/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Как помочь ребенку подготовиться к школьному конкурсу научных проектов

 

Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в конкурсе проектов. Что это такое, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Васильевну Гаврюшину и учителя математики, заместителя директора по научно-методической работе Татьяну Николаевну Сизых.

 

– Татьяна Васильевна, что же такое работа для конкурса проектов и зачем она нужна?

Какое-то время назад произошло разделение: школьники среднего звена, с 5 по 8 классы, участвуют в конкурсах проектов, а ученики старших классов, с 9 по 11, готовят научно-исследовательские работы. Я думаю, вопрос, связанный с конкурсами, сложен и неоднозначен. В учительском сообществе на данный момент нет единого подхода.

Что для ребенка с 5 по 8 класс будет значить такая работа? Очевидно, что школьник не способен совершать открытия, он не ученый, не исследователь во взрослом понимании этих слов. Но он открывает что-то для себя в науке и в жизни.

” - Мне кажется, цель конкурса – научить ребенка работать с литературой, находить нужную информацию, перерабатывать ее и применять на практике, а потом самостоятельно приходить к каким-то выводам.

Для ребенка открытие, сделанное им самим, очень важно, и мы должны это ценить. Кроме того, работа предполагает достижение конкретного результата, продукта: это может быть рисунок, составленный ребенком словарик, написанная книга.

 

– Кто предлагает тему для школьного проекта?

Готового списка тем не существует, так что возможны варианты, но в любом случае мы должны исходить из интересов ребенка. Иногда он просто хочет поучаствовать в конкурсе проектов по биологии, потому что ему нравится учитель биологии, иногда заинтересован в какой-то конкретной теме. Например, одна из наших учениц с 6 класса занимается сложной темой, связанной с подстрочным переводом с английского языка, и регулярно выступает на конференциях. Бывает, что тему подсказывают родители. В прошлом году в нашей школе был случай. У мамы одного из учеников на работе птица свила гнездо – прямо между оконными рамами. Родилась идея понаблюдать за гнездом. Ребенок и мама вместе отслеживали, на какой день появились птенцы, когда начали летать и так далее. Я бы сказала, что

” - Идеальный вариант – это заинтересованное в работе трио ребенка, учителя и родителя, которые вместе могут генерировать идеи.

 

Школьный проект. Примеры школьных проектов, образец школьного проекта. Как помочь ребенку подготовиться к школьной научной конференции– А как избежать ситуации «папа решает, а Вася сдает»?

Обычно активное участие родителей в школьной жизни ребенка характерно скорее для начальных классов, но бывает по-разному. Безусловно, совместная работа ребенка и родителей полезна, однако есть опасность переборщить с инициативой. Мамы или папа не должны пытаться выполнить большую часть работы. Иначе вместо конкурса проектов для детей получится соревнование для родителей. Я бы посоветовала избегать чрезмерной направленности на результат. Родители часто хотят, чтобы ребенок не просто проявил себя и достойно выступил на школьном этапе, а обязательно попал дальше, на район и так далее.

” - С поиском информации в интернете и книгах ученик вполне справится самостоятельно. А вот вычленить из потока информации нужную, выстроить систему, отсеять лишнее – тут помощь мамы и папы будет кстати.

Не выбирать материал самому, а подсказать ребенку. Кроме того, если речь идет о работе, например, по биологии и ученику предстоит что-то выращивать, составлять дневник наблюдений, тут понадобятся чисто техническая помощь и руководство.

 

– Как проходит работа над проектом? Сколько времени занимает его подготовка?

–  Иногда приходится работать аврально, но обычно подготовка к школьному этапу занимает от 3 месяцев до полугода.

” - Научный руководитель вместе с ребенком и иногда вместе с родителем определяет тему. В его задачи входит также  структурировать работу и помочь ученику подготовиться к защите.

Работы детей разбиваются по секциям, в каждой секции работает своя комиссия, есть бланки, в которые заносятся результаты. Ребенок защищает свою работу в течение десяти минут, затем учителя и другие дети задают ему вопросы по содержанию работы. Вопросов не нужно бояться. Обычно их немного, 1 – 2, но это зависит от содержания работы и от того, насколько ребенок ярко и полно его раскрыл. В любом случае комиссия настроена доброжелательно, нет цели поставить ребенка в тупик. Педагоги выбирают, какие из представленных на школьном этапе работ можно отправить на следующий этап. Его организацией занимается уже районный отдел образования. Дальше – город.

” - Очень важно уметь представить свою работу. Случается, что она написана неплохо, а ребенок держится неуверенно и не отвечает на вопросы не потому, что чего-то не знает, а просто из стеснения. Все приходит с опытом.

 Чем больше ребенок выступает, тем увереннее это делает. Но некоторых детей практически невозможно этому научить, они только с возрастом обретают уверенность и преодолевают психологический барьер.

 

– В чем секрет хорошей работы?

– Ценится новизна и исследовательский компонент. Должны присутствовать оригинальность, «незатасканность» темы. Работа должна быть интересной, хорошо выстроенной по содержанию, а ребенок – хорошо ее защитить. 

 

Как должна выглядеть презентация?

”  Основная и наиболее распространенная ошибка – презентация полностью дублирует выступление ребенка. Он должен представить свою работу за десять минут, и нужно, конечно, не читать по бумажке, а рассказывать, лишь время от времени сверяясь с текстом выступления. А презентация – это сопровождение рассказа.

Допустим, я говорю о стихотворении, провожу его анализ. Презентация не дублирует мой текст, а представляет само стихотворение. В презентации материал должен быть наглядным, ярким, в ней появляется то, что трудно уместить в текст выступления. Приветствуются иллюстрации, схемы.

 

– Стоит ли настаивать на участии ребенка в конкурсе проектов?

– Мне кажется, в последние годы сократилось количество детей, желающих участвовать, ведь это дополнительная нагрузка. Обычно проявляют инициативу те дети, которые хорошо учатся и без того загружены. Иногда они берутся за работу, а потом отказываются, не справляются. Родителям можно порекомендовать не гнаться за результатом, не настаивать на участии в конкурсе.

Оформление школьного научного проекта: важные мелочи

– Работа оформляется для конкурса проектов оформляется в виде печатного текста объемом 10 – 12 страниц формата А4, интервал – 1,5, кегль – 14, шрифт – Times New Roman,  – рассказала Татьяна Николаевна Сизых. – Структура работы должна выглядеть следующим образом.

  1. Титульный лист.
  2.  Введение (обосновывается выбор темы, актуальность, проблема проекта, постановка цели, задач, инструментария их реализации, использование технологий, методик, литературы, источников, планирование и так далее).
  3. Основная часть (теоретическое обоснование выбранной темы (решения проблемы), поэтапность выполнения).
  4. Заключение (выводы, решение проблемы, рефлексия по поводу завершения проекта, трудности и успехи в период работы над проектом, достижение конечной цели, область применения, результативность, перспективы дальнейшей работы).
  5. Список литературы.
  6. Приложение (фото, видеоотчеты, схемы, графики, рисунки, анкеты соцопроса, расчеты и др.). 

 

Титульный лист и список литературы оформляются по следующему образцу:

Оформление школьного научного проектаОформление школьного научного проекта

(Кликните на фото для увеличения)

 

Жюри оценивает работу по следующим критериям:

  • умение выделить и сформулировать проблему, определить цель и задачи проекта;
  • оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта;
  • наличие исследовательского компонента в проекте;
  • возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов;
  • степень самостоятельности автора проекта;
  • качество оформления проекта;
  • качество презентации проекта;
  • уровень защиты проекта, ответы на вопросы, культура общения.

 

На защиту проекта автору или авторам отводится 10 минут, за это время они должны обосновать выбор темы и проблему проекта, сформулировать поставленные задачи, описать процесс их решения, четко сформулировать полученные результаты и выводы.

9.10.2015
Беседовала Татьяна Яковлева

 

 

Полезно? Поделитесь в соцсетях этой ссылкой с другими мамами!

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
NatalySunny (02/03/2017)
Марина&Аленочка
Спасибо, прям обнадежили. А то только и читаю везде сейчас как детям в школе тяжело и что родители до ночи с детьми сидят за уроками.
Марина&Аленочка (02/03/2017)
NatalySunny
И тогда и сейчас были и есть детки, которые учатся самостоятельно и делают уроки сами.
Есть такие, которым помощь действительно необходима. И это не обязательно от того, что "о как грузят сейчас в школах" Surprised
Зависит от многих факторов. И от мотивации на учебу, и вообще от степени обучаемости ребенка, и от физического состояния, и от психологического. Много от чего aga-aga
NatalySunny (01/03/2017)
Как страшно жить... Когда я сама училась в школе мне ВООБЩЕ не требовались родители для выполнения домашних заданий и в принципе для учебы. Где те прекрасные добрые времена? С ужасом жду, когда мои дети пойдут в школу...
burya (24/02/2017)
Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь их папы и мамы либо забыли, либо изучали в школе другой язык. Однако и в этом случае у родителей есть возможность помочь ребенку.

Несколько простых практических советов от учительниц иностранных языков, которые подойдут абсолютно всем мамам!

Как помочь ребенку учить иностранный язык, особенно если сам его не знаешь…

изображение
Morskaya udacha (20/01/2017)
Здорово aga-aga
Инга2007 (20/01/2017)
burya
Спасибо, очень интересно! :-)
burya (20/01/2017)
"У одной продавщицы были только пяти- и двухрублевые монетки. Сколькими способами он может набрать 57 рублей сдачи?"

Признайтесь, ваши дети подходили к вам с этими странными задачками, которые нужно решать перебором всех возможных вариантов? А ведь это диофантовы уравнения, с которых начинается изучение основ теории чисел! Мы научим вас решать их быстро и просто!

Кстати, продавщица может набрать сдачу шестью способами Wink

Диофантовы уравнения. Что такое «решение задач подбором», и можно ли их решать иначе?

изображение
Sweety (20/01/2016)
Хорошая статья.

Я бы добавила еще, что писать нужно да, реферат (который желательно прошить в скоросшивателе) и отдельно "текст защиты", на 2-3 страницы, который будет пересекаться со слайдами., что бы в процессе речи, были нужны слайды. Их можно листать., а можно выучить эти 2 листа текста, записать на какой секунде должен идти следующий слайд и сделать автоматически настройку.
Далее, по списку литературы не совсем актуально приведено. Сейчас ГОСТы немного шире. Указывается еще издательство и общее количество страниц., например
Иванов А.А. Что мы едим? - М.: Прогресс, 2015.- 673с.
или если это журнал
Иванов А.А. Что мы едим? // Наука и жизнь.- 2015.- №5.-С.17-18.
Мурррр1111 (Гость) (17/01/2016)
Вот только заваливают настоящее исследование, с анкетированием, с соцопросом - обидно. В следующем году, даже участвовать не будем. Почему научная работа, хоть и мизерная получает меньше, чем скачанный из интернета текст про дельфинов. Я, имея опыт руководства курсовыми работами, старалась с ребенком сделать действительно актуальную маленькую научную работу, с изюминкой. Срезали балы, не удивлюсь, если сделают аналог в следующем году в своем классе.
KisaL (30/10/2015)
Когда родители могут ознакомиться с портфелем достижений ребенка?
В любое время, когда захотят. Учитель обычно поднимает этот вопрос на родительском собрании. При желании можно просто прийти в класс и попросить педагога выдать портфель достижений ребенка, чтобы прочитать и изучить его детально.

Воодушевляет эта фраза.
Но портфолио - нужно точно не родителям, и не ученикам.
burya (30/10/2015)
Современная система образования то и дело преподносит родителям сюрпризы: тесты, баллы, диагностические работы – разобраться в этом многообразии непросто. Множество вопросов связано с так называемым портфелем достижений ученика – в обиходе его часто именуют просто портфолио.

Внести ясность нам помогла учитель начальных классов образовательного центра «Горностай» Евгения КИРИЛИНА. Итак, что такое портфолио ученика? Кто и чем его наполняет? Зачем оно нужно? Читайте!

Портфолио школьника - что это такое?

изображение
burya (09/10/2015)
Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в школьном конкурсе научных проектов. И, конечно, за помощью они обращаются к родителям. Однако большинство мам и пап, не занимающихся научной работой, не понимают - что делать-то нужно? Это же не задачу решить, и даже не сочинение написать...

Что же такое - школьные научный проект, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Гаврюшину и учителя математики Татьяну Сизых.

Как помочь ребенку подготовиться к конкурсу проектов

изображение
Анастасия (09/08/2015)
Stella01 писал(а):
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Какое именно "такое"?
Stella01 (09/08/2015)
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Лёля (15/07/2015)
Круто! ))
      1 | 2    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться