|
Секреты успешного собеседования при приеме на работу
Вопросы и ответы
Успех прохождения собеседования зависит не только от личных качеств и опыта работы. Важно также выгодно представить себя и суметь ответить на вопросы интервьюера.
В этом мы и постараемся вам помочь!
Самопрезентация
Грамотно составленное резюме, опрятный внешний вид, пунктуальность и знание требований компании – залог уверенности в себе на собеседовании. Но наверняка рекрутеру захочется узнать о вас подробнее, и здесь пригодится подготовленная заранее самопрезентация.
«Расскажите о себе» – с этого вопроса чаще всего начинается собеседование. О чем рассказывать? Конечно, углубляться в детские воспоминания и биографические подробности не стоит. Работодателя обычно интересует релевантность ваших личных качеств и опыта работы, совпадение мировоззрения компании и кандидата. Ответить на этот вопрос поможет изучение требований вакансии и информации о компании – стройте свой рассказ с учетом этого знания.
Структура самопрезентации:
- ФИО, возраст. Оставьте интервьюеру возможность спросить о семейном положении и наличии детей. Ему все равно нужно будет задавать вам вопросы, пусть лучше для начала он спросит о чем-то несложном. Так вам будет проще настроиться на беседу.
- Образование. Хорошо если оно будет профильным, но даже если это не так, вы все равно можете выделить положительные моменты своего обучения. Например, цифровому дизайнеру будет «в плюс» как художественная школа, так и обучение по любой специальности, связанной с компьютерными технологиями. Причем это могут быть не только факультеты, непосредственно связанные с IT. Так, на математическом, физическом, технических факультетах нередко довольно много часов отводится работе на ПК в специальных программах.
В некоторых профессиях опыт настолько ценнее образования, что образование в требованиях даже не упоминается! Эта информация не направлена на обесценивание образования, а призвана повысить уверенность в себе.
- Опыт работы. Особое внимание уделите опыту релевантной работы. Иногда должность в вакансии и в вашей трудовой книжке имеет схожий функционал, но разное название. Если это ваша ситуация, то обязательно упомяните об этом во время самопрезентации. Либо выделите должности, обязанности которых пересекаются с вакансией.
- Навыки и качества. Следует упоминать только то, что может заинтересовать работодателя – профессиональные, коммуникативные, специальные навыки. Например, если для данной должности важно, то укажите, что у вас есть опыт продаж, умение управлять автомобилем, знание иностранного языка или программного обеспечения.
- Ваши критерии поиска работы. К примеру: «Я ищу стабильную работу в коллективе единомышленников в таком-то графике, с зарплатой от..., возможностью карьерного роста и обучения».
- Почему вы хотите работать в данной компании. Рекрутеры нередко задают этот вопрос на собеседовании, и можно сработать на опережение, заодно продемонстрировав общность с миссией и ценностями компании. Следует делать упор на неизменные факторы.
Например, если вы сделаете акцент на том, что работа расположена близко к дому (вдруг компания переедет?) или большой зарплате (конкуренты предложат больше?), то работодатель может засомневаться в вашей кандидатуре. Устраиваясь в книжную компанию, можно подчеркнуть, что вам приятно работать с интеллектуальным товаром, нравится процесс создания книг (издательство), атмосфера книжных магазинов (розница).
" Конечно, зарплата и близость к дому – тоже важные критерии выбора, однако не нужно ставить их на первые позиции для самопрезентации.
Вопросы, каверзные и не очень
Интервьюер непременно задаст вопросы по вашему резюме. Поэтому вы должны быть готовы прокомментировать каждый пункт. Работодателя могут заинтересовать следующие моменты:
- Срок работы на каждом месте. Оптимально – не меньше, чем два-три года. Кажется, что продолжительный стаж в одной должности должен стать преимуществом. Но не всегда. Работодатель может решить, что вы, возможно, просто не очень одарены, раз за столько лет не сумели получить повышение. И вы должны уметь отвечать на соответствующие вопросы. Например, что возможности повышения не было предусмотрено (более высокой должности нет в штате). Короткие сроки (меньше шести месяцев) могут быть восприняты как непостоянство. Их тоже нужно уметь объяснить. Внезапный переезд? Переход на более высокую должность в другой компании? Уважительных причин немало.
- Белые пятна в трудовом стаже. Если в вашем трудовом стаже есть пробелы, то вы должны уметь логично их объяснить. Именно объяснить, а не солгать. Может быть, в течение этого времени вы работали на фрилансе? Для доказательства достаточно предъявить ваше портфолио с выполненными за этот период проектами. Или ухаживали за заболевшим родственником? Посвятили себя волонтерству или уходу за маленьким ребенком? Получали образование (проходили курсы), которое поможет в работе? Не следует говорить, что вы отдыхали и ничего не делали, чтобы не выглядеть в глазах работодателя ленивым, немотивированным человеком.
А если перерыв продолжительный, а уважительных причин нет?
" В этом случае по возможности рекомендуется немного поменять структуру резюме – сначала перечислить свои профессиональные навыки, реализованные проекты и успехи, а уже после указать хронологию карьерного пути.
Если ваши профессиональные качества заинтересуют работодателя сразу (все знают о важности первого впечатления), он лояльнее отнесется к пробелам в трудовом стаже.
Не стоит придумывать несуществующие места работы. Некоторые работодатели не ограничиваются обзвоном предыдущих работодателей и поиском в сети, а еще и привлекают соответствующих специалистов.
- Вопросы на честность. Помимо ваших предыдущих мест работы, работодатель нередко задает вопросы о кредитах. Зачем? Некоторые пугаются и пытаются скрыть их наличие. На самом деле, ничего страшного в кредитах нет, если, конечно, речь не идет о несоответствии суммы ежемесячной выплаты и зарплаты. Если зарплата будет ниже, то возникнет соответствующий вопрос. В любом случае, обманывать не стоит. Работодатель может легко проверить наличие кредитов. А заодно и вашу честность.
- Карьерный рост. Если ваша карьера развивается логично, от более низкой к более высокой должности, работодатель отнесется к этому благосклонно. В противном случае возникнут вопросы. В некоторых случаях понижение можно объяснить. К примеру, в разных компаниях заместитель заведующего магазином и старший продавец могут иметь одинаковый функционал. Переход из одной сферы в другую тоже наверняка попросят объяснить.
- Причины ухода с предыдущей работы. Емкая формулировка в трудовой книжке «по собственному желанию» очень мало говорит о причинах увольнения.
" Отвечая на вопрос по этой теме, не стоит углубляться в негатив.
Ссоры с руководителем или коллективом по любому, даже объективному, поводу, обычно представляют человека в не очень хорошем свете. Никому не хочется иметь дело с конфликтным сотрудником. Но даже если негатив вышел наружу, это еще не конец. Спокойным и уверенным тоном сообщите интервьюеру, что вы сделали выводы из этой истории и готовы идти дальше.
- Сокращение тоже может оказаться не слишком удачным поводом (если только предприятие или филиал не закрыты полностью), потому что нередко сокращают не самых ценных работников. Уважительный повод – переезд в другой город при отсутствии филиалов компании по новому месту жительства.
Объективное желание повышения, которое работодатель обеспечить не может, тоже веская причина для поиска новой работы
Упоминать личные обстоятельства, к примеру, болезнь близкого родственника, стоит лишь в том случае, если данная причина не сможет помешать вам на новом месте работы.
Важно также, как человек ушел с предыдущего места работы. Все бросил в результате конфликта и уволился не закончив дела? Или сообщил о своем желании уйти заранее, обсудил варианты и подготовил себе замену? Потенциальный работодатель наверняка сможет узнать об этом, связавшись с предыдущим местом работы. Поэтому, если вы пока не уволились, подумайте, как завершить свой рабочий путь на нынешнем месте достойно. А если увольнение уже состоялось, то обдумайте, как объяснить возникшие нюансы рекрутеру.
- Слабые стороны. Обычно соискателя просят назвать свои слабые стороны (недостатки), чтобы определить, насколько он самокритичен и склонен к анализу.
" Ответить в этом случае, что слабых сторон и негативных качеств в наличии нет, неудачный вариант. Просто отмечать рекомендуется те качества, которые не смогут помешать новой работе.
- Кроме этого, нередко недостаток является обратной стороной достоинства. Например, перфекционизм – скорее достоинство для работника финансовой сферы.
- Почему именно вы? Соискателей на вакансию несколько, почему же работодатель должен выбрать именно вас? Здесь вам поможет изучение требований к вакансии. Все их можно отразить в ответе на данный вопрос. «Потому что я имею нужный опыт и профессиональные качества (упомянуть, какие), быстро обучаюсь, реагирую (как вариант), разделяю ценности компании (перечислить)».
И помните: важно не только что вы говорите, но и как вы это делаете. Человек, который ведет себя спокойно и уверенно, имеет преимущество перед теми, кто нервничает и суетится.
Елена Максимова
24.07.23
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ВИДЫ СОБЕСЕДОВАНИЙ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ И КАК К НИМ ПОДГОТОВИТЬСЯ
Мы уже рассказывали о некоторых секретах успешного прохождения собеседования при приеме на работу. Собеседования, между тем, бывают разные!
Сегодня поговорим о видах собеседований и о том, как легко пройти любой из них.
А еще на собеседовании надо обязательно спрашивать, что именно компания готова вам предложить. Ведь выбирают не только вас, но и вы.
|
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter" ошибки в отзывах пользователей не исправляются
|