/Красота, уход, фитнес. Отношения/Отношения

Психология одежды: из мира животных

Психология одежды: из мира животных
Стремясь подобрать себе наряд (красивый, модный, попадающий в цветотип, архетип, тип по Кибби или даже просто в настроение), мы начисто забываем, что человечество когда-то изобрело одежду прежде всего для тепла и защиты. Богатство же красок мы прямиком наследуем из природы и мира животных. Зачем им такая пестрая\однотонная\полосатая окраска и точно ли мы копируем ее просто потому, что это красиво?
Разбираемся в новом материале о психологии одежды арт-терапевта Евгении Пельтек.

Окрас в мире животных – это не кокетство на уровне «мне идёт?», это – вопрос выживания вида. Большинству видов потребовалось несколько миллионов лет эволюции, чтобы приобрести ту самую окраску, которая идеально походит для их среды обитания и способа существования. Едва ли не каждое животное (и растение) на Земле полагается на свой цвет в одном из важнейших дел всей жизни: как добыть еду, как спасти свою жизнь, как найти свою «вторую половинку».

Некоторые звери «переодеваются» в зависимости от времени года, чтобы поддерживать защитный эффект в любых условиях. Другие шагнули ещё дальше и под влиянием обстоятельств меняют свой цвет мгновенно (хамелеон, каракатица, осьминог). 
Человечество иначе потратило миллионы лет своей эволюции, у нас не бывает «целевых окрасов». Мы просто надеваем новый наряд.

" Порой бессознательно выбирая расцветку из арсенала животного мира и руководствуясь теми же задачами, что и наши пушистые, рогатые или членистоногие собратья.


Криптический окрас: слиться с фоном

Психология одежды: из мира животныхЖивотные используют покровительственную окраску для того, чтобы стать незаметными на фоне окружающей среды, не выделяться, «слиться с фоном». Этим «методом» с успехом пользуются и хищники (чтобы незаметно подкрадываться к жертве), и травоядные (чтобы скрыться от глаз охотника). Полярного медведя не так-то просто заметить на заснеженном фоне (особенно, если он укроет лапой нос), сова на ветке слилась со стволом, только глаза на дереве остались, зеленый кузнечик притаился в траве – не найдешь. 

Камуфляжную (то есть позволяющую слиться с фоном окраску) придумал Эббот Хендерсон Тэйер (1849—1921), американский художник. Тайер обожал наблюдать за животными, особенно его интересовали защитные и маскировочные окраски. Зарисовывая зверей и птиц, сливающихся с фоном, художник  разработал принцип камуфляжа, который позже получил название «закон Тайера».
В 1909 году он выпустил книгу, в которой было много иллюстраций-загадок. На фоне переплетенной листвы, травы или кустарника был замаскирован какой-то зверь. Эта книга понравилась не только детям и их родителям, но и военным. «Принцип камуфляжа» в буквальном смысле взяли на вооружение, и вот в защитные расцветки стали окрашивать военную форму, снаряжение и крупные военные объекты.

" Используя камуфляжные расцветки в повседневной жизни, мы подсознательно  обращаемся именно к этому образу скрытого в кустах охотника или военного «на задании».

На фоне городского пейзажа такая расцветка выделяется как нельзя контрастнее, поэтому очевидно, что слиться с фоном городскому жителю в стиле милитари вряд ли удастся. Военные и охотничьи ассоциации, неразрывно связанные с камуфляжем, скорее говорят о том, что человек вступил на тропу войны и отрыто демонстрирует это. Кстати, в этом сезоне камуфляж снова в моде.

В разнообразном урбанистическом мире для маскировки применяют другие средства. В сети полно курьезных примеров, на которых наряд полностью сливается со стеной или мебелью. Звезды в алых платьях становятся частью ковровой дорожки не хуже совы на дереве,  принт на платье дублирует фотофон, а парень в клетчатой рубахе неотличим от стоящей рядом синей «челночной» сумки.  
Однажды я видела в автобусе кондуктора, чья кофта полностью повторяла цвет и фактуру серой обивки сидений. Автобус был полупустой, но идентифицировать ее было довольно трудно, некоторые пассажиры долго искали ее, а потом она, сердито сопя, словно появлялась из ниоткуда. 

Признаки: сливание одежды с фоном (например, кофта в тон обоев, брюки в тон ковра, платье в цвет стен в офисе).
О чем говорит: иногда не хочется привлекать к себе слишком много внимания, проще слиться с фоном, «прикинуться» стулом или даже челночной сумкой.
 

Расчленяющая окраска: части целого

Психология одежды: из мира животныхДругая разновидность покровительственного окраса в животном мире – так называемая «расчленяющая» окраска: полоски, пятна, контрастные зоны. Такой окрас нарушает зрительное впечатление о контурах тела, что позволяет «спрятаться» на открытом месте. Зебры, тигры, ягуары, жирафы, пятнистые олени. У некоторых видов животных (кабаны, олени) расчленяющая окраска свойственна только малышам, вырастая, они утрачивают свои полоски и пятна.

" В мире человеческой моды очень уважают звериные принты с окрасом именно этого типа (леопард, зебра, жираф). Однако у нас есть и собственные способы обретения «расчленяющей окраски».

Это геометрические принты и контрастные полосы, визуально «рассекающие» тело на части. Так, рукава подчёркнуто контрастного цвета визуально отделят от тела руки, контрастный сплошной лиф отделяет от остального тела зону груди и так далее. Об этом подробнее можно почитать в материале "О чем говорит одежда: зоны особого внимания".

Один из самых популярных предметов гардероба из этой категории - тельняшка, которая не выходит из моды едва ли не со времен Шанель. 
Чередующиеся полоски вызывают ассоциации с зеброй, визуально запутывают силуэт, но главное – в большинстве случаев свидетельствуют о внутреннем конфликте того, кто их выбирает.
Как мы уже писали в предыдущем материале, человек бессознательно выбирает цвет в соответствии со своими потребностями, настроением. Разные оттенки помогают выразить чувства, заявить о своих потребностях, компенсировать дефицит. Что же делает с этим  фоном горизонтальная полоска? Она прерывает цветовое полотно, ритмично предъявляя наиболее контрастный оттенок. Вертикальные незамкнутые полосы могут, наоборот, свидетельствовать о развитии, росте, высвобождении энергии для реализации какой-либо потребности (если речь идет о ритмичном рисунке, а не о вертикальном визуальном «разделении» тела на несколько частей).

Признаки: визуальный эффект разделения тела на части - полосы, контрастные цветовые пятна.
О чем говорит: часто - о внутреннем конфликте, запрете на реализацию какой-либо потребности.
 

Привлекающая демонстрация: смотри, какой у меня хвост!

В окрасе многих животных ключевую роль играет вовсе не защита или нападение.

" Поиск пары – вот что двигало эволюцией окраса павлинов, бойцовских рыбок и многих других птиц и зверей. Привлекающая окраска служит для особей противоположного пола – у кого оперение (чешуя или мех) богаче, тот и король вечеринки.

Даже цветок и тот такой красивый для того, чтобы завлечь к себе как можно больше бабочек.

Как у нас? Здесь все просто – ровно так же. Яркие (не кислотные) цвета (особенно красный), пышные юбки, броские украшения. Впрочем, самой действенной привлекающей демонстрацией в мире людей остается демонстрация обнаженного тела: декольте, облегающий силуэт, обрисовывающий контуры тела, полоска открытой кожи. Годится и имитация  – например, так называемые «нюдовые» (телесного цвета) оттенки, модные сегодня, несмотря на их приглушенный цвет, отлично работают в качестве привлекающей демонстрации.

Признаки: красная одежда, глубокие вырезы, демонстрация участков обнаженного тела при закрытом наряде, «нюдовые» оттенки.
О чем говорит: о том, что пришло время любви.
 

Психология одежды: из мира животныхПредупреждающая: Знак «Опасность»

Предупреждающая окраска присуща ядовитым животным. С помощью яркой окраски они информируют хищников об опасности: «ядовито»! Ну, или просто невкусно либо дурно пахнет. Наиболее распространенные предупреждающие цвета – сочетание  красного или желтого с черным (осы, пчелы, божьи коровки). Однако этим предупреждающая палитра не ограничивается: сюда входят сочетания любых ярких (от ярко-бирюзового до оранжевого и фиолетового) либо просто контрастирующих между собой оттенков. Например, североамериканский скунс, черный с контрастными белыми «лампасами» на спине – тоже носитель предупреждающего окраса, вполне ясного хищникам (непонятливым он охотно объяснит доходчивее).  

Сочетания желтого с черным и красным мы настолько прочно «считали» из животного мира, что воплотили в своем: все предупреждающие знаки, как правило, этих оттенков.

" Поскольку эти цветовые сочетания прочно «впечатались» в наш культурный код, желто- и красно-черная одежда автоматически воспринимается как предупреждение.

Так же могут восприниматься и очень яркие (кислотные) оттенки, особенно в контрастном сочетании друг с другом: фуксия, яркий оранжевый, желто-зеленый. По одежде такого цвета наблюдатель без труда считает: «не трогай, а то пожалеешь».

Признаки: сочетание желтого или красного с черным, кислотные оттенки (особенно сочетание двух или более таких цветов).
О чем говорит: человек нуждается в дистанции и очень ревностно оберегает ее.
 

Угрожающая: «как укушу!»

Психология одежды: из мира животных
Угрожающая окраска в животном мире контрастирует с фоном окружающей среды, часто демонстрируется внезапно при опасности. Например, бабочка калиго, если на нее нападает птица, вместо того, чтобы улепётывать что есть сил, просто распахивает крылья, на которых красуются два круглых желтых пятна – точь-в-точь совиные глаза. И теперь уже улепётывает напавшая птица. Вообще, «глаза» - один их самых популярных принтов природы. Их имитация встречается на теле многих рыб и насекомых. Это позволяет напугать и дезориентировать хищника.

" Принты с большими глазами в неподходящих для этого местах популярны и у человечества. В 2013 с легкой руки Kenzo  этот принт в крупных и мелких вариациях буквально заполонил улицы. «Я все вижу, - словно говорит он, - все знаю, и тебе не скрыться от моих глаз».

Другой способ продемонстрировать силу и готовность защищаться и нападать – уже упоминавшиеся выше камуфляжные расцветки, которые недвусмысленно намекают окружающим, что война уже объявлена. В некоторых случаях угрожающе- предупреждающую функцию может выполнять и спортивная одежда, ношение которой вне спортивного зала является манифестацией атлетизма, физической силы и выносливости.
Также в ряду «угрожающих» нарядов - одежда, которая ассоциируется  с насилием: кожа, обилие металлических элементов, принты с оружием, ранами, кровью и агрессивными надписями. 

Признаки: угрожающие принты, принты-глаза, стиль милитари. 
О чем говорит: о потребности в выражении агрессии. 
 

Мимикрия: встречают по одежке

Мимикрия – разновидность покровительственной окраски (иногда и формы), которая делает животное  похожим на предмет окружающей среды, растение, либо несъедобное или хорошо защищенное животное. 
Например, насекомые палочник и листовидка (из отряда привиденьевых, между прочим) за годы эволюции добились почти абсолютного внешнего сходства с палкой и листиком соответственно. А полосатые мухи-журчалки маскируются под насекомых, которые могут за себя постоять - ос и пчёл.
Мимикрия – одна из важнейших социальных функций одежды, пришедшая к нам прямиком из животного мира. Конечно, мало кому из людей в здравом уме придет в голову наряжаться камушком или полосатой осой. Однако именно подражание и стремление быть похожим на кого-то, выглядеть своим лежит в основе моды и социального узнавания. 
«Смотри, опять она оделась как школьница!» («распутница», «банкир», «тетка», «денди лондонский»…).

" Люди составляют первоначальный портрет по наряду, а с другой стороны – широко пользуются возможностями стиля, сознательно или нет «маскируясь» под членов разных социальных групп.

Выбирая наряд на собеседование в крупную компанию, вы отдаете предпочтение «спокойным» тонам, «строгому» силуэту, не так ли? А если вы хотите получить должность, например, редактора в модном журнале, то здесь будет уместен более свободный стиль и чуткость к современным модным тенденциям. 
Подростки в поисках своей «стаи» нередко начинают свой путь с того, что одеваются «как кумир», а иногда и начинают «косить» под более модного и успешного (или кажущегося таким) одноклассника. «Мимикрия» помогает и взрослым: «правильно» одевшись, легче влиться в новый коллектив, человек, чей стиль резко контрастирует с остальной группой, воспринимается как потенциально конфликтный, одетый похоже – скорее всего, «свой».

Признаки: подражание чужому стилю, неукоснительное следование модным тенденциям.
О чем говорит: человек хочет войти в важную для него социальную группу или «примерить» определенный статус.


Психология одежды: из мира животныхКоллективная мимикрия

Существует и групповая мимикрия. Например, морские сомики в случае опасности собираются в стайку и изображают морского ежа. Остроумно и эффективно: даже очень сообразительная акула на глаз не различит подделку.
Собирать отдельных индивиуумов в целое людям помогает униформа. Школьники, стюардессы, команда Англии по футболу, консультанты Сбербанка… Эффект групповой мимикрии помогает добиться сплоченности коллектива, выделить его на фоне остальных и привить участникам общие ценности. 

" Кстати, офисный дресс-код, особенно со специфическими декоративными элементами – тоже коллективная мимикрия.

Надевая фирменный наряд, человек буквально примеряет «шкуру сотрудника» и автоматически становится частью коллектива.

Признаки: одинаковая одежда у группы людей.
О чем говорит: о том, что люди отделяют себя от остального общества, имеют общие ценности и манифестируют их.

 


Евгения Пельтек, арт-терапевт, педагог по писательскому мастерству
20.07.18

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
anna21011990 (22/01/2019)
Цвет в моей одежде всегда выбирается по настроению. Могу пол года в ярких цветах ходить, а потом год только в черном...
Капучини (24/10/2018)
Спасибо! Очень интересно! понимать людей теперь проще
ТЕАМА (20/07/2018)
[Колонка психолога] Психология одежды: из мира животных


Стремясь подобрать себе наряд (красивый, модный, попадающий в цветотип, архетип, тип по Кибби или даже просто в настроение), мы начисто забываем, что человечество когда-то изобрело одежду прежде всего для тепла и защиты. Богатство же красок мы прямиком наследуем из природы и мира животных. Зачем им такая пестрая\однотонная\полосатая окраска и точно ли мы копируем ее просто потому, что это красиво?

Разбираемся в новом материале о психологии одежды арт-терапевта Евгении Пельтек.

natalya+OLEG (26/06/2018)
интересно
Каролiнка (25/06/2018)
" клиентка А., когда я попросила показать неприятные цвета, уверенно выбрала цвет хаки. Она объяснила, что он связан для нее с «болотом» и «застоем». При этом на А. в этот день были брюки насыщенного «бутылочного» цвета, точь-в точь совпадающего с этим оттенком."
Это совершенно разные цвета: хаки и бутылочный, чтобы их спутать надо быть дальтоником.
Это всё равно что кирпичный приравнять к вишнёвому.
ТЕАМА (23/06/2018)
[Колонка психолога]
Психология одежды: что решает цвет?


Что решает цвет? Почему мы снова и снова выбираем определенные оттенки? Откуда появляется это настойчивое желание скупать голубые кофточки или вязать темно-зеленые половички? Почему позавчера желтый был любимым цветом, а сегодня он – «фу, как я могла это купить?!».

Об этом и о многом другом – в колонке психолога и арт-терапевта Евгении Пельтек.

PlushFish (29/04/2018)
Инна
Спасибо за отклик. Насчет вашего вопроса: во-первых, правда, соматику важно исключить.

А психологические причины, если они есть, нужно проверять. Могут быть очень разные варианты. Можно воспользоваться описанным упражнением, чтобы узнать, какой смысл именно для вас в водолазках, чокерах, салфетках.

я вот сама тоже не очень люблю, кстати, тугие украшения и воротники, чаще предпочитаю свободу в этой зоне. Хотя настроение бывает разное. :-)
Elein (29/04/2018)
Инна писал(а):
Спасибо, интересно!
А что может значить ситуация с горлом наоборот - невыносимость прикосновений в любом виде - одежда с воротом выше ключиц воспринимается как удушающая, водолазки и чокеры невозможны, сидеть у парикамахера, обернувшего шею салфеткой - пытка.

о вероятности проблем со щитовидной железой
Инна (29/04/2018)
Спасибо, интересно!
А что может значить ситуация с горлом наоборот - невыносимость прикосновений в любом виде - одежда с воротом выше ключиц воспринимается как удушающая, водолазки и чокеры невозможны, сидеть у парикамахера, обернувшего шею салфеткой - пытка.

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться