Мультики как успокоительное: стоит ли использовать мультфильмы, чтобы успокоить маленьких детей
В большинстве своем мультфильмы создаются специально для детей. При правильном подборе контента и дозировании времени просмотра они могут помочь в воспитании и обучении, положительно повлиять на психологическое развитие и формирование моделей поведения детей.
Однако современные мамы нередко используют мультики, чтобы отвлечь и успокоить ребенка. Сегодня узнаем, что по поводу такого успокоительного средства думают психологи, а также расскажем, когда и как смотреть мультфильмы без вреда.
Для чего нужны мультфильмы
Мультфильмы помогают развивать мышление и сознание ребенка, с их помощью дети познают окружающий мир, учатся поведению в различных ситуациях и отношениям между людьми. Во время просмотра мультисторий ребенок ассоциирует себя с героями и примеряет на себя разные роли, это позволяет ему увидеть разные поведенческие модели, оценить поступки героев, понять, что ими движет, научиться различать добро и зло.
Мультфильмы, как всякое искусство, вызывают эмоции, развивают чувства и способствуют проявлению эмпатии. Они знакомят детей с этическими нормами, учат обдумывать свои действия и решать жизненные задачи. Это хороший инструмент для осознания ребенком собственного я и действенное воспитательное и обучающее средство.
Польза мультфильмов:
- способствуют эмоциональному развитию ребенка;
- учат и расширяют кругозор;
- заставляют думать, делать логические выводы, фантазировать, искать причинно-следственные связи;
- умножают жизненный опыт;
- помогают адаптироваться к появлению чего-то нового в жизни (поступлению в детский сад или школу, рождению братика или сестренки и другого).
" Конечно, все перечисленное относится не ко всем мультфильмам – они принесут пользу ребенку, если будут соответствовать возрасту, иметь простую сюжетную линию и положительных героев, а время их просмотра будет дозировано.
Мультики в качестве успокоительного
Очевидно, что мультфильмы могут выполнять разные функции: воспитывать, обучать, развивать, развлекать или успокаивать. Поэтому их выбор должен быть обусловлен не только возрастом ребенка и сюжетом истории, но и ситуацией.

Так вот успокоительная функция мультиков имеет неоднозначное толкование. Одно дело, когда ребенок капризничает, и чтобы его усмирить, ему включают телевизор или компьютер, а другое – когда ему ставят добрую сказку перед каким-то волнительным событием (к примеру, перед походом к врачу). Во втором случае мультфильм действует успокаивающе, настаивает ребенка на определенный лад. А что же происходит в первом случае? Конечно же, капризуля будет отвлечен происходящим на экране, однако если вы станете включать мультики каждый раз во время капризов, очень скоро он уловит причинно-следственную связь и начнет манипулировать вами – будет капризничать специально, чтобы прильнуть к экрану.
" Помимо этого психологи отмечают, что постоянное использование мультфильмов в качестве успокоительного тормозит развитие саморегуляции и самооконтроля. После этого детям сложно переключить свое внимание и найти выход из проблемных ситуаций.
Тестирование детей в возрасте до двух с половиной лет показало, что чем дольше и активнее родители отвлекали малышей от негативных проявлений с помощью экранов, тем хуже они могли справиться со своими эмоциями без этого отвлекающего маневра. К тому же тестируемым было трудно сконцентрировать внимание при выполнении самых простых заданий.
Такой результат специалисты по детской психологии объясняют тем, что в период от восьми-девяти месяцев до двух с половиной лет у ребенка идет активное развитие так называемых исполнительных когнитивных функций, с их помощью человек регулирует и контролирует свое поведение, эмоции и внимание, планирует свои действия и осознает их последствия. Экранное успокоительное в неограниченном количестве значительно замедляет развитие этих функций и, как следствие, не дает детям научиться саморегуляции и самоконтролю.
Когда и как смотреть мультфильмы
Неврологи и педиатры не рекомендуют смотреть мультфильмы раньше двух, а лучше – трех лет. До этого времени дети еще не способны разделять реальную и вымышленную экранную жизнь. Потому, наблюдая яркую и быструю смену событий на экране, моментальное перемещение героев с одного места на другое, малыш думает, что и в реальности все происходит так же – в результате у него может сформироваться искаженная картина окружающего мира.

К тому же поток картинок, музыки, реплик, льющийся с экрана, перегружает психику малыша, он становится раздражительным, плохо спит, не проявляет интереса к естественному познанию мира, к играм и человеческому общению.
Начинать промотор нужно с коротких мультиков – не больше 10-15 минут. Для трехлетнего ребенка безвредным будет один мультик в день. В дальнейшем пребывание у экрана должно быть ограничено часом в течение дня.
" Лучше смотреть мультфильмы в первой половине дня, когда у ребенка есть силы воспринимать новую информацию. Нежелательно включать мультики во время еды – это может привести к расстройству пищевого поведения.
Выбирать мультконтент следует, ориентируясь на возрастные особенности развития ребенка – ему должен быть понятен смысл происходящего на экране.
Правильнее всего будет смотреть мультики вместе с ребенком – родители помогут ему разобраться в поведении героев, выявить причины тех или иных поступков, дать им оценку. По мнению психологов, просмотренное необходимо обсуждать с детьми.
Рекомендуемый перечень вопросов, которые стоит задать маленькому зрителю после мультсеанса, может быть таким:
- Что тебе понравилось в главном герое, а что – нет?
- Кто из героев был тебе интересен больше всего? Почему?
- На кого из твоих знакомых похож герой? Чем?
- С кем из героев ты бы хотел дружить? Почему?
- Если бы ты был героем мультфильма, как бы ты поступил?
- Кого из героев тебе хочется пожалеть, кого ты боишься? Почему?
- Чему учит эта история?
" Не оставляйте ребенка перед экраном одного, даже если нет возможности посмотреть фильм вместе с ним от начала до конца, будьте рядом, чтобы пояснить происходящее или успокоить во время какого-то тревожного эпизода.
Конечно, важна не только воспитательная, но и обучающая роль анимационных фильмов. Выбор большой: есть мультики, которые помогают научиться считать, читать, различать цвета и формы, познакомиться с животным и растительным миром, усвоить правила поведения в различных ситуациях. Для этих целей подойдут не только мультфильмы, но и специальные игровые детские телепередачи.
Памятка для родителей
- Не ставьте мультики, чтобы отвлечь ребенка от его переживаний – он должен научиться проживать и контролировать свои эмоции.
- Не используйте мульфильмы, чтобы освободить свое время.
- Не заменяйте экраном человеческое общение, игры и другие виды деятельности.
- Дозируйте экранное время. Наблюдайте за ребенком во время просмотра мультфильмов, обращайте внимание на то, как это влияет на его поведение и сон, корректируйте расписание анимационных сеансов в зависимости от его индивидуальных особенностей.
- Не кормите ребенка под мультики, воспитывайте культуру просмотра – сделайте экранное время ритуалом так, чтобы посмотреть мультфильм можно было только в определенное время и в определенном месте.
- Выбирайте добрые и поучительные истории с положительными героями, которые побеждают зло.
- Смотрите фильмы вместе с ребенком и обсуждайте увиденное.
- Включайте мультики на большом экране и при достаточном освещении – это позволит избежать проблем со зрением.

Если соблюдать эти несложные правила, то мультики станут хорошим развивающим инструментом.
" Не нужно запрещать смотреть мультфильмы, но стоит воспитывать культуру просмотра, объяснить, что наряду с фильмами в жизни существует много интересного и увлекательного. А для того, чтобы отвлечь и успокоить ребенка, проводите с ним побольше времени: читайте книги, рисуйте, лепите, играйте, гуляйте и давайте возможность пообщаться со сверстниками.
Алина Тищенко
28.03.2024