/Занятия и игры для детей/Детские книги

Читаем летом: рекомендации опытных педагогов для школьников

Летние каникулы – время, свободное от уроков, но не от чтения, ведь впереди новый учебный год, и покорять список художественной литературы лучше заранее. Учителя двух новосибирских школ поделились с Сибмамой и перечнем нужных книг, и полезными советами.

Списки чтения на лето для всех классов, от 1 до 11!

Списки книг на лето для всех классов.  Чтение на лето для 1, 2, 3, 4 класса. Чтение летом после пятого класса. летнее чтение для средней и старшей школы.

 

 

 

«Войну и мир» не оставляйте на потом

– Единой программы по литературе для всех школьников страны не существует, – объяснила Татьяна Васильевна ГАВРЮШИНА, учитель русского языка и литературы средней школы № 61 имени Н. М. Иванова. – В нашей школе используется программа Г. С. Меркина. Есть, конечно, основные произведения, которые изучаются в обязательном порядке, независимо от того, кто автор учебника. Это, к примеру, романы Толстого и Достоевского.

Порядок чтения программных произведений, по словам Татьяны Гаврюшиной, особенного значения не имеет:

– Дети сегодня читают мало, поэтому задача-минимум на лето – прочитать наиболее объемные произведения, не оставлять их на учебный год. Например, «Войну и мир» Толстого или «Тихий Дон» Шолохова за пару недель освоить будет очень сложно. Бояться того, что ребенок что-то прочитает заранее, а потом забудет, не нужно. Есть такая вещь, как беглое чтение. Если книга уже прочитана, то вспомнить какие-то фрагменты, освежить в памяти детали ученику под силу. А небольшие произведения можно прочитать и в течение учебного года, например «Гранатовый браслет» Куприна, который изучается в одиннадцатом классе.

Дневники читателя, которые вели еще наши родители, не утратили актуальности до сих пор.

– Это полезная вещь, – говорит Татьяна Гаврюшина. – Особенно ответственно к заполнению дневника обычно подходят школьники среднего звена. Многие учителя ставят оценки за этот дневник, анализируют его вместе с ребенком, просят рассказать, что запомнилось особенно, что показалось наиболее интересным. Самая лаконичная версия дневника – это просто список прочитанных книг. Можно дополнить дневник записями собственных впечатлений, цитатами, которые впоследствии могут пригодиться для сочинения. Если возникли вопросы к учителю литературы, пусть ребенок запишет и их тоже. Единого стандарта ведения читательских дневников нет, выбор за учителем и детьми.

 

 
 Список литературы к 5 классу (программа Г.С. Меркина)
 
 Список литературы к 6 классу (программа Г.С. Меркина)
 
 Список литературы к 7 классу (программа Г.С. Меркина)
 
 Список литературы к 8 классу (программа Г.С. Меркина)
 
 Список литературы к 9 классу
 
Список литературы к 10 классу
 
Список литературы к 11 классу

 

Вместо фантастики – фэнтези

Наталья Александровна АФЛЯТУНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №3, также советует заранее обратить внимание на объемные произведения:

– Такие тексты есть в программе уже с восьмого класса. Очень важно, чтобы они были прочитаны. Что касается пятого и шестого класса, многие учителя даже не предлагают читать летом тексты, которые будут изучаться в течение учебного года: произведения небольшие, времени на них хватит и потом. Другое дело, что есть книги, которые ребенку важно прочитать в определенном возрасте. Например, с «Тремя мушкетерами» лучше познакомиться будучи подростком, потом будет уже просто неинтересно – есть множество взрослых людей, которые никогда не читали Дюма. Это касается и других приключенческих романов, например книг Вальтера Скотта.

Произведения, которыми когда-то зачитывались мы сами, совсем не обязательно вызовут восторг у наших детей, предупреждает Наталья Афлятунова.

– Сейчас у младших школьников популярна литература, которую мы не читали вообще: либо она была для нас слишком взрослой, либо произведений еще не существовало. Самый яркий пример – нам была интересна научная фантастика, а современным детям – фэнтези. Конечно, я стараюсь отслеживать, чем сейчас увлекаются школьники. Многим ребятишкам в третьем-пятом классах нравится серия «Коты-воители». Дети чуть постарше читают произведения Дмитрия Емца – про Мефодия Буслаева и Таню Гроттер. По-прежнему очень популярен Гарри Поттер во всех вариантах перевода. С одной стороны, школьников, которые много читают, стало меньше, с другой стороны, круг их чтения гораздо шире, чем у их предшественников.

” Нужно ли родителям контролировать детское чтение? Многое зависит от семейных традиций, считает Наталья Афлятунова.

– Всегда, в любом классе находятся дети, которые активно читают. Обычно у них и родители читают много. Такие дети, получив список литературы на лето, часто сообщают, что большинство произведений им уже знакомы. Мама или папа могут вместе с ребенком заполнить дневник читателя, указав название и автора произведения, основных героев и хитросплетения сюжета. Можно подсчитать и количество прочитанных страниц, а потом устроить в классе небольшое соревнование, вручив победителю хорошую детскую книжку. Если у вас есть любимые книги, которыми вы зачитывались когда-то, попробуйте поделиться ими с ребенком, а потом обсудить: очень интересно, как их воспримет человек другого поколения.

 

 
 Список литературы к 4 классу
 
Список литературы к 5 классу
 
 Список литературы к 6 классу
 
Альтернативный список литературы к 6 классу
 
 Список литературы к 7 классу
 
 Альтернативный список литературы к 7 классу
 
 Список литературы к 8 классу
 
 Альтернативный список литературы к 8 классу
 
 Список литературы к 9 классу
 
 Альтернативный список литературы к 9 классу
 
 Список литературы к 10 классу
 
 Альтернативный список литературы к 10 классу
 
 Список литературы к 11 классу
 
 Альтернативный список литературы к 11 классу

 

Для самых маленьких

Елена Николаевна НИКЛЯЕВА, учитель начальных классов школы №61 им. Н.М. Иванова, предупреждает: чтение для ребенка не должно быть наказанием.

– Когда малыш оформляет читательский дневник вместе с родителями, обсуждает с ними прочитанное, появляется вкус к чтению. Школа, в свою очередь, мотивирует хорошими отметками. Книги в списках на лето являются рекомендованными, на родительское усмотрение. Можно что-то выбрать из списка произведений и дополнить своими вариантами или читать все полностью. Список для первого класса начинается с фольклорных текстов, заканчивается рассказами о детях и животных, похожу последовательность мы можем наблюдать и в списках для второго, третьего, четвертого классов. Есть и «ниточка» ключевых авторов, к которым относятся Толстой, Драгунский, Бианки: их произведения изучаются с первого по четвертый классы.

Читательский дневник заполняют и самые юные ученики: как пояснила Елена Никляева, его ведение чаще всего оценивается педагогом, ведь помимо уроков чтения, есть и такой предмет, как внеклассное чтение.

– Оформление дневника меняется в зависимости от возраста ребенка. Это обычная тетрадь, печатного варианта нет. Первоклассникам в нашей школе мы предлагаем просто записывать автора произведения и его название, рисовать иллюстрации, может, лепить поделки из пластилина – формы работы самые простые. Затем ведение дневника усложняется. Ученики второго класса уже отвечают на вопросы по прочитанному и составляют свои собственные, выделяют тему и основную мысль книги. В третьем классе школьники работают со словарем, выписывают из текста незнакомые слова, привлекают личный опыт: например, открывая книгу о животных, записывают, что уже о них знают, а после прочтения пишут небольшой отзыв. В четвертом классе эти отзывы становятся уже маленькими сочинениями. Читательский дневник можно вести и летом, и в течение всего учебного года.

” Технический прогресс добрался и до детского чтения: даже первоклассники книги часто уже не читают, а слушают.

– Чтение – это прежде всего общение ребенка с книгой, индивидуальная деятельность, – рассказала Елена Никляева. – Но допускается и прослушивание аудиокниги, если ребенок находится в поездке. Возможен и формат электронной книги. Конечно, это крайняя мера, но бывают такие случаи, что в школьной библиотеке нужной книги нет, а в районной ее могут дать лишь на десять дней, после чего нужно либо продлевать абонемент, либо сдавать книжку. Если семья уезжает на каникулы, это очень неудобно. Рекомендация тут однозначная: главное – ознакомиться с произведением, а на бумажном носителе или электронном, уже другой вопрос.

 

Правило 1

Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать.

Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

 

Правило 2

Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правило в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.

Правило 3

Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.

 

Правило 4

В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.

 

Правило 5

Приведенный список книг - рекомендательный. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.

 

 
 Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором  курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

 

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок или предложение из текста).

Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.

 

 
 Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 2 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором  курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

 

Домашнее задание

 (Если очень хочется…)

Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополнить содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумать другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.

Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.

 

 
 Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 3 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором  курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

 

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Информацию, прочитанную в произведениях, можно представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

  • Что мне известно по данной теме? (Тема о природе, о животных, об авторе, по названию).

  • Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Двухчастный дневник - этот прием, который дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Он выглядит так:

  • Цитата:

  • Комментарий:

Можно предложить детям написать небольшой отзыв на прочитанную книгу.

 

 
Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 4 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором  курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

 

Домашнее задание

(Если очень хочется...)

Можно предложите детям записать «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному произведению.

Толстые вопросы

  • Дайте три объяснения, почему...?
  • Объясните, почему...?
  • Почему вы думаете ...?
  • Почему вы считаете ...?
  • В чем различие ...?
  • Предположите, что будет, если... ?
  • Что, если ... ?

Тонкие вопросы

  • Кто ?
  • Что ?
  • Когда ?
  • Может ..?
  • Будет ...?
  • Мог ли ... ?
  • Как звать ...?
  • Было ли ...?
  • Согласны ли вы ...?
  • Верно ли ...?

Выберите те вопросы, на которые вам хотелось бы ответить письменно. Напишите ответ на эти вопросы.

Воспользуйтесь для осмысления прочитанного текста «таблицей-синтезом». Перед чтением текста ребятам можно предложите записать в первый столбик таблицы ключевые слова, словосочетания, которые, как им кажется, будут опорными в тексте. Затем предлагается сделать записи во время чтения текста (выписать заинтересовавшие цитаты, слова, высказывания).

После прочтения текста в третий столбик сделать собственные пояснения, размышления.

  • Ключевые слова (до прочтения текста).
  • Выписки из текста (цитаты).
  • Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения).
  • Можно предложить детям написать отзыв на книгу.

Приятного и полезного летнего чтения!

23.06.2016
Подготовила Татьяна Яковлева
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
sono io (01/07/2020)
Debi
классный список!
Debi (01/07/2020)
Выдали список для будущих 6 классников.
Очень интересный на мой взгляд, есть из чего выбрать.

Скрытый текст:

Интересная история и мифы
1. Любовь Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
2. Михаил Гаспаров «Занимательная Греция»
3. Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
4. Соломон Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
5. Милица Матье «День египетского мальчика»
6. Жозеф Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
7. Вера Смирнова «Герои Эллады»
8. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
9. Лев Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»

Сказки, фантастика, фэнтези
10. Марина Аромштам «Плащ Крысолова»
11. Люк Бессон «Артур и минипуты»
12. Кир Булычев «Приключения Алисы»
13. Кейт ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эдварда», «Приключения мышонка Десперо»
14. Редьярд Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
15. Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»
16. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
17. Клайв Льюис «Хроники Нарнии»
18. Филип Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
19. Джоан Роулинг. Книги о Гарри Поттере
20. Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
21. Корнелия Функе «Чернильное сердце»
22. Карел Чапек «Сказки и веселые истории»
23. Михаэль Энде «Момо», «Бесконечная история»
24. Туве Янссон «Все о Муми-троллях»

Жизнь и приключения детей и взрослых
25. Наринэ Абгарян «Манюня»
26. Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
27. Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»
28. Лидия Будогоская «Повесть о рыжей девочке».
29. Луи Буссенар «Капитан Сорви-голова»
30. «Библиотека путешествий»: Америго Веспуччи, Фернан Магеллан; Николай Миклухо-Маклай «Путешествие на Новую Гвинею»; Фритьоф Нансен «Северный полюс», Амундсен Руаль «Южный полюс» и другие книги из этой серии
31. Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров»
32. Аркадий Гайдар «Судьба барабанщика»
33. Галина Галахова «Невозможный Кукушкин»
34. Мэри Мэйпс Додж «Серебряные коньки»
35. Александр Дюма «Три мушкетёра»
36. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Правдивая история Деда Мороза»
37. Михаил Зощенко Рассказы для детей
38. Елена Ильина «Четвертая высота»
39. Фазиль Искандер «День Чика»
40. Валентин Катаев «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря»
41. Вениамин Каверин «Два капитана»
42. Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания», «Будьте готовы, ваше величество», «Улица младшего сына»
43. Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов»
44. Элейн Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
45. Януш Корчак «Король Матиуш»
46. Владислав Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка»
47. Астрид Линдгрен «Рони, дочь разбойника», «Расмус-бродяга»
48. Джек Лондон «Рассказы южных морей»
49. Валерий Медведев «Фантазии Баранкина» («Баранкин, будь человеком!»)
50. О. Генри. Рассказы
51. Джеймс Олдридж «Последний дюйм»
52. Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней»
53. Мони Нильсон-Брэнстрем «Цацики идёт в школу»
54. Мария Парр «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»
55. Даниэль Пеннак «Камо. Побег», «Камо и я», «Камо. Агентство Вавилон», «Камо. Идея века»
56. Михаил Пришвин «Кладовая солнца»
57. Майн Рид «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Охотники на бизонов» и другие
58. Анатолий Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства»
59. Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»
60. Джонатана Свифт «Путешествие Гулливера»
61. Вальтер Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
62. Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»
63. Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
64. Анника Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
65. Рувим Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
66. Корней Чуковский «Серебряный герб»
67. Николай Чуковский «Водители фрегатов», «Морской охотник»

Жизнь и приключения животных и людей
68. Виктор Астафьев «Стрижонок Скрип»
69. Пол Гэллико «Томасина»
70. Джеральд Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
71. Редьярд Киплинг «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
72. Федор Кнорре «Солёный пёс»
73. Юрий Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
74. Александр Куприн «Белый пудель», «Ю-ю», «Слон»
75. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
76. Джек Лондон «Белый клык»
77. Фарли Моуэт «Собака, которая не хотела быть просто собакой»
78. Даниэль Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
79. Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
80. Энн Файн «Дневник кота-убийцы»
81. Вера Чаплина «Рассказы о животных»
82. Саша Чёрный «Приключения Фокса Микки»
не то что я хотела
Гость (29/06/2020)
Действительно, как опытный педагог может написать ДиккенЗ?
И еще, пишут в комментариях - "я читала своей дочке в 5-6 лет". Одно дело вы читали, совершенно другое - ребёнок. Смысл в этом.
Гость (16/06/2020)
Не М.В.Бойко, а М.В. Бойкина
sono io (04/06/2020)
Леонид (Гость) писал(а):
Списки очень спорные.
Селинджер к 7 классу, а "Фауст" к 8-му? А что там с возрастной психологией и со здравым смыслом? Улицкая и Толстая к 11-му? Это личные пристрастия авторши в женской прозе позволяют этих писательниц считать кем-то более, чем графоманками. Тогда уж в список и Донцову.

Аж полезла проверять. Действительно, Толстая с Улицкой. :eek: Местами странные списки. Особенно один из списков к 6 классу, практически одна фантастика в списке.
Списки очень спорные.
Селинджер к 7 классу, а "Фауст" к 8-му? А что там с возрастной психологией и со здравым смыслом? Улицкая и Толстая к 11-му? Это личные пристрастия авторши в женской прозе позволяют этих писательниц считать кем-то более, чем графоманками. Тогда уж в список и Донцову.
Гость (31/05/2020)
Под вашими рекомендациями стоит 2016 год. Просмотрела некоторые списки и была, честное слово, шокирована тем количеством ошибок в названиях произведений, которые, я понимаю, никто так и не проверил... Фамилия Диккенс всегда писалась именно так, а не с "з" на конце, а произведение Джека Лондона называется "Сказание о Кише", а не о Ките... Надо бы выверить списки и внести коррективы!
НастяФад (27/05/2020)
Татьяна (Гость)
Цитата:
Что за бред? То, что Вы рекомендуете к 9 классу, наши дети прочитали к 8

не нужно давать оценочных экспертных суждений. Если для вас это бред, посмотрели и прошли мимо, для другого человека это полезная и нужная информация.
Настя (26/05/2020)
Возможно, вам понравятся другие наши списки для чтения.

Список для чтения на лето. Для 3-4 классов
https://sibmama.ru/knigi-3-4-klass-leto.htm

Список для чтения на лето. Для 5-6 классов
https://sibmama.ru/knigi-5-6-klass-leto.htm
Настя (25/05/2020)
Софья. (Гость)
Разверните спойлер (скрытый текст) вот здесь, https://sibmama.ru/chtenie-na-leto.htm#4
Там будет список литературы для 4 класса
Здравствуйте.Я не могу понять где сам список за 4-5 класс?И я посмотрела в коментариях там прислали столько читать за 1 класс.Это слишком.
Что за бред? То, что Вы рекомендуете к 9 классу, наши дети прочитали к 8
Это списки для детей ЗПР?
Литературу для 5 класса я читала дочке в 5-6 лет. Особенно ей нравились "Листы каменной книги" Линевского. Да.....
Гость (22/05/2020)
Что за никогда! Половина произведений из школьной программы! Прежде чем давать рекомендации, загляните в учебники по литературному чтению и программы 1-4 классов.
1 | 2   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться