/О детях/Школа/Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Спонтанный русский

Устное собеседование по русскому языку для девятиклассников: чего ждать?

Устное собеседование по русскому языку в девятом классе: порядок проведения, критерии оценок.

 

13 и 16 апреля в России пройдет апробация итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9 классов.

 

Итак, устные экзамены все смелее наступают на ГИА (анонимные, обезличенные, письменные). Снова лицом к лицу с экзаменатором, снова необходимость отвечать на дополнительные вопросы экспромтом… Впрочем, почему нет? Ведь цель итогового собеседования – не столько знание правил русского языка, сколько проверка коммуникативных навыков.

 

Какие задания входят в собеседование по русскому языку для выпускников 9-х классов

Девятиклассникам предстоит выполнить четыре задания:

  1. чтение текста вслух;

  2. пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

  3. монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

  4. диалог с экзаменатором-собеседником.

Собеседование очень короткое – оно займет не более 15 минут, на подготовку и выполнение задания даются считанные секунды, ведь основной акцент делается на оценку спонтанной речи. Педагогическое сообщество беспокоится, что в наш век информационных технологий вслед за привычкой читать книги дети утратили и способность к осознанной беседе. Так ли это – узнаем по результатам собеседования!

Те, кто любят сетовать на тлетворное влияние Запада, поддавшись которому в российские школы ЕГЭ, могут радоваться. По заверениям руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирины Цыбулько, ни в одной стране мира нет аналогов итогового собеседования по родному языку.

 

Подробная схема проведения итогового собеседования с критериями оценок

1. Чтение текста

Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя

2 мин.

 

 
 Пример задания

Чтение текста вслух

2 мин.

  • Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста – 1 балл
  • Темп чтения соответствует коммуникативной задаче – 1 балл

 

2. Пересказ текста

Подготовка к пересказу текста

1 мин.

 

 
 Пример задания

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

4 мин.

  • Все основные микротемы исходного текста сохранены – 1 балл
  • Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет – 1 балл
  • Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично – 1 балл
  • Нет ошибок при цитировании – 1 балл

Дополнительно при суммарной оценке чтения и пересказа можно получить еще 4 балла.

  • Отсутствие грамматических ошибок – 1 балл
  • Не более одной орфоэпической ошибки – 1 балл
  • Не более трех речевых ошибок – 1 балл
  • Нет искажений слов – 1 балл

 

3. Монологическое высказывание

Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.

Подготовка к ответу

1 мин.

 

 
 Пример задания

Монолог на одну из предложенных тем.

3 мин.

  • Тема раскрыта, монолог не короче 10 фраз – 1 балл
  • Учтены условия речевой ситуации – 1 балл

Пояснение для родителей: под «речевой ситуацией» понимают место, обстоятельства беседы и статус собеседника. Проще говоря, монолог нужно строить с учетом того, что обращаешься к экзаменатору, а не к закадычному приятелю.

  • Соблюдены логичность, связность, последовательность изложения – 1 балл

 

4. Диалог с экзаменатором

Ответы на вопросы экзаменатора (не менее двух вопросов)

3 мин.

  • Даны развернутые ответы на все вопросы экзаменатора – 1 балл
  • Учтены условия речевой ситуации – 1 балл
 
 Пример задания

Дополнительно при суммарной оценке монолога и диалога можно получить еще 4 балла.

  • Отсутствие грамматических ошибок – 1 балл
  • Не более двух орфоэпических ошибок – 1 балл
  • Не более трех речевых ошибок – 1 балл
  • Точность используемых выражений, разнообразие синтаксических конструкций – 1 балл

 

Как оценивается итоговое собеседование по русскому языку

Очень просто, по системе зачет/незачет. Для положительного результата достаточно набрать 10 баллов из 19 возможных – не так уж и много, верно?

Во время выполнения заданий перед экзаменатором лежит оценочный лист, в котором он сразу же делает пометки. Также во время собеседования ведется аудиозапись. Помимо экзаменатора-собеседника в аудитории присутствует экзаменатор-эксперт, который также оценивает выступление учащегося, но не участвует в диалоге. Оценка эксперта может проводиться и по аудиозаписи, уже после окончания экзамена.

” Важно! Хотя собеседование пройдет во всех регионах России, оно все еще остается в статусе экспериментального. Поэтому, по большому счету, в 2018 году это испытание ни на что не влияет: ни на допуск ребенка к ГИА (в отличие от сочинения у 11-классников), ни на его дальнейшую образовательную траекторию. Однако в будущем оно будет выполнять обе эти функции.

Всем удачи на экзаменах!

11.04.2018
Подготовила Алена Новикова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Хочунька (15/04/2018)
sas1974 писал(а):
Добрый день. Пишу свои впечатления. Собеседовала 16 детей. Детей видела впервые. У меня опыт экзаменатора-собеседника на экзаменах по иностранному языку 5 лет, знакома с ньюансами проведения такого "экзамена". Детей у нас в школе никто не стращал, не запугивал. Была ли предварительная подготовка у ребят? Наверно да. Впечатление противоречивые. Экзамен такой нужен? Я отвечаю "ДА". Ребята не умеют читать вслух, не видят "партитуру текста" (смысловые отрезки, паузы, интонацию). При пересказе не выделяют главное, хотя можно было в процессе подготовки к пересказу делать записи, выделять микротемы, не видят задание для пересказа "необходимо включить цитату в пересказ". Тексты были простые,а не сложные для пересказа. Один вариант был о генерале Николае Раевском, второй о художнике Викторе Васнецове. Время я жестко не ограничивала, ребенок мог начинать свой пересказ не через две, а через 3 минуты. При устном диалоге, чаще выбирали описание фотографии. Это либо фото дня рождения, либо спортивные состязания. Но при описании приходилось задавать наводящие вопросы. У многих очень бедный словарный запас. Но все ребята получили "зачет". Критерии выставления баллов я не смотрела, в классе был учитель русского языка. Она заполняла все бумаги. Поможет ли "натаскивание перед таким экзаменом"? Нет. Это очень долгий процесс именно образования и развития речи ребенка. Обвинять во всем школу , что не научила несправедливо. Сужу по своему предмету. На уроке я объяснила, показала, дома нужно тренироваться. Чаще всего этого ребенок дома и не делает. Родителям я очень часто привожу сравнение со спортивной школой. Тренер показывает, ребенок тренируется. Если есть упорство, настойчивость, РЕГУЛЯРНОСТЬ - результат будет. А списывание с ГДЗ и "училка сама дура" ведет к неудачам. Школа уже не справляется с этой нагрузкой, за 45 минут 32 человека не выслушаешь, а только 3-4. Ученик и рад этому, меня не спросили. Умению общаться нужно учить и учиться не только в школе, но и дома. Читать художественную литературу вслух, обсуждать вместе с ребенком прочитанное. У меня родители с образованием 7 классов смогли привить любовь к чтению, мы часто читали по ролям вслух. Любимым произведением был "Конёк-горбунок" Ершова. Родители работали на заводе, смены у них чередовались, я часто вечером сидела одна и читала куклам вслух. Собственную дочь пришлось заставлять читать, она и сейчас этого не любит делать. Но технику быстрого и выразительного чтения, умение пересказать я смогла ей вдолбить. Через силу. Это было через слезы, не хочу, отключение компьютера. Понимание моего "террора" к дочери пришло позже.Поэтому, бояться экзамена не стоит. Проводился экзамен без пафоса и официоза, микрофона никто не боялся. Дети на него просто не обращали внимания. У меня на столе лежали наушники от компьютера. Я просила только ребят отвечать громко. Для ребят с нарушением речи есть послабления, время у них на подготовку и ответ больше, около 30 минут. Если есть вопросы, готова ответить. Но только по процедуре, не по оцениванию. :-)
В понедельник новые ребята. Embarassed Для учителя процедура изматывающая :-( , без перерыва 16 человек (это 4.5 часа), а потом свои уроки во вторую смену. Surprised



Подпишусь под каждым вашим словом. А я как раз тот учитель,который заполнял бумаги, то есть эксперт. Во всём с вами согласна. Критерии несложные, давалось либо 0 либо 1 балл. Главная трудность- пересказ и цитата. С этим справились немногие. Монолог(не менее 10 фраз) не все потянули, к сожалению. Диалог- однотипность и бедность словарного запаса, которого БЕЗ ЧТЕНИЯ НЕ наработаешь, увы. Никакие беседы по вконтакте, вацапу и на перемне не помогут. Дети и родители стали мало общаться, чтобы прям вопрос-развёрнутый ответ. Из 22 учеников мне признались только 4,что говорят подолгу с родителями. остальные- контакт на уровне-хорошо в школе?да.Отлично!. То есть школа может объяснить, КАК, но с каждым ребёнком отработать-НЕТ. Поэтому учитель-дура-не прокатит, как оправдание незачёта. Я была у 9 ребят экспертом, трое получили незачет.
sas1974 (15/04/2018)
Добрый день. Пишу свои впечатления. Собеседовала 16 детей. Детей видела впервые. У меня опыт экзаменатора-собеседника на экзаменах по иностранному языку 5 лет, знакома с ньюансами проведения такого "экзамена". Детей у нас в школе никто не стращал, не запугивал. Была ли предварительная подготовка у ребят? Наверно да. Впечатление противоречивые. Экзамен такой нужен? Я отвечаю "ДА". Ребята не умеют читать вслух, не видят "партитуру текста" (смысловые отрезки, паузы, интонацию). При пересказе не выделяют главное, хотя можно было в процессе подготовки к пересказу делать записи, выделять микротемы, не видят задание для пересказа "необходимо включить цитату в пересказ". Тексты были простые,а не сложные для пересказа. Один вариант был о генерале Николае Раевском, второй о художнике Викторе Васнецове. Время я жестко не ограничивала, ребенок мог начинать свой пересказ не через две, а через 3 минуты. При устном диалоге, чаще выбирали описание фотографии. Это либо фото дня рождения, либо спортивные состязания. Но при описании приходилось задавать наводящие вопросы. У многих очень бедный словарный запас. Но все ребята получили "зачет". Критерии выставления баллов я не смотрела, в классе был учитель русского языка. Она заполняла все бумаги. Поможет ли "натаскивание перед таким экзаменом"? Нет. Это очень долгий процесс именно образования и развития речи ребенка. Обвинять во всем школу , что не научила несправедливо. Сужу по своему предмету. На уроке я объяснила, показала, дома нужно тренироваться. Чаще всего этого ребенок дома и не делает. Родителям я очень часто привожу сравнение со спортивной школой. Тренер показывает, ребенок тренируется. Если есть упорство, настойчивость, РЕГУЛЯРНОСТЬ - результат будет. А списывание с ГДЗ и "училка сама дура" ведет к неудачам. Школа уже не справляется с этой нагрузкой, за 45 минут 32 человека не выслушаешь, а только 3-4. Ученик и рад этому, меня не спросили. Умению общаться нужно учить и учиться не только в школе, но и дома. Читать художественную литературу вслух, обсуждать вместе с ребенком прочитанное. У меня родители с образованием 7 классов смогли привить любовь к чтению, мы часто читали по ролям вслух. Любимым произведением был "Конёк-горбунок" Ершова. Родители работали на заводе, смены у них чередовались, я часто вечером сидела одна и читала куклам вслух. Собственную дочь пришлось заставлять читать, она и сейчас этого не любит делать. Но технику быстрого и выразительного чтения, умение пересказать я смогла ей вдолбить. Через силу. Это было через слезы, не хочу, отключение компьютера. Понимание моего "террора" к дочери пришло позже.Поэтому, бояться экзамена не стоит. Проводился экзамен без пафоса и официоза, микрофона никто не боялся. Дети на него просто не обращали внимания. У меня на столе лежали наушники от компьютера. Я просила только ребят отвечать громко. Для ребят с нарушением речи есть послабления, время у них на подготовку и ответ больше, около 30 минут. Если есть вопросы, готова ответить. Но только по процедуре, не по оцениванию. :-)
В понедельник новые ребята. Embarassed Для учителя процедура изматывающая :-( , без перерыва 16 человек (это 4.5 часа), а потом свои уроки во вторую смену. Surprised
МамаРу (15/04/2018)
У нас завершился этот этап. Возмутила пунктуационная ошибка в тексте для чтения и пересказа! Дети очень сильно волновались, но справились практически все. Привязка к минутам очень напрягает, не даёт раскрыться
Mama Lanya (15/04/2018)
Устное собеседование - вдумайтесь в это словосочетание.

Устное собеседование
Письменная переписка
Свежие новости
Холодные морозы

Каким еще может быть со[беседо]вание, если не устным? :haha:
Talina1 (14/04/2018)
Лисинья
Готовиться, просить помощь учителя, если трудно. Раньше очень много экзаменов были устнымив школах, до введения ЕГЭ, сейчас на сессиях в высшем и среднем образовании тоже. Поэтому просто знаем, что тяжело, над этим трудимся. В дальнейшем сильно пригодится.
Лисинья (14/04/2018)
А что делать деткам которые заикаются? Или у которых от волнения реально может отключиться мышление и они могут окончательно растеряться?
Ната 1202 (13/04/2018)
У меня дочь тоже сегодня сдавала. Не трудно. Неделю назад участвовала в "репетиции" (по 2 ученика из класса). На "репетиции" набрала 18 баллов из 19 . По русскому языку с начальной школы стабильная четверка. Сегодняшний результат еще не сообщили.
Тигрена (13/04/2018)
sas1974
Можно я вкратце напишу? Сегодня моя дочь сдавала. Подготовка была небольшая, но у нас очень хорошая учитель русского языка и она же завуч, очень ответственно относится к подготовке детей. Впечатления моей дочери - сильно разволновалась именно на пересказе, все остальное нормально прошло. Говорит - сильно официально это все. По-моему мнению, наши дети не готовы именно к такой форме аттестации - обычно же все письменно происходит, а тут говорить надо, да еще и в микрофон.
Результаты нам пообещали 17 апреля.
Djodi (13/04/2018)
sas1974, напишите пожалуйста как прошло, а была ли подготовка детей?
Mumi_mama (13/04/2018)
Статья очень хорошая. Спасибо. Как задолбала наша образовательная система всякими тестированиями. Эксперты, наблюдатель, диктофон и камеры. Как на допросе.
Роксалана (13/04/2018)
По сути, ничего сложного не , но есть одно но, этому нужно учить детей. Вот сочинения в 11 классе не писали, а потом бац и оно в ЕГЭ, первым деткам было очень сложно, знаю по крестнице, для неё это был шок. Дочь уже готовилась к сочинению долго, у нас ещё и учитель была пенсионерка, заставляла их писать мини-сочинения с самого 5 класса. Так и с аудирование, научатся детки и будет хорошо.
burya (12/04/2018)
sas1974, очень интересны ваши впечатления! :love_sibmama:
sas1974 (12/04/2018)
Завтра буду собеседовать девятиклассников aga-aga У меня роль экзаменатора-собеседника. Embarassed

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
Код:  
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться