|

Задание №27 (сочинение) в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году
С опорой на текст: как жить без банка аргументов

Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение – это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!
Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!
Аргументы теперь не обязательны
Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение – самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.
” Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.
Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь – «Евгений Онегин», человек и природа – «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.
Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.
Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.
Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.
В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.
” Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь – целых пять.
В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное – убедительность.
” Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же – только 1.
Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.
Без аргументов – хорошо или плохо?
Строго говоря, русский язык и литература – это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.
” Если рассуждать здраво – именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.
Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня – базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.
И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения – не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:
Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.
По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.
С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.
Что нам стоит… написать сочинение!
Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку – 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.
Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019
Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...
Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:
- Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?
В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...
- Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! – говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...
Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.
Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.
- Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.
Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.
Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.
Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:
- Все, все как было!
- Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.
Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.
Селиван не трогался.
Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.
Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.
- Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.
- За что? Не надо!
- За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.
- А то как же? Разве надо нечестно?
- Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.
- Утаить чужое!.. - Селиван покачал головою и добавил: - Мне не надо чужого.
И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.
Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.
Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:
- На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.
Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»
Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?
В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.
Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).
Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019
- Проблема неприятия человека обществом.
- Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
- Проблема проявления внутренней красоты человека.
- Проблема доверительного отношения к человеку.
- Проблема проявления честности.
- Проблема благодарности.
Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?
- Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) – 1 балл.
Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.
-
Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними – самая дорогая часть ответа, 5 баллов.
-
Отразили позицию автора текста – 1 балл.
-
Высказали свое отношение к позиции автора и обосновали его (можно без примеров из литературы) – еще 1 балл.
Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.
Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!
7.09.2018
Подготовила Ирина Ильина
Ссылки на использованные материалы
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
А я как раз из числа тех, кто готов помогать детям на экзамене. В течение 11 лет ребенок прилежно учился, показывал хорошие ркзультаты, участвовал в олимпиадах (причем одного и того же эксплуатировали все предметники), а на экзамене растерялся, заревничал. Когда видишь эти ошалелые беспомощные глаза на экзамене, хочется помочь. Ведь это экзамен по предмету ,а не по стрессоустойчивости.
гость 3 (Гость)
Была наблюдателем на ЕГЭ. И кофты/пиджаки снимали, и девчонки бесконечно волосы поправляли и пытались собрать в узелки (красивые же пришли), и в туалет выходили, и попить выходили (кулеры с достаточным количеством стаканчиков в коридорах стояли), и шоколадки ели (видно было кто от нервов, а кто просто сладкое любит). А рамки они прошли и забыли. Из-за камер организаторы переживают, детям на плевать (они столько всего в жизни под камерами делают).
Не накручивайте себя и окружающих.
Согласна с тем, что ЕГЭ по любому предмету издевательство не только над учениками, но и над учителями. Сегодня проведение ЕГЭ превратили в концлагерь: поворачиваться, снимать (если вдруг жарко стало), надевать и почёсываться:)) - ни в коем случае нельзя. Почти побег! Рамки, глушилки... Где военные с автоматами и собаками?
Те, кто отменили аргументы в ЕГЭ - просто вредители, бессовестные продажные твари. Они явно выполняют заказ , специально, чтобы наши дети перестали читать и думать. Эти ваши сочинения по вашим текстам просто противно писать - настолько скучно, одно и то же мусолить. Сколько можно терпеть этих бездарных составителей ЕГЭ. Ни о дин предмет так бездарно не составлен, как русский язык.
Гость (Гость)
Эти дети - абитуриенты, это взрослые люди, получающие аттестат зрелости. Им скучно, потому что не хотят серьезного чтения, может им комиксы читать,
Гость
надо писать не С МОСКВЫ, а ИЗ МОСКВЫ
Тамара Николаевна (Гость), моя мама была одним из лучших в городе учителей математики. Так вот именно ей попадало за то, что не подсказывает и не дорисовывает. Разумеется, об этих "особенностях" экзаменов она рассказала мне, когда я уже училась в вузе.
Вспомните фильм "Дорогая Елена Сергеевна". Или это грязная клевета на чудесную советскую действительность?
Тамара Николаевна (Гость) писал(а): | Я уже 40 лет учительствую и ни разу "из личной неприязни" не испортила ни один аттестат! | Вашим ученикам можно позавидовать. Наш класс валила учитель математики в 9 классе. Она у нас ни разу даже на замене не была. Аттестаты испортила многим (меня завалить не получилось, но на экзамене по геометрии больше 20 дополнительных вопросов, причем вопросы были и из алгебры тоже, её кое-как остановили другие экзаменаторы). На вступительных в институт мне сказали, что задачу (как всем остальным) мне не дадут, а дадут 3 дополнительных вопроса. За что? Только лишь за то, что их задачи решала устно (и они это знали). Поймать же на чем-то надо.
Лучше ЕГЭ пока ни чего не придумано. Хоть какая-то объективность. Критерии оценивания известны заранее. Понятно что тебя ждет на экзамене. Кто хочет - подготовится. Кто не хочет - будет ныть,что раньше было лучше.
Репетитор по русскому
Какие глупости вы пишете! Что, ваша мама с вами делилась всеми "тайнами" написания сочинений???? Я уже 40 лет учительствую и ни разу "из личной неприязни" не испортила ни один аттестат!
М-да... РЕПЕТИТОР вспоминает ПРО РУССКИЙ. Интересно, он сам откуда. Наверное С МОСКВЫ... Чему ж такой "репетитор" может научить???
Умиляют меня эти воспоминания о "нормальных" экзаменах. Про русский напомню. Видимо, все забыли про дорисованные запятые у медалистов. Учителями дорисованные! Забыли про медалистов, заваленных под предлогом того, что тема не раскрыта. Забыли про учителей, которые могли "испортить аттестат". И портили. Просто так, из личной неприязни. Я как учительский ребенок много интересного знаю про "нормальные" выпускные и вступительные экзамены. Знаю, как нормальным учителям головы отрывали за то, что они эти самые запятые не дорисовывают и не подсказывают на экзамене.
Вы бы хотели, чтобы подсказывали вашему ребенку? Или только дочке директора? Дочке завмага?
Сегодня средний балл ЕГЭ по русскому около 70. Эта чудовищная цифра доказывает, что экзамен - легкий.
Гость (Гость)
Вот кто вам такое сказал, что это скучнейшие произведения? И что все дети это не любят ?
Считаю,что два сочинения -это лишнее.Не пора ли остановить эксперименты и вернуть нормальную систему
экзаменации?
И где комментарии на 5 баллов? Как показать взаимосвязь между ними? Образец сочинения? Даже неловко будет перед учениками говорит,что аргументы не нужны...столько сил было в это вложено...
Нет стабильности ни в политике ни в умах из минобразования
|


Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter" ошибки в отзывах пользователей не исправляются
|