/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

«Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя…»

Расстройства аутичного спектра у детей глазами психиатра

Аутизм. Консультация психиатра Веры Паниной. Как часто встречаются расстройства аутичного спектра, перспективы лечения аутизма у детей, лекарства, используемые при лечении аутизма. Советы родителям детей с аутизмом.

Мы побеседовали с врачом психиатром и психотерапевтом педиатрического отделения «Ласка» многопрофильной клиники «Санитас» Верой Львовной Паниной о детском аутизме.

 

- Насколько часто появляются у вас пациенты с расстройствами аутичного спектра, не стало ли их больше в последнее время?

-  Мы не можем говорить об эпидемии, но можем отметить, что число таких пациентов растет. Растет и научный интерес к природе этого заболевания с психогенетической точки зрения. В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна, неясно, чего больше - взаимодействия множества генов, либо редких мутации, имеющие сильный эффект.

 

- На что надо обратить внимание всем родителям малышей?

- К сожалению, к нам обращаются, когда замечают отставание в речевом развитии и особенностях поведения в 2-3 года.

Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реакций малыша: расстройства пищевого поведения, когда младенец отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с большим удовольствием.

Аппетит у ребенка с РАС может быть плохим; он очень избирателен, некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыба, мясо. У детей могут быть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не подавая каких-либо признаков беспокойства. Ответ ребенка на внешние раздражители также может быть совершенно разным, от страха малейших шорохов до практически абсолютного отсутствия реакций, в том числе на обращение к нему. Малыш  даже может производить впечатление слепого и глухого. Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, «удобным» ребенком. Довольно часто у таких детей отмечается склонность к аллергиям.

- На что можно обратить внимание: сложно привлечь внимание такого ребенка, установить зрительный контакт, малыш смотрит будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако производящий впечатление умного, осмысленного не по годам развитого. Таких детей больше интересуют предметы, чем люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на голос матери.

Чаще отношение к взрослым у детей с РАС выражается полным отсутствием внимания или страха незнакомцев, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что расстройство проявляется в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.

 

- К какому специалисту надо обратиться в первую очередь для уточнения диагноза и начала лечения?

- В Новосибирске есть центры, которые подходят комплексно к диагностике и своевременной коррекции у детей с задержкой психо-речевого развития.

- Часто родители опасаются идти к психиатру, думая, что «моего ребенка сочтут сумасшедшим». Не нужно бояться обращаться за помощью, квалифицированный специалист сможет не только провести адекватную диагностику, но и назначит психолого-педагогическую коррекцию (при необходимости лекарственную), которая поможет выйти ребенку на другой уровень развития.

Важно показать ребенка логопеду, но не все логопеды работают с детьми с РАС, специалист должен быть компетентен в данной области. Работу с логопедом можно начинать с 2-3 лет, хотя некоторые специалисты нашего города, скорее всего вам откажут, и скажут прийти в 5-летнем возрасте, что только усугубит ситуацию.

 

- Сейчас родители тянутся к немедикаментозным методам лечения. Как вы считаете, стоит ли полагаться только на АВА-терапию ( метод коррекции поведения), например?

- АВА-терапия может быть по-настоящему действенной, но сказать, что это решение всех ваших проблем, не могу. По-сути, да простят меня коллеги, это в чем-то некая дрессировка ребенка, которая, безусловно, тоже может быть нужна, но не является панацеей при коррекции РАС. Все индивидуально.

 

- Какими методами вы пользуетесь в своей работе с пациентами с РАС?

- Что касается фармакотерапии: в настоящее время успешно применяются нейролептики (антипсихотики). Основная точка цель нейролептиков - блокада дофаминовых рецепторов в головном мозге. На нарушение регуляции обмена дофамина, вещества отвечающего за социализацию и мышление, при аутизме указывают многие исследования. Атипичные нейролептики, помимо блокады дофаминовых рецепторов, блокируют и серотониновые рецепторы головного мозга. Серотонин – активное вещество управляющее эмоциями человека. При назначении антипсихотика необходимо руководствоваться назначениями врача, а не рекламой "сарафанного радио".

 

- Что вы можете сказать о назначении ноотропных препаратов, которые так любят неврологи?

- Чаще всего данные препараты никак не влияют на аутистический спектр, а многие из них могут давать прямо противоположный эффект: еще большее возбуждение, ажитацию, потерю сна. Но, конечно, должно быть тесное взаимодействие между неврологом, психиатром и психологом при выборе терапии, чтобы не ошибиться с выбором.

В активе врачей есть эффективные методы, основанные на физиологических особенностях работы головного мозга, которые мы используем, чтобы усилить результат лекарственной терапии. Лучше всего использовать комплексный подход, а именно: нейросенсорную коррекцию, построение движений по Бернштейну, логопедическую работу, занятия на мелкую и крупную моторику, музыкотерапию, коллективные игры, индивидуальную и групповую психотерапию, арт-терапию, транскраниальную микрополяризацию. Но и перегружать ребенка разными методиками нельзя, вы получите обратный эффект.

 

- Реабилитируя ребенка, родители или единственный родитель часто забывает о себе, диагноз РАС недостаточно установить, его надо пережить. Как психотерапевт, расскажите немного о семейной психотерапии.

- Если родители просят о помощи, я оказываю поддержку и работаю с внутрисемейными установками в семье, как мамы, так и папы. Как правило, мать остается один на один с этой проблемой, отец просто самоустраняется, «это женские проблемы, мужикам здесь делать нечего». Ребенку необходимы оба родителя. Когда папа тоже начинает участвовать в коррекционных занятиях, мы замечаем больший эффект, чем работая с одной мамой. Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя, нужна семейная психотерапия, чтобы семья не распадалась. Когда рождается ребенок с отклонениями в развитии, родители теряют своего желанного, здорового, идеального ребенка, «ребенка своей мечты». Появление реального малыша, который не похож на созданный идиллический образ, повергает родителей в шок. В один миг рушатся не только мечты об идеальном ребенке, которого ждали в семье, но и все представления о будущем. Родителям необходимо иметь возможность «перерабатывать» свое горе: таким образом и в таком темпе, в котором это возможно именно в этой семье. Жизненный опыт бывает и неприятным, и внезапным, к нему никто не готовит.

- Конечно, мама сталкивается с огромным чувством вины, «что же я сделала неправильно». Пока она занимается самобичеванием и ищет причину в себе, ей начинает казаться, что данная проблема не решаема. Хотя, конечно, это не так.

«Особый» ребенок заставляет родителей развивать своеобразный вид мужества, дающий способность легко переносить трудности, поскольку, в некотором смысле, мамы и папы особых детей перенесли самое тяжелое горе, которое только может преподнести жизнь. Я не подхожу к проблеме аутизма, как к болезни, я подхожу к этому, как к новому, иному способу взаимодействия с окружающей средой, пытаюсь понять, что этот человек хочет, в чем нуждается.

- Мир людей с РАС не менее интересен и многогранен, чем наш, просто он другой. Дети не обязаны быть такими, какими мы их хотим видеть, каких ожидали, они просто хотят, чтобы их любили и принимали такими, какими они есть.

14.05.2016
Беседовала Татьяна Литвинова  (llazy)
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
llazy (18/08/2019)
Патриотка
идти просто к гастроэнтерологу или хорошему педиатру, кал сдавать на дисбак
https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=44577
Патриотка (17/08/2019)
llazy
И что делать? :o
llazy (17/08/2019)
Патриотка
в Новосибирске нет таких
Патриотка (17/08/2019)
Здравствуйте. Девушки, дайте пожалуйста контакты хорошего гастроэнтеролога :give_heart: именно, кто хоть немного знает о возможной связи проблем жкт с РАС. Пропили мы курс антибиотиков от ангины и уже недели 2 никак не можем стул наладить :o непереваренные кусочки, слизь, по 5-6 раз в день неоформмленый стул. Бифидобактерии не помогают.
Natashik78 (18/07/2019)
Kivvi
В НГУ делают тест ADOS, он довольно точно показывает наличие/отсутствие аутизма. Звоните в Центр прикладного анализа поведения, цена вопроса около 3,5т.р.
Kivvi (02/07/2019)
Спасибо большое, теперь хоть знаю к кому обращаться)
Kivvi
К психиатру. Инская, 65. Там бесплатно, по ОМС. Если платно, то могу Живоглядову порекомендовать, клиника Катарсис.
Kivvi (02/07/2019)
Здравствуйте. Племяннику 3,2, не говорит, ставили гиперактивность, сегодня впервые предположили аутизм. Читаю и не могу разобраться, помогите. Кто ставит этот диагноз, какой специалист? И может посоветуете сразу где и к кому конкретно можно пойти в Новосибирске с этим вопросом?
ЮLianA (03/06/2019)
Добрый день!
Вдруг кому-то будет полезна информация, решила поделиться:
с июля 2019г в Академгородке на базе АВА-центра Мозаика на ул Золотодолинской открывается детский садик для детей с РАС, можно подробности спросить у них по телефону или на почту, контактами могу поделиться
Натальяя13 (15/05/2019)
Здравствуйте, реальный опыт получения в школе тьютора у кого-нибудь есть? Можно на этих людей вживую посмотреть?
HayaBusya (07/04/2019)
Здравствуйте! Меня зовут Евгения Шевчук.
Могу взять на индивидуальную полноценную АВА-терапию ребенка. Тестирование, написание программы, «работа руками» лично. Академические навыки, навыки самообслуживания, поведенческие проблемы.
:bulb: Также беру детей с РАС (от 3 лет) на прицельные консультации, написание протоколов и ведение по скайпу. «Прицельные»- это берем конкретную проблему, определяем цель обучения, пишу протокол и работаем над ней.

Цена $15/час.
Программы и протоколы оплачиваются отдельно.

:-) Помните, что для эффективной работы требуется не менее 8 часов интенсивной работы в неделю!
:book: Образование и опыт:
4 модуля Юлии Эрц уровня ВСаВА (законченное).
Повышение квалификации НГУ «Инклюзивное образование детей с РАС на основе ПАП», включая практику.
Семинары О.Мелешкевич (включая практику) и Autism Partnership.
Активная частная работа более 1,5 лет в том числе под кураторством «Мозаики», в настоящее время работаю тьютором и куратором по инклюзии в ресурсном классе (7 детей).(супервизор О.Мелешкевич).
Звоните, пишите в ватсапп. телеграмм +79607953305 Евгения.
Натальяя13 (19/03/2019)
В Новосибирске
МКУ ДПО "ГЦОиЗ "Магистр" 1 апреля, в 16ч приглашает родителей детей с РАС на встречу с представителями городской ПМПК.
Темы:
1.Нормативно-правовые изменения в деятельности ПМПК: что нужно знать родителям. (И.С.Субботина, председатель ПМПК).
2.Варианты АООП для обучающихся с РАС (Работа М.В., учитель-дефектолог ПМПК).
Адрес "Магистра" - ул. Шамшурина, 6.
Лекционный зал N 17
Добрый день всем! Девочки, хотела слёзно попросить, кто будет на встрече, запишите аудио с неё, или отметьте на бумаге ключевые моменты дословно! Не могу попасть на встречу, а так хочу 😭😩😩😩
Ulinamama (16/03/2019)
Уважаемые родители!

Ассоциация помощи людям с РАС "Спектр" г. Новосибирска начинает работу еще над одним направлением - сопровождаемое проживание. Цель - создать альтернативу ПНИ.

Сопровождаемое проживание предполагает разные варианты: человек с инвалидностью живет в своей квартире или в квартире с другими людьми с инвалидностью. Может быть целый дом сопровождаемого проживания или деревня - вариант зависит от возможностей человека и его выбора (или выбора родителей).
Конечно, для сопровождения необходимы обученные специалисты, которым нужно платить зарплату. Нужны квартиры, специальное оборудование, доступная среда. Работы предстоит много.

Но сначала нужен запрос. Массовый родительский запрос. Пожалуйста, заполните анкету по этой ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScMDGcvE-0Z7nCkL1QDRUuAGZ5V3xtMnfiZftxKWEwqv43fCQ/viewform . Она будет мощным аргументом в диалоге с государством.
Натальяя13 (16/03/2019)
Доброго денёчка всем! ) Хотела спросить, может, не там пишу, поправьте и направьте, пожалуйста. Едем с 27 марта на Пожарского 2а, на 42 дня, кто-нибудь может подсказать, как бы снять в этом районе жильё? Ездить из Тогучина очень далеко каждый день, тем более к 8 часам утра. Буду благодарна за любой отзыв. Всем добра и счастья
llazy (05/12/2018)
раз в квартал приходит диджест oт Autism Research Institute, в этот раз подборка клинических исследований посвященных прогнозам развития детей с РАС
https://www.spectrumnews.org/news/motor-difficulties-forecast-language-troubles-autism/
Исследование подтвержденно двумя группами ученых указывает на то что если к 3 годам у ребенка не сформировалась речь и есть моторные нарушения, высока вероятность что он остантся невербальным \минимально вербальным взрослым к 19 годам. Если к 3 годам неговорящий ребнок с РАС использует жесты, у него игры связаные со сложной моторикой, то несмотря на задержкув развитии речи, выоская вроятность что говорить ииспользовать речь для коммуникации он будет. В группе из 127 детей было 89 не говорящих к 3 годам минимально вербальными остались 45 19-тилетних людей. И у канадцев в группе из 296 детей с РАС которых пронаблюдали с 3 до 10 лет были отмечены схожие результаты.


http://advances.sciencemag.org/content/4/5/eaat1293.full Нарушение обмена цинка и меди, в частности в ткани зубов во время прентальной и постнатальной жизни могут быть маркерами РАС.
Сложная научная статья, смысл в трех словах - мерили суточные измнения уровней ионов цинка и меди ( как оказалось концентрация тяжелых металлов в организме не является константой), и у детей с РАС эти суточные колебания были намного меньше из-за нарушения обмена в специфичных рецепторах. РАС при определнных условиях может сопровождаться дефицитом цинка в организме, и есть предположение что аналогичная проблема есть у людей с СДВГ.
1 | 2 | 3   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться