2 3 |
/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет
Почему дети должны рисковать во время игры (часть I)Игра как способ преодоления страха
«Осторожно, упадешь, поранишься, разобьешься, свернешь себе шею!» - вот обычная реакция родителей, когда речь заходит о неосмотрительном поведении ребенка. Мы стараемся обезопасить малышей всеми возможными способами, и порой это действительно получается: мамы, побывавшие в западноевропейских странах, с восторгом рассказывают об уличных детских площадках с мягким покрытием, безопасными качелями и горками, на которых невозможно занозиться. Такие площадки стали появляться и у нас, а между тем ученые всерьез обсуждают их вредоносность.
Мы изучили одно из таких масштабных исследований, опубликованное в журнале «Эволюционная психология», и сегодня решили ознакомить вас с размышлениями его авторов: Элен Беаты Хасен Сэндсеттер (Ellen Beate Hansen Sandseter) и Лейфа Эдварда Оттсена Кеннеара (Leif Edward Ottesen Kennair), психологов из Тронхеймского университета (Норвегия).
Как полагают ученые, дети лезут на деревья и крыши гаражей, гоняют на роликах и даже устраивают потасовки не просто так: это важный эволюционный механизм, позволяющий им подготовиться к экстремальным ситуациям, которые возникнут в будущем. Поэтому игры с элементами риску нужно рассматривать как часть нормального развития детей.
К примеру, еще месяц назад он опасался слезть с высокого кресла, сегодня же это ему ничего не стоит – несколько удачных попыток, и страх перед препятствием исчез навсегда. Если же не позволять малышу преодолевать препятствия, страх закрепится и останется в виде фобии – например, человек всю жизнь будет панически бояться лестниц, спусков, горок, даже если его физические возможности позволяют ему без труда спуститься вниз. Разумеется, он уже давно научится самостоятельно вставать со злополучного кресла, но не получит опыта преодоления страха. По мнению норвежских исследователей, проблема заключается в том, что современная окружающая среда все меньше и меньше стимулирует детей преодолевать собственные страхи. Не пережитые, не побежденные, они перекочевывают с нами во взрослую жизнь, порождая, во-первых, множественные фобии, а, во-вторых, не позволяя нам адекватно реагировать на опасные ситуации. Даже молодые, физически здоровые люди недостаточно ловки, подвижны и хладнокровны, чтобы вовремя отскочить, сгруппироваться и так далее. Возможно, вы возразите, что для получения соответствующих навыков не обязательно прыгать по крышам гаражей или нырять с обрыва. Все эти умения можно получить, занимаясь в спортивной секции, под присмотром опытного тренера, без риска для здоровья. Между тем ученые полагают, что именно захватывающие игровые переживания (а вовсе не опытный наставник) побуждает ребенка постоянно преодолевать собственные слабости и развивать соответствующие возрасту навыки. Излишнее же беспокойство родителей демотивирует детей и заставляет отказываться от рискованных игр.
В современном обществе все больше внимания уделяется безопасности детей во всех областях, включая ситуации, связанные с игрой. Таким образом, репетиция действий в реальных рискованных ситуациях становится важной проблемой. Как ни парадоксально, наш страх перед относительно безвредными травмам может привести к более страшным травмам и повышению уровня психопатологий. Статистика нескольких стран показывает, что большинство травм, связанных с детской игрой (результат падений или ударов качелями, падений с горок и детских «лазилок») не представляют серьезного ущерба для здоровья. Это синяки, ушибы, сотрясения и переломы – все это дети переживали на протяжении всей истории человечества, и они не оказывали существенного влияния на нормальное развитие ребенка. В то же время серьезные травмы, приводящие к инвалидности и даже смерти, на детских площадках чрезвычайно редки. Исследования показали, что наиболее значимый фактор при получении травмы – вовсе не характеристики оборудования на детской площадке, а поведение ребенка: например, раскачивание на качелях стоя, сталкивание друг друга с вершины горки и так далее.
В числе прочего была исследована взаимосвязь между стремлением ребенка к риску и детским травматизмом. Оказалось, что существует небольшая группа детей (как правило, имеющих ряд поведенческих проблем, например, СДВГ), постоянно переоценивающих свои физические возможности, однако нельзя однозначно сказать, что они получают серьезные травмы чаще других. Исследования показывают, что переоценка собственных способностей выше среди 6-летних, чем среди 8-летних. Это говорит о том, что дети учатся оценивать опасные ситуации на основе опыта с игры с элементами риска, и развивают навыки, необходимые для принятия более точных решений.
Другие исследования показали, что младшие дети (2-й класс) в потенциально опасной ситуации боялись сильнее и ожидали более тяжелых травм, чем дети на два и четыре года старше. Предполагается, что дети, неоднократно получавшие незначительные травмы (синяки, ссадины, ушибы), меньше беспокоятся и из-за возможных неприятных ощущений и более трезво оценивают ситуацию. Если мы договоримся считать несущественными травмы, которые легко поддаются излечению и не влияют в дальнейшем не жизнь и здоровье ребенка, то можно утверждать, что они - естественная часть развития детей, и родителям не следует ограждать от них детей в повседневной жизни. А что же должны делать родители? Очевидно, предупреждать те опасности, которые дети не могут предвидеть или которыми не могут управлять, но позволять совершать рискованные действия в относительно безопасных условиях игры. Необходимо найти баланс между рисками, которые способствуют обучению, и опасностями, которые могут привести к серьезным травмам. Подробнее о рискованных, но полезных играх читайте здесь >>>> 16.07.2018
Перевод Полины Ивановой
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Потому и не позволяем, что помним сами свои злоключения, а о последствиях задумались только позже.
Мы продолжаем знакомство с исследованием Элен Беаты Хасен Сэндсеттер и Лейфа Эдварда Оттсена Кеннеара, психологов из Тронхеймского университета, опубликованным в журнале «Эволюционная психология». Почему дети должны рисковать во время игры (часть III) Детские игры, которые пугают взрослых, их задачи и польза Рады, что вам понравилась публикация. Обратите внимание, у нее есть продолжение: Почему дети должны рисковать во время игры (часть II) Игры, которые пугают детей, их задачи и польза Ученые выяснили, что оценка типа опасности у детей и взрослых различна. Так, игры на высоте, с большой скоростью, а также игры, подразумевающие физическое взаимодействие, считали рискованными и дети, и взрослые. С другой стороны, дети считают безопасными игры с ножами, ножницами, заостренными палками, а взрослые недооценивают страхи детей, связанные с играми, имитирующими пропажу ребенка. Мы расскажем вам о смысле и пользе игр, воспринимаемых детьми и взрослыми как рискованные и волнующие. Да, спасибо большое за статью, Вы открыли мне глаза на ошибки...Всё так, я все детство бегала по гаражам, лезла на деревья, стройки, а сыновей чрезмерно пытаюсь оградить от всего того, что может привести к травмам...Постараюсь исправиться). Хорошая статья. Сейчас все пытаются оградить ребенка от всего, "закатать в вату". Забывая, как сами играли с риском для здоровья. Гиперопека во всем, а потом удивляемся что новое поколение инфатильное, не способное что-то решать, не умеющее справляться со сложными ситуациями. |
Актуальные темы форумов
Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Болталка игры Читательский квест-2020/2021/2022/2023 (Культурная жизнь)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)Титры антител ( для резус - отрицательных и не только) N 8 (Здоровье будущей мамы и ребенка)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Magic Mushrooms BOHOBOCO (Парфюмерные распивы)Chêne Chloé, Max Philip Peach (Парфюмерные распивы)"10 негритят" - 2024 (Культурная жизнь)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)
Объявления
Репетитор по химии, преподаватель ВУЗа, кандидат химических наук (Помощь в обучении. Репетиторы (ДО))Двухъярусная кровать б/у (Мебель и крупногабаритные товары для дома(ДО))Одежда на девочку и мальчика (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Парта-трансформер, стул-трансформер "дэми" (Детская мебель (ДО))Школьные туфли для девочки, 37 размер (Подростковая обувь от 37 размера (ДО))Туфли для девочки и мальчика, Тотта (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Одежда на девочку и мальчика (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Одежда для мальчика-парня (8-12 лет). Игрушки (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Женская одежда 46-50 размер, одежда на парня 17-18 лет (Одежда для взрослых (ДО))Чехол к фотоаппарату марки Canon (Бытовая техника, компьютеры и телефоны (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |