2 3 |
/О детях/Воспитание и психология/Наказания
Наказывать ребенка или заключать с ним договор?О наказаниях написано уже довольно много. Огромное количество копий сломано в спорах: наказывать или не наказывать, если наказывать, то каким образом, чтобы достичь необходимого эффекта и минимально травмировать ребенка. Рассмотрим минусы нескольких наиболее типичных способов наказания и поговорим об альтернативе – методе логической последовательности. Физическое наказаниеОдной из самых распространенных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе ребенка перед болью. Традиционно считается, что физическое наказание – эффективный способ воздействия на ребенка. Действительно, порка помогает подчинить ребенка воле родителя. В момент наказания ребенок готов сделать и пообещать все, что угодно для того, чтобы устранить источник боли. Помимо того, что физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают ребенка, они, как правило, не разрешают конфликт, а создают лишь иллюзию его разрешения.
Также частое применение побоев способно надломить волю ребенка и превратить его в покорную, безынициативную, легко подчиняемую личность. Такому ребенку позднее будет сложно противостоять чужой воле, проявляемой более сильным человеком, что увеличивает возможность попадания ребенка в преступные группировки и наркоманские тусовки.
Лишения и запретыДовольно распространенной формой наказания является лишение ребенка части родительской любви и внимания. Это очень серьезный способ наказания, учитывая дефицит родительского внимания, испытываемый многими детьми. К тому же дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослого. Легкое недовольство родителя может быть истолковано малышом как вселенская трагедия: я плохой, меня больше не любят и это навсегда, что может подорвать уверенность ребенка в себе и своих силах, отразиться на его желании и умении строить теплые близкие отношения с другими людьми.
ОбсуждениеЕще один способ наказания – это навешивание ярлыков на ребенка и публичное обсуждение его проступков. Например, ребенок роняет и разбивает чашку. Реакция мамы при этом: "Вот безрукий-то!" И реплика присутствующей при этом подруге: "Что же это за наказание? Ломает все, что в руки берет!" Ребенок при этом чувствует себя отвергнутым и ненужным и может привыкнуть к постоянному ощущению вины по любому поводу. Это может привести к эмоциональным срывам и другим негативным последствиям, и, конечно, не способствует созданию теплых доверительных отношений внутри семьи.
Итак, из рассмотренных выше примеров типичных способов наказаний видно, что ни один из этих способов не решает проблемы, связанной с проступком ребенка, раз и навсегда. И вопрос о наказаниях остается открытым. В задачи нашей статьи не входит предложить еще один вид наказания, способный стать панацеей во всех конфликтных ситуациях. Мы предлагаем альтернативу наказанию в его привычном понимании. Естественные последствияВ детской психологии существует интересная концепция наказаний и поощрений, разработанная Р. Дрейкурсом и поддерживаемая некоторыми отечественными психологами. Согласно этой концепции, не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков. Последствия могут быть двух видов - естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, "это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого". Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Если вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:
Логическая последовательностьОднако не во всех ситуациях могут быть применены естественные последовательности. Например, естественное развитие событий может быть опасно для ребенка или для его срабатывания нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие.
Логические последовательности направлены на то, чтобы улучшить будущее поведение, а не наказывать за прошлое поведение. Не пытайтесь применять логические последовательности в разгаре конфликта, это приведет к логическому наказанию. Вместо этого следует выйти из конфликта, успокоиться и только затем предпринять шесть шагов построения алгоритма логической последовательностью. Логическая последовательность - это договор, заключенный между родителем и ребенком как равноправными партнерами. При некотором сходстве с наказаниями логические последовательности (ЛП) имеют ряд отличий.
Нужно задать себе вопрос: что меня как родителя беспокоит в этой ситуации? В чем основная проблема? Если дело в том, что игрушки разбросаны, тогда я сама могу их собрать. А если в том, что ребенок не хочет выполнять мои требования, тогда это совсем другой разговор. Это рассуждение позволяет сделать следующие выводы:
Логические последовательности - очень тонкий механизм взаимоотношения с детьми, они направлены на то, чтобы улучшить будущее поведение, а не наказывать за прошлое поведение. Не следует пытаться применять логические последовательности в разгар конфликта, это приведет к логическому наказанию вашего ребенка.
Предлагаем всем родителям попробовать свои силы в самостоятельном составлении алгоритмов логических последовательностей для двух-трех конфликтных ситуаций и расширить список ситуаций допустимых для естественных последствий. 25.11.04
это все конечно здорово, но иногда единственный выход - это хорошенько наказать, чтобы понял и больше никогда так не делал, я считаю, потому что иногда бывают мелкие глупости, когда можно просто разъяснить, что так нельзя, обойтись без наказания, но иногда дети ведут себя совсем неадекватно, ничего и никого слушать не хотят, так что...
к сожалению, в статье не было раскрыто понятие "логические последовательности". Информации о том, что это есть некий договор между родителями и ребенком абстрактна, чтобы принять совет к реальному действию, хоть и приведенные отличия от наказания звучат заманчиво. Уточните, о чем именно этот договор? Будьте любезны привести четкие жизненные примеры (например, если ребенок двух-трех лет, гуляя на улице, постоянно убегает от своих родителей "в горизонт". о чем с ним нужно договориться его родителям?)
Статья мне понравилась. Понравилась потому, что, наверное, в детстве была бита , как "сидорова коза". Мама видела во мне черты ненавистного ей человека - моего отца, она постоянно повторяла: "Ты, как твой отец!" Я её любила и ненавидела, ненавидела за битьё. Я рассуждала так, сотворив что-либо: "Всё равно влетит! не пойду домой, погуляю ещё!" И мама выбивала с меня это упрямство, черты ненавистного ей человека...
Я помню это, помню став взрослой женщиной, иногда плачу... Наверное, обида так и не прошла, боль не прошла... А мама очень поздно поняла, что сделала... Но всё-таки поняла. И мы с ней научились разговаривать. И так хочется научиться разговаривать со своими детьми, по доброму, по хорошему. ЭТО БОЛЬШОЙ ТРУД!!! А мы, поддав ребенку просто идём самой короткой дорогой, нам нужен быстрый и положительный результат. Мне очень нравиться эта система воспитания.Я была на похожем тренинге и когда всеми силами старалась использывать логические последствия они работали,у меня двое мальчиков 4 и 2 года,очень активные и любознательные и с ними действительо очень трудно.И я знаю,когда я устаю,не работаю над собой,своими реакциями,злостью и обидчивостью,тогда самое подлое,простое и знакомое используется это крик и шлепки,мне просто так мерзко после этого,что не могу передать.Я считаю,что очень несправидливо бить тех кто не может дать сдачи,а тем более детей.Нужно учиться разговаривать,сдерживать свои эмоции и влиять на детей другими способами,а не насилием.Отличная статья,спасибо за информацию,которая подталкивает на изменения себя. Здравствуйте ! Всё это конечно интересно то что написано в этой статье но как это приминить сразу к трём детям ? У нас младшей девочке два годика , среднему четыре , старшему девять , очень не послушные дети , и мне кажеться всё исходит от старшего , а малые берут с него пример ! Посоветуйте что то ! чуть больше месяца назад я могла со своим малышом и договориться и вообщё не возникало ни каких проблем в воспитании.но потом моё прибывание в роддоме за каких то 7дней,всё изменилось,я не узнаю своего малыша.он поднимает такие истерики на мои просьбы что то сделать,очень громко начал разговаривать,всё кидает швыряет и тут без физического наказания я справиться не могу.Я вообще не могу ничего понять,я не знаю что делать. Соглашусь, что статья немного оторвана от реалий. Вообще никогда не наказывать - это не правильно! Элемент наказания должен присутствовать в процессе воспитания, как один из инструментов коррекции поведения. Конечно, применять этот "инструмент" надо с умом и осторожностью. Но применять - надо. Наказание помогает закрепить правильные ориентиры в жизни. На эту тему есть хорошая статья на блоге "Газеты для родителей" Там, на мой взгляд, более практично описывается проблема наказаний. В общем, решать каждому. Но стоит помнить, что отсутствие наказания допустимо только в идеальном и утопическом обществе. К сожалению, нам еще рано. И наказание приходится применять ради самого же ребенка, дабы тот лучше видел такую размытую границу между "хорошо" и "плохо"... на мой взгляд, эта статья правильная, но минус в ней, то-что получается ребёнка наказывать нельзя. вы попробуйте ребёнка вообще не наказывать, что вы получете? вот-вот, ребёнка сидящего на вашей же шеи!!! Нового я ничего не узнала! Статья хорошая, о не совсем справедливая. Современные дети очень непослушные и своенравные,не хотят считаться с мнением взрослых. Поэтому легкая порка и связанная с ней боль заставят запомнить чего делать не сделует, а то все эти безполезные разговоры,нотации, лишение карманных денег и развлечений ни кчему не приводят, только делают детей,особенно девочек, болеенаглыми и упрямыми. Легкая порка очень нужна. Отличная статья: новая ступень для саморазвития самих родителей и помощи развития ответственности у детей. |
Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)Регрессология (Познай себя: духовные и телесные практики, системы саморазвития)Борщ - 2024 (Кулинарный форум)Орхидеи - 11 (Цветы и домашние растения)Деменция (старческое слабоумие) (Лечение и здоровье взрослых. Медицина )Ассоциации №36 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Флешмоб Время путешествий: Мир вокруг нас (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Новинка 2024 г Annabella и Hayati Attar Collection (Парфюмерные распивы)Аромат дня -16 (Клуб любителей парфюма)
Объявления
Одежда для подростка (сша, Германия, Франция) (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Женская одежда. Распродажа! Добавила 07.12 (Одежда для взрослых (ДО))Продам герань (Цветочный рынок. Объявления по домашним растениям)Продам женскую обувь "remonte", "suave","gabor" (Обувь для взрослых (ДО))Продам юбку. (Одежда для взрослых (ДО))Продам сервизы. Добавила хрусталь, наст. лампу и др. (Товары для дома и семьи. (ДО))Обменяю на небольшие пластиковые горшки для цветов (Пункт обмена и проката)Аналог лего (Детские товары (ДО) в Новосибирске)товары для рукоделия, пряжа (Товары для рукоделия (ДО) Объявления)Эльза. Свинка Пеппа. Мешок для игрушек. (Детские товары (ДО) в Новосибирске)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |