2 3 |
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
Образование малышей: тема за темойИзвестными отечественными специалистами в области психологии и физиологии (Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Р. Лурия) доказано, что дети до 7 лет еще не оперируют понятиями, они живут ощущениями. Другими словами, их мышление находится на уровне восприятия. Дети ощущают хорошо им или плохо, комфортно или дискомфортно. Это касается и информации, которая предлагается ребенку в этом возрасте взрослым: она должна носить практический характер взаимодействия с предметом.
На пороге 21 века родителям было предложено множество обучающих методик, но, устав от постоянных новинок, очень многие мамы и папы возвращаются к понимаю того, что ребенок не экспериментальная мышка, и все больше доверяют естественному воспитанию, воспитанию собственным примером.
Обучение – это не играВедущая деятельность периода детства (от года до 7 лет) - игра. Детская игра - это отображение собственных ощущений «извне - вовне». Это не тандем «ребенок + игрушка», а, в первую очередь ощущения ребенка в этом мире, а предметы только помогают ему выразить эти ощущения.
Маленькие дети ощущают мир через действие, и выразить ощущения тоже могут только через действие. Теорию ребенок может запомнить (не понять), но этим он тренирует лишь фотографическую память в ущерб развитию восприятия (в будущем перетекающую в логическое мышление). Именно поэтому малышу трудно усидеть на месте: он растет, тело требует постоянного движения, поэтому от прогулок по лесу, от общения с животными, от рыбалки и от приготовления супа или домашних пирогов ваш ребенок никогда не откажется. И в первую очередь ему будет важен сам процесс!
Систематичное обучение ребенка, большой поток информации, заучивание фактов, все это приводит в ущерб развитию других важнейших психических функций на данном возрастном этапе – восприятие, речь, воображение. Альтернатива – это детский опыт, накапливаемый эмпирическим путем, постоянное взаимодействие ребенка с взрослым и другими детьми в быту. Конечно, родителей беспокоит, не будет ли в этом случае развитие ребенка лишено всякой системы? Нет, если родители будут вовлечены в жизнь ребенка и будут придерживаться принципа тематизма, о котором расскажем ниже. Принцип тематизмаТематизм - это последовательность тем, которые выбирает (подбирает) мама или папа (а лучше вместе). На протяжении какого-то количества времени (неделя или месяц) родители систематически обращаются к этой теме, удерживая внимание ребенка на связанных с ней предметах, явлениях и процессах.
Автор принципа тематизма - Валентина Васильевна Степанова, кандидат психологических наук, автор технологии "Школа развития индивидуальности "Росток". Дети, обучающиеся по данной технологии, не только получают большой объем информации через естественные механизмы познания, но и учатся общаться, договариваться друг с другом, в то время как в традиционной образовательной системе отсутствует практика работы в группе. О важности естественного развития в своих книгах, статьях и научных работах пишут и уважаемые эксперты: доктор психологических наук Елена Олеговна Смирнова, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета и Наталья Искра, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития. Предлагаю рассмотреть принцип тематизма в рамках естественного развития. Что это значит на практике?Не предлагайте ребенку что-то нарисовать или слепить, дождитесь того момента, когда он сам захочет поделиться своими представлениями через рисунок, лепку и так далее. Задача взрослого в эти моменты - не оставлять ребенка одного, а расспрашивать его о том что именно он рисует (или лепит) и, если надо, помочь ему завершить свой образ. Например, если ребенок после рыбалки через какое время стал рисовать рыбок, а у них нет глаз, или плавников, или чешуи, то взрослый должен обязательно расспросить ребенка об этих деталях, тем самым помогая ребенку закрепить полученные представления. Принцип тематизма в семейном воспитанииСамый верный путь - начинать с простого, например, с предметов и понятий, которые есть в повседневной жизни ребенка: "мебель", транспорт" "животные", "растения", "времена года". Позже можно усложнять темы и делить их; к примеру, растения на "кустарники", "деревья", "травы", "цветы", а транспорт на "городской", "водный", "воздушный", "железнодорожный". Затем, к примеру, в тему "Тело человека" можно добавить счет и перечислить сколько глаз, щек, бровей, рук ног, пальцев и т.д. Темами для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), могут стать "одежда", "посуда", "цвета", "домашние животные", позже "простые формы". Чтобы было более понятно, вкратце продемонстрирую работу в контексте нескольких тем. «Одежда»В доме всегда найдутся мешки со старой одеждой, порыться в старых "сундуках" ребенку будет интересно. Попутно он сможет от вас узнать, что такое джемпер, свитер и чем они отличаются, что такое рюши или подол у платья, манжет или ворот у рубашки и многое-многое другое. «Посуда»В каждом доме есть посуда, которая не имеет особой ценности и ее можно использовать для совместной с ребенком готовки. Можно разлить половником суп взрослым по глубоким тарелкам, а детям в пиалы, компот разлить в стаканы, а чай налить из заварочного чайника в чашки. «Время»О "Временах года" и вообще о времени (дни недели, время суток) можно разговаривать с ребенком постоянно, к примеру, выйти на улицу в апреле и посмотреть, что происходит в природе, набухли ли почки, тает ли снег. Рассказать, почему выходные называют "выходными", а будние дни "будними", наметить на какой-нибудь день особое дело и подчеркнуть, что это дело будет именно в этот день недели, в субботу выйти погулять в парк, а в воскресенье выйти погулять на набережную. Тем самым слово "выходной" будет восприниматься ребенком как день, когда можно отдохнуть с семьей. «Природа»Сейчас в Новосибирске открылось много контактных зоопарков, там можно и на руках подержать живность, и погладить, и покормить, причем не только кроликов или свинок, но даже лису или олененка. Подержать за рога и подергать за бороду козлика или ненароком "уколоться" об ёжика. Растения на прогулке тоже всегда в поле зрения, пока гуляете с ребенком, можно рассмотреть и понюхать цветы, нарвать небольшой полевой букет, сплести венок из одуванчиков. Нужно обратить внимание на цвет растений, их размер и свойства, например, сорвать веточку у хвойного дерева и у лиственного и задать ребенку вопрос, о том, чем же отличаются эти деревья.
Результаты следования принципу тематизмаСегодня, приходя в школу, ребенок имеет скудное количество представлений о мире, ему трудно общаться с сверстниками, спрашивать и развернуто отвечать на вопросы взрослого. Знакомство с миром, с реальными предметами, явлениями с помощью принципа тематизма поможет ребенку стать общительнее, осознать, что одна голова хорошо, а две лучше. Не пострадает ли в результате такого «практичного образования» абстрактные знания? Нет!
Например, предложите ребенку отыскать крышку к большой сковородке или кастрюле, пусть он выльет стакан воды в большую банку и маленькую, или обратите его внимание на дерево и на рядом растущий кустарник, и задайте вопрос, что больше. Эти простые заметки научат ребенка видеть отличия, сопоставлять и делать умозаключения о величине и объеме. Если "обнимать" разные деревья, то можно не только ощутить размер окружности ствола, но заодно узнать, что есть ствол, крона, ветка, листья, побег, почка, стебель, лепесток. А самое главное, что вы сами можете выбирать тему, место, определять сложность и время занятий! Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что самая большая на земле роскошь - это роскошь человеческого общения. Валентина Степанова удачно, на мой взгляд, дополнила это определение: "Общение не роскошь, это единственное эффективное средство развития сознания" 27.08.2014 |
[Воспитание] Выученная беспомощность: что это такое и как с ней бороться Актуальные темы форумов
Инские плесы (Земельный вопрос)Девятиклассники 2023-2024 (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Essential Parfums (Парфюмерные распивы)+++ Nuit de Cellophane Serge Lutens +++ (Парфюмерные распивы)О чем бы еще поныть...))) Том 19 (Обо всем)Цветик-первоцветик (Наш цветник )*Narciso*Rodriguez* 2 аромата + Moncler (Парфюмерные распивы)Аромат дня -15 (Клуб любителей парфюма)***Montale Intense Cherry и Lacoste pour femme Legere*** (Парфюмерные распивы)Подскажите, что за растение? - том 2 ( Дачное общество Сибмама. Огородно - садовая жизнь)
Объявления
Планшет, Фен, аппарат для ультразвуковой чистки (Бытовая техника, компьютеры и телефоны (ДО))Набор теней и румян палетка (Товары для дома и семьи. (ДО))Лампа, Формы для выпечки, противень, решетка для гриля (Товары для дома и семьи. (ДО))Тапочки женские домашние (Обувь для взрослых (ДО))Секретки для колес, ключ, втулки (Автомобильная ДО )Шапка ушанка на подростка, платье детское, краски,игрушка (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Серьги из янтаря и бирюзы, брошь, браслет (Товары для дома и семьи. (ДО))Одежда для мальчика (германия, Сша, Франция) (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Trussardi my Name Eau de Parfum (Товары для дома и семьи. (ДО))Продам юбка и брюки для офиса (Одежда для взрослых (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |