Андерсен. Интересные факты

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
burya (18/07/2017)
Многие сибмамы, чьи дети учатся или готовятся поступать в СУНЦ НГУ, обеспокоены появившейся в СМИ информацией о прекращении государственного финансирования этого учебного заведения. Пресс-служба Новосибирского государственного университета разъясняет сложившуюся ситуацию.

Новосибирский госуниверситет, ученые и бизнесмены оказывают финансовую поддержку СУНЦ НГУ. Из-за сокращения бюджетного финансирования школа вынуждена поднять плату за интернатное содержание, однако планирует частично компенсировать ее детям из малообеспеченных семей, а также сохранить бесплатные спецкурсы для школьников Новосибирска. Подробности здесь:

Новосибирский госуниверситет выделил 65 млн рублей СУНЦ НГУ

A_lina (15/07/2017)
очень понравилась статья
Цитата:
Программа по поиску юных талантов со способностями к физике, математике, химии и биологии работает в Новосибирском госуниверситете уже много лет. Преподаватели, которые занимаются отбором учеников, называют себя "гонцами".

Каждый февраль, когда наступает время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, они едут в несколько десятков регионов, наблюдают за участниками, проводят собеседования и самых талантливых приглашают в учебно-научный центр при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ).

Научные работы выпускников именно этого центра способствовали открытию бозона Хиггса, обнаружению не известных ранее скифских курганов, совершению других громких научных открытий.

Глаза в глаза

— Когда ты смотришь человеку в глаза, ты видишь, чувствуешь, что у него за душой, оцениваешь его энергетику. Просто по листку с формулами, ответами на вопросы олимпиады этого не понять, — объясняет важность личного разговора со школьниками директор СУНЦ, профессор Николай Яворский, который сам много лет выступал в роли "гонца". — Очень важно понять, какие интересы у ребенка, какой он видит свою дальнейшую жизнь, понять, талантлив он или нет. А одаренные дети — это совсем не обязательно победители олимпиад. И даже чаще их можно найти не среди победителей.

— Мы как тибетские ламы — они путешествуют повсюду и ищут ребенка, в которого воплотится следующий далай-лама. Видят нужных детей и собирают их. Конечно, слишком громко сказано, но аналогия хорошая. Природный ум — его всегда видно, — говорит "гонец" с 30-летним стажем, доцент кафедры математических наук СУНЦ Игорь Ляпунов.

Конвейер для гениев

Уникальную систему обучения талантливых детей разработал еще в 60-е годы прошлого века академик Михаил Лаврентьев, основатель новосибирского Академгородка.

Лаврентьев считал, что будущую интеллектуальную элиту нужно готовить не в вузах, а уже в школах, и заниматься с талантливыми детьми в последние годы их обучения должны не школьные учителя, а университетские профессора, сотрудники НИИ. И жить школьники должны среди таких же одаренных детей, как они сами, — чтобы повысить планку.

Так в 1963 году появилась первая в мире специализированная физико-математическая школа-интернат — ФМШ, сейчас СУНЦ НГУ — Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета.

Тогда же разработали и систему отбора школьников, принципы которой не изменились до сегодняшнего дня. Первым делом стали проводиться Всесибирские олимпиады по физике и химии.

— Всесибирская олимпиада — одна из старейших в России, она проводится уже 56 лет, — рассказывает Николай Яворский. — До ее появления в СССР проводилась единственная предметная олимпиада — по математике. То есть та система Всероссийских олимпиад, которая существует сейчас, по сути, придумана и инициирована академиком Лаврентьевым более полувека назад.

"Олимпиадники" и "исследователи"

Создание системы олимпиад позволило собирать талантливых детей в одном месте в одно время, проверять их уровень знаний. Кому-то может показаться, что гораздо проще было бы не посылать в регионы "гонцов", а автоматом приглашать на учебу в Новосибирск победителей региональных олимпиад. Но руководитель СУНЦ с таким подходом не согласен. Это тот случай, говорит он, когда победа на олимпиаде — не главное.

— Когда мы проводим собеседования на региональных этапах олимпиад, то в первую очередь нас интересуют ребята, которые могут мыслить нетривиально. Из таких потом получаются настоящие исследователи. И это необязательно победители олимпиад. "Олимпиадники" — это решатели. А "исследователи" — у них несколько другой склад ума, другие интересы, — объясняет Николай Яворский. — Отличий между ними много, у них разное мировоззрение. "Исследователи" обычно доходят до регионального этапа олимпиады, но совсем не обязательно занимают там первые места. И вот тут-то их и надо обнаружить. И сделать это можно, только глядя друг другу глаза в глаза.

"Гонцы" из НГУ и СУНЦ предлагают школьникам вместе порешать задачи. Но совсем не такие, как на олимпиаде. Чтобы найти ответ, не нужно много знать. Зато нужно увидеть, казалось бы, знакомую ситуацию с другой стороны.

— Знания, конечно, тоже важны, но не принципиально, — считает Игорь Ляпунов. — Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но плавают в синусах-косинусах, не знают целых разделов физики или математики. Но это не беда, этому мы их научим. Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а главное, мог учиться.

Одна из задач на сообразительность, по словам Ляпунова, звучит так: "В магазине было 100 кг огурцов. В них содержится 99% воды. Они долго лежали и подсохли. Воды в них осталось 98%. Сколько теперь весят эти огурцы?" Большинство школьников начинают составлять мудреные пропорции и в итоге выдают неверный ответ. А между тем эту задачу можно решить с помощью самого простого уравнения. Нужно лишь понять, что после того, как огурцы подсохли, сухое вещество огурцов стало составлять не 1, а 2 процента от общей массы. И правильный ответ — 50 кг.

— Совершенно нормально, что почти все дети сначала выдают на такие задачи дурацкий ответ. Поэтому мы начинаем разговаривать со школьником, который не понял сути задачи, подталкиваем его к решению. Если он начинает рассуждать и приходит к правильному ответу, то это наш человек. Если ни в какую не двигается в нужном направлении — значит не наш. И таких задач мы предлагаем несколько типов — на аналогии, сообразительность, общую эрудицию, — рассказывает ученый.

"Казарма" интеллектуального режима

Школьников, отобранных "гонцами" на региональных этапах олимпиад, приглашают в Новосибирск, в Летнюю школу, где и проводится окончательный отбор.

— Летняя школа длится 23 дня. Все это время ребята решают интересные задачи, слушают лекции выдающихся ученых. И отдыхают, конечно, тоже. И это такой драйв, что тот, кто побывал в Летней школе, никогда ее не забудет, — убежден Николай Яворский. — А в финале детей ждет очень серьезное испытание: они пишут контрольные по физике, математике, химии, биологии, проходят через четыре собеседования. То есть в общей сумме сдают восемь экзаменов — четыре устных и столько же письменных.

На стадии Летней школы происходит и так называемый отрицательный отбор.

— Бывает так, что ребенок результаты показывает неплохие, но нам не подходит категорически, — признается Игорь Ляпунов, который сам несколько раз был директором Летних школ. — Ведь в Летней школе с детьми идет разноплановая работа — и учебная, и психологическая, и спортивная, и воспитательная. Поэтому многое становится видно. И прежде всего — сможет ли ребенок жить в условиях интерната.

В новой школе детям предстоит провести один, два или три года — в зависимости от того, после какого класса они прошли отбор. К самому формату жизни в интернате всегда возникают вопросы, но отказаться от него в СУНЦ не готовы. То, что дети в физматшколе не только учатся, но и живут как в "Хогвартсе", многократно усиливает эффект погружения в научную среду.

— Многие не понимают, зачем это нужно: вырвать ребенка из семьи и куда-то "в казарму" загнать, — признает Николай Яворский. — Но это необходимо, поскольку позволяет создать особый социум. 500 одаренных детей — такого нет нигде. В обычной школе всегда есть звездочки, их мало, но это и должно быть так. Остальные — нормальные дети. А здесь, в интернате, все звезды. Все мотивированы на исследования, все энергичные, все с огнем. И это совсем другая история. Огонь, который загорается здесь, помогает добиться очень многого в жизни.

Жить в интернате вполне комфортно: в каждом блоке — общий санузел и по две комнаты на двух или трех человек. Есть столовая, спортзал, бассейн. Есть где покататься на лыжах или поиграть в теннис.

— Когда в 1963 году шел первый набор в физматшколу, пригласили парня из алтайского села, — рассказывает Николай Яворский. — Сын комбайнера-механизатора. Умный, самостоятельный парень. Приехал он, посмотрел и говорит: "Что я тут буду делать? Вы тут настоящей жизни не знаете. Ну задачки решаете, так и я умею решать. Я вон победил на олимпиаде. Нет, на Алтае лучше". А потом этого парня пригласили посмотреть на наш институт ядерной физики. Он увидел, что в мире есть не только комбайны. Стал ученым и до сих пор работает в институте ядерной физики.

Николай Яворский рассказывает о Василии Пархомчуке, академике РАН, авторе системы электронного охлаждения, которая оказалась принципиально важна при обнаружении бозона Хиггса. "Я бы даже так сказал: не будь этого парня из алтайского села, бозон Хиггса человечество до сих пор бы так и не обнаружило", — уверяет корреспондента ТАСС Яворский.

— Мы каждый год находим таланты в какой-нибудь глухомани, — добавляет Игорь Ляпунов. — Есть такое село в Бурятии — Кижинга. Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики.

Из глубинки — в мир науки

Примеров, когда ребенок из глубинки вносит вклад в мировую науку, в СУНЦ могут привести десятки. Один из ярких — академик РАН, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Михаил Эпов.

Он вырос на крохотном прииске Любовь в Читинской области. В 60-е годы победил на олимпиаде по химии и получил приглашение в ФМШ, где впервые увидел самый обычный телевизор. Переезд в Новосибирск стал для него перемещением не только в пространстве, но и во времени. Тем не менее деревенский мальчишка сумел нагнать городских сверстников и поступить в НГУ.

Его фундаментальные исследования позволили создать электромагнитные сканеры — сегодня они используются в геодезии, позволяют обнаружить зоны подтопления, другие аномалии грунтов. Это в свою очередь позволило создать системы раннего предупреждения экологических катастроф в городах и индустриальных районах. А для археологов Эпов создал систему обнаружения подземных ледяных линз, и с ее помощью ученые сумели найти неразграбленные скифские курганы.

Благодаря ФМШ Володя Собянин, мальчик из села Сеща в Брянской области, сумел стать профессором, доктором химических наук, ректором НГУ (с 2005 по 2012 год). А институт гидродинамики СО РАН, первым директором которого был академик Лаврентьев, сегодня возглавляет другой выпускник ФМШ Сергей Головин. Он приехал из Таджикистана, и тоже никогда не стал бы доктором физико-математических наук, если бы его не пригласили учиться в Новосибирск.

Один из основателей ФМШ академик Сергей Соболев смог расшифровать письменность майя, чего другие ученые добивались более 100 лет.

— В этом году СУНЦ НГУ исполнилось 54 года, уже можно подводить итоги, — говорит Яворский. — А итоги следующие: первые наши выпускники уже пенсионеры, прошли полный жизненный цикл. И все они победители, состоялись в жизни, каждый четвертый — кандидат наук. И это до сих пор так, несмотря на все, что происходило с наукой в девяностые и нулевые. Даже в нашем Новосибирском университете не так. 500 докторов наук и семь членов-корреспондентов и академиков РАН среди наших выпускников — это серьезный результат. Мы можем точно сказать: наши выпускники состоятся в жизни.

— Я не только директор СУНЦ, но и сотрудник института теплофизики, у меня там лаборатория, — продолжает Николай Яворский. — Я член диссертационного совета. И прошедшей осенью два выпускника физматшколы защитили две докторские (подчеркиваю — докторские) диссертации. В 33 года! И обе работы не теоретические, а экспериментальные, с серьезнейшим внедрением в современную промышленность. И это сегодняшний день. Вот как работает система, созданная 54 года назад. Она эффективна и дает серьезные результаты.


первоисточник
http://tass.ru/obschestvo/4037904
ИРРА (13/07/2017)
Tifffany
Как я поняла, ветеринаром она хотела быть, пока училась в своей "очень средней школе" и не видела других перспектив. А теперь она хочет на ФЕН, потому как
Цитата:
Зимой ездили в НГУ на открытые уроки на факультет ФЕН.
Она очень загорелась мечтой поступить на био/хим факультет НГУ.

Т.е., она увидела другие возможности и они ей понравились.

На самом деле, она в Летке поймёт, потянет она наш курс или нет. Не потянет - вернётся в родную школу.

Добавлено спустя 8 минут 37 секунд:

Tifffany
Вы бы видели базовую подготовку по основным предметам инженерного класса в сентябре месяце. Сказать, что у нас был шок - это ничего не сказать.
И все-таки, основная масса ребят в этом классе пришла за знаниями. Им было не сложно, им было очень сложно, но сейчас это очень неплохо успевающие ученики. Там ещё нет шикарных оценок, которые были у них в общей школе, но зато у них есть реальные знания, которых раньше не было, несмотря на красивые аттестаты. А оценки к финалу поднимутся, потому что пробелы уже ликвидированы, знания получены и учиться им стало значительно легче.

Когда учились вы, общая школа давала очень хорошие базовые знания. Сейчас во многих случаях этого нет, зато есть красивый аттестат. К сожалению.

А дальше выбирать родителям, что им важнее - оценки или знания.
Tifffany (13/07/2017)
lara_sin
Я сама закончила СУНЦ. Давно это правда было. В моем классе только 2 девочки отличницы-хорошистки в своих школах имели в СУНЦ только 2 и 3 по большинству профильных предметов. По своему "основному" предмету имели 4, правда. Пришлось им после Нового года возвращаться в свои школы.

Поэтому, я считаю, что знаю что советую. А советую трезво оценить успеваемость дочки и ее желание "наверстать". Пока успеваемость выглядит сомнительной (если судить по оценкам).

Для того, что бы стать ветеринаром, надо не на ФЕН НГУ документы подавать, а в колледж. После ФЕНа не знаю ни одного случая, что б кто-то стал ветеринаром (по крайней мере среди моих знакомых и знакомых знакомых). А для того ,что бы поступить в колледж АТТЕСТАТ как раз наиболее важен, так как там при поступлении идет конкурс аттестатов. А если она себе в СУНЦ испортит аттестат (по сравнению с обычной школой), то ее мечта о ветеринарии разобъется еще даже не начавшись.
lara_sin (13/07/2017)
Гульнара

С таким желанием дочь поступит и будет прекрасно учиться. Помогите ей исполнить мечту.

Tifffany

В СУНЦ идут за стабильными и отличными знаниями, за школьным братством, которое на все жизнь, а не за оценками. Аттестат особо не важен.

Мой сын в школе имел 4 по биологии и химии, а в аттестате по этим предметам 5. А по любимой математике в школе 5, а в СУНЦе 4. Зато в универе он сейчас царь и бог в математике. Спасибо СУНЦу.

И средний знает, что его оценки в начале будут низкими, придется приложить массу усилий, но результат того стоит.
ИРРА (12/07/2017)
Tifffany
если захочет учиться - будет учиться. У нас много ребят приходит с такими оценками, не подтвержденными знаниями. Кстати, 5 по химии в реале может быть тоже 3 или 2, это достаточно распространенное явление после обычной школы. Кстати, и варианты, когда в общей школе 2 и 3, а у нас 5 - я видела тоже.

Но и обрубать вот так сразу ребенку мечту нельзя. Я за то, чтобы она пробовала поступить в ЛШ, а там уже будет понятно, насколько она готова к нашим условиям, и какой багаж знаний у нее за плечами.
Tifffany (12/07/2017)
Гульнара
А вы уверены, что она потянет программу ФМШ? у нее 5 только по химии. Это ,честно говоря, маловато. Можете испортить себе аттестат просто. Остальные-то предметы в ФМШ тоже идут по углубленной программе. 4 в обычной школе означает 3, а то и 2 в ФМШ....
Гульнара (12/07/2017)
Девочки, большое спасибо. :give_heart:
Алгоритм поняла
Будем пытаться. Я ее настраиваю на то что надо "пахать и пахать" :oops: , если хочешь добиться цели.
Березка (12/07/2017)
Гульнара

ИРРА хорошо описала, как можно сделать: попытаться поступить вольнослушателем в летную школу в этом году.
А если не получится, то можно через заочную школу, олимпиады, курсы или опять вольнослушателем на следующий год.
Надо еще учесть, что студентов в 10 классы набирают больше, чем в 9 и 11. Думаю, что конкурс в 10 классы меньше и туда легче попасть.

Моя дочка в прошлом году тоже говорила, что в летке много детей из гимназий и лицеев и поэтому у нее мало шансов попасть в ФМШ. Но она занималась много в течение летки самостоятельно (очень ей хотелось поступить, а знания были только по математике, остальное почти по нулям) + помощь комсы (вожатых) = и смогла поступить.
Очень много зависит от самого ребенка, от его желаний и способностей. И не надо бояться сдавать экзамены: ведь попытка - не пытка. :-) Удачи!
ИРРА (11/07/2017)
Гульнара
У вас есть три варианта:

1. Попытаться поступить в ЛШ вольнослушателем, т.е., нужно будет написать вступительные олимпиады и пройти собеседование. Если пройдёт - дальше проблем, скорее всего, не будет. Если не пройдёт или не решитесь, есть ещё 2 варианта:

2. Поступить в заочную школу, год заниматься, по результатам ЗШ получить приглашение в ЛШ и идти в ФМШ на одногодичный химбио поток. Это наименее трудозатратный вариант.

3. Поступить на подготовительные курсы в ФМШ, хотя бы по двум предметам. Занятия проводятся весь учебный год на базе ФМШ, т.е. нужно будет приезжать к нам на занятия. По итоговым контрольным получить приглашение на ЛШ и поступать на одногодичный химбиопоток.

Вся информация об этих трёх вариантах есть на сайте СУНЦ НГУ. Сейчас с телефона ссылку не дам, если не найдёте сами - стукнитесь в ЛС, вечером найду.
Гульнара (11/07/2017)
ИРРА
помогите пож-та советом, что делать и какие у нас варианты.
Дочка закончила 9 классов очень средней школы.
Все время учебы хотела быть ветеринаром.
Учиться нормально: химия 5, биология 4., математика 4
Зимой ездили в НГУ на открытые уроки на факультет ФЕН.
Она очень загорелась мечтой поступить на био/хим факультет НГУ.
Про ЛШ узнали совсем недавно, не участвовали в олимпиадах ( нет у нас в школе такой практики).
Хотелось бы попасть в ЛШ , но дочка очень боится что не сможет сдать вступительные экзамены.
Стоит ли нам побывать или готовиться с репетиторами на следующий год ( мы закончим 10 класс)?
Честно не знаю, что делать куда бежать, очень хотеться помочь ребенку, заниматься чем нравиться.
lara_sin (09/07/2017)
ИРРА
Спасибо за ответ. Как и что происходит приблизительно знаю по учебе старшего. И 4-5 лет назад информатика остааляла желать лучшего. Знаю, что руководство усиливало этот предмет. Следила, как дети из СУНЦ сдавали ОГЭ. Просто отлично. А по поводу вопроса по программе смутила официальная информация про изменение программы химбио пртока

Автор: Дирекция ЛШ-17
31.03.2017 01:21
В Летней Школе 2017 также будет организован химико-биологический поток. Ребятам, демонстрирующим высокие результаты по соответствующим предметам, будет предложено обучаться по измененной программе на специальном потоке, на котором будет перераспределена
ИРРА (09/07/2017)
Elena_V
Я слышала об этом, но не знаю, принято ли окончательное решение.

lara_sin
На отдельные вопросы могу ответить.

Спецкурсы начинаются с 16 часов, заканчиваются в 22.

Особенных предметов в инженерном классе нет, программа у всех физ-мат потоков одинаковая. У нас не учатся отдельными классами, учатся потоками, поэтому программа общая для всего потока. У них есть спецкурсы по отдельной программе.

Программирование и информатика так же абсолютно одинаковы на всех потоках.

Поймите же, наконец, если поток называется химбио или физмат - это не значит, что остальных предметов будет меньше или они будут хуже преподаваться, это значит, что профильных предметов будет больше, за счёт второй половины дня, выходных.
lara_sin (09/07/2017)
Добрый день! Побеспокою еще вопросами. А спецкурсы, пусть даже платно, обычно во второй половине дня? Как стало с обучением информатики, программирования., робототехники на ардуино? Какие есть особенные предметыи спецкурсы в инженерном классе, и на сколько сильно програмирование и информатика на потоке химбио? И насколько по времени будет возможно ходить на немецкий в центр Гете и в Инжевику? Спасибо.
Elena_V (09/07/2017)
ИРРА писал(а):
SW
А на спецкурсы может к нам ходить. Если есть места, мы местных берём.

Были слухи, что с этого года спецкурсы для внешних школьников будут платные. Не знаю насколько они достоверны, но это предлагалось как один из вариантов "закрытия дыры в бюджете школы" в связи с отменой бюджетного финансирования.
    278 | 279 | 280 | 281 | 282   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться