Женские имена на букву М

/О детях/Школа/Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Министр образования против олимпиад школьников

Олимпиады школьников. Какие преимущества они дают при поступлении в вуз. Как изменятся правила поступления в вуз для олимпиадников в 2018 году.Правила поступления в вузы снова изменятся?

 

Ольга Васильева с самого начала своего пребывания на посту министра образования и науки выдвигала самые разнообразные инициативы: от мытья школьных полов учениками (что было отвергнуто) до экстренного введения астрономии в школьную программу (с этим мамы старшеклассников столкнутся уже 1 сентября).

И вот теперь Ольга Васильева добралась до школьных олимпиад. «Слишком много олимпиадников, и слишком легко они поступают в вузы» - так можно вкратце резюмировать ее беспокойство.

 

История вопроса

Когда в 2009 году вузовские экзамены были разом отменены и единственно возможным способом поступления стал ЕГЭ, крупные учебные заведения стали искать способ все-таки осуществить отбор абитуриентов по своему вкусу. Причиной было недоверие к ЕГЭ, который, в то время был далек от совершенства: во-первых, не позволял школьникам продемонстрировать нестандартное мышление, а, во-вторых, был отмечен многочисленными коррупционными скандалами.

Способом отбора в вузы стали олимпиады школьников, многочисленные победители и призеры которых могли поступить в вуз вне зависимости от результатов ЕГЭ.

Олимпиады школьников. Какие преимущества они дают при поступлении в вуз. Как изменятся правила поступления в вуз для олимпиадников в 2018 году.

Поскольку олимпиады фактически заменили собой вступительные экзамены, то победителей и призеров было много, порой – очень много, до четверти всех участников.

” - Сегодня победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в разы больше, чем их было в советское время, когда олимпиады были еще всесоюзными. Так, в 2014 году их было в 20 раз больше, в 2015 году — в 14, в 2016 году — в 12, в 2017 — в 13 раз, - привела министр образования и науки РФ Ольга Васильева. - Даже среди них есть конкурс. Я думаю, что это начало проблемы, которую этот год показал.

Так, приводит примеры министр образования, , в этом году в МГИМО на 24 бюджетных места факультета журналистики зачислены 22 олимпиадника, из них 17 победителей и призеров «Всероса» по литературе и 5 победителей телевизионной олимпиады «Умники и умницы».

А на один из факультетов петербургского ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, входящий в десятку вузов, которым отдают предпочтение абитуриенты с высокими баллами) на бюджетное место «прорвался» только один ЕГЭшник – абитуриент набрал 300 баллов за 3 экзамена, плюс еще 9 баллов за индивидуальные достижения.

Просто монстр учебы! Встает вопрос – действительно ли все, кто перед ним, были так хороши?

 

Когда олимпиада становится проблемой

Нужно отметить, что еще 10 лет назад в отношении олимпиад царила полная анархия: устраивали их практически все желающие, степень сложности выставлялась произвольная, результаты региональных олимпиад зачастую не признавались столичными вузами. С тех пор в олимпиадном движении был наведен относительный порядок: перечень олимпиад подготавливается Российским советом олимпиад школьников и утверждается Министерством образовании и науки. Перечень олимпиад на 2016/17 учебный год вы можете посмотреть здесь >>>>, а перечень для следующего учебного года был подготовлен в июне при непосредственном участии Ольги Васильевой (утвержден он будет до 1 сентября).

  Что любопытно, предварительный перечень олимпиад на 2017/18 учебный год содержит на 9 олимпиад больше, чем список прошлого года.

Одни вузы считают олимпиады в их нынешнем виде благом. Так, ректор ИТМО Владимир Васильев (куда, как мы помним, по ЕГЭ поступить практически невозможно), в одном из интервью отметил, что

”  Для создания творческой атмосферы в стенах вуза в нем должно обучаться не менее четверти олимпиадников.

Правда, он тут же оговорился, что пожелание это распространяется только на те учебные заведения, что готовят научных работников, исследователей, а инженеры сервисных служб вполне могут обойтись и без тяги к новаторству.

На другом полюсе – Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, в которую, к слову, тоже без олимпиадного диплома поступить не так-то просто. Именно он еще несколько лет назад предложил олимпиадникам подтверждать успехи результатами ЕГЭ –

” Диплом олимпиады не засчитывается при приеме в вуз, если по профильному экзамену получено менее 65 баллов. Эту практику поддержали многие ведущие вузы, в том числе и НГУ (где подтверждающий порог вообще установили на уровне 75 баллов).

Олимпиады школьников. Какие преимущества они дают при поступлении в вуз. Как изменятся правила поступления в вуз для олимпиадников в 2018 году.Дело в проблеме, о которой не очень любят говорить ректоры вузов: именно олимпиады, а не ЕГЭ стали сегодня основным источником образовательной коррупции. Проведение ЕГЭ сегодня напоминает военную спецоперацию. И хотя слухами, что «кто-то кое-где у нас порой» сдает ЕГЭ как-то подозрительно хорошо, земля полнится, можно уверенно сказать, что явление это никак не массовое. Дешевле «натаскать» ребенка на ЕГЭ при помощи репетиторов, чем пытаться подкупить многоступенчатую систему региональной проверки и столичной перепроверки тестов.

” А вот олимпиады по-прежнему остаются «темными лошадками». В этом году даже самая уважаемая Всероссийская олимпиада школьников скандально прославилась «сливами» заданий региональных этапов, а по отдельным предметам в сеть «утекли» даже задачи финала!

Если мы представим, что задания олимпиадного испытания сохранятся в строжайшей тайне, нельзя не заметить, что готовят их преподаватели вузов, которые эти олимпиады и проводят. Ничто не мешает уважаемому профессору немного подработать репетиторством. И, разумеется, почему бы ему не предложить ученикам разобрать несколько не совсем стандартных задач по своему предмету? Конечно, не вполне тех, что будут на предстоящей олимпиаде, но основанных на тех же принципах…

Не правда ли, очень напоминает те времена, когда все вузы еще проводили собственные экзамены и репетиторы – члены приемной комиссии брали за свои услуги в несколько раз дороже коллег…

 

Дорогу ЕГЭ?

Вопреки ожиданиям консерваторов, Ольга Васильева не только не отменила Единый госэкзамен, но и объявила его прекрасным инструментом, позволяющим талантам из провинции поступать в ведущие вузы страны. Правда, с некоторыми оговорками.

” Первая из них – Москва не резиновая, впрочем, как и Санкт-Петербург. Министр предлагает абитуриентам обратить внимание на региональные опорные вузы, между тем качество последних остается очень и очень разным.

 
 Список опорных вузов, признанных ведущими в соответствующих регионах

Кроме того, существуют еще национальные исследовательские и федеральные вузы, так что, как вы видите, статус «особого» есть уже практически у каждого учебного заведения, и призыв (пока только призыв) Ольги Васильевой не спешить в столицы можно воспринимать и как послание «тут и московским выпускникам места мало».

” Во-вторых, стремление квотировать число абитуриентов олимпиадников неизбежно приведет столичные вузы к конкурсу «стобалльных» аттестатов.

Нынешние выпускники уже отлично приноровились сдавать ЕГЭ с абсолютным результатом, и выпускник с двумя, а то и с тремя идеально сданными экзаменами сегодня уже не такая редкость, чтобы говорить о нем в новостях. Соответственно, возрастет число вузов, проводящих собственные вступительные испытания, что поставит еще один барьер перед талантливыми провинциалами. Не говоря уже о расходах на поездку, такому школьнику придется противостоять столичным ученикам, уже отучившимся на подготовительных курсах в конкретном вузе, и «заточенных» на нужные вопросы и правильные ответы. Постепенно мы придем к «советской» системе поступления, когда основной отбор производили сами вузы, а решающим фактором поступления становится репетиторство «правильного» преподавателя и посещение «правильных» платных подготовительных курсов. Тут самое время задаться вопросом – а можно ли в России в принципе победить образовательную коррупцию?

 

Что делать школьникам и их родителям?

Но больнее всего новая инициатива ударит, конечно, по ученикам нынешних 10 и 9 класса и их родителям. Если семья нацелена отправить ребенка учиться в столичный вуз, причем непременно на бюджетное отделение, уже в средней школе они делают ставку на олимпиадное движение. Дети в прямом смысле слова впахивают, занимаясь с университетскими преподавателями в различных школах дополнительного образования и разъезжая между олимпиадами первого уровня, чтобы гарантировать себе место в столичном вузе.

С одной стороны, такой ребенок отлично подготовлен к учебе в конкретном вузе (а часто и на определенном факультете), а уж замотивирован – дальше некуда.

” С другой стороны – олимпиадникам на посещение школы остается не так уж много времени (по личным наблюдениям автора статьи, олимпиадник всероссийского уровня в третьей четверти смог уделить школьным занятиям две недели, а в последней – всего неделю).

Часто родители договариваются в школе, что их ребенок будет посещать уроки выборочно, многие предметы изучая самостоятельно.

Образовательная стратегия в таких семьях выбрана, цели поставлены, и… и что теперь? Снова меняются правила игры, и вчерашние лидеры остаются в аутсайдерах.

 

Разумное решение существует?

По личному мнению автора статьи, разумное решение существует, для этого нужно лишь «поженить» олимпиады и ЕГЭ, максимально усложняя часть «С» задачами, требующими нестандартного и творческого подхода. Сегодня они находятся на уровне муниципальных предметных олимпиад, а должны, как минимум, – региональных.

В итоге мы сможем воспользоваться преимуществами уже отработанной системы сдачи ЕГЭ, без «сливов» и прочих коррупционных составляющих. Стобалльников станет меньше, результаты ЕГЭ будут дифференцированы более очевидным образом, что позволит вузам делать выбор на основе их результатов. Если уж вузу так необходимо яркое и нестандартное мышление – пусть запрашивают результаты части «С» и проводят «конкурс внутри конкурса» по их результатам!

Впрочем, вряд ли Ольга Васильева мыслит подобным образом. В ее планах – обязательные ЕГЭ по истории и иностранному языку, что возвращает нас к советской системе проверки знаний «все сдают все», причем несколько раз – семь экзаменов в школе и еще три – в вузе. Все еще считаете, что бедные дети перегружены подготовкой к ЕГЭ?

 

Закончить эту заметку хочется советом родителям старшеклассников: если вы считаете олимпиады отличным подспорьем при поступлении в вуз – срочно пересматривайте свою позицию. Возможно, вскоре диплом победителя, к примеру, «Всесиба» даст вам лишь пару дополнительных баллов, наряду со значком ГТО…

11.08.2017
Подготовила Ирина Ильина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Олюня (16/08/2017)
видео
Как проходит путь к победе на международной олимпиаде по химии.
Лилия Лия (15/08/2017)
Все придумывают, придумывают. И толку нет.
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться