/О детях/Воспитание и психология/Капризы, непослушание, неврозы, страхи

Как помочь тревожному ребенку?

Причины и последствия детской тревожности

тревожный ребенок
Внутренняя тревога может скрываться за самым разным проблемным поведением. Одни дети, спасаясь от тревоги, грызут ногти, другие – отказываются от нового. Детские страхи, навязчивые ритуалы, агрессия, апатия, побег в мир фантазий – все это может быть следствием тревожности. 

Откуда берется тревожность у детей? Как она проявляется и чем можно помочь ребенку?

Причины тревожности у детей

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, и опыт консультирования позволяют представить причины развития тревожности у детей следующим образом:

  • отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
  • отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
  • ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
  • к ребенку предъявляются завышенные требования;
  • авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;
  • негибкая, догматическая система воспитания;
  • неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
  • противоречия между высокими притязаниями, вызванными захваливанием, и реальными возможностями детей.

Сегодня, к сожалению, существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

 У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Последствия тревожности

Тревога далеко не всегда выступает в явной форме, поскольку является довольно тягостным состоянием. И как только она возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.

Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего. Так возникают детские страхи. Страх – «первая производная» тревоги. Его преимущество в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое-то свободное пространство для маневра. Если, например, ребенок боится собак, то можно гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявления страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги.

У некоторых детей эту защитную функцию выполняют определенные ритуальные действия, которые «охраняют» их от возможной опасности. Примером может служить ребенок, старающийся не наступать на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Отрицательная сторона таких ритуалов – некоторая вероятность перерастания подобных действий в неврозы навязчивости.

 Однако необходимо учитывать, что тревожный ребенок ведет себя так не для того, чтобы позлить или позабавить родителей, он просто не нашел другого способа борьбы с тревогой. При всей неадекватности и нелепости таких способов их нужно уважать, не высмеивать, а помогать ребенку другими методами «отреагировать» свои проблемы, нельзя разрушать «островок безопасности», ничего не давая взамен.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе фантазия – замечательное качество, присущее детям, позволяющее человеку выходить за пределы действительности, строить свой внутренний мир, не скованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должна быть постоянная взаимосвязь.

Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а скорее, противопоставляет себя ей. Если в жизни ребенок необщительный, у него мало друзей, то в мечтах он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восхищение. То, что такие дети, на самом деле могли бы достичь предмета своих мечтаний, их, как ни странно, не интересует, даже если это стоит незначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они вообще стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Реальное и фантазийное у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы воспринимается, как тяжелый сон.

  Однако такой уход в иллюзорный мир недостаточно надежен – рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка и нужны будут более эффективные методы защиты от тревоги.

Изучая детский возраст, Эрик Берн – известный психолог, популяризатор психотерапии -  пришел к выводу, что есть тревожные дети, которые приходят к простому умозаключению, - чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности. Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае, унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы.
 

тревожный ребенок

Другой часто встречающийся исход тревожных переживаний у детей детально описан в книге Е.М. Волкова «Трудные дети или трудные родители?». Это пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешается отказом от любых стремлений. «Маска» апатии еще более обманчива, чем «маска» агрессии. Апатия часто является следствием безуспешности других способов адаптации, когда ни фантазии, ни ритуалы, ни даже агрессия не помогают справиться с тревогой. Но апатия и безразличие – это чаще всего следствие завышенных требований и чрезмерных ограничений. Если ребенок ничего не хочет делать сам, значит, родителям надо тщательно пересмотреть свои требования. Выход из апатии возможен только через преодоление конфликтных переживаний. Следует предоставить ребенку полную свободу, проявления любой инициативы, поощрять любую его активность.

А.И. Захаров, изучая развитие тревожности у дошкольников, отмечает, что тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Эти дети часто испытывают двигательное возбуждение: теребят одежду, манипулируют чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к привычкам невротического характера: они грызут ногти, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Помощь тревожным детям

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. Задача взрослого  - помочь ребенку справиться с неприятным состоянием:

  1. Обратить внимание, как это ни банально прозвучит, на душевный дискомфорт ребенка. Тревожный ребенок не обратится сам за помощью.
  2. Оказать поддержку, дать понять ребенку, что он не один, рядом с ним человек, который поможет и защитит.
  3. Помочь найти выход тревожащим мыслям, образам и чувствам через символические действия: игра, лепка, рисование, танец, сочинение сказок…
  4. Если потребуется, обратиться за помощью к психологу.

Все это поможет создать соответствующие условия, чтобы снизить уровень тревожности у ребенка.

14.01.2008,
обновлено 27.10.21
Анна Бердникова

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться