2 3 |
/О детях/Воспитание и психология/Наказания
Наказывать ребенка или заключать с ним договор?
Рассмотрим минусы нескольких наиболее типичных способов наказания и поговорим об альтернативе – методе логической последовательности. Физическое наказаниеОдной из самых распространенных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе ребенка перед болью. Традиционно считается, что физическое наказание – эффективный способ воздействия на ребенка. Действительно, порка помогает подчинить ребенка воле родителя. В момент наказания ребенок готов сделать и пообещать все, что угодно для того, чтобы устранить источник боли. Помимо того, что физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают ребенка, они, как правило, не разрешают конфликт, а создают лишь иллюзию его разрешения.
Также частое применение побоев способно надломить волю ребенка и превратить его в покорную, безынициативную, легко подчиняемую личность. Такому ребенку позднее будет сложно противостоять чужой воле, проявляемой более сильным человеком, что увеличивает возможность попадания ребенка в преступные группировки и наркоманские тусовки.
Лишения и запретыДовольно распространенной формой наказания является лишение ребенка части родительской любви и внимания. Это очень серьезный способ наказания, учитывая дефицит родительского внимания, испытываемый многими детьми. К тому же дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослого. Легкое недовольство родителя может быть истолковано малышом как вселенская трагедия: я плохой, меня больше не любят и это навсегда, что может подорвать уверенность ребенка в себе и своих силах, отразиться на его желании и умении строить теплые близкие отношения с другими людьми.
Обсуждение
Итак, из рассмотренных выше примеров типичных способов наказаний видно, что ни один из этих способов не решает проблемы, связанной с проступком ребенка, раз и навсегда. И вопрос о наказаниях остается открытым. В задачи нашей статьи не входит предложить еще один вид наказания, способный стать панацеей во всех конфликтных ситуациях. Мы предлагаем альтернативу наказанию в его привычном понимании. Естественные последствияВ детской психологии существует интересная концепция наказаний и поощрений, разработанная Р. Дрейкурсом и поддерживаемая некоторыми отечественными психологами. Согласно этой концепции, не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков. Последствия могут быть двух видов - естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, "это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого". Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Если вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:
Логическая последовательностьОднако не во всех ситуациях могут быть применены естественные последовательности. Например, естественное развитие событий может быть опасно для ребенка или для его срабатывания нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие.
Логические последовательности направлены на то, чтобы улучшить будущее поведение, а не наказывать за прошлое поведение. Не пытайтесь применять логические последовательности в разгаре конфликта, это приведет к логическому наказанию. Вместо этого следует выйти из конфликта, успокоиться и только затем предпринять шесть шагов построения алгоритма логической последовательностью. Логическая последовательность - это договор, заключенный между родителем и ребенком как равноправными партнерами. При некотором сходстве с наказаниями логические последовательности (ЛП) имеют ряд отличий.
Нужно задать себе вопрос: что меня как родителя беспокоит в этой ситуации? В чем основная проблема? Если дело в том, что игрушки разбросаны, тогда я сама могу их собрать. А если в том, что ребенок не хочет выполнять мои требования, тогда это совсем другой разговор. Это рассуждение позволяет сделать следующие выводы:
Логические последовательности - очень тонкий механизм взаимоотношения с детьми, они направлены на то, чтобы улучшить будущее поведение, а не наказывать за прошлое поведение. Не следует пытаться применять логические последовательности в разгар конфликта, это приведет к логическому наказанию вашего ребенка.
Предлагаем всем родителям попробовать свои силы в самостоятельном составлении алгоритмов логических последовательностей для двух-трех конфликтных ситуаций и расширить список ситуаций допустимых для естественных последствий. 25.11.04
это все конечно здорово, но иногда единственный выход - это хорошенько наказать, чтобы понял и больше никогда так не делал, я считаю, потому что иногда бывают мелкие глупости, когда можно просто разъяснить, что так нельзя, обойтись без наказания, но иногда дети ведут себя совсем неадекватно, ничего и никого слушать не хотят, так что...
к сожалению, в статье не было раскрыто понятие "логические последовательности". Информации о том, что это есть некий договор между родителями и ребенком абстрактна, чтобы принять совет к реальному действию, хоть и приведенные отличия от наказания звучат заманчиво. Уточните, о чем именно этот договор? Будьте любезны привести четкие жизненные примеры (например, если ребенок двух-трех лет, гуляя на улице, постоянно убегает от своих родителей "в горизонт". о чем с ним нужно договориться его родителям?)
Статья мне понравилась. Понравилась потому, что, наверное, в детстве была бита , как "сидорова коза". Мама видела во мне черты ненавистного ей человека - моего отца, она постоянно повторяла: "Ты, как твой отец!" Я её любила и ненавидела, ненавидела за битьё. Я рассуждала так, сотворив что-либо: "Всё равно влетит! не пойду домой, погуляю ещё!" И мама выбивала с меня это упрямство, черты ненавистного ей человека...
Я помню это, помню став взрослой женщиной, иногда плачу... Наверное, обида так и не прошла, боль не прошла... А мама очень поздно поняла, что сделала... Но всё-таки поняла. И мы с ней научились разговаривать. И так хочется научиться разговаривать со своими детьми, по доброму, по хорошему. ЭТО БОЛЬШОЙ ТРУД!!! А мы, поддав ребенку просто идём самой короткой дорогой, нам нужен быстрый и положительный результат. ![]() ![]() Всё это конечно интересно то что написано в этой статье но как это приминить сразу к трём детям ? У нас младшей девочке два годика , среднему четыре , старшему девять , очень не послушные дети , и мне кажеться всё исходит от старшего , а малые берут с него пример ! Посоветуйте что то ! чуть больше месяца назад я могла со своим малышом и договориться и вообщё не возникало ни каких проблем в воспитании.но потом моё прибывание в роддоме за каких то 7дней,всё изменилось,я не узнаю своего малыша.он поднимает такие истерики на мои просьбы что то сделать,очень громко начал разговаривать,всё кидает швыряет и тут без физического наказания я справиться не могу.Я вообще не могу ничего понять,я не знаю что делать. ![]() На эту тему есть хорошая статья на блоге "Газеты для родителей" Там, на мой взгляд, более практично описывается проблема наказаний. В общем, решать каждому. Но стоит помнить, что отсутствие наказания допустимо только в идеальном и утопическом обществе. К сожалению, нам еще рано. И наказание приходится применять ради самого же ребенка, дабы тот лучше видел такую размытую границу между "хорошо" и "плохо"... ![]() ![]() Современные дети очень непослушные и своенравные,не хотят считаться с мнением взрослых. Поэтому легкая порка и связанная с ней боль заставят запомнить чего делать не сделует, а то все эти безполезные разговоры,нотации, лишение карманных денег и развлечений ни кчему не приводят, только делают детей,особенно девочек, болеенаглыми и упрямыми. Легкая порка очень нужна. ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Актуальные темы форумов
Игры разума, J. M. Blackberry, Sea Salt, M.P.Blackberry, Floral (Парфюмерные распивы)Luigi Borelli : Vicuña Wool-Cotton- Cashmere (Парфюмерные распивы)Библиомания-2025 (Культурная жизнь)Рыбные пироги (Кулинарный форум)О чем бы еще поныть...))) Том 22 (Обо всем)Детские лагеря НСО. Куда отправить школьников на отдых (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Что? Где? Почем? Том 27 (Обо всем)Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)Essential Parfums Бергамот и мускус (Парфюмерные распивы)Attar Azora.Hayati (Парфюмерные распивы)
![]() Объявления
Женская одежда 46-48 и 50-52размера (Одежда для взрослых (ДО))Одежда для беременных 48-52 размер (Товары для беременных и кормящих (ДО))Вещи на мальчика от 98 до 120см, добавила новые от 12.09.23г (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Обувь для мальчика и девочки 20-30р., добавила новые 18.09 (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))для М 80-122, Все Сезоны (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))женское 46-58, мужское 48-54 (Одежда для взрослых (ДО))Обувь для мальчика на все сезоны, спорт, школа в отл. сост. (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))мальчику 122-151, новое и в отл. сост., школа (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)ящик лего, книги, развивашки, мультики, спорт товары (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Шик, Книги беременным, детям, худож.лит., мульты, украшения (Товары для дома и семьи. (ДО))
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |