%) и сотрудники правоохранительных структур (65,1%). Однако там, где можно обойтись среднеспециальным образованием, работодатели все чаще удовлетворяются дипломом колледжа или техникума, отдавая предпочтение более опытному, а не более образованному кандидату.

Сегодняшние выпускники окончательно стерли знак равенства между высшим образованием и успешной карьерой. За последние 10 лет число тех, кто уверен в необходимости диплома, снизилось на треть.

 

Мнение выпускников о высшем образовании как факторе жизненного успеха

Высшее образование и трудоустройство: есть ли связь? Можно ли получить хорошую работу без диплома о высшем образовании. правда ли, что проще всего устроиться на работу

Связи вместо диплома

В чем же выпускники видят залог жизненного успеха, если не в высшем образовании? Еще раз напомним, что опрос РАНХиГС проводила в трех областях: Свердловской, Ивановской и Новосибирской, потому что именно здесь появляется любопытный географический компонент (анкетируемые могли отметить в опроснике по два основных фактора).

Итак, в Новосибирске молодежь гораздо менее чем в Иваново и Екатеринбурге склонна полагаться на возрастные преимущества. Опыт считают решающим фактором большее число выпускников, чем в двух других областях (61% vs 50.4%, 54.5%).

” В то же время на факторы, традиционно рассматриваемые как преимущества начинающих специалистов (готовность много и напряженно работать, повышать свою квалификацию), новосибирские юноши и девушки не рассчитывают: впечатлить потенциального работодателя своим рвением у нас надеется вдвое меньше молодых людей, чем в Иваново.

Возраст, внешность, пол – все это новосибирцам кажется несущественным.

 

Значимость различных факторов при поиске работы в разных областях России

Высшее образование и трудоустройство: есть ли связь? Можно ли получить хорошую работу без диплома о высшем образовании. правда ли, что проще всего устроиться на работу

” Интересно, что практически каждый десятый в качестве решающего фактора для трудоустройства указывает пункт «связи, полезные знакомства».

Если рассматривать три группы факторов успеха, на которые рассчитывают молодые люди, то можно отметить, что те, кто рассчитывают на опыт работы, меньше ценят хорошее образование, и наоборот. Зависимость, разумеется, не прямая (да и факторов больше), но любопытно взглянуть на сравнительно новый пункт, которому уделяют внимание многие эксперты: наличие связей.

В тройке лидеров «трудоустройства по блату» – крупные структуры с жесткой иерархией: правоохранительные органы, банки и органы власти. Молодые люди полагают, что именно здесь социальные лифты не работают.

 

Значимость опыта и образования при поиске работы в различных секторах экономики

Высшее образование и трудоустройство: есть ли связь? Можно ли получить хорошую работу без диплома о высшем образовании. правда ли, что проще всего устроиться на работу

Какие выводы можно сделать их этого исследования?

  • Во-первых, прекратите рассматривать диплом как билет в успешную жизнь. Топ-20 ведущих российских вузов еще могут похвастать тем, их бренд оказывает магическое воздействие на работодателей, но получать абы какое образование из соображений «лишь бы было» – уже не стоит.

  • Во-вторых, стремление школьника и студента подрабатывать – это не ущерб качеству образования, а важный вклад в будущую карьеру. У программистов – и вовсе сама карьера. Поощряйте желание ребенка приступить к работе как можно раньше, постарайтесь помочь ему найти подработку в интересующей его профессиональной сфере.

  • Наконец, учтите, что вы теперь – один из основных социальных лифтов ребенка. Устройство на работу «по знакомству» приобретает все больший вес, а в определенных сферах ваши связи могут стать решающими.

20.09.2019​

 

Полностью с исследованием «Трудоустройство молодежи. Опыт или хорошее образование» вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ >>>>

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Рыжик (04/10/2019)
"Наконец, учтите, что вы теперь – один из основных социальных лифтов ребенка. Устройство на работу «по знакомству» приобретает все больший вес, а в определенных сферах ваши связи могут стать решающими."

У меня связи в театре балета. Возьмите меня балериной :haha: . Если серьезно, то важность связей отрицать глупо, но они действенны, когда у человека есть образование/знания/опыт - то есть, ему есть, что предложить.

С этим согласна: "стремление школьника и студента подрабатывать – это не ущерб качеству образования, а важный вклад в будущую карьеру" - добавлю, что ….особенно если это подработка в будущей профессиональной области. Можно еще волонтирить тоже. Тогда у подростка/молодого человека помимо знаний появляется ценный опыт, а значит растет конкурентоспособность на рынке труда.

"прекратите рассматривать диплом как билет в успешную жизнь". Конечно, одного диплома недостаточно. Его в конце концов в переходе метро купить можно :haha: .

Еще хочу добавить, а что ВУЗ, как правило, обеспечивает студенту определенную социальную среду. Не секрет, что ученики ПТУ и ВУЗов отличаются в своей массе и среда, в которой формируется человек, накладывает на него отпечаток. Опять же, это далеко не главный стимул для получения высшего образования, но он имеет место быть.

Конечно, высшее образование не для каждого. Не все хотят/могут работать умственным трудом, в семьях принято по-разному. В общем, каждый решает исходя из своих обстоятельств.
Катель_ (02/10/2019)
На самом деле тут статья не о том, что оно совсем не нужно, а о том, что не стоит пихать любимых чад после школы "хоть куда,лишь бы вышка" как это сейчас очень часто происходит....
Stranger666 (01/10/2019)
вам для начала требуется придти к пониманию что ВУЗы они разные бывают :)
Elly (30/09/2019)
Лёля
Вы правда думаете, что а вузах занимаются зубрежкой и решением шаблонных задач? :-o
Натавна (30/09/2019)
Лёля
Вы, вероятно, имеете в виду такую востребованную нынешним продвинутым работодателем компетенцию, как soft skills. Но данные качества вовсе не заменяют образование, а очень хорошо его дополняют.

Однако считаю, что наше современное высшее образование скорее нужно назвать начальным общим высшим образованием, призванным дать выпускнику общие профессиональные представления о будущей профессии, навыки и компетенции направления, ну и мозги прокачать. Сдается, что, именно закончив программу бакалавриата или спец-та, ребята начинают понимать, правильно ли они выбрали направление будущей профессии. Блажен, кто не ошибся, а кто не в ту дверь вошел, тоже не так страшно, можно, например, переквалификацию пройти. Конечно, гуманитариям сложно поменять направление на техническое. А вот естественно-науч. вполне.
Главное - в любом вузе можно чему-то научиться, только приложить максимум терпения и прилежания.
Сална (30/09/2019)
Лёля
Это не плюс и не минус, особенность характера, кичиться этим глупо, на мой взгляд. У меня тоже свой бизнес, мне так проще. А кому-то проще в команде, с четко прописанными функциями, и это тоже неплохо.
Вот если к этому "жирному плюсу" имеется что добавить в виде образования, тогда конечно, молодец и умница. Иначе странно звучит: не читал, но осуждаю.
21OKSI (30/09/2019)
Лёля писал(а):
21OKSI
Вы куски не вырывайте. Речь шла о развитии. А то сидят врачи в поликлиниках с дипломом, порой с красным, а толку от их лечения нет, а чаще вред.

Уж больше врачей точно никто не развивается. И хотели бы не развиваться, но не получится.

Лёля писал(а):
Чтобы быть востребованным нужно развиваться и до и после получения диплома (в любой сфере). А у родителей ставится цель сначала сдача ЕГЭ, а после получение диплома. Так это раз плюнуть в наше время.

Судя по теме абитуриенты (любого года), не так уж и раз плюнуть и сдать ЕГЭ на нормальный балл, чтобы выбор ВУЗа был, и поступить в ВУЗ мечты, и диплом получить тоже.

Если у человека есть цель, то он развивается, диплом о ВО ему ни как не мешает.
SW (30/09/2019)
Лёля писал(а):
21OKSI
Вы куски не вырывайте. Речь шла о развитии. А то сидят врачи в поликлиниках с дипломом, порой с красным, а толку от их лечения нет, а чаще вред.
Я говорила о том, что если у тебя есть диплом, то это не говорит о том, что ты образован и профессионал.


Это да, но если у человека есть диплом, вероятность того, что "он образован и профессионал" существенно выше, чем у человека, у которого нет никакого диплома. :aga-aga:
Лёля (30/09/2019)
21OKSI
Вы куски не вырывайте. Речь шла о развитии. А то сидят врачи в поликлиниках с дипломом, порой с красным, а толку от их лечения нет, а чаще вред.
Я говорила о том, что если у тебя есть диплом, то это не говорит о том, что ты образован и профессионал. Это факт биографии и не более. Чтобы быть востребованным нужно развиваться и до и после получения диплома (в любой сфере). А у родителей ставится цель сначала сдача ЕГЭ, а после получение диплома. Так это раз плюнуть в наше время.

Добавлено спустя 1 минуту 15 секунд:

Сална писал(а):
Или есть проблемы с коммуникацией, и человек не способен подчиняться требованиям руководства.



По мне так это жирный плюс. Кому нравится подчиняться, милости просим ) и такие люди нужны и особенно выгодны нашему государству. :-)
Сална (30/09/2019)
Лёля писал(а):
Если ты учил наизусть тексты и решал шаблонные задачки, то это не показатель все этого.

Я не знаю в каком ВУЗе учат тому, о чем Вы пишете. Если ВУЗ технической направленности, то готовят инженеров, а это творческая профессия.
И с каких пор ведение своего бизнеса является показателем высокого уровня развития личности? В бизнес уходят по многим причинам, в том числе и потому, что больше нигде не будут востребованы из-за отсутствия образования. Или есть проблемы с коммуникацией, и человек не способен подчиняться требованиям руководства.
При любом креативе базу надо знать. Что там на 1 - 2 курсе можно понять о перспективах, когда студенты только-только начинают учить самые основы.
Darya (30/09/2019)
21OKSI Эпоха креативных менеджеров, что Вы хотите...ни черта не знающих о сути предмета. От результатов их работы не знаешь, то ли рыдать, то ли смеяться, то ли что делать.
21OKSI (30/09/2019)
Лёля писал(а):
Сейчас спрос не на знания как таковые, а на умения и нестандартное мышление.

Нестандартное мышление это, конечно, хорошо. Только, когда приходят приборы, установки, проекты от таких креативщиков, потом выясняются все их креативные косяки, а исправлять их приходится эксплуатационщикам. Включать уже свой креатив. В то время, как есть шаблоны, формулы, которые желательно было бы знать для начала, а потом уже креативить.

А врачу вообще ВО не надо. Главное опыт и креатив. Этого не занимать знахарям, ведьмам и т.д. Только что-то с аппендицитом люди идут к врачу с ВО, а не к знахарю с опытом и креативом.
swetaM (30/09/2019)
Вот и у меня сын посидев на лекциях (учится на программиста на бюджете) решил, что лучше пройдет спецкурсы дистанционно, где учат конкретным навыкам и поскольку они платные пошел работать, и я в принципе его понимаю, но все-таки надеюсь что институт не бросит. Говорит половина из их выпуска бросили учебу и пошли работать, т.к. реально без связей и опыта ты хоть с высшим, хоть без него пойдешь работать продавцом-консультантом сначала, зачем типа терять столько времени, тем более, что потом все равно переучиваться, т.к. в |IT например технологии слишком быстро развиваются
Лёля (30/09/2019)
Если ты из себя что-то представляешь, то с дипломом ты или без, то будешь при деле всегда. У меня есть знакомые без в/о, которые ведут свой бизнес и очень много с В/о, которые ленивы и не склонны к развитию. Диплом дипломом, но выходя из стен института человек должен суметь встроиться в реальность и предлагаемые обстоятельства. Сейчас спрос не на знания как таковые, а на умения и нестандартное мышление. Если ты учил наизусть тексты и решал шаблонные задачки, то это не показатель все этого. Поэтому иллюзия о том, что высшее образование это то без чего нельзя так и остается иллюзией, которая очень многим нравится. Масса успешных людей, которые не закончили ВУЗы, а пахали (пока кто-то зубрил), а потому ставку нужно делать не на диплом, а на развитие способностей. Чем больше будет уметь и свои умения реализовывать, тем востребованнее будет. Сегодня такое время, когда за одну жизнь человек может сменить 2-4 профессии, поэтому высшее образование это не цель, а одна из ступеней.
1 | 2 | 3 | 4   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться