Тайланд и ЮВА

/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно

Как научить ребенка пересказывать текст своими словами. Зачем учить ребенка пересказывать текст. Как перейти от заучивания к пересказу.

 

Пересказ – один из важнейших навыков обучения. Некоторые родители безосновательно считают, что он используется исключительно в младших классах, и можно «проскочить» через этот этап работы с текстом. На самом деле пересказ – это основа для сочинения – допуска к Единому госэкзамену, для всех школьных рефератов и студенческих конспектов.

Поскольку учиться пересказывать нужно еще до школы, важно, чтобы родители уделили этому серьезное внимание.

 

Младшие дошкольники. Слушаем и отвечаем на вопросы

Пересказывать дети начинают задолго до того, как сами учатся читать. Когда вы читаете ребенку сказки, задавайте по ходу чтения самые простые вопросы относительно описываемой истории. Важно делать это по ходу чтения (ребенку младше трех лет трудно пересказывать историю ретроспективно) и задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом: «Кто обидел зайчика? Кто помог зайчику? Что сказал петушок?»

Такой «интерактив» очень нравится детям, которые из пассивных слушателей становятся деятельными участниками игры.

 

Старшие дошкольники. От наводящих вопросов к простому пересказу

В пять шесть лет ребенок может пересказать простой текст. Начинать следует с историй, которые вы читаете ему вслух, даже если он сам умеет читать, ведь вы будете читать выразительно, интонацией подчеркивая основные моменты. Выбирайте простые и очень короткие истории – полтора-два десятка предложений. Скорее всего, сначала при попытке пересказать сказку ребенок будет пытаться воспроизвести ее дословно (и часто, благодаря хорошей памяти, им это удается). Поэтому важно задавать ребенку наводящие вопросы: «Кто главный герой этой истории? Что с ним случилось? С чего все началось? Чем все закончилось?». Пусть ребенок перескажет историю еще раз спустя некоторое время, например бабушке, когда она придет в гости.

” В этом возрасте можно начинать анализировать произведения: кто хороший герой, кто плохой, почему они поступили тем или иным образом. Вы удивитесь, как много поводов для размышлений найдете в знакомых с детства сказках!

 

Младшие школьники. Рассказываем «своими словами»

Если раньше ребенку не удавалось уйти от простого заучивания текста (что само по себе полезно, поскольку развивает память), то теперь нужно учиться пересказывать текст «своими словами». Это сложный и важный этап, с которым многие дети не справляются без помощи родителей. Ведь нужно выделить главную сюжетную линию, уметь охарактеризовать героев, но при этом не упростить текст, не потерять образные выражения, использованные автором. Есть несколько приемов, которые помогут вам научить ребенка пересказу.

 

«По нарастающей»

Попросите ребенка пересказать текст тремя предложениями. Это заставит его найти главную сюжетную линию. Потом пятью предложениями, десятью, пятнадцатью – так добавится характеристика героев, рассказ об их чувствах и мыслях. Постепенно довести объем до двух третей исходного текста. Это поможет ребенку уйти от заучивания.

 

«Что на что похоже»

Художественное своеобразие текста важно не меньше, чем сюжетная линия. Попросите ребенка найти интересные сравнения в тексте: «старичок, похожий на гриб», «облака, как сахарная вата». Если он их обратит на них внимание, то использует в пересказе.

 

«Напиши свою историю»

Если предыдущие два упражнения непосредственно обучают пересказу, то третье учит творческому переосмыслению. Пусть ребенок подумает над тем, что было до начала пересказываемой истории и после ее завершения. Это не просто разбудит фантазию – дети в таком возрасте легко сочиняют истории, но сделают ее управляемой, ведь сочинять ему придется историю, в которой уже есть «заданные параметры» - герои со своими характерами и события, случившиеся с ними. Наконец, «дописывая» историю, ребенок вынужденно перескажет авторский текст своими словами.

 

Пятиклассники. Изучаем принципы конспектирования

В пятом классе пересказ – это уже насущная необходимость. Собственно, большинство уроков заканчивается словами «изучите параграф №…».

В этот момент дети, которые «выезжали» на отличной памяти, заучивая текст дословно, оказываются в отстающих, поскольку выучить текст – уже мало, нужно проанализировать его, понять и свободно оперировать полученной информацией.

Если к этому времени ребенок еще не освоил искусство пересказа, нужно срочно приступать к тренировкам! Вот приблизительный план работ, который нужно выполнить после чтения материала учебника.

  1. Выделить основные объекты (события, даты, персоны, явления) о которых говорится в материале.
  2. Разбить текст на логические части (лучше, если их будет немного, три-пять частей). Выделить основную мысль в каждой части. Установить логическую взаимосвязь между ними. Что вследствие чего происходит.
  3. Составить подробный план изучаемого параграфа учебника. Это основа будущего искусства написания конспектов! Расскажите ребенку, что такое опорный конспект: перечень основных пунктов текста, на который нужно ориентироваться при пересказе.
  4. Ответить на вопросы, приведенные после параграфа. Постараться сделать это на  память. А не отыскивая нужные места в тексте.

Надеемся, теперь вы научите ребенка пересказывать текст, и это поможет ему в обучении!

13.09.2017
Автор: Алена Новикова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Кумир миллионов (22/09/2017)
Какая хорошая статья. Спасибо.
Сейчас много общаюсь с детьми, стала замечать как все грустно даже с устной речью. Познакомилась с русским мальчиком, который детство провел во Франции. Не в пример лучше образован и совершенно иной уровень владения русским языком. Не в пользу соотечественников, увы. Школа и эмигрантская среда бывших русских аристократов дают прекрасное образование. Снимала шляпу перед ними.
_ _ _
Одна из задач на ближайшее время. Стихи и пересказ. И денег/сил особых не требует, и старания не пройдут даром.
Ольга Вуаля (22/09/2017)
Так это диофантовы уравнения! Именно они у меня напрочь стерлись из школьного курса.
Пушная кошка (21/09/2017)
Отмечу тему)
burya (14/09/2017)
Пересказ – один из важнейших навыков обучения. Некоторые родители безосновательно считают, что он используется исключительно в младших классах, и можно «проскочить» через этот этап работы с текстом. На самом деле пересказ – это основа для сочинения – допуска к Единому госэкзамену, для всех школьных рефератов и студенческих конспектов.

Поскольку учиться пересказывать нужно еще до школы, важно, чтобы родители уделили этому серьезное внимание.

Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно

изображение
Lyudmila1988 (21/08/2017)
У нас и в подготовишке такие родители были, что охали, как тяжело.
Я лукавить не буду, в самом начале посидела с ребенком несколько раз.
Далее - сама, только проверяла. Ну и читала она нам в слух.

Посмотрим, что будет в школе. А то, может, рано радуюсь :haha:
NatalySunny (02/03/2017)
Марина&Аленочка
Спасибо, прям обнадежили. А то только и читаю везде сейчас как детям в школе тяжело и что родители до ночи с детьми сидят за уроками.
Зимняя радуга (02/03/2017)
NatalySunny
И тогда и сейчас были и есть детки, которые учатся самостоятельно и делают уроки сами.
Есть такие, которым помощь действительно необходима. И это не обязательно от того, что "о как грузят сейчас в школах" Surprised
Зависит от многих факторов. И от мотивации на учебу, и вообще от степени обучаемости ребенка, и от физического состояния, и от психологического. Много от чего aga-aga
NatalySunny (01/03/2017)
Как страшно жить... Когда я сама училась в школе мне ВООБЩЕ не требовались родители для выполнения домашних заданий и в принципе для учебы. Где те прекрасные добрые времена? С ужасом жду, когда мои дети пойдут в школу...
burya (24/02/2017)
Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь их папы и мамы либо забыли, либо изучали в школе другой язык. Однако и в этом случае у родителей есть возможность помочь ребенку.

Несколько простых практических советов от учительниц иностранных языков, которые подойдут абсолютно всем мамам!

Как помочь ребенку учить иностранный язык, особенно если сам его не знаешь…

изображение
Morskaya udacha (20/01/2017)
Здорово aga-aga
Инга2007 (20/01/2017)
burya
Спасибо, очень интересно! :-)
burya (20/01/2017)
"У одной продавщицы были только пяти- и двухрублевые монетки. Сколькими способами он может набрать 57 рублей сдачи?"

Признайтесь, ваши дети подходили к вам с этими странными задачками, которые нужно решать перебором всех возможных вариантов? А ведь это диофантовы уравнения, с которых начинается изучение основ теории чисел! Мы научим вас решать их быстро и просто!

Кстати, продавщица может набрать сдачу шестью способами Wink

Диофантовы уравнения. Что такое «решение задач подбором», и можно ли их решать иначе?

изображение
Sweety (20/01/2016)
Хорошая статья.

Я бы добавила еще, что писать нужно да, реферат (который желательно прошить в скоросшивателе) и отдельно "текст защиты", на 2-3 страницы, который будет пересекаться со слайдами., что бы в процессе речи, были нужны слайды. Их можно листать., а можно выучить эти 2 листа текста, записать на какой секунде должен идти следующий слайд и сделать автоматически настройку.
Далее, по списку литературы не совсем актуально приведено. Сейчас ГОСТы немного шире. Указывается еще издательство и общее количество страниц., например
Иванов А.А. Что мы едим? - М.: Прогресс, 2015.- 673с.
или если это журнал
Иванов А.А. Что мы едим? // Наука и жизнь.- 2015.- №5.-С.17-18.
Мурррр1111 (Гость) (17/01/2016)
Вот только заваливают настоящее исследование, с анкетированием, с соцопросом - обидно. В следующем году, даже участвовать не будем. Почему научная работа, хоть и мизерная получает меньше, чем скачанный из интернета текст про дельфинов. Я, имея опыт руководства курсовыми работами, старалась с ребенком сделать действительно актуальную маленькую научную работу, с изюминкой. Срезали балы, не удивлюсь, если сделают аналог в следующем году в своем классе.
KisaL (30/10/2015)
Когда родители могут ознакомиться с портфелем достижений ребенка?
В любое время, когда захотят. Учитель обычно поднимает этот вопрос на родительском собрании. При желании можно просто прийти в класс и попросить педагога выдать портфель достижений ребенка, чтобы прочитать и изучить его детально.

Воодушевляет эта фраза.
Но портфолио - нужно точно не родителям, и не ученикам.
1 | 2   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
Код:  
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться