Портрет современного учителя: небогатая женщина средних лет
Именно так, по данным последних исследований, выглядит средний российский учитель, точнее, учительница. Хотя эта картина нам хорошо знакома, все же хочется понять: где многочисленные выпускники педагогических университетов, почему мужчины избегают профессии школьного учителя и насколько небогата та самая средняя учительница?
Вот что мы выяснили.
В педвузы конкурс, а в школах работают пенсионеры
Эксперты сайта «Актион образование» (action-obrazovanie.ru), изучив данные Министерства просвещения, выяснили, что в России крайне мало молодых учителей: всего около 10% педагогов моложе 40 лет.
" Больше половины (59%) школьных педагогов сейчас находится в возрасте 40-50 лет, около трети (31%) — старше 50 лет.
В детских садах средний возраст воспитателей примерно такой же.
Из 1,3 млн преподавателей в системе общего образования только 150 тыс. учителей моложе 40 лет. Прогнозируют, что к 2029 году их доля упадёт до 6%.
Исследователи считают, что профессия учителя непрестижна у молодежи из-за маленьких зарплат и весьма серьезной нагрузки.
Парадокс, но при этом популярность у абитуриентов педагогических вузов и направлений растет с каждым годом. Возможно, выпускников школ привлекает сравнительная доступность обучения в педвузах по сравнению с классическими университетами, при том, что качество получаемых знаний у предполагаемых будущих педагогов чаще всего весьма высокое.
А вот после получения диплома, к сожалению, в школы идет меньшинство выпускников педагогических вузов. Исследователи считают, что профессия учителя непрестижна у молодежи из-за низких зарплат и весьма серьезной нагрузки. Даже работая на одну ставку, педагог тратит много времени на подготовку к урокам, проверку тетрадей, заполнение множества документов, составление планов и т.д. А для хорошего дохода не обойтись без дополнительной нагрузки – тем более что молодой специалист получает меньше, чем учитель со стажем.
" По данным опросов ВШЭ, проведённых в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» меньше всего начинающих учителей со стажем работы менее пяти лет в крупных городах, там их число не дотягивает до 7%.
Кстати, не обязательно молодые учителя вообще уходят из профессии, не начав работать. Многие уходят в частные фирмы, например, по репетиторству, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ; кто-то работает в частной школе.
Мужчины в школе? ОБЖ и физкультура!
По данным за последние шесть лет, которые приводит сайт sysblok.ru со ссылкой на данные Минпросвещения, 83% всех работников российской школы (не только педагогов) — это женщины. Чуть меньше их доля в сельской местности — 79%, чуть больше в городах — 85%.
" Среди учителей и педагогических работников женщин ещё больше — 88%.
Лишь в нескольких регионах – Дагестане, Якутии и Чечне – доля мужчин значительно выше, почти 20%, а в средних и старших классах около 25%.
Кроме того, мужчин в школах больше среднего всероссийского показателя в Ингушетии, Магаданской области, на Чукотке, в Тыве, Горном Алтае, Ямало-Ненецком и Ненецком округах и… в Москве!
Уверены, что из причин, «не пускающих» мужчин в школы, на одном из первых мест – низкие зарплаты. Всё же, сколько ни говори о равенстве, в России все еще именно мужчина традиционно рассматривается как основной «добытчик». Поэтому чуть больше мужчин можно встретить среди учителей частных школ.
Правда, в негосударственных школах учится всего 1 процент учеников, а самих школ в 2022 году было 888, в то время как государственных школ – больше 38 тысяч.
Меньше всего педагогов-мужчин в городских государственных школах. Скорее всего, это связано с тем, что в городах легче найти другой источник заработка.
Главными «мужскими» предметами с советских времен считались военная подготовка (которую сегодня заменили ОБЖ), физкультура и труд у мальчиков. В целом картина не изменилась и сегодня:
Самые «женские» дисциплины – литература, русский язык, иностранные языки и ИЗО. А наиболее редкое явление в современной российской школе – мужчина-учитель начальных классов (меньше процента от общего количества учителей, или 2300 на всю страну). Реже, пожалуй, можно встретить только воспитателя в детском саду мужского пола. И лишь в Дагестане даже среди учителей начальных классов мужчин — пять процентов, а в Чечне — три.
Надо сказать, Россия не исключение: женщины-учителя преобладают почти во всех странах мира, хотя и не с таким огромным перевесом.
И ещё раз об учительских зарплатах
В преддверии нового учебного года мы попытались разобраться, сколько на самом деле зарабатывают учителя, в частности, в Новосибирской области. Мы получили немало комментариев и убедились, что «зарабатывают Х рублей» - совсем не значит «размер оклада равен Х рублей»; как правило, учителя трудятся на две, а то и более ставки. Однако не предполагали, какие именно оклады у молодых педагогов в большинстве регионов страны…
Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» недавно провёл мониторинг, в котором проанализировал зарплаты педагогов, окончивших вуз и ещё не имеющих стажа и категории.
Авторы исследования сравнили оклады учителей, установленные правительствами регионов, с уровнем минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 19 242 рубля (вступит в силу 1 января 2024 года). На данный момент МРОТ составляет 16 242 рубля (в мониторинге учитывали ещё не действующий показатель, поскольку в течение учебного года оклады меняться не будут — они уже прописаны в трудовых договорах).
" По данным мониторинга, в большинстве регионов у молодых учителей оклады оказались равны МРОТ или меньше его.
Больше МРОТ оклад учителей в Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской области и Приморском крае, что составляет 4% от всех регионов. Там оклады составляют от 19 236 до 21 100 рублей.
Ещё в восьми регионах (9%) оклады педагогов составляют 75 - 100% от МРОТ. В остальных регионах оклады молодых педагогов значительно ниже.
" Так, в 33 субъектах РФ (39%) оклады начинающих педагогов равны 50–75% МРОТ. А ещё в 34 регионах (40%) составляют менее половины!
Самые маленькие оклады зафиксированы (вдумайтесь в эти цифры!):
- в Карачаево-Черкесской республике — 3420 рублей;
- в Еврейской автономной области — 3870 рублей;
- в Волгоградской области — 4253 рубля.
Уточняется, что в семи регионах (8%), включая Москву и Санкт-Петербург, действует особая модель оплаты «ученико-час», либо размер оклада устанавливает руководство школы.
Даже в тех регионах, где размер оклада пересмотрели в текущем году, повышение произошло лишь до 10–13 тысяч рублей.
После знакомства с этими цифрами не возникает вопроса, почему практически всем учителям приходится работать на несколько ставок, брать классное руководство или вести кружок, а также, скорее всего, подрабатывать «в свободное время» репетиторством.
И тогда в итоге получаются уже приемлемые цифры: по данным Росстата, в 2022 г. в среднем по России учителя младших классов в государственных школах получали 44 тысячи рублей, старших и средних классов — 48 тысяч (а учителя в частных школах — 67 тысяч).
Недавно в Министерстве просвещения заявили, что до конца 2023 года планируется утвердить новую методику расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации. Главное новшество состоит в том, что базовая часть зарплаты педагогов должна составлять не менее 70% от её общего объёма. Новую модель уже протестировали в шести регионах.
" На днях в Госдуму внесли законопроект, который предлагает установить минимальную зарплату учителя не ниже двух с половиной минимальных размеров оплаты труда.
Юлия Воронцова
18.10.23