2 3 |
/О детях/Воспитание и психология
Сказкотерапия для детей: 3 истории"Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает".
Дмитрий Соколов,
"Сказки и Сказкотерапия"
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи, описываемые в историях, предохраняли малышей от опасностей, учили их жизни. С середины девятнадцатого века сказка из народного развлечения превращается в объект исследования. Собиратели сказок: братья Гримм, А.Н. Афанасьев – исследуют сказки с лингвистических и филологических позиций.
Позднее интерес к сказке приобретает новый поворот: к ней обращаются психологи. Сказочным сюжетам, по мнению психоаналитиков — последователей Карла Юнга, отводится особая роль в психической жизни людей: они являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека.
Суть этих конфликтов остается неизменной на протяжении тысячелетий: они свойственны нашим современникам и переживались людьми далекого прошлого. К.Юнг назвал такие конфликты архетипическими.
Существование этих конфликтов может не осознаваться людьми, может даже активно отрицаться. Но их разрушительная для психического здоровья сила от этого не убывает. Сказка становится формой вывода внутреннего противоречия вовне, предлагает способы его разрешения и потому врачует душу.
Именно этим объясняется бытование сказки в народной среде на протяжении тысячелетий. Сказка — естественное, интуитивно применявшееся «лекарство». На Востоке ее способность оказывать благотворное действие на психическое состояние человека была подмечена лекарями и использовалась сознательно.
«Сказкотерапия» - знакомое слово, часто употребляемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить везде: в детских садах, школах, центрах развития ребенка. Однако до сих пор это завораживающее слово понимается психологами по-разному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, сказки бытовые и волшебные.
И.В. Вачков предваряет свое определение сказкотерапии небольшой сказкой, сочиненной маленьким мальчиком:
Итак, по мнению И.В. Вачкова, сказкотерапия – такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. В дальнейшем будет использоваться именно это определение сказкотерапии.
Как работает сказкотерапия?Каким образом посредством сказкотерапии удается достигать таких целей: повышения самосознания и создания близких доверительных отношений?
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к трем с половиной-четырем годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Какие сказки использует сказкотерапия?Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Соответственно, можно выделить одноименные типовые группы сказок.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае, такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки, пользуясь средствами подхода, в котором предпочитает работать. Таким образом может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка.
Прогностическая функция реализуется в той части сценарной сказки, которая повествует о будущем героя. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
История 1. Подозрительная играРассмотрим, каким образом проводится работа со сказками в практической консультативной работе детского психолога.
В приведенном ниже примере онлайн-консультации сеанс сказкотерапии предлагается провести маме девочки самостоятельно, опираясь на известную народную сказку. Психолог рекомендует сказку и предлагает примерный перечень вопросов, которые необходимо обсудить с девочкой для достижения терапевтического эффекта. Работа со сказкой представляет собой только часть терапевтического взаимодействия.
Вопрос
ОтветСобытия могут развиваться в двух наиболее вероятных направлениях. Во-первых, девочка может постараться вытеснить случившееся, поскольку оно будит неприятные чувства и ощущения, и вести себя так, как будто бы ничего не случилось. Во-вторых, девочка может испытывать необходимость «выговорить» все, что с ней произошло.
Итак, если девочка сама не вспоминает об инциденте, но ваша тревога не проходит, то можно провести профилактическую работу следующим образом. Возьмите для чтения русскую народную сказку «Кот, Петух и Лиса», где Лиса похищает Петуха, он кричит, Кот прибегает и спасает его. После прочтения обсудите эту сказку с дочерью, затронув такие вопросы:
Если девочке важно выговориться, то Ваша задача – внимательно выслушать ее, ни в коем случае не отмахиваться от ее желания поговорить. Также важно дать ей ощутить вашу поддержку и отклик чувствами, например: «…да, мне тоже бывает неприятно, когда кто-то пытается заставить меня делать без моего желания. Знаешь, иногда меня это расстраивает, иногда злит». Таким образом, вы поможете дочери освободиться от неприятных воспоминаний, а также установить с ней более близкие и доверительные отношения. Для девочки очень важно видеть в маме единомышленника – человека, который мыслит и чувствует схожим образом.
История 2. Детская ревностьРассмотрим следующий пример консультации, где в терапевтических целях происходит совместное сочинение сказки терапевтом и ребенком.
Вопрос
Непродолжительная беседа с мамой мальчика показала, что запрос на консультацию сделан для разрешения ситуации детской ревности. Было принято решение работать с проблемой в рамках сказкотерапии.
Затем был приглашен Денис. В результате краткого интервью с ним стала известной следующая информация: любимая сказка мальчика - «Колобок», причем не классический текст, приведенный в сборнике А. Н. Афанасьева, а мультипликационная версия, где Колобок совершает прогулку по лесу, спасается от лисы и благополучно возвращается к старику со старухой.
Денис улыбается маме и бежит к ней обниматься. Для Дениса терапевтическая сессия окончена.
Для мамы обязательно должно быть продолжение в виде беседе о детской ревности, способах ее профилактики и действиях в критических ситуациях; результатом такой работы, как правило, становится осознание того, что только от родителей, их чувства такта, терпения и выдержки, зависит, какими будут взаимоотношения младших и старших детей.
История 3. Проживание травмыЕще одним приемом работы в рамках сказкотерапии становится сочинение сказки для конкретного ребенка по поводу случившейся с ним травматической ситуации. Иногда дети, сталкиваясь какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы разрешения, которые мы предлагаем им, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? Здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Вот, например, такая сказка была придумана для девочки, проигравшей в конкурсе «Мисс детский сад».
Сказка «Роза и ромашка».
Сказку обязательно необходимо обсудить. Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «каждый цветок хорош по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?
Однако прежде, чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям необходимо почитать книги по данной методике, где даны рекомендации специалистов и даже советы, как правильно самим сочинять сказки. Ведь сказкотерапия - это сказки для конкретного ребенка, чтобы маленький человечек мог отождествить себя с главным героем. Ваша сказочная история может даже начинаться со слов: "Жил-был один мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя..."
01.02.2010
Анна Бердникова
обновлено 25.06.2021
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
А мы Драгунского читаем.
Luis,я слегка в шоке от этой сказки!!!!
СветРадуги
если читать книжки, а не слушать записи, то ребенок тоже привыкает к этому. но ведь детство закончится! сейчас стоит наслаждаться этими вечерними моментами) kiss me А не возникнет ли потом у ребенка привычки засыпать за книжкой? я хочу ребенка под сказки науить засыпать. под аудио записи. слышала, что в садах есть такая практика: детям ставят записи сказок и они под них засыпают) по моему, это здорово Поделюсь своим опытом знакомства сказкотерапией. Сначала попала мне в руки книга Семиной http://www.labirint.ru/books/257149/, я залпом прочитала эту сказку и такое ощущение что про меня написали,я и смеялась и грустила, потом начала читать другие сказки для взрослых, очень многое почерпнула и ко многому изменила свое отношение. Потом наткнулась в контакте на аудизаписи антикапризинов, дети слушают с удовольствием эти сказки (скачала на диск, слушаем в машине), сказки мне помогают укладывать спать деток, собираться одеваться, а еще я иногда и сама сочиняю для своих на какой нибудь конкретный случай, например перед сном на события нашего дня, кто с кем поссорился, одеваться не хотел, как грустил без мамы в садике итд... Еще очень удивилась что в психологии это очень действенный способ терапии, меня мой психолог научили сказки про то что у деток нет папы, если бы не эта сказка, я бы наверное так и замалчивала эту тему, сказка получилась трогательная , эмоциональная, нежная и доступная возрасту моих деток. Вообщем я поклонница сказкотерапии Ооо, супер. Какая Вы молодец!!! Надо тоже попробовать... Только надо теорию сказкотерапии посмотреть, чтобы не навредить, придумав там чего-нибудь эдакого))) Увлекаюсь уже давно терапевтической метафорой, сочиняю сама сказки, прорабатывая все детали в восприятие детской психике. Мы с дочкой так избавились от необъяснимой агрессии, плохо спала по ночам. Моя племянница 7 лет страдала по феям и свято верила, что может летать. Я решила сочинить ей сказку и оформила в книжечку. Сейчас полнее реальное желание хочет стать воздушной гимнасткой. Девочки, сочиняйте своим деткам сказки, они их так любят. Если нужна помощь с удовольствие помогу Дааа, точно это сказки из Антикапризина. Буквально вчера их сама встретила Вконтакте. Мой племянник больше любит, когда ему кукла-руковичка приносит сказки и мама их читает, очень артистично у нее это получается. А мы Носова читаем,кашу,огородники.Выучили уже наизусть и любим смотреть советские сказки,нам 6 лет Сальванелли, это еще и народная))) и куда нам без мух?))) Согласна, что познавательная, и точно не терапевтическая...
Блин, а познавательно. Хотя я бы читать такое ребенку не стала. Ну теперь знаю, кто чем какает, смогу объяснить в случае чего. Отличная идея! Я раньше про "сказкотерапию" не знала, хорошо что вовремя прочитала. Ведь это действительно прекрасный педагогический прием Когда малышка подрастет - буду вовсю пользоваться! А мне понравились истории из серии "Бальзам для души"-истории открывающие сердце, некоторые очень душещипательные (в разделе "О любви"), но остальные очень сильные, воспитывают, целеустремлённость и позитивный настрой. Я читаю детям на ночь. Больше подходят для школьников, примерно со 2 класса. Советую почитать книгу авторов Нина и Заряна Некрасовы "Сказочные возможности". Чтобы растить детей- не надо ругаться, учить, воспитывать, читать лекции или наказывать. Просто сочините ребенку сказку. Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у школьника. Придуманная вместе, она о многом расскажет вам о том, что творится на душе у юного человека. |
Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)Авито (Обо всем)Эксперты выбирают "слово года" в России (Обо всем)Распив из Л*E*T*Y*A*Л*Ь (Парфюмерные распивы)Звериный фото-флешмоб: с 22.11 по 13.12 (Животные)***Musk Therapy Initio Parfums Prives*** (Парфюмерные распивы)Сериалы Том 4 (Культурная жизнь)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)***Новинка***La Fille Tour De Fer Serge Lutens (Парфюмерные распивы)
Объявления
ДИЗАЙНЕРСКАЯ БЕЛАРУСЬ (Коммерческие предложения)Том2.Самая красивая одежда.💕РlayToday. MOORIPOSH допскидка 5% (Всё для детей - уход, развитие, развлечения и товары(КП))С@лко! OLMAR! ZAPS! лучшая польская одежда:) (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)Оригинальный парфюм! РАСПИВ! Элитный, нишевый, люкс Цена опт (Коммерческие предложения)❤️*ЛУЧШАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ БЕЛОРУССИИ И НЕ ТОЛЬКО*ТОМ 4 ❤️ (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)Бройлеры,Уточки,Гусики всё наше домашнее(с личного подворья) (Продуктовая корзинка для вас и ваших детей)*НаТаЛи*ПарфюМ СТОП 22*СимаЛенд*СаДоВоД СТОП 24 -стр 607 (Коммерческие предложения)! ! ! СырнаЯ Лавка!!! 🐮 МногО Сыра!!!! (Продуктовая корзинка для вас и ваших детей)✌️🌞🤩ТАО-закупка от ШОЛПХЕЛПЕРА!💥 (Зарубежные покупки)E'L'I'S;AVELON;Fab•retti;VILA’TTE;CALIS'Ta;PlayTo*day и др (Барнаул. Коммерческие предложения и Зарубежные закупки)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |