2 3 |
/О детях/Воспитание и психология
Нужны ли детям страшные сказки?Многие родители задают себе этот вопрос. Кто-то решает: раз мне читали такие книги в детстве, значит, и я буду читать их своему ребенку. Кто-то боится травмировать малыша. Хотя если подумать: страшные сказки существуют, значит, зачем-то они нужны? Одной из основ развития ребенка является сказка. В ней на языке символов описываются ситуации из реальной жизни. В одной и той же сказке можно найти множество смыслов – от простых до самых глубинных. Сказка обращается как к нашему сознанию, открывая мораль, лежащую на поверхности, так и к нашему бессознательному, передавая мудрость, накопленную веками. Ведь люди рассказывают друг другу сказки с давних времен. Информация, заложенная в них, передается из поколения в поколение. Инструкция по выживанию
На каждом шагу сказочным героям выпадают испытания, бурные реки, крутые горы, встреча с Бабой-Ягой или Кощеем Бессмертным. И именно сказки, которые вызывают у нас бурю разнообразных эмоций – страх, боль потери и ощущение беспомощности, сказки, в которых близко дыхание смерти, мы привыкли называть страшными. Но то, что даже взрослые порой боятся страшных сказок, не значит, что они опасны на самом деле. Сказка учит ребенка преодолевать трудности, готовит к жизненным испытаниям. Ведь отгородить подрастающее чадо от реальности не по силам ни одному родителю. Хотим мы или нет, мир полон разнообразных опасностей и печали. Болезни, смерть близких и прочие потери могут прийти неожиданно, и не имея опыта их преодоления, подросший ребенок может быть раздавлен нахлынувшими горестями. Дети, которым в детстве не читали страшных сказок, часто оказываются беззащитны перед лицом внешнего мира.
Лекарство от тревогиТак, слушая страшилки, некоторые детишки прячут голову под одеялом. Но потом всё же потихоньку выглядывают из своего укрытия, поборов страх, желая дослушать и в готовности принять до конца всё, что произойдет с героями. Ведь во время прочтения сказок и повестей человек невольно отождествляет себя с книжным персонажем и вместе с ним проживает невероятные приключения, испытывает схожие чувства и получает новый опыт.
Ведь неспроста одним из важных элементов детского фольклора являются так называемые «страшилки» – эти истории про черную-черную комнату, зеленые рукавицы, желтую простыню и прочие ужастики, которые многие взрослые с возрастом вытесняют из памяти. Да и к чему их хранить, когда их предназначение – снять тревожность и связанное с ней напряжение, разделить страх с группой сверстников – выполнено. Хотя и во взрослом возрасте мы «лечим» себя, просматривая страшные фильмы или читая ужастики в прессе. Главное знать, что любое лекарство при передозировке становится ядом. Так же и страшных сказок не должно быть сильно много. Помимо сложных историй, наполненных глубинными смыслами, ребенку необходимы и простые повести, например, такие, как сказки Сутеева, истории про Незнайку или гарантийных человечков.
Добрым молодцам урокСтрашные сказки помогают детям пережить вместе с героями не только страх, но и гнев, раздражение, обиду, ярость. Ребенок понимает, что есть добро, что зло, события, происходящие со сказочными персонажами, заставляют задуматься о причинах и следствиях поступков. Сказка показывает детям, что любые жизненные трудности, которые воплощает в себе сказочное зло можно одолеть, если не опускать руки, быть изобретательным, смелым и добрым.
Следует помнить о том, что дети воспринимают сказочную реальность немного иначе, чем взрослые. С одной стороны они способны гораздо глубже окунуться в мир фантазий и воображения, с другой – подозревают, что всё, что происходит в сказке, происходит не взаправду, а понарошку. И тут очень важно после прочтения обязательно обсуждать с ребенком прочитанное, спрашивать о чувствах, которые вызвала сказка, о том, что понравилось или не понравилось, какой герой был более симпатичен. Обязательно нужно обсудить окончание сказки.
В его сознании отложится весь ужас происходящего с главным героем, и не запомнится то, что герой преодолел все трудности и вышел из них победителем. Обсуждая прочитанное, родитель заострит внимание своего отпрыска на этом положительном моменте, и тем самым поможет изменить вектор восприятия.
Как правильно читать страшные сказкиТакже не стоит забывать, что большинство сказок несет в себе определённые установки и учат жизни вне зависимости от того, насколько мы осознаем это, не понимаем их предназначение. Более того, детям совсем не обязательно знать, в чём истинный смысл прочитанного. Они обычно сами интуитивно чувствуют, какие сказки необходимы им в данный момент времени. И если ваш ребенок настаивает, чтобы вы раз за разом перечитывали ему одну и ту же историю, значит, он сейчас нуждается именно в ней, чтобы избавиться от каких-то переживаний, переработать поступившую информацию, перейти на новый этап взаимоотношений. Если ребенок не хочет слушать сказку, не стоит настаивать, всему своё время. Читайте то, что ему интересно, о чем он просит. Ориентируйтесь на возраст, рекомендуемый в книгах: пока ваши детки малы, выбираете за них вы, не торопите события.
Возьмем в пример сказку о Красной шапочке, суть которой уже где только не обсудили и не обсмеяли. Но ребенок, в отличие от взрослого, всерьез не задается вопросом – какая нормальная мать отправит свою дочку одну в лес. Главное для девочки – вместе с героиней прожить этап трансформации девочка-девушка-женщина и увидеть ловушки, которые могут подстерегать юную девушку на этом пути, чтобы в дальнейшем их избежать. Ведь именно этому учит сказка, и хотя изначально она выглядела совсем иначе и была куда более жестока, чем в поздних интерпретациях, потаенный смысл остался. Пусть это не осознается на уровне понимания, но отложится в подсознании. И мать просто не может пойти в этот лес вместе с дочерью, как не может лечь с ней в постель к её первому мужчине и показать, что и как нужно делать. Поэтому не пренебрегайте теми знаниями, которые так бережно передаются от наших предков. Зачем избегать страшных сказок и делать вид, что зла не существует? Не обманывайте себя и своих детей. Читайте детям, обсуждайте с ними прочитанное. Как бы то ни было, добро снова победит зло. Главное – не сдаваться. 29.10.2012 Автор: Виталия Провоторова, психолог Обновлено 25.05.2023 Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
страшные сказки нужны, я считаю, это все-таки помогает ребенку понять, что хорошо, что плохо, что страшно, а что смешно и делать выводы о разных событиях.
Ксюнтия
Согласна с вами, моему сейчас 11 лет и мы переживаем возраст страшилок-фэнтези, началось с Поттера и сейчас уже посерьезнее литературу таскает у папы(тот то же фанат фэнтези)
Одно дело сказка и совершенно другое мифы и предания. До 3х лет ребенок вообще не нуждается ни в 1м, ни во 2м, ни в 3м. Время от 1 до 3х лет, это время не слушания сказок, а время взаимодействия с предметным миром, а взрослый на 2м плане, как переводчик - называет предметы их свойства , комментирует действия ребенка под его манипуляцию с ним. Вечером перед сном спокойным голосом можно рассказать ребенку историю про маленького мальчика или девочку, который узнал/увидел то-то и как провел свой день, таким образом , взрослый помогает ребенку закрепить полученные представления и ощущения. А после 3х лет так и вообще возникает образное мышление, когда дети в любом предмете, например, в темноте могут разглядеть какое нибудь чудище и им все предметы кажутся движущимися: шторы им машут рукой, лампа на них смотрит большими глазами, тени из окна напоминают чудищ. А тут еще, если сказку на ночь про Мой додыра, кривоногого и хромого (бррр...!!!), то либо постель на утро мокрая, либо ОРВИ длительное, либо скрытый невроз - погрызывание ногтей, теребение волос и т.п. Сказки, это отчасти фэнтази, детям нравится их читать ближе к 10-11 годам, в этом возрасте они могут и понять о чем речь и представить себе эти события, но не как реальные, а именно как сказочные и обсудить еще это со сверстниками, что не мало важно. Не нужно подгонять ребенка под свои представления и под стереотипы особо умных людей и раньше времени погружать ребенка в мир, который ему еще мало знаком. Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:
Так это иллюзия. Сказка ничему научить не может. Учат родители в течение жизни. Своим поведением и отношением - к ребенку, родственникам, коллегам, друзьям, любым жизненным ситуациям и обстоятельствам. Поэтому я бы посоветовала читать сказки взрослым, вот их может быть хорошая сказка и заставила задуматься и поразмышлять. Страшные сказки читать не надо...лучше добрые,которые учат хорошему)
А я когда читаю детям эту сказку, пропускаю эти страшные эпизоды. Там картинки даже страшные (отрубленная голова паука и кровища), а уж читать такое детям... зачем? Кстати, мой папа говорит, что они с мамой точно также фильтровали содержимое сказок, когда читали мне и моей сестре книжки. В детстве по другому все воспринимается, когда я была маленькая очень любила русские народные сказки,сейчас читаю эту книжку дочке, так у меня волосы дыбом от этих страшилок. все сказки переделываю на добрый лад svetiren Соглашусь, при том что сейчас куда более гуманные сказки чем у наших предков. А вообще сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок. Не знаю нужны или нет. Сама детям страшных сказок никогда не читала. Но думаю, исключительно мое мнение, что "страшное" они воспринимают все же несколько по другому. Моему старшему сыну сейчас 11 лет. Он достаточно много читает. Очень часто, если прочитанное ему понравилось и ему хочется обсудить это со мной, просит и меня почитать те или иные книги, или эпизоды. Этим летом он запоем читал две книги (роман в 2-х частях) о детях блокады. Я как-то в детстве эти книги пропустила, не читала. А ему книга безумна понравилась. Он просил меня почитать. Я читала, и мне было страшно. мне больно за тех детей, я подумала, как же он это читал?. Автор сам ребенок блокады, поэтому написано все было предельно реалистично. я никогда не читала своим детям страшные сказки и не буду, сама до сих пор помню как страшной казалась сказка мальчик с пальчик... Я своим детям пока страшных сказок не читала, мне кажется рано им еще. У меня один сынок прямо очень впечатлительный (весь в меня), ему точно это сейчас не нужно. И мультики тоже стараюсь только добрые включать. Всему свое время, успеют еще. Хэллоуин - это несколько другое. Если Баба-яга - это страшно, так ребенок и не отождествляет себя с ней, наоборот, с царевичем или принцессой. А зло - отдельно. А тут мертвечина, страшный грим... Не понимаю этого.
Сказки нашего детства прелестны ,действительно учат ,что есть добро и есть зло. Но не учат жить среди атрибутов зла. Просто страшная сказка должна подходить под возраст и развитие, тогда все будет ок ) Я согласна, что классику стоит читать. Но вот что подразумевается под "страшными сказками".. Все сказки, по сути, страшные Андерсен, говорите. А кто видел мультфильм "Крошечка-хаврошечка" Из серии мультфильмов: Гора самоцветов? Хичкок отдыхает. Причем всю серию горы самоцветов дочь любит и смотрит. Главное - что в конце добро всегда побеждает зло, в этом смысл. http://mults.info/mults/?id=1889 |
[Новый год] "Дорогой Дед Мороз!": психология волшебного письма Актуальные темы форумов
Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)Chêne Chloé, Max Philip Peach (Парфюмерные распивы)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)Magic Mushrooms BOHOBOCO (Парфюмерные распивы)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Парфюмерные распивы (Парфюмерные распивы)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)
Объявления
Для Д и М:ecco, ricosta, superfit, paola (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))танцевальные колготки Solo (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам kivat Reima, poivre blanc, oldnavy, chobi, Ralph Lauren (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))продам рр22-30 для девочки и для мальчика (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Одежда для девочки 152 и выше. Zara, H&m, Bershka, Sela. (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Одежда для девочки 122-151см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Одежда для девочки 86-122см (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Кроссовки для девочки Geox. (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Шапочки для мальчиков и девочек. (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Опытный репетитор по русскому языку (Помощь в обучении. Репетиторы (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |