/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Нетрадиционные техники рисования: печать и гравюра

Зачем заниматься с детьми рисованием?

Педагоги и психологи обычно говорят так: «Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира». Или так: «Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка». Или приводят коронный довод: «Неважно, кем станет ваш ребенок, главное, что занятия рисованием помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности».

Согласитесь, все эти доводы хотя и звучат здраво, но в целом ориентированы не на «здесь и сейчас», а на туманное будущее. Получается, что рисованием нужно заниматься для того, чтобы когда-то потом «стать человеком».

Давайте отойдем от такого утилитарного взгляда на занятия с ребенком. Расслабимся, отложим на полчаса насущные дела – и наравне с ребенком посмотрим на интересные предметы вокруг нас. Подумаем…

…что можно сделать с кусочком веревки и кубиком? С резиновым ластиком и булавкой? С сырой картошкой и зубочисткой?

…что объединяет мыло и пузырек туши? Гуашь и силикатный клей? Силикатный клей и песок? Акварельную краску и скалку, которой раскатывают тесто? Чернила и соломинку для сока?

Вопросов много, да и ответов рождается немало. Хочется собрать все упомянутые предметы и начать экспериментировать. Да, не забудьте только про бумагу.

Возможные ответы:

1. Из веревки и кубика, ластика и булавки, картошки и зубочистки можно сделать замечательные печати.

Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы - хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся.

Как это делается

Ну а если вам не по душе такие экстремальные техники, возьмите ластик или половину сырой картошки, вырежьте ножом для бумаги, скажем, ряд полос, насадите картошку на зубочистку, ластик – на булавку, и печатайте в свое удовольствие, обмакнув печать в цветные чернила или гуашь.

Более изощренный способ изготовления печати – фигурное наклеивание веревки на старый, ненужный кубик. Веревка по возможности должна быть из натурального материала и выразительной фактуры: с переплетениями, торчащими волокнами и пр. Кусок веревки изгибается, например, в форме спирали или петли для одежного крючка, наклеивается клеем ПВА на кубик, оставляется на 10 минут до высыхания. Затем все то же самое, что с картошкой и ластиком, – обмакиваем в чернила или гуашь, печатаем.

Как это делается

Если чернила заменить акриловой краской, то оттиски можно делать и на дереве, и на стекле, и на ткани. Можно воспользоваться, например, акрилом для дизайнерских работ и для ткани от «Олки-арт» (С.-Петербург).

2. Пузырек туши и мыло (а также плотную бумагу, краски или масляную пастель, широкую кисть, зубочистку или перо) объединяет замечательная техника под названием граттаж (от фр. gratter – «царапать»).

Удовольствие от работы в этой технике сравнимо с археологическими раскопками и расшифровкой пиктограмм.
Этап первый: бумагу полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!) разных цветов.
Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла (на глаз) и этой смесью покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть.
Как вариант, можно использовать черную гуашь – кому-то такой способ наверняка понравится больше.
А вот теперь самое интересное – этап третий: берем зубочистку (или перо, отточенную палочку) и… процарапываем рисунок по туши.
У нас на глазах из-под мрачного черного слоя проступают радужные контуры.

Как это делается

Давайте полюбуемся на созданные нами радужные миры и картофельно-веревочные галактики, а вопросы, оставшиеся без ответа, отыщем в продолжении статьи здесь же, на sibmama.ru. В самом ближайшем силикатно-гуашевом будущем.

Литература

  • Фиона Уотт. Я умею рисовать. М., 2003.
  • О.А. Никологорская. Игры с красками и бумагой. М., 2003.
  • М. Дрезнина. Игры на листе бумаги. М., 1998.
  • О.А. Белобрыкина. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству. Новосибирск, 1993.

Благодарю за содействие школу «Современные родители» и, отдельно,
О. Латкину, дизайнера и маму троих детей, – за ценные советы и литературу.

Евгения Лундина
Фото автора
28.10.05

Нетрадиционные техники рисования. Часть 2

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться