2 3 |
/О детях/Школа
Пятый класс: в зоне особого внимания
Некоторые родители легкомысленно полагают, что главные этапы школьной жизни – это первый класс и последний. Но посередине есть еще и коварный пятый класс, когда ребенок переходит из начальной в среднюю школу.
Действительно ли это проблемный период, или беспокойство родителей несколько преувеличено?
Это словно снова в первый класс
К пятому классу большинство мам и пап подходят порядком расслабленными. В самом деле, за четыре года учеба, вне зависимости от степени его успешности, вошла в привычную колею. Контакт с учителем налажен, его требования известны и родителям, и ребенку, обстановка в крыле «началки» изучена до последней царапинки на стене. Пребывая в таком благодушном настроении, родители порой бывают шокированы, что все «болезни» первого класса возвращаются вновь на пятом году школы.
Много педагогов – много требований
Обучение у учителей-предметников всех (всех!) пятиклашек сбивает с толку. Ведь у каждого из них свои требования, привычки и представления об образовании. Как бы нам ни хотелось унифицировать критерии, сделать это невозможно. В итоге выясняется, что на уроке математики можно немного пошуметь, а на русском нельзя; учительница английского ругает за помарки, а учительница истории к ним снисходительна; учительница географии записывает домашнее задание на доске и следит, чтобы все его переписали, а биологичка просто торопливо перечисляет параграфы… Психологически переход в среднюю школу непрост. В большинстве образовательных учреждений младшеклассникам выделяют изолированную территорию: крыло или этаж. И там, на этой территории, четвероклассники самые умные, самые опытные, самые знающие, да и просто самые старшие.
Освоение новой территории тоже требует дополнительных усилий: нужно запомнить расположение всех кабинетов, выучить имена учителей и зазубрить расписание, чтобы за короткую перемену успеть отыскать нужную дверь. Все это, между прочим, стресс и шок, особенно если на адаптацию к средней школе наслаивается переформирование классов, ведь в новом коллективе выстраивается новая иерархия.
«Опять двойка!»
Внезапно могут возникнуть проблемы и с успеваемостью! Для этого есть три причины. Во-первых, учитель начальных классов мог быть необъективен. Например, ему нравилось прилежание и спокойный характер ребенка, и поэтому он слегка повышал отметки. Или в первый же год учебы ребенок оставил столь благоприятное впечатление, что в дальнейшем может позволить себе немного лениться: все равно все неудачи будут списаны на плохое самочувствие или вовсе - на недоразумение, и никак не будут наказаны отметками в журнале.
Во-вторых, пятый класс – это время падения учебной мотивации. В начальной школе новая социальная роль мотивирует малыша сама по себе: теперь он первоклассник, а не детсадовец, у него есть учебники, ранец, дневник. Ему важно одобрение учителя и родителей, а в среде сверстников хорошие отметки вызывают уважение. Однако в 11-12 лет все эти факторы играют заметно меньшую роль, и если у школьника не сформировался устойчивый познавательный интерес, он может и вовсе забросить учебу. Наконец, в-третьих, занятия в средней школе требуют новых навыков. Если в началке достаточно было хорошей памяти, то теперь нужна и логика, и аналитические способности, и пространственное мышление, и абстрактное… У одних детей все это уже «наготове», и они легко перешагивают через возникающие барьеры. Другим переход на новые рельсы дается с большим трудом, и они по привычке пытаются зазубривать школьный курс наизусть. Невозможно и бессмысленно!
Жизнь без имени
За четыре года начальной школы учитель не просто познакомился – он сроднился с учениками, с которыми проводил добрую половину дня. Он знал их привычки, чувствовал их настроение, был в курсе всех домашних обстоятельств и учитывал все это, в том числе и во время занятий. Хотя занимается учитель со всем классом, но у него есть возможность найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Стоит ли говорить, что, к примеру, у учителя биологии, который ведет занятия на параллели пятых, шестых, седьмых классов, нет никакой возможности действовать аналогичным образом. Потом, к выпускному классу подростки станут для учителей самыми родными и любимыми, но пока педагоги даже не могут толком запомнить их имена и фамилии, не говоря уж о том, чтобы вовремя подкинуть Ване лишнюю задачку, а Васе дать дополнительное время на решение.
Решающей может стать помощь классного руководителя, который превращается в «мостик» между педагогами, детьми и родителями. К сожалению, так бывает не всегда.
Пятый класс – сложное, но такое интересное время! Ваши дети взрослеют на глазах и, вероятно, с большинством ситуаций успешно справятся сами. Но… как же без мамы? Без вас – никуда!
29.08.2018
Автор: Анна Первушина
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
хм... на мой взгляд сложности в 5 классе во многом зависят от учителя начальной школы (как бы странно это ни казалось)
если учитель был строгий, то в 5 классе большинство уроков будет казаться ерундой, а требования - слабее и не такие строгие. Говорю по опыту себя, своих знакомых и родственников. burya классная статья, надо пользоваться Акварельная
речь не про моего ребенка, он, слава Богу, самостоятелен. Речь в целом про школу - то одно им надо от родителей, то другое. При этом речь не про деньги. Про участие в мероприятиях. Из простейшего - заключали договор на обучение в 5 классе, это надо прийти, подождать очередь, то, се. Еще в школе потоки по предметам (их выбирают), еще краткосрочные курсы- это тоже все за подписью родителей. А вообще, вот стала перечислять - вроде не так и много. Может это моя личная усталость накопилась, напрямую и не связанная со школой. Но ощущения такие что школы много, очень много )). Я еще и в род.коме была, может поэтому. В этому году не буду, так глядишь и повеселее будет. Хорошая статья, очень согласна. Всё по делу. Прошла первая рабочая неделя, могу сказать, что 5 класс и 4 две разные планеты. Очень довольна, что оставила ребенка в привычных стенах. В 5 будут сюрпризы, масса учителей со своими требованиями (уже вникает)), масса кабинетов, хорошо, что школа уже более менее родная и знакомая, есть друзья (и не только из своего, но из соседних классов), адаптация проходит мягче, чем если бы всё с чистого листа. Трудности будут, думаю, у всех, как без них. На то она и школа, чтобы учиться преодолевать, узнавать и даже побеждать, не опускать руки. А мы родители, поддержим как можем, главное не зацикливать ребенка на этом всем, расставлять множество других акцентов, делать жизнь интереснее, детство счастливее))) Очень рада, что наши пятиклашки, держаться своим костяком вместе. Я поняла, что первые 4 года, было немного сложно, но всё это было не зря. Класс сильно обновился, стало гораздо комфортнее. Мне кажется для детей это невероятный шаг вперед, выпрыгнуть из стен привычной началки и одного учителя, в совершенно новые пространства и среду обитания. Всё лучше. Из 4 класса они еще в 3 выросли. Unbekannterin
Конечно я изначально еще за год начинала рассказывать о системе обучения в средней школе, разных требованиях разных учителей. Но даже тестирование психолога показало, что ребенок легко и быстро адаптировался. Сделала вывод (по сравнению с племянницей), что очень многое зависит от настроя родителей. |
Актуальные темы форумов
"10 негритят" - 2024 (Культурная жизнь)Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)Chêne Chloé, Max Philip Peach (Парфюмерные распивы)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)Magic Mushrooms BOHOBOCO (Парфюмерные распивы)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Парфюмерные распивы (Парфюмерные распивы)Игра фото-цепочка. Часть 10 (Фотофорум. Все о фото)Читательский квест - 2024. Прием заявок закрыт. (Культурная жизнь)
Объявления
Продам новую женскую обувь (Обувь для взрослых (ДО))Обувь детская для мальчика и девочки (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Для Д и М:ecco, ricosta, superfit, paola (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))танцевальные колготки Solo (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Продам kivat Reima, poivre blanc, oldnavy, chobi, Ralph Lauren (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))продам рр22-30 для девочки и для мальчика (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Одежда для девочки 152 и выше. Zara, H&m, Bershka, Sela. (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Одежда для девочки 122-151см (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Одежда для девочки 86-122см (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Кроссовки для девочки Geox. (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |