/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

«Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя…»

Расстройства аутичного спектра у детей глазами психиатра

Аутизм. Консультация психиатра Веры Паниной. Как часто встречаются расстройства аутичного спектра, перспективы лечения аутизма у детей, лекарства, используемые при лечении аутизма. Советы родителям детей с аутизмом.

Мы побеседовали с врачом психиатром и психотерапевтом педиатрического отделения «Ласка» многопрофильной клиники «Санитас» Верой Львовной Паниной о детском аутизме.

 

- Насколько часто появляются у вас пациенты с расстройствами аутичного спектра, не стало ли их больше в последнее время?

-  Мы не можем говорить об эпидемии, но можем отметить, что число таких пациентов растет. Растет и научный интерес к природе этого заболевания с психогенетической точки зрения. В большой степени развитие аутизма связано с генами, однако генетика аутизма сложна, неясно, чего больше - взаимодействия множества генов, либо редких мутации, имеющие сильный эффект.

 

- На что надо обратить внимание всем родителям малышей?

- К сожалению, к нам обращаются, когда замечают отставание в речевом развитии и особенностях поведения в 2-3 года.

Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реакций малыша: расстройства пищевого поведения, когда младенец отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с большим удовольствием.

Аппетит у ребенка с РАС может быть плохим; он очень избирателен, некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыба, мясо. У детей могут быть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не подавая каких-либо признаков беспокойства. Ответ ребенка на внешние раздражители также может быть совершенно разным, от страха малейших шорохов до практически абсолютного отсутствия реакций, в том числе на обращение к нему. Малыш  даже может производить впечатление слепого и глухого. Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, «удобным» ребенком. Довольно часто у таких детей отмечается склонность к аллергиям.

- На что можно обратить внимание: сложно привлечь внимание такого ребенка, установить зрительный контакт, малыш смотрит будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако производящий впечатление умного, осмысленного не по годам развитого. Таких детей больше интересуют предметы, чем люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на голос матери.

Чаще отношение к взрослым у детей с РАС выражается полным отсутствием внимания или страха незнакомцев, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что расстройство проявляется в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.

 

- К какому специалисту надо обратиться в первую очередь для уточнения диагноза и начала лечения?

- В Новосибирске есть центры, которые подходят комплексно к диагностике и своевременной коррекции у детей с задержкой психо-речевого развития.

- Часто родители опасаются идти к психиатру, думая, что «моего ребенка сочтут сумасшедшим». Не нужно бояться обращаться за помощью, квалифицированный специалист сможет не только провести адекватную диагностику, но и назначит психолого-педагогическую коррекцию (при необходимости лекарственную), которая поможет выйти ребенку на другой уровень развития.

Важно показать ребенка логопеду, но не все логопеды работают с детьми с РАС, специалист должен быть компетентен в данной области. Работу с логопедом можно начинать с 2-3 лет, хотя некоторые специалисты нашего города, скорее всего вам откажут, и скажут прийти в 5-летнем возрасте, что только усугубит ситуацию.

 

- Сейчас родители тянутся к немедикаментозным методам лечения. Как вы считаете, стоит ли полагаться только на АВА-терапию ( метод коррекции поведения), например?

- АВА-терапия может быть по-настоящему действенной, но сказать, что это решение всех ваших проблем, не могу. По-сути, да простят меня коллеги, это в чем-то некая дрессировка ребенка, которая, безусловно, тоже может быть нужна, но не является панацеей при коррекции РАС. Все индивидуально.

 

- Какими методами вы пользуетесь в своей работе с пациентами с РАС?

- Что касается фармакотерапии: в настоящее время успешно применяются нейролептики (антипсихотики). Основная точка цель нейролептиков - блокада дофаминовых рецепторов в головном мозге. На нарушение регуляции обмена дофамина, вещества отвечающего за социализацию и мышление, при аутизме указывают многие исследования. Атипичные нейролептики, помимо блокады дофаминовых рецепторов, блокируют и серотониновые рецепторы головного мозга. Серотонин – активное вещество управляющее эмоциями человека. При назначении антипсихотика необходимо руководствоваться назначениями врача, а не рекламой "сарафанного радио".

 

- Что вы можете сказать о назначении ноотропных препаратов, которые так любят неврологи?

- Чаще всего данные препараты никак не влияют на аутистический спектр, а многие из них могут давать прямо противоположный эффект: еще большее возбуждение, ажитацию, потерю сна. Но, конечно, должно быть тесное взаимодействие между неврологом, психиатром и психологом при выборе терапии, чтобы не ошибиться с выбором.

В активе врачей есть эффективные методы, основанные на физиологических особенностях работы головного мозга, которые мы используем, чтобы усилить результат лекарственной терапии. Лучше всего использовать комплексный подход, а именно: нейросенсорную коррекцию, построение движений по Бернштейну, логопедическую работу, занятия на мелкую и крупную моторику, музыкотерапию, коллективные игры, индивидуальную и групповую психотерапию, арт-терапию, транскраниальную микрополяризацию. Но и перегружать ребенка разными методиками нельзя, вы получите обратный эффект.

 

- Реабилитируя ребенка, родители или единственный родитель часто забывает о себе, диагноз РАС недостаточно установить, его надо пережить. Как психотерапевт, расскажите немного о семейной психотерапии.

- Если родители просят о помощи, я оказываю поддержку и работаю с внутрисемейными установками в семье, как мамы, так и папы. Как правило, мать остается один на один с этой проблемой, отец просто самоустраняется, «это женские проблемы, мужикам здесь делать нечего». Ребенку необходимы оба родителя. Когда папа тоже начинает участвовать в коррекционных занятиях, мы замечаем больший эффект, чем работая с одной мамой. Чувство страха и отчаянье испытывают оба родителя, нужна семейная психотерапия, чтобы семья не распадалась. Когда рождается ребенок с отклонениями в развитии, родители теряют своего желанного, здорового, идеального ребенка, «ребенка своей мечты». Появление реального малыша, который не похож на созданный идиллический образ, повергает родителей в шок. В один миг рушатся не только мечты об идеальном ребенке, которого ждали в семье, но и все представления о будущем. Родителям необходимо иметь возможность «перерабатывать» свое горе: таким образом и в таком темпе, в котором это возможно именно в этой семье. Жизненный опыт бывает и неприятным, и внезапным, к нему никто не готовит.

- Конечно, мама сталкивается с огромным чувством вины, «что же я сделала неправильно». Пока она занимается самобичеванием и ищет причину в себе, ей начинает казаться, что данная проблема не решаема. Хотя, конечно, это не так.

«Особый» ребенок заставляет родителей развивать своеобразный вид мужества, дающий способность легко переносить трудности, поскольку, в некотором смысле, мамы и папы особых детей перенесли самое тяжелое горе, которое только может преподнести жизнь. Я не подхожу к проблеме аутизма, как к болезни, я подхожу к этому, как к новому, иному способу взаимодействия с окружающей средой, пытаюсь понять, что этот человек хочет, в чем нуждается.

- Мир людей с РАС не менее интересен и многогранен, чем наш, просто он другой. Дети не обязаны быть такими, какими мы их хотим видеть, каких ожидали, они просто хотят, чтобы их любили и принимали такими, какими они есть.

14.05.2016
Беседовала Татьяна Литвинова  (llazy)
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
llazy (18/11/2016)
Гусыня
В 6 месяцев это было очень давно. Уж три года как прошло , покажитесь еще раз, не обязательно Корню.
Любой невролог с дипломом скажет вам здоров ребенок или болен. А вот диагнозы у разных специалистов разные.
Я еще раз повторюсь, капризность, нежелание одеваться, самостоятельно есть это демонстративно-истерические черты характера, но не патология.
Возможно между детьми идет борьба за внимание родителей или матери.
Анализируйте себя.
Начните с себя что вы делаете не так что у вас ребенок какой-то не такой. Вспомните перед походом к врачу чем ребенок переболел.
Любые инфекции, начиная от соплей, аденоиды, и другие ЛОР заболевания, ротавирусная инфекция, а не кусал ли его клещ ? Парестезии ( когда все чешется и неприятно прикасаться к коже) и астенизация могут быть из-за интоксикации гельминтами, например.
Слова не характерные для дошкольника говорят что у нее хорошая память, подрастет отдайте на языки.
ANKA (18/11/2016)
Гусыня
М.б. вы этому неврологу говорили про подозрения насчет РАС. Так мы тут в принципе с ним вроде бы все согласны. :-)
Он в общем-то неплохой невролог. Тут у нас много кого еще советовали. Вы попробуйте не говорить о конкретных диагнозах в подозрениях. А просто, как нам описали, так и опишите картину.
Мы же поняли и согласились, что что-то не так с ребенком. В силу просто своего опыта можем сказать, что на тот диагноз, о котором вы спрашиваете, не похоже. А что это может быть еще, тут уж у нас квалификации маловато aga-aga
АЧер (18/11/2016)
Natashik78 писал(а):
АЧер
*То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. *
Простите, но Вы глупости говорите. Изучайте мат.часть. Я понимаю, что на практику в Центре вам Аспергеров не приводили. Но РАС, на то и спектр, что проявлений внутри -- миллион! В том числе и с отличным пониманием и владением речью. А порой даже с большим опережением по сравнению с нейротипичными детьми. И даже при синдроме Каннера в симптомах нет отсутствя речи.. А здесь же мы говорим о вероятности Аспергера.


Я изучаю матчасть, но это процесс, а не мгновенная вещь.
И я не имела ввиду не саму речь. Я имела ввиду особенности её использования. Речь - как способ коммуникации.
В центре есть очень продвинутый в речевом плане ребенок. Он может даже сказать очень много чего, и даже нафантазировать и сказать, что он так пошутить хотел. Но он все равно использует речь не так, как нормотипичные дети. Он её использует периодически не в том смысловом контексте, не в той форме, без согласования окончаний и не в тех обстоятельствах...
Про "лес густой" - это придуманная мной ассоциация, если хотите. Таково моё личное ощущение, как человека со стороны. Вы его можете принимать или не принимать. Я высказала мнение и отошла. Я никому его не навязываю. Но даже взрослые, работающие и так далее, достаточно успешные люди с аспергером иногда пишут, что если бы им написали на бумажке фразу, которую им только что сказали или выдали инструкцию - им было бы гораздо проще понять, чего от них хотят. И тут дело не в уме,и в умении говорить, а в особенностях восприятия информации извне. Smile
Natashik78 (18/11/2016)
АЧер
*То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. *
Простите, но Вы глупости говорите. Изучайте мат.часть. Я понимаю, что на практику в Центре вам Аспергеров не приводили. Но РАС, на то и спектр, что проявлений внутри -- миллион! В том числе и с отличным пониманием и владением речью. А порой даже с большим опережением по сравнению с нейротипичными детьми. И даже при синдроме Каннера в симптомах нет отсутствя речи.. А здесь же мы говорим о вероятности Аспергера.
АЧер (18/11/2016)
Гусыня писал(а):
Спасибо за ответы. На самом деле читаю тему эту с рождения дочи, так как вижу некоторые сходства но и некоторые вкорне отличия. Речь - это наше всё. Она говорит и рассуждает.
У кого то из сибмам прочитала, что после 3х легче если с обычным ребенком а у неё не легче. Так вот и у меня не легче.
Старший в 4,5 уже человечищем был, прям взрослый мужик, только маленький. А доча ни на секунду не дает покоя. Настораживает, что при том что в 4 она читает, но не ест, не одевается сама, не играет, не вспомнила где правая рука (но знает гипотенузу и экватор). Из неврогогов я доверяла
Скрытый текст:
Корню
, но его политика теперь вызывает сомнения, так как свои подрзрения относительно ребенка я озвучивала еще в 6 месяцев, но услышала что я накручиваю и ребенок здоров.


То, что ребенок нормально пользуется речью и выражает свои мысли - уже не аутизм. Для любого ребенка с РАС все социальные отношения и коммуникация с другими людьми с помощью речи - лес густой. И это чувствуется, когда плотно с таким ребенком пообщаешься.

На самом деле, в книжках по аутизму часто пишут, что до 8 месяцев то, что характерно для детей с РАС(расстройства аутистического спектра) характерно и для "нормотипиков". То есть детей, которые развиваются по норме.
Возраст, когда можно уже с уверенностью можно подозревать РАС - это начиная с 1,5 лет примерно. Сейчас стараются проверять детей на РАС с 1,2 до 2 лет, пока не произошло закрепление аутоподобного поведения, потеря приобретенных до этого навыков, и в мозгу можно с помощью правильных коррекционных занятий запустить формирование других связей. Ну по крайней мере основная цель и надежда самого раннего из всех "ранних" современных вмешательств - она вот эта.

В общем, детский психиатр вам в помощь. только квалифицированный. Возможно что-то не то с сенсорной системой и вестибулярным аппаратом. Поэтому есть гиперчувствительность к запахам-звукам-прикосновениям и неуклюжесть есть.
Гусыня (17/11/2016)
Спасибо за ответы. На самом деле читаю тему эту с рождения дочи, так как вижу некоторые сходства но и некоторые вкорне отличия. Речь - это наше всё. Она говорит и рассуждает.
У кого то из сибмам прочитала, что после 3х легче если с обычным ребенком а у неё не легче. Так вот и у меня не легче.
Старший в 4,5 уже человечищем был, прям взрослый мужик, только маленький. А доча ни на секунду не дает покоя. Настораживает, что при том что в 4 она читает, но не ест, не одевается сама, не играет, не вспомнила где правая рука (но знает гипотенузу и экватор). Из неврогогов я доверяла
Скрытый текст:
Корню
, но его политика теперь вызывает сомнения, так как свои подрзрения относительно ребенка я озвучивала еще в 6 месяцев, но услышала что я накручиваю и ребенок здоров.
Шмелка (17/11/2016)
Гусыня
Кое-какие моменты прямо противоположны аутисту. Уже написали выше.
Ну, и да, надо конечно к грамотным неврологу и психиатру.
ANKA (17/11/2016)
Гусыня
Цитата:
Может на ровном месте заплакать со словами "мне скучно".

Цитата:
Одна не играет и не находится в помещении совсем

Цитата:
С людьми контачит нормально, согласно возрасту


Вот это, на мой взгляд, говорит о том, что у вас не аутизм.

Что-то определенно не в порядке. Но это не Аспергер. aga-aga

У моего сына есть почти все, о чем вы пишите, но вот те пункты, которые я выделила - прямо противоположны. У него Аспергер.
llazy (17/11/2016)
Гусыня
Вам надо начать с невролога , неловкость при движениях, неустойчивое настроение, неумение себя занять ( уже поэтому не аутист - они любят играть одни, им никто не нужен), капризность это с одной стороны признаки какой-то незрелости , в 4 года ребенок обычно устойчив и моторно ловок, укачивание и моторная неловкость согласуются, что-то с мозжечком может быть, а может быть отит перенес и теперь у нее нарушено чувство положения в пространстве, орган равносесия прилежит к камере уха.

После невролога посетите психолога, может быть корни поведения ребенка в семье.
Или у вас какие-то конфликты скрытые, или наоборот крикливые , взбалмошные родственники. Может быть что-то происходит в детском саду.
Негативное поведение всегда имеет причину.

Ребенок скорее всего здоров, с некоторыми особенностями характера, и ему очень плохо, он почему-то очень несчастный.
Отсюда истерики. Ну а трусы могут тереть. Подберите одежду по размеру, аккуратно спорите ярлыки, проверьте швы.
Я так делаю, но я не аутист. ))
Гусыня (17/11/2016)
Здравствуйте. У меня дочери 4,5 года. Начались странности. Подскажите, не похоже ли на Аспергера.
Начну с того, что с рождения в положенное время ребенок не улыбался, почти до 9 месяцев. Был своеобразный комплекс оживления, то есть глаза оживают, но нет улыбки и перебирания ручками-ножками не такие активыные (сравниваю со старшим в этом возрасте). Не могли мы ее держать на руках в одном положении больше минуты, начинала выгибаться и капризничать, приходилось всегда менять положение.
Не лежала в коляске, гуляли только со спящей. На просыпание почти всегда ор, как и на одевание.
Но при этом с речью все ок - заговорила в год, речь яркая, с аппетитом более чем ок (может понравиться даже то, что обычно дети не любят - оливки, креветки и т.д.), слово "я" присутствует, указательный жест есть.
Сейчас имеем: трясет головой, как будто говорит "нет" Началось после одного часа в садике, туда мы больше не пошли, трясти головой продолжает 2 месяца уже.
Стала сжимать кулаки и втягивать голову. (В таком виде очень похожа на аутят). Очень капризна и плаксива - это было всегда. Очень чуствительна к запахам - до рвоты может.
Может на ровном месте заплакать со словами "мне скучно". Это вообще наше всё в последнее время. Одна не играет и не находится в помещении совсем - это тоже с рождения.
Много знает, но вчера на тренировке не смогла вспомнить где правая рука. По этому поводу истерила.
Истерики по поводу не удобной одежды. Неправильными могут быть даже трусы.
На днях сказала, что ей не нравится когда мы к ней прикасаемся, до этого любила щекотки и поглаживания.
Аппетит такой же, причем иногда кажется забывает что обедала и может еще попросить.
Совершенно не может ездить в машине, тошнит уже через километр, тоже с рождения.
С людьми контачит нормально, согласно возрасту.
Недавно началось - когда слышит, что открывается дверь в квартире, начинает резко куда-нибудь бедать, прятаться. Все это очень резко, часто по этому травмируется.
Для своего возраста очень неловка.
Как то так. Извините за много букв. Боюсь написать не значимое и пропустить то, что понятнее охарактеризует ребенка. Я вижу, что она не такая как другие дети - а что не так, непойму.
Марина Ю. (17/10/2016)
изображение
NatashaSv (15/09/2016)
MamaTimana писал(а):
Помогите, пожалуйста. Были у психиатра, поставили риск шизоидного характера, с-Аспергера под вопросом.

Но...

У нас Тимофей как-то обострился в последнее время, напишу Вам подробнее, может надо снова на прием или посоветуете что-то.

У Тимоши постоянно напряженное выражение лица, если приходят в песочницу другие дети и начинают взаимодействие со мной - отключается, взгляд в одну точку, будто завис, прекращает свои занятия и так сидит. Если взаимодействие с ним, то получше, но понимает, что самому ему трудно, просит "мама, помоги мне поменяться игрушкой".
Подёргивание плечиками на высоте эмоций, в руках какие-то движения постоянно, не махи крылышками, но руки не спокойны, какое-то волнообразное движение, иногда скрещивает пальцы на руке. Нытье, бесконечное, все воспринимается остро, вот сидел папа и вот он пошел ужинать на кухню - "ну где же папа, ну он же был здесь, когда же он вернется, все никак, все никак!". Причитает как старичок по любому малому поводу. Стал совать пальцы в рот когда плачет и вообще весь как раскаленный провод. После моих замечаний "не бросай мячик в стекло, бросай в стену или корзину", начинается дрожание губ, "я тогда уйду от тебя в лес", "ты ругаешь меня, ты не любишь меня".
Положительные эмоции тоже... Не имеют нормального выхода. Например лезет по опасной лестнице на горку, что-то рассмешило - тут же ножки подгибаются, голову запрокидывает назад, совершенно забывает о ситуации в которой он находится.
Сегодня утром услышала, что Тим проснулся, и зовет меня: "Мама, где ты", вошла в комнату тихо, он не ожидал и затрясся, хотя смотрел на меня и улыбался при этом.
Раньше прекрасно встречал папу с работы, теперь аж подпрыгивает, когда видит его и бежит сломя голову в другую сторону, это выглядит как... Крайняя нервность и неумение контролировать свои эмоции. Я ловлю его, глажу, говорю: "Папа пришел, как ты обычно встречаешь его" - идет спокойно к папе, целует, говорит "привет", далее ведет себя нормально.

Все это за последнее время как-то обострилось одновременно с появлением у сына "Я", до этого момента он путал местоимения, в 2.6 (то есть несколько дней назад почти) стал четко говорить "я" про себя и "ты" про других членов семьи. Усилилось упрямство, своеволие, все это как я думаю как раз соответсвует возрастному кризису, но пугают "побочные эффекты", которые я описала выше!
Еще продолжает накапливать факты, обязательно надо знать, на каком транспорте гости приехали к нам, а обратно на каком поедут, в каком магазине они купили торт. Вообще к любым гостям первый вопрос: "Вы на чём к нам приехали?". Не похоже на любопытство, больше похоже на навязчивые интересы что ли.

Спасибо!

Здравствуйте, можете посмотреть информацию на этом сайте, я для себя много полезного почерпнула в этой ассоциации. autismpobedim.kz

Добавлено спустя 15 минут 4 секунды:

AnnSor писал(а):
Дорогие мамы особенных детей, можно сказать, дорогие коллеги! Wink
Мы, инициативная группа родителей, решили официально создать родительское сообщество Новосибирска, которое будет заниматься проблемами детей с РАС. Прежде всего мы хотели бы узнать, сколько нас, собрать некоторую статистику. Очень просим вас, заполнить анкету, чтобы понять, какие вопросы нам стоит решать в первую очередь. Анкету можно заполнять анонимно или нет, как хотите. Очень рассчитываем на вашу поддержку, это важно для всех нас!

Анкета здесь: https://yadi.sk/i/5F2XEPi5r5TxH

Здравствуйте! Не поздно ли заполнить анкету? Недавно вернулась в Новосибирск, очень бы хотелось принять участие в клубе мам детей-аутистов, узнать что-то новое может быть. Моему сыну 7, аутизм поставили в 4-5 лет.
llazy (08/09/2016)
http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0123106 это очень научная статья, в которой описывается влияние иммуноглобулинов на дифференцировку и созревание клеток головного мозга и связь мутаций некоторых генов, в частности KIRREL3 ( там их целый комплекс) с аутизмом и УО.
Возможно кому-то кто будет искать еще информацию пригодятся ключевые слова оттуда.
llazy (31/07/2016)
MamaTimana
обычный кризис трех лет
вам надо сходить к какому-нибудь самому заурядному психологу, он все расскажет.
Цитата:
Еще продолжает накапливать факты, обязательно надо знать, на каком транспорте гости приехали к нам, а обратно на каком поедут, в каком магазине они купили торт. Вообще к любым гостям первый вопрос: "Вы на чём к нам приехали?". Не похоже на любопытство, больше похоже на навязчивые интересы что ли.

тоже абсолютно нормальное поведение. Гендерно ориентированное.
Если например папа поощряет у своей трехлетки интерес к автомобилям то в этом возрасте мальчик может отличить хэчбек от седана, а ауди от мерседеса.

Руки во рту могут быть потому что продолжается прорезывание зубов, в это время дети могут быть особо плаксивыми, обидчивыми и несговорчивыми. Вспомните себя когда у вас что-то болит.
Sunday (27/07/2016)
Порой в семьях, где есть кризисные дети, в наибольшем неведении остаются именно их обычные братья и сестры. Им сложно объяснить чужим взрослым, что их особенные дети - не избалованные, не злые, что им просто необходимо другое отношение. Они в одиночку противостоят обществу и часто им тоже нужна помощь, им нужно Дело - помогать своим родным, быть частью Команды!

Скрытый текст:
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться