/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Что должен знать и уметь ребенок в два года

Когда «каляки» становятся осмысленными, а правила понятными


Среди миллиона родительских тревог не последнее место занимает страх, что с малышом что-то не так. Особенно, если это первенец, и мама с папой пока не знают точно, что в каком возрасте ребенок должен уметь делать и как себя вести. Не добавляют спокойствия и хвастливые заверения знакомых, что их чадо в 2 года уже писало картины маслом и разговаривало по-английски.

Дорогие родители, специально для вас мы составили чек-лист способностей и навыков, которыми в норме обладает двухлетка. Чтобы вы смогли сравнить своего малыша со среднестатистическим малышом, а не сыном (внуком) маминой подруги.

1.Стремление к самостоятельности

«Я сам!» ‒ в один прекрасный день огорошивает малыш родителей. И, действительно, отвергает помощь взрослых и пытается справиться с бытовыми задачами самостоятельно.

Например, двухлетка может сам помыть руки с мылом и даже без напоминаний вытереть их об полотенце. Способен снять с себя куртку, кофту, майку ‒ правда, застежки пока могут стать препятствием. Надеть ботинки (но не завязать шнурки, конечно). Может без посторонней помощи расправиться с содержимым своей тарелки, даже почти не измазавшись. Убрать за собой со стола.

Разумеется, получается пока не очень. Пока важнее само желание ребенка действовать независимо, чем результат.

" Иногда стремление ребенка к самостоятельности может раздражать родителей. Ведь неуклюжие попытки крохи самостоятельно справиться с рутинными задачами занимают, конечно, больше времени, чем если бы всё сделали взрослые.

Есть соблазн одернуть малыша, погасить его инициативу. Однако делать этого, конечно, не стоит.

Позвольте ребенку осваивать простейшие навыки, пока он сам этого хочет. Это лучшее, что вы можете сделать для его гармоничного развития.

2.Уверенное владение своим телом

Среднестатистический двухлетка:

  • довольно ловко поднимается и спускается по лестнице, придерживаясь за перила,
  • может ходить на носочках,
  • пинать мяч,
  • прыгать на месте и вперед,
  • стоять на одной ноге.

Довольно быстро в этот период развивается и мелкая моторика. На этом этапе малыш способен закрутить или открутить крышку на бутылке, построить башню из 3-4 кубиков.

Существуют специальные развивающие игры, стимулирующие физическое развитие ребенка. С их помощью возможно ускорить процесс.
Например, можно нанизывать крупные бусины на проволоку, кидать или катать друг другу мяч, забрасывать предметы в коробку. Такие игры пойдут малышу на пользу и очень ему понравятся.

3.Первый осмысленный художественный опыт

Бессменная классика, первый шедевр, который выходит из-под руки практически любого малютки ‒ «каляка-маляка», как обычно называют результат хаотичного движения карандаша по листу бумаги. Такой рисунок малыш способен нарисовать и раньше двух лет, если родители поощряют чадо.

" Примерно в 2 года в детских каракулях появляется осмысленность.

Например, можно предложить двухлетке нарисовать спираль, зеленую травку у дома, капельки, падающие из тучки вниз. И то, что выйдет из-под карандаша маленького художника, действительно будет отдаленно напоминать спираль, траву и капельки. (Тучку и дом пока придется рисовать вам. Не все сразу).

Обратите внимание! Далеко не любые краски и мелки можно давать двухлетнему художнику. Художественные принадлежности должны быть не ядовиты. Потому что малыш непременно попробует отправить их в рот, несмотря на все ваши предупреждения.

Это значит, что масляные краски пока под запретом. А вот акварель, к примеру, вполне безопасна… Есть ее специально не стоит, но, если немного попадет в рот ‒ ничего страшного.

4. Взаимодействие с окружающими при помощи речи

Малыш двух лет обычно уже хорошо знает такое важное слово, как «нет». И активно его применяет, зачастую к немалому раздражению родителей.

Когда вы первый раз слышите от карапуза комичное «неть!», это умиляет. Но когда чадо реагирует так на любое ваше предложение в течение недели ‒ трогательного тут мало...

Помимо этого двухлетка может:

  • Изъясняться простыми предложениями (из 2-3 слов).
  • Назвать свое имя, если спросить: «Кто ты? Как тебя зовут?»
  • Знает название некоторых предметов, животных, растений. Или имеет собственные версии этих названий. Например, может, тыкая пальцем к кошку, говорить «мяу» или «кыса».

В этом возрасте дети также делают первые попытки выражать свои эмоции словесно. Могут сказать, что хотят есть. Может быть, что им страшно или грустно.
Если малыш растет в мультиязычной среде, то в его речи могут присутствовать слова из разных языков. Дети быстро впитывают то, что слышат постоянно.

" Чем больше вы будете разговаривать со своим чадом, тем лучше и быстрее оно научится выражать свои мысли и желания.

5.Готовность следовать правилам

Количество правил, которые ребенок способен усвоить к возрасту 2 лет, крайне невелико. Среднестатистический двухлетка знает, что мусор нужно выбрасывать в урну. В курсе, что игрушки за собой требуется убирать. Что нельзя брать без спросу чужие вещи.

Не столь важно, какие конкретно правила уже присутствуют в голове ребенка, а какие вы до него еще не донесли.

" Главное, чтобы малыш в принципе осознавал значение слова «надо». И был готов подчиняться ограничениям в случае необходимости.

6.Проявление заботы и сопереживания

Малыш 2 лет пока не может ни о ком по-настоящему позаботиться. Он сам нуждается в постоянной опеке, это ему требуется помощь.

" Однако способность сопереживать и желание помочь впервые проявляются уже в этом возрасте.

Например, ребенок становится серьезным, если в его присутствии плачут. Он может обнять плачущего человека, прижаться к нему.

О многом способно рассказать наблюдательному родителю то, как малыш обращается со своими игрушками. Если он проявляет по отношению к ним нежность, целует, обнимает их, то все идет так, как должно.

Что делать, если ребенок запаздывает в развитии по нескольким пунктам?

Ваш малыш пока не умеет стоять на одной ноге, хотя ему уже исполнилось 2 годика? Просит у мамы, чтобы она помогла ему снять свитер? Не торопится убирать за собой игрушки?

Не волнуйтесь. Это не обязательно сигнализирует о проблемах.

Каждый человек индивидуален и проходит свой уникальный путь. Кто-то быстро развивается физически, но не спешит проявлять самостоятельность. Кто-то сразу разговаривает длинными предложениями, но не рисует ничего сложнее каляки-маляки.

" В ваших силах выровнять ситуацию. Зная области, где малыш немного запаздывает, вы можете прицельно развивать именно их.

Малыш отстает по трем  или более пунктам нашего чек-листа? Это повод насторожиться. Мы советуем вам на всякий случай проконсультироваться с детским педиатром, которому вы доверяете. Может быть, причина запаздывания кроется в физических особенностях ребенка. Чем скорее вы разберетесь с этим, тем быстрее сможете помочь крохе. Подобрать корректное лечение или просто выстроить занятия с ним с учетом его особенностей.

Играйте с ребенком, разговаривайте, выражайте любовь и поддержку. И это обязательно поможет!

Надежда Лукашова,
16.11.21

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться