Канцелярия, рабочие тетради, рюкзаки, все для школы

/О детях/Школа

Оценки за поведение: нужны ли они в школе?

Оценки за поведение существовали в школах до конца 80-х годов
Многие взрослые помнят, что в школе ставили оценки за поведение. А сейчас? По закону на сегодняшний день оценок за поведение не существует, хотя в некоторых школах их все же ставят, неофициально. 

Но все чаще поднимается вопрос: не стоит ли их вернуть?

Весной 2024 года депутаты ЛДПР внесли предложение вернуть такие оценки в школы и в аттестаты. А в октябре обратились с этим проектом к Владимиру Путину. Оказалось, президент не знал, что оценки за поведение отменены, и полностью поддерживает идею вернуть их. 

" Более того, он подчеркнул, что это должны быть не просто номинальные оценки, они должны учитываться в аттестате наравне с академической успеваемостью.

Оценки за поведение существовали в школах до конца 80-х годов прошлого века. Они были как в царских школах, так и в советских. 

Система оценивания менялась со временем. Так, например, в советские школы оценки за поведение пришли после войны. Была введена единая балльная система. Вот только нормой была исключительно «пятерка». При проблемах с поведением ученику могли выставить «четыре», которую он был обязан исправить. Те, кто получали двойки и тройки, были прямыми кандидатами на отчисление из школы. 

" Но даже с четверкой за поведение школьник не мог получить аттестат о среднем образовании!

Позже, в 70-е годы, эту систему заменили – появилось «удовлетворительное», «неудовлетворительное» и «примерное» поведение. А в конце 80-х годов всю систему оценок поведения отменили.

Сейчас идет речь о том, чтобы вернуть пятибалльную систему и выставлять эту оценку в аттестат. 

" В таком случае она будет влиять на средний балл аттестата, а в случае неудовлетворительной оценки ученик не будет допущен к ЕГЭ либо не сможет получить аттестат.

в случае неудовлетворительной оценки ученик не будет допущен к ЕГЭ либо не сможет получить аттестат

Сразу же возникает много вопросов. 

Во-первых, кто должен выставлять эти оценки – все учителя или только классный руководитель? Если все, то как будет выводиться итог?

Какими будут критерии выставления оценок? Даже если брать только самые вопиющие нарушения дисциплины  драки, нецензурная лексика, курение, оскорбление других участников образовательного процесса – все равно тут могут возникнуть разночтения. Кто-то под оскорблением понимает только прямые высказывания, а кто-то – отказ следовать каждому слову учителя…

Вопросов много, и мнения специалистов ожидаемо разделились. Сторонники введения оценок за поведение говорят о том, что такие оценки помогут донести до школьников важность соблюдения норм и правил поведения в обществе. Ведь эти навыки в жизни необходимы даже больше, чем сугубо академические знания.

Кроме того, такие оценки могут стать инструментом связи с родителями. Показать, где есть проблемы, и на что следует обратить внимание. Но ведь такая связь прекрасно осуществляется и без выставления оценок! Если учитель считает нужным сообщить родителям о проблемах поведения, для этого есть электронный или бумажный дневник. Да и вряд ли родители не в курсе проблем с поведением у их ребенка, если они действительно есть.

" Противники оценок за поведение опасаются необъективности учителей и размытых критериев оценивания. 

Да, кто-то из учителей действительно будет давать обратную связь, а кто-то будет ставить оценки только в крайнем случае, и понятно, что это будут не пятерки. Для кого-то причиной снижения оценки будет драка на уроке, а для кого-то  упавшая ручка. Очень сложно быть объективным, когда мы говорим о такой сложной системе как поведение подростков. Для них нормально и естественно проверять границы. Адекватно выставленные оценки за поведение действительно могут помочь эти границы нащупать, а вот излишне требовательные или размытые критерии таких оценок приведут к обратному результату.

Кроме того, проблемы с поведением могут быть по очень разным причинам. От уже упомянутой проверки границ, хулиганства или неудачных шуток до стресса и неврологических проблем. Как оценивать поведение ребенка с СДВГ? Или ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации? Нет, понятно, что оценить можно, и оценка эта будет невысокой. Но должна ли она в таком случае влиять на его аттестат? Или учителя должны пойти навстречу и закрывать на его шалости глаза? А на кого не закрывать, и где эта граница?

проблемы с поведением могут быть по очень разным причинам

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. И, скорее всего, эти вопросы будут решаться каждым учителем отдельно.

Aysa
14.01.25

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Кисулета (14/01/2025)
Точно... Были у нас оценки и за "поведение", и за "прилежание".
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться