/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

«Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя…»

Расстройства аутичного спектра у детей глазами психиатра

Аутизм. Консультация психиатра Веры Паниной. Как часто встречаются расстройства аутичного спектра, перспективы лечения аутизма у детей, лекарства, используемые при лечении аутизма. Советы родителям детей с аутизмом.

Мы побеседовали с врачом психиатром и психотерапевтом педиатрического отделения «Ласка» многопрофильной клиники «Санитас» Верой Львовной Паниной о детском аутизме.

 

- Насколько часто появляются у вас пациенты с расстройствами аутичного спектра, не стало ли их больше в последнее время?

-  Мы не можем говорить об эпидемии, но можем отметить, что число таких пациентов растет. Растет и научный интерес к природе этого заболевания с психогенетической точки зрения. В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна, неясно, чего больше - взаимодействия множества генов, либо редких мутации, имеющие сильный эффект.

 

- На что надо обратить внимание всем родителям малышей?

- К сожалению, к нам обращаются, когда замечают отставание в речевом развитии и особенностях поведения в 2-3 года.

Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реакций малыша: расстройства пищевого поведения, когда младенец отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с большим удовольствием.

Аппетит у ребенка с РАС может быть плохим; он очень избирателен, некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыба, мясо. У детей могут быть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не подавая каких-либо признаков беспокойства. Ответ ребенка на внешние раздражители также может быть совершенно разным, от страха малейших шорохов до практически абсолютного отсутствия реакций, в том числе на обращение к нему. Малыш  даже может производить впечатление слепого и глухого. Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, «удобным» ребенком. Довольно часто у таких детей отмечается склонность к аллергиям.

- На что можно обратить внимание: сложно привлечь внимание такого ребенка, установить зрительный контакт, малыш смотрит будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако производящий впечатление умного, осмысленного не по годам развитого. Таких детей больше интересуют предметы, чем люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на голос матери.

Чаще отношение к взрослым у детей с РАС выражается полным отсутствием внимания или страха незнакомцев, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что расстройство проявляется в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.

 

- К какому специалисту надо обратиться в первую очередь для уточнения диагноза и начала лечения?

- В Новосибирске есть центры, которые подходят комплексно к диагностике и своевременной коррекции у детей с задержкой психо-речевого развития.

- Часто родители опасаются идти к психиатру, думая, что «моего ребенка сочтут сумасшедшим». Не нужно бояться обращаться за помощью, квалифицированный специалист сможет не только провести адекватную диагностику, но и назначит психолого-педагогическую коррекцию (при необходимости лекарственную), которая поможет выйти ребенку на другой уровень развития.

Важно показать ребенка логопеду, но не все логопеды работают с детьми с РАС, специалист должен быть компетентен в данной области. Работу с логопедом можно начинать с 2-3 лет, хотя некоторые специалисты нашего города, скорее всего вам откажут, и скажут прийти в 5-летнем возрасте, что только усугубит ситуацию.

 

- Сейчас родители тянутся к немедикаментозным методам лечения. Как вы считаете, стоит ли полагаться только на АВА-терапию ( метод коррекции поведения), например?

- АВА-терапия может быть по-настоящему действенной, но сказать, что это решение всех ваших проблем, не могу. По-сути, да простят меня коллеги, это в чем-то некая дрессировка ребенка, которая, безусловно, тоже может быть нужна, но не является панацеей при коррекции РАС. Все индивидуально.

 

- Какими методами вы пользуетесь в своей работе с пациентами с РАС?

- Что касается фармакотерапии: в настоящее время успешно применяются нейролептики (антипсихотики). Основная точка цель нейролептиков - блокада дофаминовых рецепторов в головном мозге. На нарушение регуляции обмена дофамина, вещества отвечающего за социализацию и мышление, при аутизме указывают многие исследования. Атипичные нейролептики, помимо блокады дофаминовых рецепторов, блокируют и серотониновые рецепторы головного мозга. Серотонин – активное вещество управляющее эмоциями человека. При назначении антипсихотика необходимо руководствоваться назначениями врача, а не рекламой "сарафанного радио".

 

- Что вы можете сказать о назначении ноотропных препаратов, которые так любят неврологи?

- Чаще всего данные препараты никак не влияют на аутистический спектр, а многие из них могут давать прямо противоположный эффект: еще большее возбуждение, ажитацию, потерю сна. Но, конечно, должно быть тесное взаимодействие между неврологом, психиатром и психологом при выборе терапии, чтобы не ошибиться с выбором.

В активе врачей есть эффективные методы, основанные на физиологических особенностях работы головного мозга, которые мы используем, чтобы усилить результат лекарственной терапии. Лучше всего использовать комплексный подход, а именно: нейросенсорную коррекцию, построение движений по Бернштейну, логопедическую работу, занятия на мелкую и крупную моторику, музыкотерапию, коллективные игры, индивидуальную и групповую психотерапию, арт-терапию, транскраниальную микрополяризацию. Но и перегружать ребенка разными методиками нельзя, вы получите обратный эффект.

 

- Реабилитируя ребенка, родители или единственный родитель часто забывает о себе, диагноз РАС недостаточно установить, его надо пережить. Как психотерапевт, расскажите немного о семейной психотерапии.

- Если родители просят о помощи, я оказываю поддержку и работаю с внутрисемейными установками в семье, как мамы, так и папы. Как правило, мать остается один на один с этой проблемой, отец просто самоустраняется, «это женские проблемы, мужикам здесь делать нечего». Ребенку необходимы оба родителя. Когда папа тоже начинает участвовать в коррекционных занятиях, мы замечаем больший эффект, чем работая с одной мамой. Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя, нужна семейная психотерапия, чтобы семья не распадалась. Когда рождается ребенок с отклонениями в развитии, родители теряют своего желанного, здорового, идеального ребенка, «ребенка своей мечты». Появление реального малыша, который не похож на созданный идиллический образ, повергает родителей в шок. В один миг рушатся не только мечты об идеальном ребенке, которого ждали в семье, но и все представления о будущем. Родителям необходимо иметь возможность «перерабатывать» свое горе: таким образом и в таком темпе, в котором это возможно именно в этой семье. Жизненный опыт бывает и неприятным, и внезапным, к нему никто не готовит.

- Конечно, мама сталкивается с огромным чувством вины, «что же я сделала неправильно». Пока она занимается самобичеванием и ищет причину в себе, ей начинает казаться, что данная проблема не решаема. Хотя, конечно, это не так.

«Особый» ребенок заставляет родителей развивать своеобразный вид мужества, дающий способность легко переносить трудности, поскольку, в некотором смысле, мамы и папы особых детей перенесли самое тяжелое горе, которое только может преподнести жизнь. Я не подхожу к проблеме аутизма, как к болезни, я подхожу к этому, как к новому, иному способу взаимодействия с окружающей средой, пытаюсь понять, что этот человек хочет, в чем нуждается.

- Мир людей с РАС не менее интересен и многогранен, чем наш, просто он другой. Дети не обязаны быть такими, какими мы их хотим видеть, каких ожидали, они просто хотят, чтобы их любили и принимали такими, какими они есть.

14.05.2016
Беседовала Татьяна Литвинова  (llazy)
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
llazy (23/04/2017)
http://www.kommersant.ru/doc/3276292
про инклюзию
dailylama (08/04/2017)
Viktoria sous le soleil
не согласна
нам предварительный неофициальный диагноз поставили очень рано, в 2 года, и мы очень рано начали реабилитацию с логопедами и психологами, в итоге добились хороших результатов в социализации ребенка к школе
наш не знает диагноза сейчас, мы не озвучиваем ему это, просто говорим что он другой, и что все разные, и ко всем нужно подстраиваться.
тут как себя родители поведут после диагноза, в большей степени от этого все зависит, а не от раннего диагноза.
Viktoria sous le soleil (08/04/2017)
:-)
llazy (06/04/2017)
Ulinamama

10-15 лет это же не долго, шансы есть воспользоваться бенефитами.

Ну вот препаратов многих противораковых не было, еще 20 лет назад, а сейчас есть, при нашей жизни, и многих других классов лекарств.
В 1997 году еще были совсем другие возможности.

Если ребенку сейчас 7, то в 27 еще все только начнется в ее жизни, учитывая что возраст дожития лет 80.
Ulinamama (06/04/2017)
llazy
То есть эти исследования дают шанс следующим поколениям аутичных детей, а как быть с нынеживущими? Как им поможет это исследование?
llazy (06/04/2017)
Natashik78
Цитата:
Наверное Екатерина заслуживает Нобелевской премии с такими-то результатами?

Я перевела в последнем абзаце какую-то статью,и дополнила ее своими соображениями, но конечно Екатерина тоже занимается интересными исследованиями и по-крайней мере на свою хорошую статью у нее точно есть.

Добавлено спустя 19 минут 16 секунд:

Natashik78 писал(а):
llazy писал(а):
Ulinamama
генетическое исследование - они не поставлены на поток , поэтому пока что никак


значит очередное ла-ла-ла, бла-бла-бла...


Исследования в области аутизма напоминают даже не собирание паззла из тысячи элементов.
Это вышивка из миллиона крестиков. Но каждый кто вышивает свой крестик вносит важный вклад , без которого невозможно объять необъятное. Мы не увидим картины, просто много цветных крестиков.
Мы очень далеко ушли всего лишь за семь лет в понимании этиопатогенеза .

Наука пришла к пониманию субстрата аутизма, где какие клетки в каких местах не правильно работают, почему он такой разный, если мы понимаем механизм поломки на уровне генов и клеток , мы можем разрабатывать лекарства, специфичные именно для рецепторов изменяющихся при аутизме. Клинические исследования идут, нам осталось ну лет пять.

Нет анализов всего лишь означает что нет материально-технической базы, но уже есть протоколы МРТ которые показывают признаки специфичные для аутизма. Исследована электрическая активность головного мозга, она тоже отличается. Есть исследования которые показывают что воздействие электро-магнитных полей на клетки мозга могут менять скорость проведения потенциала, и электрический потенциал воздействует на синапс который поврежден из-за неправильной mTOR и по принципу обратной связи число GABA рецепторов увеличивается , GABA-медиатр высвобождается и аутичные люди начинают узнавать лица и распознавать эмоции, как обычные люди.


Вполне возможно, что через 15 лет мы придем если не к исправлению генома, то внутриутробной диагностике и внутриутробной же терапии, и сможем выращивать здоровые мозги при исходно плохих генетических данных.

Мы в таком динамично меняющемся мире, о котором еще 30 лет назад было невозможно мечтать.
Natashik78 (06/04/2017)
Дисрегуляция mTOR сближает между собой нейродегенеративные заболевания - туберозный склероз, нейрофиброматоз ( при этих заболеваниях аутизм часто развичается как симптом), рассеянный склероз ( у аутизма и РС общего предполагаемая аутоиммунная природа и низкий уровень витамина Д в организме), диабет (общего с РАС аутоиммунная природа, нарушения обмена глюкозы и инсулина , у женщин с гестационным диабетом чаще рождаются дети с РАС, у детей с РАС чаще встречаются в семье случаи диабета) , колоректальный рак ( статистики по коморбидности РАС и колорктального рака нет, но там и там нарушен обмен витаминов группы B , нарушение цикла метилирования).

Ого! Наверное Екатерина заслуживает Нобелевской премии с такими-то результатами? Да! Все рядом, все близко! Что же делать?
Походить в группу садишной поддержки :give_heart:
Евгения Краснова (06/04/2017)
Natashik78
Это очень важное ла-ла-ла. Без него и через 10 лет ничего не изменится. Дай Бог, чтобы исследования велись и нашлась бы наконец "волшебная таблетка" aga-aga
Natashik78 (06/04/2017)
llazy писал(а):
Ulinamama
генетическое исследование - они не поставлены на поток , поэтому пока что никак


значит очередное ла-ла-ла, бла-бла-бла...
llazy (05/04/2017)
Ulinamama
генетическое исследование - они не поставлены на поток , поэтому пока что никак
Ulinamama (05/04/2017)
llazy
А как это можно доказать? Простите , что мучаю глупыми вопросами, но тема уж больно животрепещущая и важная, а медицинско-научного языка я не понимаю вовсе , тупня Embarassed .
llazy (05/04/2017)
Ulinamama
это очередная гипотеза - надо дрказать что есть нарушения mTOR
Ulinamama (05/04/2017)
llazy
Если я правильно поняла - детям с РАС рекомендована низкокалорийная диета с низким содержанием белка? Или как....
llazy (05/04/2017)
Спасибо всем кто анонсировал лекцию в ИЦИГ, было интересно.
Рассказали очень много нового, для меня по крайней мере , совершенно другой угол зрения на этиологию и патогенез аутизма.
Лекцию можно было бы озаглавить : Все что вы хотели бы знат о ингибировании сигнального пути киназ mTOR.

Киназы это класс ферментов отвечающих за превращения белков , их очень много они работают в клетках иммунной системы, в скелетной мускулатуре , в синапсах нейронов.
Исследования идут очень активно, 10-15 лет и наверно все-таки научатся чинить генные поломки связанные с этим классом киназ, и до 70% аутизма будет излечимо.
В первую очередь это касается синдромов Аспергера и Каннера , со стертыми формами и всякими аминоуриями сложнее, надо разбираться что причина.

В ходе лекции был приведен список того что может блокировать киназный каскад ( ингибирование сигнального пути mTOR) . Это то что можно применить в рамках биомедицины:

Диета со сниженным содержанием белка
Диета со сниженным калоражем.

Препарат метформин блокирует киназы ( применяется для лечения диабета II типа)
N - ацетилцистеин
Кверцитин
Кофеин
Куркумин

Дисрегуляция mTOR сближает между собой нейродегенеративные заболевания - туберозный склероз, нейрофиброматоз ( при этих заболеваниях аутизм часто развичается как симптом), рассеянный склероз ( у аутизма и РС общего предполагаемая аутоиммунная природа и низкий уровень витамина Д в организме), диабет (общего с РАС аутоиммунная природа, нарушения обмена глюкозы и инсулина , у женщин с гестационным диабетом чаще рождаются дети с РАС, у детей с РАС чаще встречаются в семье случаи диабета) , колоректальный рак ( статистики по коморбидности РАС и колорктального рака нет, но там и там нарушен обмен витаминов группы B , нарушение цикла метилирования).
Btata (03/04/2017)
Девочки, может кому интересно.
В среду 5 апреля в 16.00 в конференц-зале Института Цитологии и генетики (пр. Лаврентьева, 10) состоится публичная лекция Екатерины Трифоновой "Аутизм: информация к размышлению"
Эта лекция научная, вход на неё свободный.
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться