Оценки за поведение появятся с 1 сентября в 84 российских школах

В начале этого года мы рассказывали о том, что в российские школы вернутся оценки за поведение, отмененные около 40 лет назад.
В первых пяти регионах страны уже с 1 сентября начнут их ставить вновь.
С 1 сентября 2025 года в 84 школах шести «пилотных» регионов - Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия – школьникам начнут ставить оценки за поведение. До 1 августа эти школы должны разработать локальные нормативные правовые акты.
Главной задачей новых оценок, как заявляют в министерстве, станет «укрепление сознательной дисциплины школьников».
Весной 2024 года депутаты ЛДПР внесли предложение вернуть оценки за поведение в школы. А в октябре обратились с этим проектом к Владимиру Путину.
В декабре 2024 года, во время заседания Совета по правам человека, председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников предложил президенту России ввести в школах такие оценки, но «с понятными критериями».
В ответ на предложение Владимир Путин удивился, что оценки за поведение сейчас не ставят в школах — и добавил, что это «нужно обсуждать».
Что будут учитывать при выставлении оценок?
Основными критериями выставления этих оценок будут: старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно-полезный труд, заявили в Минпросвещения. А также - дисциплинированность, соблюдение норм межличностного взаимодействия с другими учениками и со взрослыми, правомерное поведение.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева в интервью ТАСС сказала, что разработка критериев для выставления оценки за поведение должна учитывать исторический опыт СССР.

Кто будет ставить оценку за поведение?
Министерство просвещения возлагает это на классных руководителей. Правда, не только на них: «Предполагается, что оценку поведения будет выставлять классный руководитель с учетом мнения педагогов, которые работают с ребенком, и администрации образовательной организации», — говорится в ТГ-канале министерства.
А пойдет ли эта оценка в аттестат?
Пока что систему оценок за поведение пробуют на учениках с 1 по 8 класс. Поэтому будущих выпускников это не коснется.
А в перспективе, считают в Минпросвещения, оценка вернется в аттестат о среднем образовании, как это было в СССР.
«Оценки поведения мы предлагаем выставлять с 1-го по 8-й класс в пилотном режиме в течение всего учебного года. Не задействуем в апробации выпускные классы, чтобы не провоцировать напряженность с учётом необходимости подготовки к экзаменам. В дальнейшем планируется распространить проект на всех обучающихся», — пояснила замминистра просвещения Ольга Колударова.

Какие именно оценки по поведению можно будет получить?
В течение следующего учебного года в пилотных школах будут опробованы разные модели оценивания поведения школьников. Каждой школе предложено выбрать одну из трех моделей оценки.
В мае министр просвещения РФ Сергей Кравцов на IV заседании Всероссийского родительского комитета рассказал:
«У нас есть три варианта для апробации, мы обсуждали их с педагогами, посмотрели существующий опыт. Первое - оценивать поведение школьников «зачет» или «незачет». Хорошее или плохое поведение. Второй вариант, который предлагают специалисты, это оценивать по пятибалльной шкале: «отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно и совсем неудовлетворительно». А третий вариант - это трехбалльная оценка: «неудовлетворительное, удовлетворительное и образцовое поведение».
«С 1 сентября будет апробация различных вариантов выставления оценки за поведение. Планируем, что это будет норма с 1 января 2026 года. Мы берем четыре месяца на апробацию различных вариантов, как выставлять оценку, кто ее будет выставлять», — сказал он.

Одним из вариантов оценивания поведения школьников может стать балльная система с последующим разбором с педагогом.
«Ведомство предлагает отнести выставление оценок за поведение к компетенции школ, общие требования к выставлению оценок — к министерству», — говорится в сообщении пресс-службы Министерства просвещения.
Глава СПЧ Валерий Фадеев ранее заявлял, что возвращение оценки за поведение поддерживают 80% опрошенных им учителей. В большинстве случаев одобряют вариант, когда ученик может получить за поведение только «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». «Я не сторонник пока такой детальной разработки дифференцированной оценки. Моя позиция — защитить учителя этой оценкой за поведение»,— считает он.

ТЕАМА
30.06.25