12 февраля во всех российских школах пройдет итоговое собеседование по русскому языку для выпускников 9 классов. По его результатам школьники получают допуск к ОГЭ.
Цель итогового собеседования – не только знание правил русского языка, но и проверка коммуникативных навыков, умения спонтанно говорить.
Начало экзамена – в 9 утра, девятиклассников приглашают на него по очереди. Участнику выдается текст для чтения, черновик, варианты заданий для монолога. С собой можно принести только черную гелевую ручку, а вот средства связи, фото- и видеоаппаратуру, справочники, заметки и т.д. брать нельзя, за нарушение участника удаляют с собеседования (в этом случае он может пересдать его в дополнительные дни).
Возможность пересдать будет дважды: 12 марта и 21 апреля.
Какие задания входят в собеседование по русскому языку для выпускников 9-х классов
Девятиклассникам предстоит выполнить четыре задания:
чтение текста вслух;
пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
диалог с экзаменатором-собеседником.
Собеседование очень короткое – оно займет не более 15 минут (участникам с ОВЗ добавляется 30 минут), на подготовку и выполнение задания даются считанные минуты, ведь основной акцент делается на оценку спонтанной речи. Педагогическое сообщество беспокоится, что в наш век информационных технологий вслед за привычкой читать книги дети утратили и способность к осознанной беседе. Так ли это – узнаем по результатам собеседования!
Подробная схема проведения итогового собеседования с критериями оценок
1. Чтение текста вслух
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя
2 мин.
Пример задания
Чтение текста вслух
2 мин.
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста – 1 балл
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче – 1 балл
Искажений слов нет – 1 балл (дефекты речи не влияют на оценивание)
2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания
Подготовка к пересказу текста
2 мин.
Пример задания
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты)
примерно 4 мин.
Все основные микротемы исходного текста сохранены – 2 балла
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично – 1 балл
Нет ошибок при цитировании – 1 балл
3. Монологическое высказывание
Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Также надо выбрать тип речи: повествование, описание или рассуждение. Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.
Подготовка к ответу
1 мин.
Пример задания
Монолог на одну из предложенных тем.
3 мин.
Тема раскрыта, монолог не короче 10 фраз – 2 балла
Соблюдена логичность высказывания – 1 балл
4. Диалог с экзаменатором
Ответы на вопросы экзаменатора (не менее двух вопросов)
2-3 мин.
Даны развернутые ответы на все вопросы экзаменатора, учтены условия речевой ситуации – 3 балла
Пример задания
Дополнительно при суммарной оценке заданий 1-4 можно получить еще 7 баллов за грамотность речи.
Отсутствие грамматических ошибок – 2 балла
Отсутствие орфоэпических ошибок – 2 балла
Не более двух речевых ошибок – 2 балла
Фактическая точность речи – 1 балл
Как оценивается итоговое собеседование по русскому языку
Очень просто, по системе зачет/незачет. Для положительного результата достаточно набрать 10 баллов из 20 возможных – не так уж и много, верно?
Во время выполнения заданий перед экзаменатором лежит оценочный лист, в котором он сразу же делает пометки. Также во время собеседования ведется аудиозапись. С ней ученик имеет право ознакомиться сразу после собеседования, чтобы убедиться в качестве записи. Помимо экзаменатора-собеседника в аудитории присутствует экзаменатор-эксперт, который также оценивает выступление учащегося, но не участвует в диалоге. Оценка эксперта может проводиться и по аудиозаписи, уже после окончания экзамена.
Результат должен быть известен не позднее чем через 5 дней с даты собеседования, то есть 17 февраля.
Интересно, чем будет считаться несуществующее домдвашное "то что", которое весь народ сейчас лепит? А анаколуф в предложениях с деепричастным оборотом? Это ошибки, грубые.
Дочь больше боялась, сдала на 18 баллов.
Основные ошибки, которые приводят к снижению баллов: монолог менее 10 фраз, не использована цитата.
Есть задание на склонение по падежам числительных.
Добавлено спустя 20 минут 28 секунд:
Poni
Наш класс разделили на подгруппы, развели по разным классам. В классе, где текст с цитатой оставили, дети сдали на 18-20 баллов, где забрали - на 13-15. Причем, среди последних были и вполне успешные в учебе дети. Сказалось, видимо, волнение, а текст перед глазами все-таки является поддержкой.
Цитату из высказываний - оставляют в руках - это несложно пересказать.... с опорой на текст.
где-то по стране, говорят - забрали.
Но думаю, что в Новосибирске таких случаев не было...
Это, вообще, не сложный экзамен - посмотрите на фипи образцы...
Алла Нколаевна, ну это смешно. 16-летние дети две минуты читают 150 слов про себя, потом еще минуту читают его вслух, потом еще минуту готовятся к пересказу, и не в состоянии через пять минут пересказать его своими словами? Для этого требуется скорость чтения на уровне третьеклассника!
А сколько, по вашему, нужно отвести времени на текст в три абзаца?
Им вовсе не нужно "погружаться в мир" персонажей, все, что от них требуется, кратко пересказать небольшой текст, приведя дословно небольшую цитату!
sas1974, напишите пожалуйста как прошло, а была ли подготовка детей?
12 февраля девятиклассников душили-душили, душили-душили, душили-душили, душили-душили!
Возможно, что на следующей неделе возникнет всесоюзный хай по результатам собеседования по русскому языку, проводившегося 12 февраля. Ребята, даже отличники, вышли обескураженными. Несколько месяцев была установка: читайте об известных людях: космонавтах, конструкторах, путешественников - имена, которые, как говорится, у всех на слуху. Была даже выпущена специальная книга с текстами, которые добросовестные учителя проходили с ребятами.
Дело в том, что текст ты видишь 2 минуты, а потом - пересказ, куда полагается ещё вставить цитату.
Всё по секундомеру и под аудиозапись. 17 февраля должны объявить баллы.
Что же предложено было нашим высокоэрудированным школьникам для глубокого двухминутного проникновения в тему и её пересказ?
За 2 минуты дети должны ВПЕРВЫЕ узнать о неизвестных им людях и пересказать:
- про Веру Аполлоновну Оболенскую – русскую княгиню, эмигрировавшую во Францию, но там вступившую в Сопротивление (1911-1944):
- про баскетболиста Александра Александровича Белове (1951-1978) (о нём даже мальчики не слышали так как он умер, когда ещё и их родителей на свете не было):
- про врача Лео Антоновича Бокерию (родился в 1939 году) (хотя он – кардиохирург, но дети пока далеки от этой сферы);
- про писателя Даниила Гранина (1919-2017). (а они Пушкина с Лермонтовым проходят! – вот бы и рассказали!)
- про 81-летнего лыжника мастера спорта СССР Вячеслава Веденина (с какими-то давними подробностями о норвежских лыжниках);
- про фехтовальщика Станислава Позднякова с перечислением всех олимпиад. Но данный человек сейчас является президентом Олимпийского комитета России! (как же его пропустить?);
- про советского легкоатлета Владимира Куца;
- про известного нам – старожилам Валерия Брумеля (которого уж нет 20 лет);
- про инженера Генриха Графтио – специалиста по электрификации железных дорог. Не знаете? И мы не знали (он в 1949 году ушёл из жизни).
- про российского дипломата Александра Михайловича Горчакова (1798 – 1883гг). И далее – целая страница хитросплетений про условия Парижского про Крымскую войну и Пруссию, поддержавшую князя. За 2 минуты – разобраться?
- про Николая Панина-Коломенкина (1872 – 1956гг) – фигурист с перечислением олимпиад и занятых мест.
- про Ивана Абрамовича Морозова русского коллекционера картин с перечислением веков, полотен, количества картин и всяческих дат. А также об импрессионизме (Ведь детям в школе только о нём и твердят! Дня не проходит. Разве найдёшь школьника, который тебе с полпинка не ответил бы, что это за штука такая?)
Я полна уважения к вышеупомянутым людям, но за 2 минуты войти в их мир, познакомиться с ним и пересказать......
да какие же гады сидят там наверху?
Мало мы мучаемся с неудобоваримыми, невнятными и перегруженными учебниками, где вся информация скомкана в некий конгломерат, та ещё и подобное издевательство на экзамене? Видели бы вы ребят, которые честно готовились и как они были раздавлены неудачей?!
Кариша-76
Мы в этом году сдаём. Уже через 2 недели. Купила на озоне литературу. Цибулько. Огэ. Итоговое собеседование по русскому. Есть 20 и 36 вариантов.
Вот чтобы не было нервных срывов на ровном месте, и проводят собеседования и итоговые сочинения. От них ничего реально не зависит, но видимость экзамена они создают. Чтобы на настоящих экзаменах в обморок не падать.
А в моё время так выглядел экзамен по иностранным языкам. Я сдавала в 7, 9, 10 и 11 классе. Прочитать и понять текст, ответить на несколько элементарных вопросов может любой. Не смог сразу - пересдаст. Некоторые даже ЕГЭ специально заваливают, чтобы потом спокойно подготовиться. Родители! Это всего-навсего зачет. Не пугайте детей. Они НЕ БОЯТСЯ.
В прошлом году уже была опробация, нашим же был целый год для подготовки, посмотрите демоверсии, там не сложно....
А для особенных ребятишек, должны время добавить... поищите нормативные документы. )как на ГВЭ)
Я рада, что ввели этот экзамен, потому что в наше время люди начали забывать русский язык. Но его ввели спонтанно. У детей даже нет времени, чтобы к нему подготовиться(учитывая их способности).
Я возмущена до глубины души данным собеседованием,мой ребенок- инвалид по слуху. Речь специфическая, с большим количеством ошибок. Но весь их класс, класс глухих детей, завтра проходит предварительное собеседование. Это вообще нормально? Критерии оценивания те же,что и у слышащих детей.