/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

«Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя…»

Расстройства аутичного спектра у детей глазами психиатра

Аутизм. Консультация психиатра Веры Паниной. Как часто встречаются расстройства аутичного спектра, перспективы лечения аутизма у детей, лекарства, используемые при лечении аутизма. Советы родителям детей с аутизмом.

Мы побеседовали с врачом психиатром и психотерапевтом педиатрического отделения «Ласка» многопрофильной клиники «Санитас» Верой Львовной Паниной о детском аутизме.

 

- Насколько часто появляются у вас пациенты с расстройствами аутичного спектра, не стало ли их больше в последнее время?

-  Мы не можем говорить об эпидемии, но можем отметить, что число таких пациентов растет. Растет и научный интерес к природе этого заболевания с психогенетической точки зрения. В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна, неясно, чего больше - взаимодействия множества генов, либо редких мутации, имеющие сильный эффект.

 

- На что надо обратить внимание всем родителям малышей?

- К сожалению, к нам обращаются, когда замечают отставание в речевом развитии и особенностях поведения в 2-3 года.

Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реакций малыша: расстройства пищевого поведения, когда младенец отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с большим удовольствием.

Аппетит у ребенка с РАС может быть плохим; он очень избирателен, некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыба, мясо. У детей могут быть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не подавая каких-либо признаков беспокойства. Ответ ребенка на внешние раздражители также может быть совершенно разным, от страха малейших шорохов до практически абсолютного отсутствия реакций, в том числе на обращение к нему. Малыш  даже может производить впечатление слепого и глухого. Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, «удобным» ребенком. Довольно часто у таких детей отмечается склонность к аллергиям.

- На что можно обратить внимание: сложно привлечь внимание такого ребенка, установить зрительный контакт, малыш смотрит будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако производящий впечатление умного, осмысленного не по годам развитого. Таких детей больше интересуют предметы, чем люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на голос матери.

Чаще отношение к взрослым у детей с РАС выражается полным отсутствием внимания или страха незнакомцев, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что расстройство проявляется в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.

 

- К какому специалисту надо обратиться в первую очередь для уточнения диагноза и начала лечения?

- В Новосибирске есть центры, которые подходят комплексно к диагностике и своевременной коррекции у детей с задержкой психо-речевого развития.

- Часто родители опасаются идти к психиатру, думая, что «моего ребенка сочтут сумасшедшим». Не нужно бояться обращаться за помощью, квалифицированный специалист сможет не только провести адекватную диагностику, но и назначит психолого-педагогическую коррекцию (при необходимости лекарственную), которая поможет выйти ребенку на другой уровень развития.

Важно показать ребенка логопеду, но не все логопеды работают с детьми с РАС, специалист должен быть компетентен в данной области. Работу с логопедом можно начинать с 2-3 лет, хотя некоторые специалисты нашего города, скорее всего вам откажут, и скажут прийти в 5-летнем возрасте, что только усугубит ситуацию.

 

- Сейчас родители тянутся к немедикаментозным методам лечения. Как вы считаете, стоит ли полагаться только на АВА-терапию ( метод коррекции поведения), например?

- АВА-терапия может быть по-настоящему действенной, но сказать, что это решение всех ваших проблем, не могу. По-сути, да простят меня коллеги, это в чем-то некая дрессировка ребенка, которая, безусловно, тоже может быть нужна, но не является панацеей при коррекции РАС. Все индивидуально.

 

- Какими методами вы пользуетесь в своей работе с пациентами с РАС?

- Что касается фармакотерапии: в настоящее время успешно применяются нейролептики (антипсихотики). Основная точка цель нейролептиков - блокада дофаминовых рецепторов в головном мозге. На нарушение регуляции обмена дофамина, вещества отвечающего за социализацию и мышление, при аутизме указывают многие исследования. Атипичные нейролептики, помимо блокады дофаминовых рецепторов, блокируют и серотониновые рецепторы головного мозга. Серотонин – активное вещество управляющее эмоциями человека. При назначении антипсихотика необходимо руководствоваться назначениями врача, а не рекламой "сарафанного радио".

 

- Что вы можете сказать о назначении ноотропных препаратов, которые так любят неврологи?

- Чаще всего данные препараты никак не влияют на аутистический спектр, а многие из них могут давать прямо противоположный эффект: еще большее возбуждение, ажитацию, потерю сна. Но, конечно, должно быть тесное взаимодействие между неврологом, психиатром и психологом при выборе терапии, чтобы не ошибиться с выбором.

В активе врачей есть эффективные методы, основанные на физиологических особенностях работы головного мозга, которые мы используем, чтобы усилить результат лекарственной терапии. Лучше всего использовать комплексный подход, а именно: нейросенсорную коррекцию, построение движений по Бернштейну, логопедическую работу, занятия на мелкую и крупную моторику, музыкотерапию, коллективные игры, индивидуальную и групповую психотерапию, арт-терапию, транскраниальную микрополяризацию. Но и перегружать ребенка разными методиками нельзя, вы получите обратный эффект.

 

- Реабилитируя ребенка, родители или единственный родитель часто забывает о себе, диагноз РАС недостаточно установить, его надо пережить. Как психотерапевт, расскажите немного о семейной психотерапии.

- Если родители просят о помощи, я оказываю поддержку и работаю с внутрисемейными установками в семье, как мамы, так и папы. Как правило, мать остается один на один с этой проблемой, отец просто самоустраняется, «это женские проблемы, мужикам здесь делать нечего». Ребенку необходимы оба родителя. Когда папа тоже начинает участвовать в коррекционных занятиях, мы замечаем больший эффект, чем работая с одной мамой. Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя, нужна семейная психотерапия, чтобы семья не распадалась. Когда рождается ребенок с отклонениями в развитии, родители теряют своего желанного, здорового, идеального ребенка, «ребенка своей мечты». Появление реального малыша, который не похож на созданный идиллический образ, повергает родителей в шок. В один миг рушатся не только мечты об идеальном ребенке, которого ждали в семье, но и все представления о будущем. Родителям необходимо иметь возможность «перерабатывать» свое горе: таким образом и в таком темпе, в котором это возможно именно в этой семье. Жизненный опыт бывает и неприятным, и внезапным, к нему никто не готовит.

- Конечно, мама сталкивается с огромным чувством вины, «что же я сделала неправильно». Пока она занимается самобичеванием и ищет причину в себе, ей начинает казаться, что данная проблема не решаема. Хотя, конечно, это не так.

«Особый» ребенок заставляет родителей развивать своеобразный вид мужества, дающий способность легко переносить трудности, поскольку, в некотором смысле, мамы и папы особых детей перенесли самое тяжелое горе, которое только может преподнести жизнь. Я не подхожу к проблеме аутизма, как к болезни, я подхожу к этому, как к новому, иному способу взаимодействия с окружающей средой, пытаюсь понять, что этот человек хочет, в чем нуждается.

- Мир людей с РАС не менее интересен и многогранен, чем наш, просто он другой. Дети не обязаны быть такими, какими мы их хотим видеть, каких ожидали, они просто хотят, чтобы их любили и принимали такими, какими они есть.

14.05.2016
Беседовала Татьяна Литвинова  (llazy)
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Шмелка (23/05/2017)
llazy
Александра2881
Уважаемые участники форума, давайте не будем устраивать в данной теме выяснения отношений, кто кому что и зачем написал. И будем корректны в своих высказываниях. У нас детки особые, а это порой требует максимум выдержки и терпения не только по отношению к ним, но и к другим тоже.
Александра2881 (23/05/2017)
cortl
Здравствуйте простите что вмешиваюсь скорее всего вашему ребенку не подходят ноотропы
каак вариант проконсультироваться и попробовать гомеопатию или сменить врача
в свое время Когитум нам назначала Одна Психиатор, истерик не было
burya
Здравствуйте подскажите где Горностая и контакты ? зарание Благодарю
Шмелка (20/05/2017)
Natashik78
Нет, нет, я говорю не о ресурсных классах, а о школе Перспектива, что туда сложно попасть. Поэтому и о частной школе подумываем.
Шоколадная конфета (19/05/2017)
Шмелка
поэтому и знаю, моя дочь в Перспективе учится
Natashik78 (19/05/2017)
Как раз на базе Перспективы и открывают Wink

Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд:

И да, в эти классы не попасть. Потому что эти пилотные проекты открываются активными родителями для своих детей. Понимаю, что тут можно много и долго спорить. Но кому нужет ресурсный класс, тот его делает. Или очень сильно участвует в его организации. Во всей многомиллионной Москве сейчас порядка всего 10 классов действует (могу ошибаться в цифрах) и все они организованы родителями. Так что надо не сетовать, а деймтвовать! Дай Бог, что после этих двух пилотных новосибирских класов на следующий год открылись еще 4, а еще на следующий -- еще 8. Так, глядишь, и дойдем до полной инклюзии...
Шмелка (19/05/2017)
Шоколадная конфета
Я сегодня позвонила, как прочитала сообщение Natashik78
Сотрудник сказал что этим вопросом занимается руководитель, а ее на месте не было. Так что выяснить пока подробнее не удалось. Записали мой телефон, пообещали завтра позвонить.
Ведь это уже хоть какая-то соломинка для наших детей. Я сколько школ обзвонила, везде отказывают, т.к. диагноз - аутизм, без УО или чего-либо другого. Поэтому идет в обычную школу. Ну какая обычная школа для аутиста с 35 учениками в классе!!!
На Потанинской в школе Перспектива пока что не отказали сразу, но поговаривают что туда трудно попасть.
Шоколадная конфета (19/05/2017)
Natashik78 писал(а):
Шмелка
Диада в городе тоже такой класс открывает, так что не только в Академе. Просто новость вышла в городковских изданиях от пресс-центра НГУ.


Да, действительно, Диада открывает такой класс, но пока неизвестно, на базе какого ОУ. Как узнаю - сразу проболтаюсь :haha:

Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд:

педагога уже могу назвать Embarassed
Natashik78 (19/05/2017)
Шмелка
Диада в городе тоже такой класс открывает, так что не только в Академе. Просто новость вышла в городковских изданиях от пресс-центра НГУ.
Шмелка (19/05/2017)
burya
Отличная новость. Лед, медленно, но начинает трогаться.
Плохо, что в Академгородке всё это. А в городе, насколько я знаю, только "Диада+" по АВА-терапии занимаются.
burya (19/05/2017)
В Образовательном центре «Горностай» (Гимназия №6 Новосибирска) откроется ресурсный класс для детей с аутизмом ― это совместный пилотный проект инициативных родителей из организации помощи людям с аутизмом «Атмосфера» и Центра прикладного анализа поведения НГУ. В будущем такие классы могут появиться не только в Новосибирске, но и в области. Идею поддерживают в Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Скрытый текст:

― Суть проекта, ― поясняет президент «Атмосферы» Евгений Бондарь, ― создать специальные образовательные условия ребенку с аутизмом, которые позволят ему обучаться в обычной школе вместе со своими нейротипичными сверстниками. Это то, что принято называть словом «инклюзия». Инклюзия особенно важна для детей с аутизмом, потому что коллектив нормально развивающихся сверстников является идеальной средой для обучения социальным навыкам, которые даются детям с аутизмом, как правило, намного сложнее навыков академических.

― Без создания особых условий организовать образовательный процесс не получится. Например, если ребенка с аутизмом, который вокализирует или стучит по столу, сразу ввести в обычный класс, то, очевидно, ничего хорошо из этого не выйдет. Поэтому в школе создается отдельный, так называемый «ресурсный» класс для детей с аутизмом, где их готовят к включению в коллектив сверстников, а сам процесс адаптации в обычном классе является постепенным, строго индивидуальным и организуется при поддержке специально подготовленных специалистов.

Таких специалистов ― учителя ресурсного класса, поведенческого аналитика и тьюторов готовит Центр прикладного анализа поведения НГУ. Задача коллектива ресурсного класса ― со временем уменьшить эту поддержку и достичь самостоятельного посещения учеником с аутизмом обычного класса. Для решения этой непростой задачи команда ресурсного класса использует научно обоснованные психолого-педагогические методики, основанные на дисциплине прикладной анализ поведения (ПАП).

Подготовительные занятия для учеников будущего класса начнутся уже в этом месяце, а первого сентября ресурсный класс гимназии «Горностай» примет первых особенных учеников.

По словам Евгения Бондаря, долгосрочной целью организации «Атмосфера» является сделать такую модель обучения доступной для всех детей и подростков с аутизмом, проживающим в нашей области.
Пресс-служба НГУ

cortl (13/05/2017)
llazy, согласна, я несколько не так выразила мысль. Не считаю ноотропы бесполезными, какие то нам помогли, какие то нет, это все индивидуально. Был период у нас, когда один курс, сменял сразу же другой. Для себя решила, что между приемами курса ноотропов должен быть перерыв хотя бы полгода и, да, с седативными препаратами.

Добавлено спустя 15 минут 27 секунд:

Прошу помощи. Переехали из другого региона, там принцип/порядок оказания мед. помощи несколько иной, чем здесь, относимся к Новосибирской центральной районной больнице в Краснообске. Подскажите, пож-та, логопедов-дефектологов и неврологов, занимающихся с детьми с РАС, может Центры какие-то, которые реально помогли. У эпилептолога-невролога в Областной уже была, не "наш" врач.
llazy (12/05/2017)
cortl
если появляются какие-то нежелательные эффекты в ходе приема препаратов - это называется непереносимость.
Можно снижать дозу до переносимой, можно убирать. :cool:

Ноотропов огромная группа, можно подобрать переносимые, а то что " не все йогруты одинаково полезны" это относится ко всем группам препаратов.
Я с нурофена чуть кони не двинула неделю назад, но я понимаю почему так получилось и не считаю в целом ибупрофен "плохим и не безопасным лекарственным средством".

Если есть нужда в ноотропах, есть выраженный положительный эффект, но нервная система растармаживется выход :
- изменить время приема , препараты ГАМК лучше не пить после 14.00, не уснешь.

- снизить дозировку. Я делила и гаммалон и фенибут, и алимемазин, с минимальной терапевтической начинала. Органическое поражение ЦНС - черт его знает что там в мозгах, накапливается препарат или выводится быстрее.
- принимать ноотропы и седативные преараты. Иногда ноотропный эффект важен.

Навредить можно и аспирином и зелёнкой. Если пользоваться бездумно.
cortl (12/05/2017)
Несколько не по теме. Моему ребенку 3,5 ЗПРР, органическое поражение ЦНС, АРП, аутоподобное поведение. Долгий период времени принимали разные ноотропы, стала замечать, как только начинаем принимать ноотропы, ребенок становиться очень истеричным, врачи добавляли успокоительные. Последним был когитум, вместе с ним возбудимость и бесконечные истерики на ровном месте. Не допили даже курс, я не выдержала. Около года не принимаем ноотропы, ушли параксизмы. Может мне конечно и кажется, но к ноотропам я стала онтоситься с осторожностью.
llazy (12/05/2017)
natalsha1985
Нейролептики назначают при агрессии, если агрессия неуправляемая - ребенок калечит себя и окружающих , пить стоит.
Может контролировать свое поведение , посоветуйтесь с лечащим врачом как снизить дозировку и уйти с препарата на время. Их пьют как постоянно , так и курсом.
natalsha1985 (12/05/2017)
Пишу свою историю, нам невролог ставил ЗРР, потом ЗПРР, теперь РДА под вопросом. Сыну 4,7г., не разговаривает, издает свои звуки, слоги, лечились ноотропами, дали направление В психоневрологический диспансер и психиатр сразу назначает нейролептик, практически не общавшись с ребенком. Он у меня не буйный, психует, кричит только, когда что-то не нравится или не мы его просьб, может начать в этот момент драться или себя бить. В последнее время стало заметно, что ему говоришь нельзя драться, он перестает. Вообщем я в замешательстве пить эти нейролептики или нет. Также мы начали ходить на АВВа-терапию и там настоятельно рекомендуют от них отказаться или уменьшить объем. Они вроде еще вызывают привыкание и сонливость, но он у меня и так спит богатырским сном.
хочу услышать реальные отзывы мам, котторые давали нейролептики, или не стали давать по какой-то причине своему ребенку.
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться