2 3 |
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
Как и зачем развивать фонематический слух ребенка?Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи! Что такое фонематический слух?Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам. Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат. Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
Какими бывают нарушения фонематического слуха?Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно. В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит? Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. В письменной речи возможны следующие ошибки::
Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов. При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев. Игры для развития фонематического слуха«Эхо»Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение. «Перевозим грузы»В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме). «Заколдованное слово»Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным. «Путаница»Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности. 23.04.2020 Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ http://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим "вдруг". Кубики и склады нужно изучать в игре. Хочет считать - пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: "раз - это БЫ, два - это ДУ, три - это ЛЮ" и т.д. Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию. Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно. Tatyana_T, посоветую вам купить какой-нибудь букварик или азбуку для первоклашек. Там как раз уроки начинаются с изучения крупных единиц. Есть картинки, по которым можно составлять предложения, потом такие полосочки, обозначающие слова - их надо делить на слоги, потом гласные звуки находить. Необязательно по ним заниматься, но это может вам подсказать, в каком направлении работать. Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит "что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики... " Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа "хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное" и называю ему разные предметы. KR*OKSA, спасибо за совет! Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы... даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное. Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то - сколько гласных и сколько согласных. Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я. Потом следует знакомить с ударением. Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха. И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки - учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать.
Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами. Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики - можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации. Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит). Что касается возраста - уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками. Про кубики Зайцева думала неоднократно. Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня "отговорила", объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести. По Зайцеву не пробовали заниматься? Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий. Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача "сложить буквы в слог". Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы ("пишет" по таблице указкой). Конечно, "пишет" так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо. что-то меня тоже возраст ребенка смущает... Рано еще.. А может ему рано в слога скадывать буквы? С 5 лет рекомендуют чтению учить. У нас после 5 лет все фонематические нарушения прошли сами собой, потому-что время пришло. |
Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)Музыкальный театр в Новосибирске и не только - 3 (Культурная жизнь)Ваш завтрак (Кулинарный форум)УЗБЕКИСТАН - Ташкент, Самарканд, Фергана, Бухара, Хива (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)Титры антител ( для резус - отрицательных и не только) N 8 (Здоровье будущей мамы и ребенка)Magic Mushrooms BOHOBOCO (Парфюмерные распивы)Закон «о запрете чайлдфри» (Обо всем)
Объявления
Сказки, энциклопедии, отлично на подарок! (Барнаул. Букинист - ДО Книги и журналы)Сумки для обуви детские (Барнаул. ДО Товары для детей)Вещи р. 46-48, туфли р. 39 (Барнаул. ДО Одежда для взрослых)Вещи для мальчика р.152-164, много всего (Барнаул. ДО Детская одежда )продам киндер игрушки новые , дупло (Детские товары (ДО) в Новосибирске)продам (Товары для дома и семьи. (ДО))продам (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))продам (Цветочный рынок. Объявления по домашним растениям)кроксы для малышки (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))кроксы Crocs для мальчика (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |