/О детях/Школа

Портрет современного учителя: небогатая женщина средних лет


Именно так, по данным последних исследований, выглядит средний российский учитель, точнее, учительница. Хотя эта картина нам хорошо знакома, все же хочется понять: где многочисленные выпускники педагогических университетов, почему мужчины избегают профессии школьного учителя и насколько небогата та самая средняя учительница?

Вот что мы выяснили.

В педвузы конкурс, а в школах работают пенсионеры

Эксперты сайта «Актион образование» (action-obrazovanie.ru), изучив данные Министерства просвещения, выяснили, что в России крайне мало молодых учителей: всего около 10% педагогов моложе 40 лет.

" Больше половины (59%) школьных педагогов сейчас находится в возрасте 40-50 лет, около трети (31%) — старше 50 лет. 

В детских садах средний возраст воспитателей примерно такой же.

Из 1,3 млн преподавателей в системе общего образования только 150 тыс. учителей моложе 40 лет. Прогнозируют, что к 2029 году их доля упадёт до 6%. 
Исследователи считают, что профессия учителя непрестижна у молодежи из-за маленьких зарплат и весьма серьезной нагрузки.
Парадокс, но при этом популярность у абитуриентов педагогических вузов и направлений растет с каждым годом. Возможно, выпускников школ привлекает сравнительная доступность обучения в педвузах по сравнению с классическими университетами, при том, что качество получаемых знаний у предполагаемых будущих педагогов чаще всего весьма высокое.

А вот после получения диплома, к сожалению, в школы идет меньшинство выпускников педагогических вузов. Исследователи считают, что профессия учителя непрестижна у молодежи из-за низких зарплат и весьма серьезной нагрузки. Даже работая на одну ставку, педагог тратит много времени на подготовку к урокам, проверку тетрадей, заполнение множества документов, составление планов и т.д. А для хорошего дохода не обойтись без дополнительной нагрузки – тем более что молодой специалист получает меньше, чем учитель со стажем. 

" По данным опросов ВШЭ, проведённых в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» меньше всего начинающих учителей со стажем работы менее пяти лет в крупных городах, там их число не дотягивает до 7%. 

Кстати, не обязательно молодые учителя вообще уходят из профессии, не начав работать. Многие уходят в частные фирмы, например, по репетиторству, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ; кто-то работает в частной школе.


Мужчины в школе? ОБЖ и физкультура!

По данным за последние шесть лет, которые приводит сайт sysblok.ru со ссылкой на данные Минпросвещения, 83% всех работников российской школы (не только педагогов) — это женщины. Чуть меньше их доля в сельской местности — 79%, чуть больше в городах — 85%. 

" Среди учителей и педагогических работников женщин ещё больше — 88%. 

Лишь в нескольких регионах – Дагестане, Якутии и Чечне  доля мужчин значительно выше, почти 20%, а в средних и старших классах около 25%. 

Лишь в нескольких регионах -  Дагестане, Якутии и Чечне  - доля мужчин значительно выше, почти 20%, а в средних и старших классах около 25%.

Кроме того, мужчин в школах больше среднего всероссийского показателя в Ингушетии, Магаданской области, на Чукотке, в Тыве, Горном Алтае, Ямало-Ненецком и Ненецком округах и… в Москве!

Уверены, что из причин, «не пускающих» мужчин в школы, на одном из первых мест – низкие зарплаты. Всё же, сколько ни говори о равенстве, в России все еще именно мужчина традиционно рассматривается как основной «добытчик». Поэтому чуть больше мужчин можно встретить среди учителей частных школ. 

Правда, в негосударственных школах учится всего 1 процент учеников, а самих школ в 2022 году было 888, в то время как государственных школ  больше 38 тысяч.

Меньше всего педагогов-мужчин в городских государственных школах. Скорее всего, это связано с тем, что в городах легче найти другой источник заработка. 

Главными «мужскими» предметами с советских времен считались военная подготовка (которую сегодня заменили ОБЖ), физкультура и труд у мальчиков. В целом картина не изменилась и сегодня:

Главными «мужскими» предметами с советских времен считались военная подготовка (которую сегодня заменили ОБЖ), физкультура и труд у мальчиков. В целом картина не изменилась и сегодня:

Самые «женские» дисциплины – литература, русский язык, иностранные языки и ИЗО. А наиболее редкое явление в современной российской школе – мужчина-учитель начальных классов (меньше процента от общего количества учителей, или 2300 на всю страну).  Реже, пожалуй, можно встретить только воспитателя в детском саду мужского пола. И лишь в Дагестане даже среди учителей начальных классов мужчин — пять процентов, а в Чечне — три.

Надо сказать, Россия не исключение: женщины-учителя преобладают почти во всех странах мира, хотя и не с таким огромным перевесом. 

Россия не исключение: женщины-учителя преобладают практически во всех странах мира, хотя и не с таким огромным перевесом.


И ещё раз об учительских зарплатах 

В преддверии нового учебного года мы попытались разобраться, сколько на самом деле зарабатывают учителя, в частности, в Новосибирской области. Мы получили немало комментариев и убедились, что «зарабатывают Х рублей» - совсем не значит «размер оклада равен Х рублей»; как правило, учителя трудятся на две, а то и более ставки. Однако не предполагали, какие именно оклады у молодых педагогов в большинстве регионов страны…

Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» недавно провёл мониторинг, в котором проанализировал зарплаты педагогов, окончивших вуз и ещё не имеющих стажа и категории. 

Авторы исследования сравнили оклады учителей, установленные правительствами регионов, с уровнем минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 19 242 рубля (вступит в силу 1 января 2024 года). На данный момент МРОТ составляет 16 242 рубля (в мониторинге учитывали ещё не действующий показатель, поскольку в течение учебного года оклады меняться не будут — они уже прописаны в трудовых договорах). 

" По данным мониторинга, в большинстве регионов у молодых учителей оклады оказались равны МРОТ или меньше его.

Больше МРОТ оклад учителей в Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской области и Приморском крае, что составляет 4% от всех регионов. Там оклады составляют от 19 236 до 21 100 рублей.
Ещё в восьми регионах (9%) оклады педагогов составляют 75 - 100% от МРОТ. В остальных регионах оклады молодых педагогов значительно ниже.

" Так, в 33 субъектах РФ (39%) оклады начинающих педагогов равны 50–75% МРОТ. А ещё в 34 регионах (40%) составляют менее половины! 

Самые маленькие оклады зафиксированы (вдумайтесь в эти цифры!):

  • в Карачаево-Черкесской республике — 3420 рублей;
  • в Еврейской автономной области — 3870 рублей;
  • в Волгоградской области — 4253 рубля.

Уточняется, что в семи регионах (8%), включая Москву и Санкт-Петербург, действует особая модель оплаты «ученико-час», либо размер оклада устанавливает руководство школы.
Даже в тех регионах, где размер оклада пересмотрели в текущем году, повышение произошло лишь до 10–13 тысяч рублей. 

После знакомства с этими цифрами не возникает вопроса, почему практически всем учителям приходится работать на несколько ставок, брать классное руководство или вести кружок, а также, скорее всего, подрабатывать «в свободное время»  репетиторством. 

И тогда в итоге получаются уже приемлемые цифры: по данным Росстата, в 2022 г. в среднем по России учителя младших классов в государственных школах получали 44 тысячи рублей, старших и средних классов — 48 тысяч (а учителя в частных школах — 67 тысяч).

Недавно в Министерстве просвещения заявили, что до конца 2023 года планируется утвердить новую методику расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации. Главное новшество состоит в том, что базовая часть зарплаты педагогов должна составлять не менее 70% от её общего объёма. Новую модель уже протестировали в шести регионах.  

" На днях в Госдуму внесли законопроект, который предлагает установить минимальную зарплату учителя не ниже двух с половиной минимальных размеров оплаты труда.

Юлия Воронцова
18.10.23

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Blueyed (22/10/2023)
tanya_a, людям просто деваться некуда, потому и работают. Репетиторов сейчас и без того много, да и не все могут этим заниматься, а с возрастом , да с пед. образованием новую карьеру уже не начать, в маленьких городах тоже возможностей и перспектив нет, вот и вынуждены люди работать хоть где-то.

А вообще по теме, да, профессия учителя/преподавателя/воспитателя унижена и растоптана полностью.
MusjaS (21/10/2023)
А много ли у нас богатых ,сидящих здесь на сибмаме,чтобы обсуждать эту сторону.Сейчас главный критерий оценки человека-богат -беден.
БуБусик (21/10/2023)
Зп у всех в России не адекватна ценам
27? 37? Хамят? Мотивация?
Смех сквозь слезы в реальности
Вера_2013 (20/10/2023)
В сельских школах работать вообще некому, пенсионеры и только и у каждого к своим часам еще куча какой-то работы - совмещение. Удивляюсь их выносливости и нервной системе, дети очень сложные, часто педзапущенные и с телефоном в руках - откровенно глупые. Убрать телефоны, заинтересованность родителя, мотивация учителю и глядишь возродим человека разумного!
Пед.вуз. З/п доцента со всеми доплатами около 27 тыс., медицинский - ок. 37 тыс. На премию надо заработать (минус выходные, праздники, часть отпуска), плюс брать доп. часы. У учителей ситуация не лучше... В год педагога и наставника загрузили доп. мероприятиями почти без доплат. Для процветания государства учитель должен зарабатывать больше генерала (кит.), но в РФ его з/п ниже продавца из сетевого магазина. Отношение руководства на уровне манипуляций объектом, педагог всем всегда должен. Родители его жалеют, но не уважают, хамство в отношении учителей проявляется все чаще.
Skay (19/10/2023)
У учителей очень детализированная система оплаты труда, возможно в бюджете, не только у них.
Помимо оклада (весьма скромного от 8,3 тыс без категории до 10,8 тыс с высшей) у них гора доплат компенсационного и стимулирующего характера, которые назначаются весьма и весьма своеобразно...
Молодые специалисты, без этих видов доплат получают зачастую свой скромный оклад и доплату до МРОТ.
tanya_a (18/10/2023)
Удивительно, что до сих пор ещё люди работают учителями. Это тяжелый, не престижный и малооплачиваемый труд, хотя и очень важный и нужный.
LazarevaElena (18/10/2023)
Несправедливо как то, такая маленькая зарплата за квалифицированный труд с большим грузом ответственности
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться