Женские имена на букву М

/Красота и здоровье. Отношения/Отношения

«Это не я!»

Почему мы «отдаем» свои стратегии поведения другим и как «забрать» их обратно? 


«Это не я!»:  почему мы «отдаем» свои стратегии поведения другим и как «забрать» их обратно? «Ей не хватает общения», «Он хочет отдохнуть», «Она так одинока», «он – карьерист, который пойдет по головам при первой возможности!»…
Как часто мы объясняем, толкуем, стараемся предугадать причины поведения других людей и развешиваем ярлыки, не замечая, что все, что мы видим в других людях – прежде всего наши собственные черты характера и модели поведения! Так работает проективный механизм защиты, который нужен нам для узнавания «своих», но на деле чаще помогает нам не замечать «неудобную» информацию о себе,  приписывая собственные черты другому. 

О том, почему мы видим в чужом глазу «соринки», не замечая «бревна» в своем – в новой колонке психолога, арт-терапевта Евгении Пельтек.


Проекция: «ты как я!»

Терминология: Проекция (лат. projectio – бросаю вперед) – психологический процесс, в результате которого человек воспринимает собственное внутреннее содержание, как приходящее извне. При этом он наделяет окружающие объекты – как людей, так и предметы, силы природы и т. п. - качествами и характеристиками, взятыми из собственного опыта.

Действуя как защитный механизм при стрессе, проекция помогает «выносить» за собственные скобки неудобные (социально осуждаемые) «теневые» качества (например, жадность, болтливость, склонность к сплетням, агрессии и т. п.), приписывая их окружающим. Однако ровно этот же механизм отвечает и за эмпатию, позволяя разделять чужую радость или сопереживать чужому горю как своему, что в большинстве случаев только укрепляет отношения.  


Как проекция нам помогает?

Кроме защиты от стресса при встрече с собственными «неосвоенными» качествами, этот механизм нужен нам для создания комфортного, безопасного общения.

" Фактически проекция работает как система узнавания, которая позволяет нам вычленять  «своих» и «чужих» в окружении.  Это помогает создать ощущение безопасности (порой иллюзорное).

«Это не я!»:  почему мы «отдаем» свои стратегии поведения другим и как «забрать» их обратно? Как это работает?  
Владея минимальной исходной информацией о человеке, мы можем  на ее основании «достроить», спрогнозировать его вероятную  реакцию на взаимодействие и на этом основании принять решение – стоит ли с ним дальше общаться,  и если да, то как строить взаимодействие. 
В наиболее зрелых формах проективный механизм служит основой эмпатии, позволяет проявлять чуткость к партнеру и способствует установлению доверительных отношений (но не может служить их заменой). Никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, потому проекция собственных ощущений  и опыта на другого (то есть попытка представить: «а, каково мне было бы на его месте?») становится опорой для понимания другого человека.


Как проекция нам мешает?

Удобно? Еще как! Однако есть и подводные камни. Во-первых, такие «прогнозы» лишают общение спонтанности и живости. Во-вторых, каким бы предсказуемым и понятным ни казался человек, очевидно, что он может преподнести немало сюрпризов.

Ну и в третьих – механизм проекции дает гораздо больше информации о самой этой личности (то есть вас), а не о другом человеке.

" Иными словами, все, что как вы предполагаете, может сделать другой человек, прежде всего, относится к вашим привычным моделям поведения. С поведением другого человека эти модели могут совпасть, могут не совпасть, могут совпасть частично.

Например:  Молодая мать Катя гуляет с дочкой. Они забыли взять с собой игрушки для песочницы. На площадке девочка берет оставленные кем-то совочек и ведерко и начинает лепить куличик.  На скамейке рядом сидит старушка и посматривает на девочку. Внутри у Кати все холодеет: «Почему эта старушка так смотрит на мою дочь? Какое право она имеет ее осуждать? Как она вообще поняла, что это не наши игрушки?». Катя поскорее уводит дочь из двора подальше от «этой старушки».

Что произошло на деле? О чем думала бабушка на скамейке? Действительно ли она осуждала Катю? Мы не знаем, и нет никакой надежды, что узнаем (если не разыщем эту бабулю и как следует не расспросим).  За все время старушка не предприняла ни малейшей попытки вступить в разговор. Единственное, что можно узнать из этой зарисовки наверняка – сама Катя считает недопустимым брать чужие вещи и осуждает людей, которые так поступают. Оказавшись в ситуации выбора – удовольствие от прогулки для маленькой дочки или собственные принципы - она выбрала первое, но при этом ее захлестнули эмоции, и она перенесла вытесненные чувства на первую встречную старушку. 


Почему важно присвоить себе проекцию?

«Это не я!»:  почему мы «отдаем» свои стратегии поведения другим и как «забрать» их обратно? Зачем это вообще нужно? Раз проекция – это защитный механизм в стрессовой ситуации, то для чего присваивать себе эти трудные для проживания эмоции и «неудобные» модели поведения?

Дело в том, что именно эти заблокированные, вынесенные за скобки качества зачастую оказываются связанными с самыми желанными, самыми важным, самыми сокровенными потребностями.  Сурово подавляя какой-либо порыв, приписывая окружающим осуждающую позицию, мы зачастую не видим вторую – положительную - сторону заблокированного явления.

Например, Катя, разрешив дочери поиграть с чужими игрушками, уже сделала важный шаг к ситуативному использованию своего действительно социально обоснованного убеждения. Однако область своего конфликта между желанием доставить дочери радость и запретом на игру не своими игрушками она перенесла вовне. Если бы она признала его своим, то могла бы оценить, насколько ее саму устраивает то, что дочка играет забытыми кем-то игрушками, какие у этого могут быть последствия и что она сможет предпринять в этом случае.
Так, если придет хозяин, то нужно будет сразу вернуть игрушки или предложить покататься на самокате дочери взамен. Либо (если такие условия неприемлемы), отказаться от игры чужими игрушками и решить эту задачу (например, сходить домой за своими). Признав свой конфликт, Катя получила бы возможность принять подходящее ей решение. На деле же она присвоила контролирующую функцию незнакомой старушке и в результате переложила ответственность за решение на нее.

Присваивание проекции  - всегда болезненный и неприятный процесс, ведь он связан с подавленными переживаниями. Однако есть и светлая сторона - в результате человек часто испытывает прилив энергии и желание изменить текущую ситуацию. 

Очень уставший человек, до этого замечавший вокруг исключительно измотанных работой людей, которым следует помочь, вдруг понимает, кто здесь на самом деле устал. Другой человек постоянно чувствует осуждение окружающих, которые намеренно стараются задеть его едкими замечаниями. Его работа с проекцией даст ему возможность заметить, где он осуждает окружающих, выстраивая к тому же превентивную защиту из колких замечаний. А тот, кто больше всего на свете боится острой конкуренции в среде коллег, в реальной жизни оказывается главной «акулой» бизнеса.


Как присвоить себе проекцию?

Напрямую сделать это очень сложно – мешает естественное сопротивление, которое, собственно говоря, и является основой проективного механизма. Нет ничего более раздражающего и бессмысленного, чем замечание «это твоя проекция» от увлеченных психологией знакомых. Даже если это - правда, подобная интервенция может только увеличить сопротивление. Более того, собственная «ловля проекций» и стремление развернуть свое отношение к другим на себя без наработанного навыка может вызвать еще больший протест и только углубить внутренний конфликт.

" Безусловно, наиболее подходящее место для работы с проекциями – кабинет психолога, однако многое можно сделать для себя и самостоятельно. Например, используя арт-терапевтические техники.

Одна из наиболее мягких техник работы с проекциями – рисунки и метафоры. В основе любой арт-терапевтической техники лежит наша склонность к персонификации, то есть одушевление окружающих объектов и приписывание им качеств, являющихся отражением нашей реакции на них. «Волнующееся море», «грозное небо», «наглая кошка», «трепетный одуванчик» - все это примеры персонификаций, на деле рассказывающих о настроении, качествах или намерениях автора высказывания.

Персонификация лежит в основе огромного количества проективных методик, которые позволяют человеку выйти на важную для него тему, встретиться со своим «слепым пятном» - то есть отвергаемой, неосознаваемой частью личности.
Рисуя метафорический образ того, что сейчас беспокоит больше всего, человек получает возможность выпустить подавленные эмоции, увидеть ситуацию с другой стороны и взять новые варианты взамен привычного и болезненного реагирования на ситуацию.

Так, нарисовав «волнующееся море», «грозное небо», «наглую кошку» или «вредную старушку» из примера выше, человек может озвучить их от первого лица, что дает возможность осознать и связать модель поведения персонажа со своей реальной жизнью.

В качестве примера приведу случай из моей практики.

Бабочка или Щука?

Маргарита работает юристом в государственной организации. Она пришла на сеанс с конкретным запросом: «Хочу зарабатывать больше,  чувствую, что могла бы, не хватает лишь малости. Хочу понять, что мне мешает». 
Чтобы прояснить ситуацию, я предложила  Маргарите нарисовать «малость». Она изобразила бабочку, сидящую на ветке, склонившейся над рекой. «Я – бабочка, - начала она озвучивать рисунок, - чувствую радостное волнение и предвкушение, хочу полететь поближе к реке, но боюсь оставить свой листик. Мне скучно здесь сидеть».

«Это не я!»:  почему мы «отдаем» свои стратегии поведения другим и как «забрать» их обратно? Чтобы помочь Маргарите узнать, какая потребность скрывается за метафорой «реки», я попросила ее изобразить реку на отдельном листе. Маргарита нарисовала ее изнутри. С дном, покрытым камнями, растениями и обитателями, двумя рыбами: крупной зубастой щукой и небольшим окунем.
Клиентка отреагировала на изображение с большим энтузиазмом: «Это идеальное место для меня - здесь чистая вода, свобода, прохлада, здесь есть все, что мне нужно для жизни. Хочу быть здесь! Хотя щука меня немного пугает – ведь она явно хочет съесть маленькую рыбку», - прокомментировала она свой рисунок.

" Используя эти проективные рисунки как опору, Маргарита без труда сумела связать их метафорическое содержание со своей реальной жизнью.

Образ бабочки, которая крепко держится за ветку, где ей уже надоело сидеть, оказался метафорой работы, на которой ей стало скучно, а небольшая, по ее меркам, зарплата перестала являться мотивацией для работы. Образ реки клиентка связала с уходом в «свободное плавание» - частную практику. Среди ее знакомых было несколько коллег-юристов, которые выбрали этот путь. Образы рыб, которые могут в любой момент «проглотить» друг друга или случайно попавшее в воду насекомое, Маргарита связала с коллегами-конкурентами, а также их клиентами, пояснив, что жизнь под водой не только прекрасна, но и полна опасностей.

В результате Маргарита поняла, что  самым большим ее желанием сейчас является стремление открыть частную практику. «Малость» - то есть небольшая заработная плата, которая удерживала ее на наскучившем рабочем месте, по ее словам, оказалась не столь существенным препятствием. Главным стоп-фактором, который она увидела на своем рисунке, оказалась необходимость трансформации - Маргарита поняла, что для того, чтобы заниматься частной практикой, ей потребуется стать «щукой», то есть открыто конкурировать с коллегами.


Проекции и реальная жизнь

Прелесть проективных методик в их универсальности и доступности. По сути дела, в обычной жизни мы применяем их ежедневно по многу раз, просто выходя на улицу, наблюдая природу и общаясь с людьми.

" Постоянная интерпретация окружающего мира, оценка его как «комфортного» или «некомфортного», «приятного» или «неприятного», «дружелюбного» или «враждебного» является нашей  ежесекундной проективной практикой, а ее результат полностью зависит от настроения человека в данный момент времени.

Для того, чтобы выяснить свое актуальное состояние, можно использовать простую методику: в течение дня записывать объекты, которые вызвали у вас эмоциональную реакцию в формате существительное+эпитет, характеризующий объект. Например: «усталый светофор», «веселый щенок» и т. д.
В конце дня посмотрите на список, который у вас получился, и озвучьте записанные объекты от первого лица, раскрывая содержание эпитетов. Например: «я - светофор, я устал от …», «Я веселый щенок, радуюсь от того, что…». Удивительно, но с большой вероятностью все персонажи будут говорить об одном и том же (например, светофор устал от работы, щенок – радуется перерыву и свободе, и так далее).

Исходя из того, на что человек обращает внимание в течение дня, можно понять, чего он в данный момент больше всего хочет. А значит – сделать шаг к удовлетворению этой потребности.

Евгения Пельтек, психолог, арт-терапевт,
8.06.18

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
PlushFish (12/06/2018)
ОлесяВова
проекция относится к области уверенных интерпретаций чужих действий ("она это сделала потому, что\для того, чтобы..."). чужие действия - это чужие действия, к проекции не относятся.
ОлесяВова (10/06/2018)
ммм...то есть когда соседка сверху сливает помои мне на окно - проблема только во мне? Так сказать проекция...
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться