/О детях/Воспитание и психология

Как научить ребенка проигрывать с достоинством

 

Хотелось бы все время быть победителем, но, увы, это редко кому удается – во всяком случае, нам такие люди неизвестны. Да и, положа руку на сердце, стоит ли? Ведь поражение – это не просто неудача, это важный жизненный урок, первый шаг к будущим победам. Осталось только научить ребенка пользоваться всеми преимуществами этого печального события!

 

Проигрыш или поражение?

На самом деле вопрос глубже, чем кажется на первый взгляд. Да, мы часто употребляем эти слова как синонимы, но, если задуматься,

«Проигрыш» - это часть игры, чего-то несерьезного, затеянного для развлечения. Неважно, кто выиграл, главное – что все весело провели время, правда? В то время как поражение – это итог сражения, где был принципиально важен результат.

Теперь изменится если не вся жизнь, то, во всяком случае, значительная ее часть – и совсем не так, как планировали.

Так что точная реакция родителя должна следовать сразу за предложением «поиграть в интересную игру», а вовсе не когда ребенок неадекватно воспримет ее итоги. Если вы начинаете играть с малышом, обязательно обратите его внимание на то, что суть происходящего в процессе, что весело и интересно передвигать фишки на игровом поле, или догонять друг друга, или ловко прятаться.

 

Играем в домино, шахматы, догоняшки. Тренируем маленького стратега

Итак, в первую очередь рассмотрим игры, которые способствуют развитию ребенка. Если малыш проигрывает, постарайтесь как можно быстрее переключить его внимание с факта проигрыша на овладение победными приемами.

” Порадуйтесь удачному ходу, умному решению (даже если они не привели к нужному результату - это очень важно!) и подскажите новый, неизвестный ребенку ход.

Часто мы думаем, что это работает только с интеллектуальными играми, например с шахматами. На самом деле это правило распространяется почти на все виды физической активности.

Чему ребенок учится?

Малыш учится тому, что результат зависит только от его усилий, и можно планомерно развиваться, добиваясь все лучших показателей.

 

Игры, основанные на случайности. Что такое не везет, и как с этим бороться

Простейшие карточные игры, игры, основанные на бросках кубика – тут уж нужно быть настоящим шулером, чтобы обыграть его величество случай. И не надо этого делать! Во время игры старайтесь обеспечить соответствующую атмосферу: легкую, шутливую, непринужденную. Чаще обращайте внимание ребенка на какие-то смешные моменты, которые возникают на игровом поле: фишки «толкаются» на одной клетке, «догоняют» друг друга с шуточными угрозами, «отдыхают», пропуская ход… А вот на выигрыше или проигрыше акцент делать не нужно, просто кто-то первым добрался до финиша.

” Если ребенок все равно слишком близко к сердцу принимает проигрыш, помогите ему абстрагироваться от фишки, которой он управляет. Не «ты отстаешь», а «фиолетовая фишка пропускает три хода». Не «я выигрываю», а «желтой фишке сегодня везет»!

Чему ребенок учится?

Очень важной вещи он учится! Уж точно не менее важной, чем знание шахматных правил: не все и не всегда зависит от нас, не всегда проигрыш – это наша вина, а выигрыш – наша заслуга. Бывает удачное и неудачное стечение обстоятельств, и нужно спокойно принимать как первое, так и последнее.

” Знаете афористичную молитву: «Господи, дай мне спокойствия принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого»? Ну так вот, два типа игр именно этому ребенка и учат!

 

Поражение. То, что нас не убивает

Игра и есть игра – она закончится и тот, кто поставил шах, и тот, кто не сумел на него ответить, снова станут друзьями и начнут новую партию. Совсем другое дело, если на кону… ну, пусть не корона, но спортивный разряд, поездка на соревнования, прием в музыкальную школу. Словом, когда итог важен, а поражение – принципиально?

” Не стоит уверять, что произошедшее – не столь уж и важно. Напротив, стоит подчеркнуть важность происходящего, показать, что вы тоже расстроены, переживаете, болеете за ребенка. Поражение, в отличие от проигрыша, нужно пережить. Расстраиваться (и даже поплакать) разрешается!

Чем важны родители в этой ситуации? Кроме того, что они демонстрируют столь важное для ребенка абсолютное приятие (мы любим тебя очень сильно, вне зависимости от того, проиграл ты или выиграл), они должны показать «свет в конце тоннеля», отвлечь от проигрыша и открыть перспективу, где, несомненно, будут многочисленные победы. Да, ты проиграл, но…

  • Как быстро ты бежал! Все были удивлены и восхищены, и твои друзья, и твой тренер. Да, ты проиграл, но если ты и дальше будешь так улучшать результаты, то в следующий раз непременно выиграешь!
  • Да, на этой конференции все соперники гораздо опытнее тебя, но твоя работа была неплоха. Теперь ты знаешь, как ее улучшить, и на районном фестивале она точно возьмет первый приз!
  • Что ж, жаль, что ты не попал на московский чемпионат, но сейчас для тебя будет намного полезнее съездить на соревнования в Томске.

Это не конец света, а просто очередная ступень, к тому же ведущая вверх, а не вниз – вот что нужно донести в этот момент до ребенка.

Чему ребенок учится?

Планированию: ставить дальние цели и следовать по выбранному пути, который, к тому же, вовсе не прямая – «кратчайшее расстояние между двумя точками», а особая дорога, которая подходит только ему одному.

 

Много проигрывать - вредно!

Проигрыш – это урок, это тренировка, это опыт… Но, не будем лукавить, – опыт негативный.

” Помните, как говорилось в «Золушке»:  «Ведь это очень вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь! Так и заболеть можно!» 

Каждый проигрыш – это микроскопическая капля в чашу нашей неуверенности в себе, это очередная порция непродуктивных сомнений, это просто неудача. В гомеопатических дозах все это полезно: нет лучшего способа развить разумную осторожность, чем разбитая коленка. Но ребенок, который «разбивает коленки» каждый день, в конце концов, будет бояться ходить!

Поэтому организуйте ребенку достаточное количество побед (поражения найдут его сами), чтобы он не потерял вкус к состязаниям как таковым. Оптимальная пропорция побед/поражений для каждого ребенка своя, но побед должно быть больше – это общее правило.

Не забывайте хвалить ребенка за победы (даже если он обязан ими удачно брошенному кубику), и обязательно обдумывайте вместе с ребенком, какую пользу можно извлечь из поражения. Пусть удача не всегда на его стороне, но мама – всегда!

14.04.2017
Автор: Анна Первушина
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
РомашкаБукашка (22/08/2017)
Cvetik-7miCvetik Спасибо за ссылку! Да, в самом деле иногда самой так и хочется без жалости и соблюдения приличий как-нибудь нехорошо назвать таких родителей. Но, по сути они тоже не виноваты. Виновно все наше общество.
Мне вот все кругом говорят о необходимости школы, школьных знаний, ВУЗа. А я спрашиваю - для чего? Чтобы научить детей зарабатывать как можно больше бабла, чтобы потом тратить его на развлечения и желудок? Mad чтобы те стали похожими на своих родителей, которые ради модных шмоток, вкусной жратвы готовы пахать сутками, тратить своё здоровье и нервы не замечая самой жизни!?
почему никто не учит детей быть счастливыми? Зачем рожать детей если уже на второй год жизни малыша мать готова полностью спихнуть его на чужие руки?! А ещё про аборты кричат, мол, плохо. А плодить бездомных, нелюбимых детей хорошо?
Я бы всем, кто выступает против абортов предложила взять на воспитание одного ребёнка из дет. дома. :-(
Cvetik-7miCvetik (21/08/2017)
РомашкаБукашка писал(а):
Cvetik-7miCvetik писал(а):
РомашкаБукашка писал(а):
Дети, как правило, реагируют так же как реагируют окружающие. Если вы играете с ребенком, скажем, в шахматы и проиграли - не надо показывать эмоций проигравшего.
Пусть детки НАЧИНАЮТ играть в подобны игры с мамой или с папой. Которые знают как себя вести в случае проигрыша или выигрыша.
Если ребенок НАЧИНАЕТ играть в какие-то игры на победителя со сверстниками или детьми постарше, которые могут показать негативные эмоции во время проигрыша - ваш ребенок с легкостью воспримет это поведение и в дальнейшем так же будет реагировать на проигрыши.
Так же важно как ребенок реагирует на выигрыш. Мы с сыном никогда не заостряли внимание ни на выигрыше (не прыгали от радости с криками "ура, я победил!"), ни на проигрыше. Выиграл - спокойно поздравьте его, похвалите, пожмите руку. Проиграл - тоже молодец что старался, играл и думал. И не забывайте повторять что главное - это то что мы ИГРАЕМ, главное сам процесс, а не победа.

Никаких проблем и негативных реакций на проигрыш не было, нет и, уверена, уже не будет.



Спасибо за пост. Действительно, надо спокойнее реагировать на поражение, чтобы детки понимали, быть идеальным во всем не возможно. Каждый проигрыш - это опыт и маленький шажок навстречу победе, если сделать выводы и найти свои ошибки.



Рада быть полезной Smile кстати, слова "идеал" или "совершенный" ( и подобные им), а точнее их значение, дети тоже не знают, а потому не могут к этому стремится. Пока взрослые не "помогут" им в этом понимании. aga-aga



Да уж, порой родители такими "помощниками" оказываются, аж волосы дыбом встают. Недавно на материал по этому поводу наткнулась:
Код:
http://golbis.com/pin/vrach-peteris-klyava-60-70-roditeley-debilnyi/#.WLq_zeh9BXN.facebook
Есть над чем подумать.
РомашкаБукашка (20/08/2017)
Cvetik-7miCvetik писал(а):
РомашкаБукашка писал(а):
Дети, как правило, реагируют так же как реагируют окружающие. Если вы играете с ребенком, скажем, в шахматы и проиграли - не надо показывать эмоций проигравшего.
Пусть детки НАЧИНАЮТ играть в подобны игры с мамой или с папой. Которые знают как себя вести в случае проигрыша или выигрыша.
Если ребенок НАЧИНАЕТ играть в какие-то игры на победителя со сверстниками или детьми постарше, которые могут показать негативные эмоции во время проигрыша - ваш ребенок с легкостью воспримет это поведение и в дальнейшем так же будет реагировать на проигрыши.
Так же важно как ребенок реагирует на выигрыш. Мы с сыном никогда не заостряли внимание ни на выигрыше (не прыгали от радости с криками "ура, я победил!"), ни на проигрыше. Выиграл - спокойно поздравьте его, похвалите, пожмите руку. Проиграл - тоже молодец что старался, играл и думал. И не забывайте повторять что главное - это то что мы ИГРАЕМ, главное сам процесс, а не победа.

Никаких проблем и негативных реакций на проигрыш не было, нет и, уверена, уже не будет.



Спасибо за пост. Действительно, надо спокойнее реагировать на поражение, чтобы детки понимали, быть идеальным во всем не возможно. Каждый проигрыш - это опыт и маленький шажок навстречу победе, если сделать выводы и найти свои ошибки.



Рада быть полезной Smile кстати, слова "идеал" или "совершенный" ( и подобные им), а точнее их значение, дети тоже не знают, а потому не могут к этому стремится. Пока взрослые не "помогут" им в этом понимании. aga-aga
Cvetik-7miCvetik (20/08/2017)
РомашкаБукашка писал(а):
Дети, как правило, реагируют так же как реагируют окружающие. Если вы играете с ребенком, скажем, в шахматы и проиграли - не надо показывать эмоций проигравшего.
Пусть детки НАЧИНАЮТ играть в подобны игры с мамой или с папой. Которые знают как себя вести в случае проигрыша или выигрыша.
Если ребенок НАЧИНАЕТ играть в какие-то игры на победителя со сверстниками или детьми постарше, которые могут показать негативные эмоции во время проигрыша - ваш ребенок с легкостью воспримет это поведение и в дальнейшем так же будет реагировать на проигрыши.
Так же важно как ребенок реагирует на выигрыш. Мы с сыном никогда не заостряли внимание ни на выигрыше (не прыгали от радости с криками "ура, я победил!"), ни на проигрыше. Выиграл - спокойно поздравьте его, похвалите, пожмите руку. Проиграл - тоже молодец что старался, играл и думал. И не забывайте повторять что главное - это то что мы ИГРАЕМ, главное сам процесс, а не победа.

Никаких проблем и негативных реакций на проигрыш не было, нет и, уверена, уже не будет.



Спасибо за пост. Действительно, надо спокойнее реагировать на поражение, чтобы детки понимали, быть идеальным во всем не возможно. Каждый проигрыш - это опыт и маленький шажок навстречу победе, если сделать выводы и найти свои ошибки.
РомашкаБукашка (16/08/2017)
Дети, как правило, реагируют так же как реагируют окружающие. Если вы играете с ребенком, скажем, в шахматы и проиграли - не надо показывать эмоций проигравшего.
Пусть детки НАЧИНАЮТ играть в подобны игры с мамой или с папой. Которые знают как себя вести в случае проигрыша или выигрыша.
Если ребенок НАЧИНАЕТ играть в какие-то игры на победителя со сверстниками или детьми постарше, которые могут показать негативные эмоции во время проигрыша - ваш ребенок с легкостью воспримет это поведение и в дальнейшем так же будет реагировать на проигрыши.
Так же важно как ребенок реагирует на выигрыш. Мы с сыном никогда не заостряли внимание ни на выигрыше (не прыгали от радости с криками "ура, я победил!"), ни на проигрыше. Выиграл - спокойно поздравьте его, похвалите, пожмите руку. Проиграл - тоже молодец что старался, играл и думал. И не забывайте повторять что главное - это то что мы ИГРАЕМ, главное сам процесс, а не победа.

Никаких проблем и негативных реакций на проигрыш не было, нет и, уверена, уже не будет.
HELENA22 (15/08/2017)
спасибо, очень познавательно!
Лёля (21/07/2017)
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Борис Пастернак

Добавлено спустя 3 минуты 33 секунды:

Елена 2009 AKN
Да дети огорчаются, потому что четко понимают, какие надежды на них возлагают родители и как сильно ждут, чтобы их чадо было первым во всем, это же так греет душу, особенно перед родственниками и друзьями.
Все начинается с семьи..., где не сосредотачиваются на оценке и статусе, там дети здоровые и без неврозов. А так сами взрослые зависимые от чужого мнения, взгляда и суждения и детей топят в этом же...
Елена 2009 AKN (21/07/2017)
До какого возраста очень сильные расстройства на проигрыш считаются нормой?
Lyudmila1988 (26/05/2017)
Вооот. Нам есть чему учиться с дочкой. Она очень болезненно реагирует на все ситуации, где она не первая, или не лучшая.
Маленький модник (20/04/2017)
а я сама, до сих пор, так и не умею проигрывать Sad
даже если с детьми играем и они выигрывают, я (конечно не показываю это) прим реально расстраиваюсь Crying or Very sad :haha:
Morskaya udacha (19/04/2017)
Отличная статья, спасибо.
Семицветик55 (18/04/2017)
статья хорошая! спасибо! очень интересная и важная тема сама по себе.
КомОл (17/04/2017)
Спасибо! Отличная статья!

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться