/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Вспомнить всё: как развить память у ребенка

 

Описание игр и методик, способствующих развитию памяти у ребенка дошкольного возраста. как сделать запоминание быстрым и эффективным.

 

 

Мозг человека интенсивно формируется до 7 лет. И на этот процесс можно воздействовать! Конечно, у раннего развития есть как сторонники, так и противники, утверждающие, что интеллектуальный уровень детей к подростковому возрасту неизбежно сравняется, но мы возразим: мнемонические техники, направленные на быстрое запоминание больших объемов информации, все равно останутся преимуществом ребенка.

 

Какие игры и упражнения принесут пользу малышу, и в каких развивающих методиках их можно подсмотреть?

 

Игры для развития памяти

Мы выбрали игры, которые помогут развить все виды памяти малыша – зрительную, слуховую и даже моторную.

 

«Мемори»

Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.

Суть игры проста – нужно открыть одновременно две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.

Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов – не это рассчитаны компьютерные версии, так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.

Примечание: не торопитесь выкладывать перед малышом весь набор карточек, начните с трех пар!

 

«Робот»

Вы (или другой ребенок) играете роль конструктора роботов. Его задача – провести участника–«робота» по определенному маршруту, проделывая при этом разные движения: прыжки, приседания, хлопки... Затем участник должен повторить этот маршрут самостоятельно, в той же или обратной последовательности.

Примечание: если хотите сделать игру не только полезной, но еще и веселой, то периодически устраивайте на пути «запрограммированного робота» препятствия. Развитие памяти хорошо сочетать с импровизационной игрой!

 

«Ассоциации»

Ваша задача – назвать какой-либо предмет, а ребенок должен назвать как можно больше слов по этой теме. Это не только развивает память, но и учит ребенка искать логические взаимосвязи и систематизировать информацию.

Примечание: есть и другая версия игры, когда вы называете два предмета, никак не связанных между собой. Например, «фонарь-снег», «лекарство-кружка». Ребенку необходимо придумать, как эти предметы могут быть связаны, можно даже сочинить историю их «взаимоотношений». Кажется, что эта игра никак не связана с развитием памяти, но на самом деле малышу придется удерживать внимание сразу на двух «сюжетных концах» - рассказывая о снеге, постоянно помнить о фонаре.

 

«Цепочки»

Хорошая игра для большой группы детей – ее часто используют воспитатели детских садов. Ведущий называет какое-либо слово, например, название животного. Первые ребенок повторяет его и добавляет нового зверя, второй наращивает цепочку, и так далее. Кажется, что такая цепочка не может быть длинной, но поскольку она многократно проговаривается, то часто достигает длины в полтора десятка слов.

Примечание: можно играть с ребенком и вдвоем, добавляя слова по очереди. Если они относятся к одной группе (животные, цветы, посуда), то это плюс к общему развитию, ну а хаотический набор слов развивает память.

 

«Портрет»

Еще одна игра для большой компании дошкольников, которая не раз выручит вас на детском празднике. Выбирается ведущий и один участник. Ведущему дается время, чтобы запомнить облик участника. Затем он отходит от участника на несколько шагов и отворачивается. Задача ведущего – назвать все цвета, присутствующие в одежде участника. Если он называет неверный цвет, то участник делает шаг навстречу ведущему. Если участник находится перед ведущим на расстоянии вытянутой руки, то просто касается плеча, что означает его победу.

Примечание: можно придумать множество вариаций такой игры для пары мама-ребенок, например, запомнить предметы, находящиеся на столе. Называя правильный предмет, ребенок делает один шаг по направлению к маме. Задача – встретиться с мамой!

 

Авторские методики развития

Упражнения для развития памяти есть почти во всех методиках раннего развития (по крайней мере, во всех известных нам). Причем заниматься предлагают едва ли не с первых недель малыша! Попробуйте, вдруг вашему ребенку понравится?

 

Методика Гленна Домана

В этой знаменитой методике раннего развития есть и такое упражнение: ребенку показывают карточку с крупной надписью и изображением (либо без него). Мама или папа громко произносят написанное слово вслух. Сначала возьмите десять карточек, которые вы будете показывать три раза в день, не более двух секунд каждую. Каждые десять дней меняйте карточки и так… целый год.

Родители нередко отмечают, что благодаря данной методике, их дети начинают читать сказки уже с четырех лет и примерно в этом же возрасте пробуют писать.

Примечание: у методики есть и противники, чьи дети «не зачитали», несмотря на демонстрацию карточек. Кстати, и сами наборы с карточками тоже недешевые, комплект на год стоит около 13 тысяч рублей. Впрочем, никто не мешает вам поискать такие карточки б/у или даже нарисовать самим.

 

Методика Сесиль Лупан

Последовательница Гленна Домана развила и переосмыслила его приемы в работе с карточками. В частности, она заметила, что абстрактные надписи мало интересуют малышей. Поэтому она предлагает развесить по всему дому карточки с названиями знакомых ребенку предметов обихода – на кровати должна висеть табличка с надписью «кровать», на столе – «стол», на стуле «стул». В отличие от Гленна Домана, который рекомендует делать надписи красными, Сесиль советует делать гласные буквы – красными, а согласные – черными. Ну и, разумеется, периодически обращать внимание ребенка на табличку, зачитывая написанное слово.

Примечание: на первый взгляд, методики раннему обучению чтению кажутся не связанными с развитием памяти, на деле именно приемы Домана направлены на чистое запоминание графического образа слова и предмета – ведь ребенок при этом не читает ни по слогам, ни даже по буквам. Попробуйте выучить таким образом десяток слов, к примеру, на грузинском или японском – и вы поймете, какого напряжения памяти это стоит!

13.08.2019
Подготовила Елена Афанасьева
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
imprettywomen (21/08/2019)
Больше читать.
Плюс развивающие игры само собой
burya (16/08/2019)
ElenaL1985, обратите внимание, все приемы, описанные в статье, - для "домашнего" использования, их может практиковать любая мама, никому ничего не платя. :love_sibmama:
ElenaL1985 (16/08/2019)
Надо убедить, чтобы мамы шли, "развивали" и главное - платили

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться