«Шить как жить», «писать как дышать» и другие виды творчества
Рисовать, писать, шить, вязать, вырезать маленькие деревянные фигурки, плести корзины или мастерить тряпичных куколок – любое из этих (а еще многих-многих других) занятий является актом творчества. У животных нет творческих порывов - это специфическое проявление человечности.
Так зачем нам нужно творчество, какую роль оно играет в жизни и можно ли как-нибудь без него? Узнаем из авторской колонки Евгении Пельтек – психолога, журналиста, педагога по писательскому мастерству.
Творчество как способ мышления
Творчество происходит от глагола «творить». То есть буквально это слово означает - делать, создавать что-то новое. Любой творческий акт предполагает создание уникального предмета. «Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата, - написано в Википедии, - Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности».
Творческие акты плохо подчиняются распорядку, планированию. «Творить» человека заставляет некая неведомая сила (вдохновение), которая то вдруг приходит, то снова исчезает. Не зря про творческих людей столько анекдотов и мемов. Им сложно творить по заказу, потому что «муза» так не работает.
Анри Матисс: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».
Откуда же берется пресловутый «творческий импульс»?
Основным «топливом» для творчества являются эмоции, впечатления, переживания, а также воспоминания и извлечённый из них опыт.
Немецкий нейропсихолог Маттиас Мёль опытным путем подтвердил, что во время творческих занятий активизируется лимбическая система, височные доли, но главным «процессором» является префронтальный кортекс (лобный участок коры головного мозга), который обеспечивает, в том числе, обработку эмоциональных впечатлений и выполняет функцию «оперативной памяти». В этой зоне происходит сопоставление новой информации или эмоциональных впечатлений с уже имеющимися.
" Встраивание нового в имеющийся объем знаний и поиск разнообразных вариантов решений проблемы на основе этих комбинаций, по мнению нейропсихологов, и есть творческая деятельность.
Таким образом, импульсом для творчества является возникновение конфликта между имеющимся опытом и полученными впечатлениями. Это означает, что любой творческий акт – будь то писательство, рисование, изготовление украшений, резьба по дереву или даже кройка и шитье – является попыткой отобразить этот конфликт и приблизиться к попытке его разрешения.
Творчество как диалог
Психолингвистический подход позволяет рассмотреть творческую активность как акт коммуникации. У любого социализированного человека с нормальной функцией контроля и саморегуляции своего поведения в обществе с самого раннего детства накапливается значительный багаж «обломов» или фрустраций, если пользоваться психотерапевтической терминологий. Это остановленные исследовательские импульсы, которые взрослые когда-то сочли (и, скорее всего, справедливо сочли) небезопасными, и непережитые эмоции («перестань реветь!»), запреты («на людях кричать и прыгать нельзя») и так далее. С возрастом их накапливается все больше – таковы законы сосуществования в человеческом обществе. Успешно социализируются люди с хорошо развитыми функциями автоконтроля.
Как он работает? Проще всего представить его в форме постоянного внутреннего диалога между импульсивным правым и логически оценивающим обстановку левым полушарием.
«Я хочу танцевать», - восторженно кричит, например, правое, любуясь видом из окна поезда.
«Но ты в купе поезда, здесь мало места и много народу. Помешаешь людям», - резонно возражает левое.
И так - чуть менее, чем постоянно.
" В результате накапливается огромное количество невысказанных мыслей и чувств, которыми хочется поделиться с миром, «выгрузить» их. Тут и помогает творчество.
Танцевать в поезде нельзя, но можно сшить куклу-танцовщицу в костюме проводника, например. Или – написать рассказ о танцующей девочке. Или просто схематически нарисовать ее карандашом на клочке бумаги, положенном на трясущийся столик купе.
Нильс Бор: "Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной".
Итак: любой творческий акт – это фактически зашифрованное послание о том, что давно накипело. Социально приемлемый способ общения с окружающими, который не нарушает никаких общественных табу.
Творчество как терапия
Всякий творческий процесс, равно как и результат, содержит информацию из бессознательной сферы мышления. Именно поэтому творчество может быть терапевтичным.
Классические методики арт-терапии – это рисование и лепка. Человек изображает свой запрос художественно, метафорически. И в процессе рисования выражает подавленные чувства безопасным, социально приемлемым способом. Более того: зачастую, посмотрев на свой рисунок, озвучив, что там изображено, человек замечает «слепое пятно», которое привычно вытесняется психикой. Получив и усвоив новую информацию, он отныне может расширить спектр своих привычных алгоритмов поведения и встроить новую информацию в свой опыт.
Полностью совпадает с определением творческой деятельности, которое дают нейропсихологи, верно?
Точно так же работают и любые другие виды творчества. Любой авторский текст содержит личную информации об авторе, не всегда доступную ему, но очевидную для читателей.
" Авторская брошь, приколотая к воротнику, или вышитый на блузке узор иногда дают нам больше представления о человеке, чем его прямая речь, а музыка лучше любых слов передаст настроение автора.
Как это работает?
Рассмотрим, например, шитье – казалось бы, совсем утилитарный процесс. Конечно, в нем много творчества, но где здесь работа подсознания? Ведь решение о том, какую вещь смастерить или переделать, мы уж точно принимаем вполне сознательно, зачастую долго раздумывая и взвешивая разные варианты.
Станислав Ежи Лец: «Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе».
В качестве иллюстрации приведу историю моей клиентки (с ее разрешения).
Молодая девушка обратилась ко мне с запросом о том, что ей сложно пережить трагедию, которая недавно произошла в Кемерово. Она жаловалась на ощущение «ступора», невозможность и нежелание ничего делать. В это же самое время, по ее словам, она запланировала несколько крупных рабочих активностей, к которым не знала, как подступиться, так как «всё валится из рук». В сумке у нее был пиджак. После встречи она собиралась отнести его в ателье, чтобы пришить к изделию выбранные ею декоративные заплатки.
В ходе арт-терапевтической сессии она нарисовала красное сердце, висящее в голубой дымке тумана. Озвучив рисунок, в соответствии с одной из классических арт-терапевтических методик, она произнесла: «на рисунке большое яркое сердце, когда я смотрю на него, то испытываю радость. Оно теплое и живое. Оно в тумане, который ассоциируется у меня с грустью и тоской. Но даже через этот плотный туман я его прекрасно вижу».
" Сказав это, женщина заплакала и сказала, что очень переживает из-за недавней трагедии в Кемерово, но ей казалось, что если позволить себе эти переживания, то жизнь остановится и вся «радость уйдет».
Оказалось, что ее ощущение «ступора» связано с попыткой ускользнуть от грустных и неприятных переживаний, замереть и переждать, пока тяжелый шлейф впечатлений от трагического события не развеется.
В процессе сессии она поняла, что переживание грусти ей необходимо для того, чтобы выйти из этого состояния. Более того, оказалось, что, запрещая себе грустить, она одновременно перестала испытывать и радость. Именно поэтому все запланированные проекты вдруг показались ей бессмысленными. Только открыв волю чувствам, она вернула себе весь эмоциональный спектр. И тут же начала радостно делиться рабочими планами.
В конце сессии, внимательно посмотрев на картинку, она вдруг улыбнулась и… достала из сумки ярко-красный пиджак и декоративные замшевые синие нашивки к нему. Их цвета полностью совпадали с цветами рисунка.
«Сегодня утром вдруг подумала, что они очень сюда подойдут, - удивленно рассказывала девушка. - Просто вдруг захотелось пришить эти заплатки. Словно без них вещь была не закончена…»
Иными словами потребность соединить красный и синий цвет (то есть позволить радости и грусти присутствовать в ее жизни одновременно) у женщины возникла спонтанно. А, значит, обновленный предмет гардероба был для нее терапевтичным сам по себе.
Поль Гоген: «Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть».
Творчество как способ жить
" Творчество – отличный способ освоения реальности. Однако если посмотреть шире – творчество это и есть способ жить, осваивая эмоционально и принимая отторгаемые сознанием аспекты реальности.
В творчестве значимым для автора является как процесс, так и результат. Вот почему именно творческие занятия способны обучить людей результата находить удовольствие в процессе, а людей процесса – замотивировать на результат. Каждому приятно почувствовать себя творцом, который на глазах из «ничего» создает «нечто».
Минус творческой деятельности, как уже отмечалось выше - то, что она плохо поддается планированию. Многим творческим людям, художникам, авторам текстов, тем, кто занимается разными видами рукоделия, известны состояния «творческих кризисов», когда привычный вид деятельности вместо радости вызывает лишь раздражение и желание «прекратить это».
В эти моменты возникает ощущение, что «все не так», любимая работа не ладится, у художника кисть буквально падает из рук, журналист никак не может закончить статью, а вязальщица – кружевную шаль. Такие моменты – характерный маркер того, что внутренний конфликт, в разрешении которого помогает творчество, обострился, и новый способ «примирения сторон» пока не достигнут.
Если человек привык творчески осмысливать реальность, то такой «ступор» может стать для него серьезным испытанием, которое субъективно расценивается едва ли не как околосмертный опыт.
" Парадоксально, но сильное раздражение, которое возникает в результате такого ступора, может стать не только источником депрессии, но и настоящей находкой и мотивацией для творческих людей.
В моменты «протеста» часто приходят принципиально новые идеи. Вместо кружевной шали вязальщица может «назло» связать четыре декоративные подушки с новым узором и красивый чехол для чайника. Журналист – написать два альтернативных материала, а художник – нарисовать серию иллюстраций вместо не заладившейся картины.
Козьма Прутков: «Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?»
Секрет привлекательности творчества в том, что с его помощью можно канализировать (безопасно выражать) любые эмоции. В том числе и переживания по поводу творческого кризиса!
Автор: Евгения Пельтек
31.03.18