Реклама

/О детях/Школа/Другая школа

Почему дети бросают музыкальную школу? 

Больной вопрос многих родителей и не только 
 
Предыстория 1. Я в детстве музыкалку ненавидела люто и отходила все 7 лет только благодаря давлению мамы (она у меня тоже музыковед и тоже из Новосибирской консерватории). Музыка сама по себе мне нравилась всегда. Но вот отношения с педагогами не складывались. Помнится, именно на уроке фортепиано я получила первую в своей жизни двойку - за то, что не выучила ноты басового ключа. Для меня, круглой отличницы, это было весьма болезненно. С тех пор я стала бояться уроков, что не улучшало качество моей подготовки к ним. Как следствие, отношения становились еще хуже, и я не могла вырваться из этого порочного круга… 
Лишь спустя пару лет после окончания музыкальной школы я, уже успев поступить в институт на матфак, осознала, что без музыки моя жизнь не имеет смысла. Я бросила институт и поступила в музыкальный колледж, а затем в консерваторию, аспиранткой которой я сейчас являюсь. 
 
Предыстория 2. Брат моего мужа в бытность учеником музыкальной школы, неудачно падает, ломает обе руки, поднимается (с болтающимися руками и СЧАСТЛИВЫМ лицом) и говорит: «Ура! Теперь в музыкалку ходить не надо». 
Родители ужаснулись и младшего своего сына – то есть моего мужа – решили не подвергать музыкально-школьному насилию. 
В результате брат мужа окончил музыкалку, а муж нет. Брат поет в хоре, а муж не может… хотя ему очень хочется… 
 
Так почему дети бросают музыкальную школу? 
Причина №1 - ее необязательность. Родители это знают, а дети чувствуют. Очень может быть, что, если бы была необязательным предметом, скажем, математика, то и ее бы многие захотели бросить. Однако стоит вспомнить,что еще век-другой назад обязательным не математика и физика, а как раз музыка была непременной составляющей багажа образованного человека. 
Причина №2 – по отношения учеников музыкальной школы с педагогами очень часто бывают окрашены каким-то драматизмом. Почему? Предположу следующее. Скажем, неправильно решенную задачу, или диктант с ошибками - можно простить. Как педагог – и построжиться, и, может, даже двойку поставить, но по-человечески – простить: чувства личного мщения у педагога не будет. 
А искореженное музыкальное произведение простить гораздо сложнее, ибо оно связано с глубоко личными мотивами, далеко выходящими за рамки узкопрофессиональных интересов. И начинается… «Это же Бах! Ну как ты можешь?!..» Праведный гнев, понятный любому музыканту. Но вот только ученик после таких уроков почему-то уходит в себя и играет еще хуже. Или перестает играть вообще. А поскольку весь этот ад терпеть НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО – вырваться из него! Скорее! Немедленно!..  
 
Не знаю, повлияли ли на меня школьные переживания, или это мои личные качества, но мягкость и терпение стали моим педагогическим кредо, и это отмечают все мои ученики. Я решила, что давить и требовать ни от кого ничего не буду. Я не цербер, и не хочу себя на это тратить. Хотят люди заниматься, нравится им – и на здоровье, пускай хоть целый год учатся ноту «до» находить. Если человек хочет – я ему помогу, а если нет– тут никаким давлением не поможешь, а только испортишь даже то, что есть. Просто я на входе предлагаю ученикам выбор: либо вы упираетесь-стараетесь, делаете домашние задания, и тогда результат будет быстро. Либо вы занимаетесь как время и силы позволят, но тогда и я никаких гарантий дать не могу. 
Среди моих учеников много взрослых, загруженных семьей-учебой-работой, и большинство из них занимаются (по крайней мере начинают) по второму типу. И он спонтанно, без всяких понуканий с моей стороны! – модулирует в первый. Человек начинает заниматься ради того удовольствия, которое ему доставляет музыка. Если бы мы гнались за результатом, то теряли бы главное – внутреннюю мотивацию. Но мы не гонимся. И получаем результат, которого не ждали.
 
25.08.2011
Лена Лазорская, музыковед, педагог
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Natusha (17/11/2019)
Я в детстве закончила музыкальную школу, сейчас в музыкалке учится мой сын. Я закончила с трудом, один год даже делали перерыв, т.к. я уперлась и ни какую не хотела ходить. Почему было сложно - сложились не самые хорошие отношения с преподавателем. Это же индивидуальная работа, и отношения учитель-ученик близкие. От того, как они сложатся, зависит, как занимается ученик. Многое зависит от мотивации, как учитель мотивирует ребенка. Меня, в основном, ругали, если плохо подготовилась, а от этого пропадало желание заниматься. Сейчас занимается мой ребенок, проблемы немного другие. 2 занятия фортепиано, 1 сольфеджио и 1 слушание музыки и (2!) хора - это много! Мой ребенок ненавидит хор, хватило бы и 1-го занятия в неделю, как в моем детстве, или вообще ходить по желанию. Ребенок жалуется, что много занятий, мало времени на другие дела и интересы. Отношения с преподавателем хорошие, но если не готов - так же стыдят и ругают, другой мотивации к занятиям нет.... Интерес постепенно теряется, заинтересовывать мне самой плюшками-игрушками уже не всегда получается.
Мое мнение - в музыкальных школах должна быть облегченная программа и углубленная. Есть дети, у кого интерес к музыкальным занятиям поверхностный, они хотят научится немного играть, без экзаменов и больших требований, и есть дети, которым нужно больше занятий и более сложные музыкальные произведения.
Капучини (07/07/2018)
Главное заинтересовать ребенка, все реально зависит от учителя
Juliabkh (01/02/2017)
Я отучилась в музыкальной школе лет 25 назад, может, сейчас и изменилось то, из-за чего я там не получала особого удовольствия. Главная причина (педагоги были абсолютно нормальны) - репертуар. То, что заставляют играть. Фуги, этюды и т.п. Ребенку 10 лет, какой ему Бах, особенно в формате фуги? Было механическое заучивание, и зависть к девочке, которой дали играть Лунную сонату... Можно же было давать мелодичные популярные обработки, но со сложной техникой, например? В итоге я дома сидела и подбирала нужные мне вещи на слух, и даже не думала играть разученное, разве только чтобы блеснуть полетом пальцев где-нибудь.
Lutik:) (26/08/2011)
Спасибо за статью! Вот бы все преподаватели музыки рассуждали и действовали так, как Вы!
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь