Линеечки для форумов

/О детях/Школа/Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Спонтанный русский

Устное собеседование по русскому языку для девятиклассников: чего ждать?

Устное собеседование по русскому языку в девятом классе: порядок проведения, критерии оценок.

 

13 и 16 апреля в России пройдет апробация итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9 классов.

 

Итак, устные экзамены все смелее наступают на ГИА (анонимные, обезличенные, письменные). Снова лицом к лицу с экзаменатором, снова необходимость отвечать на дополнительные вопросы экспромтом… Впрочем, почему нет? Ведь цель итогового собеседования – не столько знание правил русского языка, сколько проверка коммуникативных навыков.

 

Какие задания входят в собеседование по русскому языку для выпускников 9-х классов

Девятиклассникам предстоит выполнить четыре задания:

  1. чтение текста вслух;

  2. пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

  3. монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

  4. диалог с экзаменатором-собеседником.

Собеседование очень короткое – оно займет не более 15 минут, на подготовку и выполнение задания даются считанные секунды, ведь основной акцент делается на оценку спонтанной речи. Педагогическое сообщество беспокоится, что в наш век информационных технологий вслед за привычкой читать книги дети утратили и способность к осознанной беседе. Так ли это – узнаем по результатам собеседования!

Те, кто любят сетовать на тлетворное влияние Запада, поддавшись которому в российские школы ЕГЭ, могут радоваться. По заверениям руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирины Цыбулько, ни в одной стране мира нет аналогов итогового собеседования по родному языку.

 

Подробная схема проведения итогового собеседования с критериями оценок

1. Чтение текста

Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя

2 мин.

 

 
 Пример задания

Чтение текста вслух

2 мин.

  • Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста – 1 балл
  • Темп чтения соответствует коммуникативной задаче – 1 балл

 

2. Пересказ текста

Подготовка к пересказу текста

1 мин.

 

 
 Пример задания

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

4 мин.

  • Все основные микротемы исходного текста сохранены – 1 балл
  • Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет – 1 балл
  • Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично – 1 балл
  • Нет ошибок при цитировании – 1 балл

Дополнительно при суммарной оценке чтения и пересказа можно получить еще 4 балла.

  • Отсутствие грамматических ошибок – 1 балл
  • Не более одной орфоэпической ошибки – 1 балл
  • Не более трех речевых ошибок – 1 балл
  • Нет искажений слов – 1 балл

 

3. Монологическое высказывание

Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.

Подготовка к ответу

1 мин.

 

 
 Пример задания

Монолог на одну из предложенных тем.

3 мин.

  • Тема раскрыта, монолог не короче 10 фраз – 1 балл
  • Учтены условия речевой ситуации – 1 балл

Пояснение для родителей: под «речевой ситуацией» понимают место, обстоятельства беседы и статус собеседника. Проще говоря, монолог нужно строить с учетом того, что обращаешься к экзаменатору, а не к закадычному приятелю.

  • Соблюдены логичность, связность, последовательность изложения – 1 балл

 

4. Диалог с экзаменатором

Ответы на вопросы экзаменатора (не менее двух вопросов)

3 мин.

  • Даны развернутые ответы на все вопросы экзаменатора – 1 балл
  • Учтены условия речевой ситуации – 1 балл
 
 Пример задания

Дополнительно при суммарной оценке монолога и диалога можно получить еще 4 балла.

  • Отсутствие грамматических ошибок – 1 балл
  • Не более двух орфоэпических ошибок – 1 балл
  • Не более трех речевых ошибок – 1 балл
  • Точность используемых выражений, разнообразие синтаксических конструкций – 1 балл

 

Как оценивается итоговое собеседование по русскому языку

Очень просто, по системе зачет/незачет. Для положительного результата достаточно набрать 10 баллов из 19 возможных – не так уж и много, верно?

Во время выполнения заданий перед экзаменатором лежит оценочный лист, в котором он сразу же делает пометки. Также во время собеседования ведется аудиозапись. Помимо экзаменатора-собеседника в аудитории присутствует экзаменатор-эксперт, который также оценивает выступление учащегося, но не участвует в диалоге. Оценка эксперта может проводиться и по аудиозаписи, уже после окончания экзамена.

” Важно! Хотя собеседование пройдет во всех регионах России, оно все еще остается в статусе экспериментального. Поэтому, по большому счету, в 2018 году это испытание ни на что не влияет: ни на допуск ребенка к ГИА (в отличие от сочинения у 11-классников), ни на его дальнейшую образовательную траекторию. Однако в будущем оно будет выполнять обе эти функции.

Всем удачи на экзаменах!

11.04.2018
Подготовила Алена Новикова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
смелый (14/02/2019)
в день собеседования нет.
а после собеседования учимся?
loginka73 (31/01/2019)
Nana (Гость)
Было пробное собеседование.
Гость (31/01/2019)
Кариша-76
Мы в этом году сдаём. Уже через 2 недели. Купила на озоне литературу. Цибулько. Огэ. Итоговое собеседование по русскому. Есть 20 и 36 вариантов.
Nana (Гость) (20/01/2019)
В 2018 году вообще не было устного собеседования
Вот чтобы не было нервных срывов на ровном месте, и проводят собеседования и итоговые сочинения. От них ничего реально не зависит, но видимость экзамена они создают. Чтобы на настоящих экзаменах в обморок не падать.
А в моё время так выглядел экзамен по иностранным языкам. Я сдавала в 7, 9, 10 и 11 классе. Прочитать и понять текст, ответить на несколько элементарных вопросов может любой. Не смог сразу - пересдаст. Некоторые даже ЕГЭ специально заваливают, чтобы потом спокойно подготовиться. Родители! Это всего-навсего зачет. Не пугайте детей. Они НЕ БОЯТСЯ.
Poni (24/12/2018)
В прошлом году уже была опробация, нашим же был целый год для подготовки, посмотрите демоверсии, там не сложно....
А для особенных ребятишек, должны время добавить... поищите нормативные документы. )как на ГВЭ)

Скрытый текст:
http://nimro.ru/news/opublikovany-poryadki-provedeniya-gia-11-i-gia-9.html


в пункте 44 - написано добавляют 30 минут...
Я рада, что ввели этот экзамен, потому что в наше время люди начали забывать русский язык. Но его ввели спонтанно. У детей даже нет времени, чтобы к нему подготовиться(учитывая их способности).
Я возмущена до глубины души данным собеседованием,мой ребенок- инвалид по слуху. Речь специфическая, с большим количеством ошибок. Но весь их класс, класс глухих детей, завтра проходит предварительное собеседование. Это вообще нормально? Критерии оценивания те же,что и у слышащих детей.
Mumi_mama (06/12/2018)
Гость
Вот у меня такие мысли 100%
Тигрена (06/12/2018)
Гость
Ну я бы не сказала, что к собеседованию по русскому языку нужна особая подготовка, уж прочитать текст выразительно, пересказать его и ответить на вопросы сможет каждый ребенок. Тем более, что оценивается это по принципу "зачет-незачет". Согласна, что нагрузка на детей сильно большая, но сами тоже не нагнетайте обстановку и дочь постарайтесь успокоить. Чем меньше нервничаете и вы, и дочь - тем легче будет дочери сдать экзамен.
Гость (06/12/2018)
Это ужас какой то .Над нашими детьми издевается наше государство,камеры везде и повсюду......Собеседование, ответы ,секунды подготовки.А потом нервные срывы,результ такого напряжения говорит сам за себя,когда дети учатся на 4 и 5 ,а потом от нервов провыливаются на экзаменах.И мы это все позволяем...До каких пор?Моя дочь учится в 9 классе.В школе с 8.30 до 15.00.Домой приходит в 15.30.С понедельника по пятницу у нее: репетитор по химии-четверг,вокал -вторник и четверг,репетиции в танцевальной студии понедельник среда пятница.Ребёнок с 4 лет посещает эти кружки и очень любит.Подготовить домашние задания у нее уходит от 2,5 -4 часов в день. Вопрос .....а спать наши дети вообще должны ????Я смотрю на ребенка и сердце разрывается, о каком здоровье будущего поколения вообще идёт речь.Нагрузка ужас.Время 23.00 а ребёнок ещё делает уроки.И устный ввели по русскому языку.Готовиться к нему,а когда готовится к письменному экзамену...Что делать,кому жаловаться .Они там вообще в минобразовании сошли с ума...
sas1974 (29/04/2018)
Кариша-76
Добрый день. Я не учитель русского языка. Можно на сайте ФИПИ посмотреть демоверсии и по ним самим составить задания. Ещё вариант - поискать сборники для подготовки к собеседованию. После введения этого экзамена-собеседования, я уверена, что сборники для подготовки к нему появятся в продаже уже летом.
Волнение убрать только тренировкой. У меня сейчас 11-классники готовятся к сдаче устной части экзамена по английскому. Пока тренировались "хором" было все нормально, перешли к индивидуальной сдаче на компьютере, начались проблемы психологического характера. Через месяц тренировок сдачи экзамена компьютеру все пришло в норму.
Кариша-76 (26/04/2018)
sas1974
Подскажите, пожалуйста, КАК можно подготовиться к устному собеседованию. :-) Дочери это предстоит на следующий год, она сама сейчас хочет подготовиться. Но не знаем, где брать материал.
Читает она много, письменная речь развита, сочинения всегда хорошо пишет.
С устной речью хуже.
Говорит, что начинает волноваться на уроке и от волнения не может сосредоточиться и забывает часть текста.
Посоветуйте какие-нибудь источники для подготовки, пожалуйста.

И интересует, как преодолеть проблему волнения.
Волнуется- сразу снижается внимание-соотвественно выпадает часть текста из пересказа.
Хочунька (15/04/2018)
sas1974 писал(а):
Добрый день. Пишу свои впечатления. Собеседовала 16 детей. Детей видела впервые. У меня опыт экзаменатора-собеседника на экзаменах по иностранному языку 5 лет, знакома с ньюансами проведения такого "экзамена". Детей у нас в школе никто не стращал, не запугивал. Была ли предварительная подготовка у ребят? Наверно да. Впечатление противоречивые. Экзамен такой нужен? Я отвечаю "ДА". Ребята не умеют читать вслух, не видят "партитуру текста" (смысловые отрезки, паузы, интонацию). При пересказе не выделяют главное, хотя можно было в процессе подготовки к пересказу делать записи, выделять микротемы, не видят задание для пересказа "необходимо включить цитату в пересказ". Тексты были простые,а не сложные для пересказа. Один вариант был о генерале Николае Раевском, второй о художнике Викторе Васнецове. Время я жестко не ограничивала, ребенок мог начинать свой пересказ не через две, а через 3 минуты. При устном диалоге, чаще выбирали описание фотографии. Это либо фото дня рождения, либо спортивные состязания. Но при описании приходилось задавать наводящие вопросы. У многих очень бедный словарный запас. Но все ребята получили "зачет". Критерии выставления баллов я не смотрела, в классе был учитель русского языка. Она заполняла все бумаги. Поможет ли "натаскивание перед таким экзаменом"? Нет. Это очень долгий процесс именно образования и развития речи ребенка. Обвинять во всем школу , что не научила несправедливо. Сужу по своему предмету. На уроке я объяснила, показала, дома нужно тренироваться. Чаще всего этого ребенок дома и не делает. Родителям я очень часто привожу сравнение со спортивной школой. Тренер показывает, ребенок тренируется. Если есть упорство, настойчивость, РЕГУЛЯРНОСТЬ - результат будет. А списывание с ГДЗ и "училка сама дура" ведет к неудачам. Школа уже не справляется с этой нагрузкой, за 45 минут 32 человека не выслушаешь, а только 3-4. Ученик и рад этому, меня не спросили. Умению общаться нужно учить и учиться не только в школе, но и дома. Читать художественную литературу вслух, обсуждать вместе с ребенком прочитанное. У меня родители с образованием 7 классов смогли привить любовь к чтению, мы часто читали по ролям вслух. Любимым произведением был "Конёк-горбунок" Ершова. Родители работали на заводе, смены у них чередовались, я часто вечером сидела одна и читала куклам вслух. Собственную дочь пришлось заставлять читать, она и сейчас этого не любит делать. Но технику быстрого и выразительного чтения, умение пересказать я смогла ей вдолбить. Через силу. Это было через слезы, не хочу, отключение компьютера. Понимание моего "террора" к дочери пришло позже.Поэтому, бояться экзамена не стоит. Проводился экзамен без пафоса и официоза, микрофона никто не боялся. Дети на него просто не обращали внимания. У меня на столе лежали наушники от компьютера. Я просила только ребят отвечать громко. Для ребят с нарушением речи есть послабления, время у них на подготовку и ответ больше, около 30 минут. Если есть вопросы, готова ответить. Но только по процедуре, не по оцениванию. :-)
В понедельник новые ребята. :oops: Для учителя процедура изматывающая :-( , без перерыва 16 человек (это 4.5 часа), а потом свои уроки во вторую смену. :o



Подпишусь под каждым вашим словом. А я как раз тот учитель,который заполнял бумаги, то есть эксперт. Во всём с вами согласна. Критерии несложные, давалось либо 0 либо 1 балл. Главная трудность- пересказ и цитата. С этим справились немногие. Монолог(не менее 10 фраз) не все потянули, к сожалению. Диалог- однотипность и бедность словарного запаса, которого БЕЗ ЧТЕНИЯ НЕ наработаешь, увы. Никакие беседы по вконтакте, вацапу и на перемне не помогут. Дети и родители стали мало общаться, чтобы прям вопрос-развёрнутый ответ. Из 22 учеников мне признались только 4,что говорят подолгу с родителями. остальные- контакт на уровне-хорошо в школе?да.Отлично!. То есть школа может объяснить, КАК, но с каждым ребёнком отработать-НЕТ. Поэтому учитель-дура-не прокатит, как оправдание незачёта. Я была у 9 ребят экспертом, трое получили незачет.
1 | 2   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться