«Точки роста»: новые возможности для всех школьников
В последние годы в нашей стране идет изменение школьного образования от чисто теоретического к более практическому. Детям дают возможность изучать науки не только по учебникам, но и на лабораторных работах, в проектной деятельности или в рамках дополнительного образования.
Эти занятия, конечно, требуют не только изменения школьной программы, но и сложного разнообразного оборудования. Если для школ Москвы и других крупных городов такие возможности есть, то в сельских школах или небольших городах на это просто нет финансирования, и дети не имеют возможности проводить лабораторные работы, учиться технологии на современном уровне или заниматься проектной деятельностью.
Именно для таких школ национальный проект «Образование» открывает центры развития «Точка роста».
Что такое «Точки роста»
«Точки роста» – это подразделения школы, которые осуществляют обучения по основным или дополнительным образовательным программам. Направление обучения может быть разным: естественно-научным, гуманитарным, техническим. Какое именно направление будет в конкретной школе, решают региональные власти. Это, пожалуй, один из минусов проекта – получается, что такие центры не для всех. Если ребенок хочет изучать естественные науки, а в школе сделали гуманитарный центр, то вряд ли это ему поможет.
Бывает так, что школе повезло, и она получает сразу несколько «Точек роста» по разным направлениям. Все их объединяет одно - самое новое, качественное инновационное оборудование. Для «точек» естественно-научной направленности это будут микроскопы, оборудование для химических лабораторий и опытов по физике. Для технологического направления - компьютеры, оборудование для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, наборы для проведения лабораторных и практических занятий. Для гуманитарного - конференц-залы с мультимедиа оборудованием, центры коворкинга, где дети могут проводить кружки и занятия.
" Кроме оборудования, в кабинетах «Точек роста» сделан современный ремонт – яркая удобная мебель, хорошее освещение. Все это напоминает школы будущего из фильмов, где очень умные и собранные дети лежат с ноутбуками на мягких пуфиках и пишут программы для своих домашних роботов…
Несомненно, все это дает возможности, которых раньше в этих школах не было. Удобные новые кабинеты привлекают детей. Здесь проводятся не только лабораторные и практические занятия, но и дополнительные школьные мероприятия – интеллектуальные игры, конкурсы проектов и т.д. (Главное, чтобы эти помещения не превратились просто в актовый зал.)
Возможности и проблемы
Выглядит все это очень заманчиво. Но самый большой вопрос – в учителях. Работать там будут те же педагоги, что и до этого работали в этой сельской школе. Им необходимо дополнительное обучение для того, чтобы они могли заниматься с детьми на всем этом инновационном оборудовании. Не думаю, что каждый учитель сельской школы готов сам заниматься робототехникой или электроникой, да и не каждый директор школы вообще готов подпускать детей к дорогостоящему оборудованию. Необходимо, чтобы самим учителям и администрации школы было это интересно и важно! Вот тогда с этой приборной базой можно будет создавать действительно интересные и полезные детям курсы.
Ведь для многих детей наука из учебника остается слишком абстрактной, они просто не понимают, как это все выглядит в жизни. Ну, как можно понять, что такое клетка, не посмотрев в микроскоп хотя бы на кожицу лука? Или как понять, что такое химическая реакция, ни разу ее не сделав? Как научиться публично выступать, если не попробовать?
Есть и другие сложности, связанные с самим оборудованием. Например, бывает, что на школу, где в классе по 15-18 учеников, ставят только 3-4 набора для лабораторных работ. Конечно, это гораздо лучше, чем ничего, и дети могут работать в группах на одном приборе.
А еще есть проблема ремонта, замены комплектующих и расходных материалов для всего этого. Сейчас проект есть, и он хорошо финансируется, но такие вещи создаются не на один год. Хочется, чтобы не только сегодняшние школьники, но и те, кто придут учиться через несколько лет, могли заниматься на этом научном оборудовании. А будет ли финансирование и возможность покупать материалы – большой вопрос. Но пока проект есть, и заниматься дети могут уже сейчас.
А что у нас?
Проект работает по всей стране, в том числе и в Новосибирской области. «Точки роста» активно открываются по всей области, они уже есть в сельских школах каждого из 30 районов.
" За 2023 год в области открылось 66 образовательных центров, всего на данный момент их 318. Новый центр есть в каждой второй сельской школе.
В 2024 планируют открыть еще 64 «Точки роста». Сейчас это больше трех тысяч мест дополнительного образования, где школьники могут развивать свои таланты и пробовать себя в науке и технике.
Aysa
фото vk.com/minobrnso
8.04.24