2 3 |
/О детях/Воспитание и психология
Тайм-менеджмент для детейПочему он не работает и как сделать его эффективным?
Не все взрослые умеют распоряжаться своим временем, однако среди мам достаточно тех, кто умело распределяет дела и все успевает. Одни являют собой образцы самодисциплины, другие используют различные популярные техники тайм-менеджмента: рисуют матрицу Эйзенхауэра, заводят кухонные таймеры-помидорки, используют «метод Альп»… Продолжить можете сами, наверняка у вас есть собственный секрет эффективности!
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы научить ребенка одному из этих методов. Мамы с энтузиазмом покупают магнитные доски, разноцветные стикеры и… Ничего не происходит! Почему тайм-менеджмент не работает, и как сделать так, чтобы работал?
Пытаясь просто перенести свой опыт на ребенка, мамы зачастую получают вместо одной контролирующей функции (ты уже сделал упражнение по русскому?) другую (ты подготовил стикеры со списком дел на завтра?) А причина проста: дети – еще не взрослые.
Хорошо, если со всем этим ребенок освоится годам так к 12, и то не всякий. А проблемы управлением временем возникают гораздо раньше. Как помочь ребенку их решить?
Гармонизация жизни
Плохо, когда в жизни одна работа или, в случае с ребенком, учеба. Не лучше, если она отходит на задний план, будучи забытой ради друзей развлечений. Найти баланс бывает сложнее, чем выполнить все дела по списку, именно поэтому с него, баланса, и стоит начать.
Выпишите все дела отдельным списком и разделите на 3-5 универсальных групп. Например, часто рекомендуют такое деление.
Возможно, это деление не кажется вам оптимальным, тогда вы можете предложить свое, например «учеба/внешкольные занятия/быт/отдых». Главное, не должно оказаться так, чтобы все были сконцентрированы в одной или двух группах – это явный показатель того, что что-то пошло не так.
Подсчитываем время«Рутинное» времяПрежде всего, определитесь, сколько времени у ребенка занимает ежедневная рутина. В самом деле, глупо записывать в ежедневный список дел чистку зубов или, к примеру, прогулку с собакой, если она стала обязанностью ребенка. Выпишите такие дела отдельно и суммируйте время, которое ребенок на них тратит. Туда же добавьте школьные уроки, тренировки, занятия в художественной и музыкальной школе. Все это дела, повлиять на длительность которых вы все равно не сможете. Теперь вы уже четко представляете, каким временем ребенок располагает каждый день.
«Регулярное» времяОпределите время, которое разумно потратить на выполнение домашних заданий и сопоставьте его с фактическим. Если разница велика, есть смысл поработать над концентрацией внимания. Если же дни загружены домашним заданием неравномерно, нужно помочь ребенку перераспределить его так, чтобы некоторые уроки выполнять не накануне, а заранее. В отличие от рутинных, регулярные дела можно оптимизировать.
Борьба с хронофагамиВозможно, после этого вы обнаружите, что времени у ребенка осталось - всего ничего. Тогда нужно поискать, куда же оно делось? Взрослым обычно советуют определить хронофаги - пожиратели времени. Это могут быть социальные сети, проверка электронной почты, чтение лент новостей, игры на телефоне, наконец, курение и «перерывы на кофе». Разумеется, курение и кофе – это не варианты для вашего ребенка, но все остальное вполне может иметь место.
Зачастую такое правило в семье уже действует, но в отношении компьютерных игр. Большинство детей после пары недель экспериментов начинают понимать все преимущества контроля над хронофагами и подключаются к работе.
Лучше меньше, да лучше
Итак, с рутиной мы справились, время нашлось, на что его потратить? Если бы речь шла о вас, вы наверняка составили бы целый список дел, выделили самые важные из них и начали продвигаться шаг за шагом.
В отличие от регулярных дел, у особых должна быть четко поставленная задача, ограниченные временные рамки и легко фиксируемый итог. Конечно, бывают дела, которые невозможно выполнить за один день, например, работа над школьным научным или художественным проектом. В таком случае, ее нужно разбить на этапы, каждый из которых будет иметь четкий результат и может быть выполнен за один день. Вряд ли ученик младших классов сможет сделать это самостоятельно, тут ему понадобится помощь родителей. Планируя время для какого-либо нового дела (сколько времени требуется на чистку зубов, вы и так знаете), нужно оставлять достаточно большой запас, приблизительно две трети от запланированного. К примеру, если вы полагаете, что ребенок завершит работу за полчаса – отведите на нее 50 минут. Когда вы подводите итоги дня, то вычеркиваете из списка выполненные задачи. Это символическое действие, но оно очень важно для осознания завершения определенного этапа. Ребенку такой знак нужен даже больше, чем вам. Вот тут-то и пригодится и магнитная доска, и яркие стикеры, и наклейки-звездочки, словом, все, что угодно. Составьте расписание «особых дел» на неделю и пусть ребенок постепенно перемещает задачи в раздел выполненных. В конце недели подводим итоги – что удалось, что не удалось!
Особые дела – что это?
Наконец, последний камень преткновения – что такое «особое дело»? Порой определить это довольно просто. Например, ребенок собирается смастерить поделку в подарок бабушке. Домашние задания относим к регулярным делам, однако если школьник решил дополнительно позаниматься перед важной контрольной – это тоже вполне особое дело. Или, к примеру, если он поставил перед собой задачу прочитать серьезную объемную книгу, причем чтение дается ему с трудом – это тоже работа, которую можно разбить на этапы. Однако иногда и сам ребенок, и родители попадают в тупик: все дела можно отнести или к рутинным, или регулярным, и никаких «особых» дел не предвидится. А между тем, именно эти час-полтора в день – резерв для саморазвития, просто ребенок еще не умеет им управлять!
Несколько недель анализа позволят вам (и ему тоже) увидеть направление, в котором следует двигаться. Например, если ребенок с энтузиазмом вспоминает, как сам придумал необычные бутерброды, отведите день под кулинарные эксперименты, увлекся рукоделием – отлично, продолжим вязание шарфика. Постепенно такие «особые дела» начнет подкидывать школа, причем и учебные (те же научные проекты), и социальные (например, разработка сценария классного праздника, волонтерская работа). Постепенно какие-то дела перейдут в разряд регулярных, от каких-то ребенок откажется вовсе, но одно мы можем гарантировать – уже к средней школе «особых дел» будет столько, что вам придется учить ребенка новым навыкам тайм-менеджмента: распределению приоритетов и делегированию. А пока – начинаем с азбуки управления временем! 23.09.2018
Подготовила Антонина Рыбакова
Обсуждение на форуме ("связанная" тема) |
Актуальные темы форумов
Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)А НГ чудеса продолжают происходить, и дети по прежнему их ждут ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Сериалы Том 4 (Культурная жизнь)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)Парфюмерные распивы (Парфюмерные распивы)АЗИЯ ТУР - индивидуальный подход к каждому клиенту! (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Пластика лица: нос, веки, подтяжки и пр (Уход за телом и лицом. Косметология. Маникюр)Куда или во что вложить деньги (Банки и финансы)УЗБЕКИСТАН - Ташкент, Самарканд, Фергана, Бухара, Хива (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))
Объявления
Письменный стол (Мебель и крупногабаритные товары для дома(ДО))Barolle Angry Birds комплект постельного белья 1,5 сп (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Продам одежду на мальчика от 50 рублей (Одежда для малышей до года (до 85 см))Продам одежду на девочку (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Продам одежду на девочку и мальчика (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Продам одежду на девочку (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)На девочку 116-120 см Sweet Berry,playtoday,deloras,acoola (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Re: Одежда для девочки 122-150 см. Известные торговые марки! (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Шапки, шарфы, зимняя одежда для дошкольников (Пункт обмена и проката)д/д 152-158 ДоБаВиЛа Пуховик 146-152 (Детская одежда для подростков 152 см и выше)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |