/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Как помочь ребенку подготовиться к школьному конкурсу научных проектов

 

Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в конкурсе проектов. Что это такое, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Васильевну Гаврюшину и учителя математики, заместителя директора по научно-методической работе Татьяну Николаевну Сизых.

 

– Татьяна Васильевна, что же такое работа для конкурса проектов и зачем она нужна?

Какое-то время назад произошло разделение: школьники среднего звена, с 5 по 8 классы, участвуют в конкурсах проектов, а ученики старших классов, с 9 по 11, готовят научно-исследовательские работы. Я думаю, вопрос, связанный с конкурсами, сложен и неоднозначен. В учительском сообществе на данный момент нет единого подхода.

Что для ребенка с 5 по 8 класс будет значить такая работа? Очевидно, что школьник не способен совершать открытия, он не ученый, не исследователь во взрослом понимании этих слов. Но он открывает что-то для себя в науке и в жизни.

” - Мне кажется, цель конкурса – научить ребенка работать с литературой, находить нужную информацию, перерабатывать ее и применять на практике, а потом самостоятельно приходить к каким-то выводам.

Для ребенка открытие, сделанное им самим, очень важно, и мы должны это ценить. Кроме того, работа предполагает достижение конкретного результата, продукта: это может быть рисунок, составленный ребенком словарик, написанная книга.

 

– Кто предлагает тему для школьного проекта?

Готового списка тем не существует, так что возможны варианты, но в любом случае мы должны исходить из интересов ребенка. Иногда он просто хочет поучаствовать в конкурсе проектов по биологии, потому что ему нравится учитель биологии, иногда заинтересован в какой-то конкретной теме. Например, одна из наших учениц с 6 класса занимается сложной темой, связанной с подстрочным переводом с английского языка, и регулярно выступает на конференциях. Бывает, что тему подсказывают родители. В прошлом году в нашей школе был случай. У мамы одного из учеников на работе птица свила гнездо – прямо между оконными рамами. Родилась идея понаблюдать за гнездом. Ребенок и мама вместе отслеживали, на какой день появились птенцы, когда начали летать и так далее. Я бы сказала, что

” - Идеальный вариант – это заинтересованное в работе трио ребенка, учителя и родителя, которые вместе могут генерировать идеи.

 

Школьный проект. Примеры школьных проектов, образец школьного проекта. Как помочь ребенку подготовиться к школьной научной конференции– А как избежать ситуации «папа решает, а Вася сдает»?

Обычно активное участие родителей в школьной жизни ребенка характерно скорее для начальных классов, но бывает по-разному. Безусловно, совместная работа ребенка и родителей полезна, однако есть опасность переборщить с инициативой. Мамы или папа не должны пытаться выполнить большую часть работы. Иначе вместо конкурса проектов для детей получится соревнование для родителей. Я бы посоветовала избегать чрезмерной направленности на результат. Родители часто хотят, чтобы ребенок не просто проявил себя и достойно выступил на школьном этапе, а обязательно попал дальше, на район и так далее.

” - С поиском информации в интернете и книгах ученик вполне справится самостоятельно. А вот вычленить из потока информации нужную, выстроить систему, отсеять лишнее – тут помощь мамы и папы будет кстати.

Не выбирать материал самому, а подсказать ребенку. Кроме того, если речь идет о работе, например, по биологии и ученику предстоит что-то выращивать, составлять дневник наблюдений, тут понадобятся чисто техническая помощь и руководство.

 

– Как проходит работа над проектом? Сколько времени занимает его подготовка?

–  Иногда приходится работать аврально, но обычно подготовка к школьному этапу занимает от 3 месяцев до полугода.

” - Научный руководитель вместе с ребенком и иногда вместе с родителем определяет тему. В его задачи входит также  структурировать работу и помочь ученику подготовиться к защите.

Работы детей разбиваются по секциям, в каждой секции работает своя комиссия, есть бланки, в которые заносятся результаты. Ребенок защищает свою работу в течение десяти минут, затем учителя и другие дети задают ему вопросы по содержанию работы. Вопросов не нужно бояться. Обычно их немного, 1 – 2, но это зависит от содержания работы и от того, насколько ребенок ярко и полно его раскрыл. В любом случае комиссия настроена доброжелательно, нет цели поставить ребенка в тупик. Педагоги выбирают, какие из представленных на школьном этапе работ можно отправить на следующий этап. Его организацией занимается уже районный отдел образования. Дальше – город.

” - Очень важно уметь представить свою работу. Случается, что она написана неплохо, а ребенок держится неуверенно и не отвечает на вопросы не потому, что чего-то не знает, а просто из стеснения. Все приходит с опытом.

 Чем больше ребенок выступает, тем увереннее это делает. Но некоторых детей практически невозможно этому научить, они только с возрастом обретают уверенность и преодолевают психологический барьер.

 

– В чем секрет хорошей работы?

– Ценится новизна и исследовательский компонент. Должны присутствовать оригинальность, «незатасканность» темы. Работа должна быть интересной, хорошо выстроенной по содержанию, а ребенок – хорошо ее защитить. 

 

Как должна выглядеть презентация?

”  Основная и наиболее распространенная ошибка – презентация полностью дублирует выступление ребенка. Он должен представить свою работу за десять минут, и нужно, конечно, не читать по бумажке, а рассказывать, лишь время от времени сверяясь с текстом выступления. А презентация – это сопровождение рассказа.

Допустим, я говорю о стихотворении, провожу его анализ. Презентация не дублирует мой текст, а представляет само стихотворение. В презентации материал должен быть наглядным, ярким, в ней появляется то, что трудно уместить в текст выступления. Приветствуются иллюстрации, схемы.

 

– Стоит ли настаивать на участии ребенка в конкурсе проектов?

– Мне кажется, в последние годы сократилось количество детей, желающих участвовать, ведь это дополнительная нагрузка. Обычно проявляют инициативу те дети, которые хорошо учатся и без того загружены. Иногда они берутся за работу, а потом отказываются, не справляются. Родителям можно порекомендовать не гнаться за результатом, не настаивать на участии в конкурсе.

Оформление школьного научного проекта: важные мелочи

– Работа оформляется для конкурса проектов оформляется в виде печатного текста объемом 10 – 12 страниц формата А4, интервал – 1,5, кегль – 14, шрифт – Times New Roman,  – рассказала Татьяна Николаевна Сизых. – Структура работы должна выглядеть следующим образом.

  1. Титульный лист.
  2.  Введение (обосновывается выбор темы, актуальность, проблема проекта, постановка цели, задач, инструментария их реализации, использование технологий, методик, литературы, источников, планирование и так далее).
  3. Основная часть (теоретическое обоснование выбранной темы (решения проблемы), поэтапность выполнения).
  4. Заключение (выводы, решение проблемы, рефлексия по поводу завершения проекта, трудности и успехи в период работы над проектом, достижение конечной цели, область применения, результативность, перспективы дальнейшей работы).
  5. Список литературы.
  6. Приложение (фото, видеоотчеты, схемы, графики, рисунки, анкеты соцопроса, расчеты и др.). 

 

Титульный лист и список литературы оформляются по следующему образцу:

Оформление школьного научного проектаОформление школьного научного проекта

(Кликните на фото для увеличения)

 

Жюри оценивает работу по следующим критериям:

  • умение выделить и сформулировать проблему, определить цель и задачи проекта;
  • оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта;
  • наличие исследовательского компонента в проекте;
  • возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов;
  • степень самостоятельности автора проекта;
  • качество оформления проекта;
  • качество презентации проекта;
  • уровень защиты проекта, ответы на вопросы, культура общения.

 

На защиту проекта автору или авторам отводится 10 минут, за это время они должны обосновать выбор темы и проблему проекта, сформулировать поставленные задачи, описать процесс их решения, четко сформулировать полученные результаты и выводы.

9.10.2015
Беседовала Татьяна Яковлева

 

 

Полезно? Поделитесь в соцсетях этой ссылкой с другими мамами!

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Sweety (20/01/2016)
Хорошая статья.

Я бы добавила еще, что писать нужно да, реферат (который желательно прошить в скоросшивателе) и отдельно "текст защиты", на 2-3 страницы, который будет пересекаться со слайдами., что бы в процессе речи, были нужны слайды. Их можно листать., а можно выучить эти 2 листа текста, записать на какой секунде должен идти следующий слайд и сделать автоматически настройку.
Далее, по списку литературы не совсем актуально приведено. Сейчас ГОСТы немного шире. Указывается еще издательство и общее количество страниц., например
Иванов А.А. Что мы едим? - М.: Прогресс, 2015.- 673с.
или если это журнал
Иванов А.А. Что мы едим? // Наука и жизнь.- 2015.- №5.-С.17-18.
Мурррр1111 (Гость) (17/01/2016)
Вот только заваливают настоящее исследование, с анкетированием, с соцопросом - обидно. В следующем году, даже участвовать не будем. Почему научная работа, хоть и мизерная получает меньше, чем скачанный из интернета текст про дельфинов. Я, имея опыт руководства курсовыми работами, старалась с ребенком сделать действительно актуальную маленькую научную работу, с изюминкой. Срезали балы, не удивлюсь, если сделают аналог в следующем году в своем классе.
KisaL (30/10/2015)
Когда родители могут ознакомиться с портфелем достижений ребенка?
В любое время, когда захотят. Учитель обычно поднимает этот вопрос на родительском собрании. При желании можно просто прийти в класс и попросить педагога выдать портфель достижений ребенка, чтобы прочитать и изучить его детально.

Воодушевляет эта фраза.
Но портфолио - нужно точно не родителям, и не ученикам.
burya (30/10/2015)
Современная система образования то и дело преподносит родителям сюрпризы: тесты, баллы, диагностические работы – разобраться в этом многообразии непросто. Множество вопросов связано с так называемым портфелем достижений ученика – в обиходе его часто именуют просто портфолио.

Внести ясность нам помогла учитель начальных классов образовательного центра «Горностай» Евгения КИРИЛИНА. Итак, что такое портфолио ученика? Кто и чем его наполняет? Зачем оно нужно? Читайте!

Портфолио школьника - что это такое?

изображение
burya (09/10/2015)
Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в школьном конкурсе научных проектов. И, конечно, за помощью они обращаются к родителям. Однако большинство мам и пап, не занимающихся научной работой, не понимают - что делать-то нужно? Это же не задачу решить, и даже не сочинение написать...

Что же такое - школьные научный проект, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Гаврюшину и учителя математики Татьяну Сизых.

Как помочь ребенку подготовиться к конкурсу проектов

изображение
Анастасия (09/08/2015)
Stella01 писал(а):
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Какое именно "такое"?
Stella01 (09/08/2015)
я наверное все равно не смогу такое сочинение написать
Ксюнтия (15/07/2015)
Круто! ))
Irishapravo (08/05/2015)
Отличная идея! Современным мамам такая помощь очень полезна.
Марина&Аленочка (08/05/2015)
Очень актуальный и классный проект!
Сочинение мы еще не пишем, но с некоторыми проблемами уже столкнулись и в началке aga-aga

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться