Женские имена на букву М

/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно

Как научить ребенка пересказывать текст своими словами. Зачем учить ребенка пересказывать текст. Как перейти от заучивания к пересказу.

 

Пересказ – один из важнейших навыков обучения. Некоторые родители безосновательно считают, что он используется исключительно в младших классах, и можно «проскочить» через этот этап работы с текстом. На самом деле пересказ – это основа для сочинения – допуска к Единому госэкзамену, для всех школьных рефератов и студенческих конспектов.

Поскольку учиться пересказывать нужно еще до школы, важно, чтобы родители уделили этому серьезное внимание.

 

Младшие дошкольники. Слушаем и отвечаем на вопросы

Пересказывать дети начинают задолго до того, как сами учатся читать. Когда вы читаете ребенку сказки, задавайте по ходу чтения самые простые вопросы относительно описываемой истории. Важно делать это по ходу чтения (ребенку младше трех лет трудно пересказывать историю ретроспективно) и задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом: «Кто обидел зайчика? Кто помог зайчику? Что сказал петушок?»

Такой «интерактив» очень нравится детям, которые из пассивных слушателей становятся деятельными участниками игры.

 

Старшие дошкольники. От наводящих вопросов к простому пересказу

В пять-шесть лет ребенок может пересказать простой текст. Начинать следует с историй, которые вы читаете ему вслух, даже если он сам умеет читать, ведь вы будете читать выразительно, интонацией подчеркивая основные моменты. Выбирайте простые и очень короткие истории – полтора-два десятка предложений. Скорее всего, сначала при попытке пересказать сказку ребенок будет пытаться воспроизвести ее дословно (и часто, благодаря хорошей памяти, детям это удается). Поэтому важно задавать ребенку наводящие вопросы: «Кто главный герой этой истории? Что с ним случилось? С чего все началось? Чем все закончилось?» Пусть ребенок перескажет историю еще раз спустя некоторое время, например бабушке, когда она придет в гости.

” В этом возрасте можно начинать анализировать произведения: кто хороший герой, кто плохой, почему они поступили тем или иным образом. Вы удивитесь, как много поводов для размышлений найдете в знакомых с детства сказках!

ребенок пересказывает

Младшие школьники. Рассказываем «своими словами»

Если раньше ребенку не удавалось уйти от простого заучивания текста (что само по себе полезно, поскольку развивает память), то теперь нужно учиться пересказывать текст «своими словами». Это сложный и важный этап, с которым многие дети не справляются без помощи родителей. Ведь нужно выделить главную сюжетную линию, уметь охарактеризовать героев, но при этом не упростить текст, не потерять образные выражения, использованные автором. Есть несколько приемов, которые помогут вам научить ребенка пересказу.

 

«По нарастающей»

Попросите ребенка пересказать текст тремя предложениями. Это заставит его найти главную сюжетную линию. Потом пятью предложениями, десятью, пятнадцатью – так добавится характеристика героев, рассказ об их чувствах и мыслях. Постепенно довести объем до двух третей исходного текста. Это поможет ребенку уйти от заучивания.

 

«Что на что похоже»

Художественное своеобразие текста важно не меньше, чем сюжетная линия. Попросите ребенка найти интересные сравнения в тексте: «старичок, похожий на гриб», «облака, как сахарная вата». Если он их обратит на них внимание, то использует в пересказе.

 

«Напиши свою историю»

Если предыдущие два упражнения непосредственно обучают пересказу, то третье учит творческому переосмыслению. Пусть ребенок подумает над тем, что было до начала пересказываемой истории и после ее завершения. Это не просто разбудит фантазию – дети в таком возрасте легко сочиняют истории, но сделают ее управляемой, ведь сочинять ему придется историю, в которой уже есть «заданные параметры» - герои со своими характерами и события, случившиеся с ними. Наконец, «дописывая» историю, ребенок вынужденно перескажет авторский текст своими словами.

 

Пятиклассники. Изучаем принципы конспектирования

В пятом классе пересказ – это уже насущная необходимость. Собственно, большинство уроков заканчивается словами «изучите параграф №…».

В этот момент дети, которые «выезжали» на отличной памяти, заучивая текст дословно, оказываются в отстающих, поскольку выучить текст – уже мало, нужно проанализировать его, понять и свободно оперировать полученной информацией.

Если к этому времени ребенок еще не освоил искусство пересказа, нужно срочно приступать к тренировкам! Вот приблизительный план работ, который нужно выполнить после чтения материала учебника.

  1. Выделить основные объекты (события, даты, персоны, явления), о которых говорится в материале.
  2. Разбить текст на логические части (лучше, если их будет немного, три-пять частей). Выделить основную мысль в каждой части. Установить логическую взаимосвязь между ними. Что вследствие чего происходит.
  3. Составить подробный план изучаемого параграфа учебника. Это основа будущего искусства написания конспектов! Расскажите ребенку, что такое опорный конспект: перечень основных пунктов текста, на который нужно ориентироваться при пересказе.
  4. Ответить на вопросы, приведенные после параграфа. Постараться сделать это на память. А не отыскивая нужные места в тексте.

Надеемся, теперь вы научите ребенка пересказывать текст, и это поможет ему в обучении!

13.09.2017
Автор: Алена Новикова
Обновлено 27.01.2022
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ванри (02/02/2022)
спасибо!!!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться