2 3 |
/Красота и здоровье. Отношения/Отношения
«Всё бы вам смеяться!»Почему мы шутим над проблемами?
Когда у кого-то проблемы, а он в ответ только шутит и хихикает, так и хочется наставительно сказать: «Вы же взрослый человек, нельзя ли побольше серьёзности?!» Юмор – отличная штука, но, согласитесь, у каждого в жизни бывают ситуации, когда вовсе не до смеха: кризисы, увольнение с работы, проблемы со здоровьем, конфликты. Почему же, в такие моменты многие люди начинают с увлечением шутить и смеяться? Что это – отрицание проблемы, скрытая агрессия или, может, притворство? Есть мнение, что смех во многих случаях уже сам по себе помогает решить проблему. И это – вовсе не шутка!
Смех как смещенная активностьЮмор - это специфическое эволюционное благоприобретение нашей, человеческой культуры. Животные не смеются и уж точно не начинают юморить в ситуациях, когда дело принимает критический поворот. Хватай, бей или беги, прячься или догоняй – вот и весь их сказ. Однако и в звериной жизни время от времени случаются сложные ситуации, когда схватить, догнать, или убежать (то есть удовлетворить свою текущую потребность) они не могут. Птица на пути к фонтанчику с водой встречает стеклянную стену, дерущиеся петухи смертельно устали от драки, кошка, грациозно оттолкнувшись, запрыгивает на стол, но цепляется когтем за скатерть и кубарем катится обратно на пол. Впору сесть и поплакать (или, наоборот, посмеяться над нелепостью ситуации). Но животные этого не умеют. А что умеют? Птица, не получив воды (но получив по голове), принимается сосредоточенно чистить перья, петухи как по команде останавливаются, опускают головы и увлеченно ищут на «поле боя» несуществующие зернышки, а кошка плюхается на пушистую попу и начинает вылизывать шерстку с таким видом, будто она это планировала с прошлой пятницы.
Этологи называют такие неадекватные поведенческие реакции животных «смещенной активностью», которая возникает при конфликте наиболее важных потребностей или невозможности их удовлетворить.
Первое время этологи полагали, что смещенная активность просто заменяет адекватную реакцию и сама по себе не имеет значения. Но позже выяснилось, что смещенные действия – просто имеют относительно слабую мотивацию и поэтому тормозятся более важными. При торможении сильных мотивов слабые выходят на передний план. Получается, у нас есть подспудная потребность в юморе и смехе. В чем она состоит и почему отсутствует у других животных?
Смех как часть физиологииЕсли посмотреть на смех серьезными глазами физиолога, то окажется, что это непроизвольные сокращения диафрагмы и лицевых мышц, сопровождающиеся слабо контролируемой вокализацией и общим эмоциональным подъемом.
Смех вызывает совместная работа сразу нескольких зон мозга. По-видимому, чувство радости нам дает система внутреннего подкрепления, которая расположена по большей части в среднем мозге. Эта зона получает информацию от коры и реагирует на неё выбросом химических веществ, вовлечённых в формирование положительных эмоций. Но для того, чтобы отправить эту информацию более «умные» зоны мозга сначала должны сами распознать ее как смешную – будь то реакция на щекотку или анекдот. Американский ученый Як Панксепп считает, что смех возникает тогда, когда есть элемент неожиданности, который распознается как неопасный. В анекдоте формируется модель реальности, которая переворачивается в самый неожиданный момент, вся прелесть щекотки в том, что вы никогда не знаете, в каком месте вас пощекочет партнер по игре. И в этом кроется еще один необходимый элемент смеха: это - социальное явление. Люди гораздо реже смеются в одиночку, чем в компании. Пощекотать себя самостоятельно невозможно, во всяком случае, вряд ли это вас развеселит. Любопытный факт: единственные кто может развеселить самого себя щекоткой – люди с расщеплением личности. Только у них есть возможность сделать это неожиданно для самого себя.
Смех как тормоз для агрессииСтрого говоря, у многих высших «коллективных» животных (например, у обезьян и собак) есть комплекс поведенческих реакций, который похож на наш смех. Некоторые современные ученые-эволюционисты полагают, что мы унаследовали смех и юмор напрямую от обезьян. Их «смех» - явление иного порядка, чем наш. Даже его физиология отличается от человеческой: обезьяны смеются на вдохе, а люди - на выдохе. Тем не менее, у высших обезьян (и некоторых других животных) есть очень похожая мимика, сопровождающаяся особыми звуковыми сигналами. Эта так называемая «игровая мина» чаще свойственна молодым животным, которые приобретают и оттачивают необходимые навыки внутри стаи.
Например, если человек раздражен на товарища, но не хочет «портить отношения», то вместо злого замечания или совсем уж социально неприемлемого удара кулаком, он «посылает» ему шутку. Тогда даже если собеседник шутки не поймет и рассердится в ответ, все равно останутся пути к отступлению: «это же просто шутка! Ты что, обиделся?», которые, как и обезьяний «смех», ясно просигнализируют: «это игра, не бей меня».
Выходит, эволюционно смех – не столько выражение радости, сколько способ затормозить агрессию, сделать ситуацию более безопасной. Не поэтому ли уязвимые человеческие дети смеются намного чаще, чем взрослые?
Смех как «антиповедение»Как видно, в отличие от бесхитростных обезьян, люди используют юмор не просто, чтобы предупредить об игре, но чтобы выразить вполне реально существующую агрессию и остаться безнаказанными. Фрейд определял юмор как - «отношение, при котором личность отказывается страдать», и «я» отказывается испытывать огорчения от посягательств действительности». То есть, по Фрейду, шутка рождается, когда сознание пытается выразить те мысли, которые общество обычно подавляет или запрещает.
Социальные нормы требуют от человека быть максимально приятным для окружающих, чтобы быть ими принятым. Мы – стайные животные и выживаем в коллективе. Поэтому каждая проблема, вызывающая яркие эмоции, ставит человека в ситуацию некоторого конфликта между удовлетворением своей потребности и общественным запретом – мнимым или настоящим.
Оказавшись в ситуации конфликта мотивов, птица чистит клювом перья, кошка нервно вылизывается, а у нас есть еще и такой вариант: пошутить, снять напряжение и перевести как саму проблему, так и пути ее решения в игровую плоскость. Снять общественный запрет, но «в шутку», не всерьёз, в «игре». «Наоборотное» поведение, игровое нарушение общественных норм – часть человеческой культуры с древнейших времен. Архаические праздничные смеховые обряды (европейские карнавалы, русские масленичные и святочные обряды), описанные в исследованиях Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, - имеют ключевую общую черту: во время таких народных гуляний строжайшие общественные табу символически нарушались под всеобщий веселый смех и ликование.
С одной стороны это, по-видимому, позволяло «выпустить пар», накопившийся за время соблюдения запретов. А с другой – закрепляло общественные нормы, показывая наглядно и буквально как «не надо». Это создавало конфликт мотивов и все дружно заходились в ритуальном смехе. Точно также работает, между прочим, и культура клоунов, трикстеров, шутов, дожившая в практически неизмененном виде и до наших времен – эстрадные юмористы, стенд-ап-камедианты, комедийные телесериалы и популярные интернет-мемы сегодня выполняют эту же социальную функцию, высмеивая социальные нормы.
Смех как утрата самоконтроляУ смеха есть и другое любопытное свойство, на которое обратил внимание российский антрополог А. Козинцев. Смех несовместим с речью, он полностью её подавляет. Смех связан с доречевыми, более древними структурами мозга, им управляет система так называемой лимбической вокализации (та же, которая отдает нам «приказ» кричать от боли, страха или возбуждения). Во время таких непроизвольных криков и смеха полностью «перекрывается» речь, мышление, останавливаются культурно обусловленные действия. В некотором смысле смеющийся человек на время теряет человеческий облик (в социальном смысле) и становится намного ближе к зверю.
Речь и контролирующее мышление – черты, которые отличают человека от других животных. Согласно гипотезе русского ученого Б. Поршнева, речь когда-то развилось у человека во время меж- и внутривидовых конфликтов по точно такому же принципу смещенной активности. А потом социальные потребности – в общении, во взаимопомощи - встали в один ряд с биологическими. Так речь стала блокирующим фактором для многих действий, прежде всего агрессивных. Более того, у человека развилась способность к внутреннему диалогу и в качестве венца эволюционных изменений мы получили постоянный самоконтроль, который стал одним из гарантов устойчивых социальных отношений. Этот почти постоянно работающий режим автоконтроля и внутреннего диалога является источником постоянных внутренних конфликтов. И обеспечивает то самое противоречие мотивов, которое в мире животных приводит к смещённой активности.
Например, уволили человека с работы – внезапно, несправедливо. Лишили доступа к ресурсу и статуса. Естественная потребность: вступить в конкуренцию, отстоять свою «кормушку», вернуть статус. Наказать обидчика, обругать, вступить в бой или сдаться и впредь избегать таких вот неблагонадежных «работ» и «начальников». Однако это не поможет решить проблему, а нападение на начальника и вовсе уголовно наказуемо. «Будет только хуже!» - нашептывает внутренний контролер. Что делать? Сесть на пол и поплакать, навсегда прекратить поиски новой работы, или начать шутить над этим, обсмеять своего шефа, на худой конец - представить его с ослиными ушами или яблоком в каком-нибудь неподходящем месте, вспомнить самые неприличные и нелепые истории про него. В игровом состоянии можно все – это ведь игра, «понарошку». Все-таки, не зря природа позаботилась о том, чтобы в моменты игрового «отключения контроля» и «отмены табу» заодно нарушалась и направленная двигательная активность. А то знаете ли!
Смех как двигатель прогрессаЕсть и другая любопытная точка зрения на смех. Некоторые нейрофизиологи сравнивают процессы, которые происходят в теле во время приступа смеха с процессом подготовки к умиранию. Мышцы спазмируются, логическое мышление отключается, запускается усиленная выработка эндорфинов и болеутоляющих веществ. У такой «подготовки» может быть вполне логичное объяснение: ведь смех создает субъекивное ощущение безопасности при полной физической беспомощности. Отчего бы «на всякий случай» не подготовиться? Кроме того смех связан с «игровым» сломом запретов. Нарушение табу чревато общественным отвержением, «социальной смертью», поэтому смех всегда возникает на субъективной границе между опасным и безопасным. А именно на этой границе и расположены возможности для дальнейшего развития.
В чем же эволюционный смысл «высмеивания» проблем? Бывают ситуации, когда жизнь поворачивается неприятной стороной и все прогнозы и предположения человека о результатах его поведения оказываются неверными. Это очень неприятно. Какой наиболее просто вывод нам подсказывает биологическая логика? Больше никогда так не делать, чтобы не было так же неприятно. Но в социальном мире такие приёмчики работают, только если есть непосредственная угроза выживанию. В остальных случаях это нецелесообразно. Ну, поссорился ты с другом, что – больше никогда ни с кем не дружить? Уволили с работы – никогда не работать? Обжегся, когда жарил яичницу – всё, больше никакой яичницы в этом доме! Подобная блокировка перекрывает возможность к дальнейшему экспериментированию и поиску других, более подходящих вариантов поведения. Юмор же, переводя ситуацию в игровое поле и временно «отключая» сурового «внутреннего критика», дает возможность не только «разрядить» обстановку, но и посмотреть на проблему со стороны, увидеть новые варианты реагирования, а, значит, найти решение проблемы!
Словом, шутите на здоровье, это весело и на пользу! 21.10.2017
Автор: Евгения Пельтек, психолог
Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Да, я как вспомню, стою возле доски на алгебре, училка орет, а меня от смеха разрывает
Ирочка, смех - это отчасти сброс стресса.
В условиях, угрожающих жизни, одни - цепенеют, другие - исполнены весёлого драйва. Те, кто шутит над собой в такие минуты, имеют бойцовский характер. |
Актуальные темы форумов
Гадалки, ясновидящие - том 4 (Жизнь семейная)Муж проводит время с бывшей женой и ребёнком. (Жизнь семейная)Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Легендарная Kashaya De Kenzo (Парфюмерные распивы)Микроучастки школ (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Разрыв внутреннего мениска коленного сустава (Лечение и здоровье взрослых. Медицина )Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Пробежка по Питеру - часть 2 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Томск (Сибирь и Алтай. Активный отдых и туризм)
Объявления
Продам для рукоделия (Товары для рукоделия (ДО) Объявления)Для девочки размер 31-35 б/у (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Для девочки 110-122 (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Девочке 152-170 (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Девочке 122-152 (gymboree H&m crazy8 Next asda и др) (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Стильная и модная одежда, р.44-46! Новая и в идеальном состоянии (Одежда для взрослых (ДО))Все самое нужное для дома, дачи и хобби: только новое (Товары для дома и семьи. (ДО))Любая уборка помещений! Мытье окон! (Работа и услуги (ДО))Цветы, Пряные травы и многое другое..... (Дачный базар. Товары для дачи, сада и огорода)полусапожки женские Rosegold hazel из США р-р 35. Новые! (Обувь для взрослых (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |